Проблемы развития системы образования Российской Федерации




НазваниеПроблемы развития системы образования Российской Федерации
страница1/61
Дата27.08.2012
Размер3.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.)/ Отв. ред. А.А. Воронина. Екатеринбург, 2008.



Ответственный редактор:


кандидат юридических наук А.А. Воронина



Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу современного образования, образовательного законодательства, правового образования, прогнозу развития системы образования Российской Федерации. Сборник будет полезен руководителям, экспертам и юристам системы образования, педагогическим работникам, студентам, учащимся, родителям, всем, кому небезразлична судьба отечественного образования.



©©


Российский государственный профессионально-педагогический
университет, 2008


Содержание


Раздел 1. Проблемы развития системы образования Российской Федерации 4

Раздел 2. Проблемы формирования правовой культуры
в современном российском обществе 109


Раздел 3. Правовые проблемы современной России 233

Раздел 4. Документационное обеспечение управленческой и иной деятельности 290

Сведения об авторах 315



Раздел 1. Проблемы развития системы образования Российской Федерации




Денисов С.А.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ УНИВЕРСИТЕТОВ



Автор статьи на протяжении многих лет изучает свойства государств особого типа, которые называются административными. Это государства, обеспечивающие в первую очередь интересы обособленных управленческих групп, составляющих аппарат государства1. К этому типу государства, в частности, относится российское государство царского
и советского периода. Сегодня отечественное государство сохраняет некоторые черты государства административного типа.

Административное государство стремится подавить всякую свободу
в обществе, не допустить формирования сильного гражданского общества. Оно превращает университеты в государственные организации, которые должны, в первую очередь, готовить кадры новой бюрократии, а так же ученых и преподавателей, готовых служить этой бюрократии. Этим университеты в административных государствах отличаются
от европейских университетов, которые зарождались как корпорация студентов и преподавателей для ограждения от насилия извне, для защиты своих интересов2. Университеты как товарищество профессоров
и студентов существовали в Средневековье наряду с купеческими гильдиями, городскими коммунами3. Западные университеты являются частью гражданского общества и готовят, в первую очередь, членов гражданского общества, способных контролировать государство,
не допускать появления самодержавной бюрократии.

В целях превращения университетов в инструменты административного государства, они лишаются автономии. В российской империи это достигалось в основном посредством введения должности попечителя, который осуществлял надзор за работой университета. Руководство университетов назначалось министерством и иногда утверждалось императором1. Для подавления возникшей университетской автономии в 1918 г. советское государство стало назначать в университеты правительственных комиссаров, а с 1921 года превращает ректоров
в ответственных перед комиссариатом советских работников2. Преподаватели превращены в государственных чиновников особого рода, подчиняющихся государственной дисциплине. Их можно уволить вне зависимости от их квалификации, за нелояльность к государству. После периода университетской автономии 90-х гг. ХХ в. отечественное государство вернулось к контролю за выборами ректоров вузов. Фактически кандидаты на должность ректора вуза утверждаются министерством. Затем оно утверждает сделанный вузом выбор. Сегодня
не редко в вузах вводится должность проректора по обеспечению безопасности. На эту должность принимают бывших работников КГБ-ФСБ. Осуществляют ли они надзор за лояльностью преподавателей
и студентов по отношению к правящей в стране группе – неизвестно.
Но преподаватели, по старой привычке, вводят у себя внутреннего редактора.

Деятельность университетов административных государств регулируется не внутрикорпоративными документами, а нормативными актами, исходящими от органов государственного управления (нормами административного права). 17 января 1820 г. была высочайше утверждена Инструкция директору Казанского университета, которая определяла, как перестроить преподавание и воспитание, чтобы уничтожить
«дух вольнодумства и лжемудрия». В последствии она стала применяться и в других университетах1. Уставы университетов носят только внешнее сходство с корпоративным документом. На самом деле они вырабатываются органами государства. Советское государство уничтожило все элементы самостоятельности университетов, оплело их деятельность разного рода инструкциями министерств2. В марте 1921 г. Народный комиссариат просвещения принял «Положение об управлении высшими учебными заведениями РСФСР», ликвидирующее автономию университетов. Сегодня наблюдается усиление роли административного регулирования университетской жизни. Высшая бюрократия вновь почувствовала себя «хозяином в обществе».

Принципом западного университета с XVII в. является свобода научного исследования и преподавания3. Административное государство не может допустить этого4. Государственный контроль за университетами осуществляется за счет навязывания им из министерства программ обучения, учебных планов и контроля за содержанием лекций преподавателей. Уже устав 1804 г. предписывал преподавателям вести чтение лекций по пособиям, санкционированным советом университета5. Государство может устанавливать список литературы, которой могут пользоваться преподаватели и студенты. В отдельные периоды царское правительство устанавливало запреты на ввоз книг из-за рубежа.
В советский период все книги с содержанием нелояльным к советской власти были помещены на специальное хранение, т.е. были засекречены как оружие врага, которое могло изучаться только избранными для выработки контрмер. Советское государство изолировало университеты страны от внешнего мира. Контакты с зарубежными университетами были сведены к минимуму. Сознание людей изменяется достаточно долго. Значительная часть преподавателей и руководителей вузов России до сих пор может быть отнесена к категории служилой интеллигенции1. Без всякого давления эта часть интеллектуалов является пропагандистами идей этатизма, вождизма, патернализма и великодержавия. Они распространяют эти ценности среди студентов. Им чужды демократические идеалы. Этатистский характер носит философия позитивизма, которая доминирует в преподавании права на юридических факультетах вузов. Государство, при этом подходе, представляется как творец права, единственный его защитник. Естественное право, исходящее от человека, общества игнорируется. Позитивизм отечественного образца игнорирует реально действующие в обществе нормы, реализацию позитивного права в жизнь. Сознание студентов-очников теряет связь с юридической практикой.

Патерналистские и этатистские взгляды отечественных преподавателей вузов часто связаны с их неимущим положением, неспособностью самостоятельно обеспечить свое существование. Многие из них продолжают оставаться людьми двадцатого числа, т.е. жить
от получки до получки и надеяться только на благотворительность правителя и государства.

Положение студентов так же приравнивается к положению государственных служащих. Им выплачивают стипендии, но они должны подчиняться строгой дисциплине государственного учреждения.
В царский период от них требовалось ношение мундира, иногда даже вне университета. Для контроля за поведением студентов вводились специальные должности надзирателей (педелей). В советский период надзор за студентами переложили на преподавателей и огосударствленные партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Сегодня воссозданы огосударствленные общественные объединения, которые призваны объединить молодежь вокруг вождя и правящей группы. Студентов так же как в советские времена вывозят автобусами в учебное время на организованные начальством митинги1, принуждают
к голосованию на выборах органов власти2.

Императорские университеты должны были воспитывать истинных сынов православной церкви и верных подданных государю.
Их выпускники получали чин и, как правило, поступали на государственную службу. Советские университеты должны были выпускать специалистов беззаветно преданных делу Коммунистической партии, готовых без раздумий выполнять любые решения партийной бюрократии. Все выпускники университетов распределялись на работу
в соответствии с заявками государственных предприятий и учреждений.

Государство следит за социальным составом студентов. В царский период оно стремилось к тому, чтобы в университетах учились только дворяне. В советский период шла борьба за то, чтобы студентами университетов были только рабочие и крестьяне.

Специфика университетской жизни такова, что преподаватели
и студенты начинают оценивать существующее государство с точки зрения полезности для себя и общества. Неизбежно возникают критические оценки (вольнодумство). Поэтому государственный аппарат время от времени проводит чистки среди преподавателей и студентов. Неблагонадежные преподаватели увольняются или их привлекают
к уголовной ответственности, как это было в советский период. Студентов исключают из университетов и отправляют на службу в армию.
В последние годы появились факты исключения студентов из вузов
по политическим мотивам (под разными предлогами) и затем отправки молодых людей в армию.

Не раз в истории России вставал вопрос о закрытии университетов, как рассадников вольнодумства. Сегодня в высших кругах так же говорят
о том, что в России появилось слишком много высших учебных заведений и студентов. Делается намек на то, что количество их нужно сократить.

Средством борьбы с вольнодумством являлось навязывание студентам одной идеологии или религии. В XIX в университетах России были созданы кафедры богословия. Все дисциплины должны были читаться
в соответствии с религиозным учением. В советский период все студенты принуждались изучать историю КПСС, марксистско-ленинскую философию и научный коммунизм. Вместо изучения жития христианских святых в 70-е годы ХХ века в СССР все студенты конспектировали работы Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». Идеология проникала даже в естественные науки, что позволило объявить генетику
и кибернетику буржуазными лженауками. Преподавателям вузов предписывалось разоблачать идеалистические реакционные теории
в области общественных и естественных наук1.

Критические взгляды на административное государство возникают при изучении гуманитарных наук. В связи с этим, в царский период старались поменьше открывать гуманитарных факультетов
в университетах. В первую очередь открывали медицинские факультеты.
В советский период, в связи с потребностями развития хозяйства и армии преимущественное развитие получали естественно-научные факультеты (физические, химические, механико-математические, геологические)2.
В условиях, когда приказ начальника стал высшим законом для подчиненных, страна перестала нуждаться в большом количестве юристов. Вся гуманитарная наука была превращена в идеологию, оправдывающую власть советской бюрократии.

Как уже отмечалось, в последние пять лет российское государство вновь восстанавливает свои административные черты. От преподавателей и студентов зависит, будут ли они противостоять превращению вузов
в «казенные дома».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Похожие:

Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconРоссийской системы образования в свете формирования
В декабре 2004 г. Правительством России были одобрены «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»....
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconКонцепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской
Самтелеком на территории Самарской области: Приказ Федеральной службы по тарифам
Проблемы развития системы образования Российской Федерации icon«Научно-техническая библиотека Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»
Итоги развития российской экономики в 2009 г и ее долгосрочный прогноз // Проблемы прогнозирования. 2010. № С. 24-44
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­12...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Севера и по медицинским проблемам Северо Запада Российской Федерации при проведении научных исследований учитывали также и важнейшие...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 25 марта
Сударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconДолжностная инструкция педагога дополнительного образования
При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconДолжностная инструкция №4
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593. При составлении инструкции...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями)
Административный регламент и муниципальная услуга соответственно разработан в целях повышения качества предоставления и доступности...
Проблемы развития системы образования Российской Федерации iconПоложение об организации инновационно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Карагайского района (дошкольных, школьных, дополнительного образования)
Социально-педагогических инициатив, программы развития системы образования Карагайского муниципального района, целевых подпрограмм...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница