Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07.




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07.
страница1/4
Дата26.08.2012
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей города Татарска

Татарского района Новосибирской области



ПРИНЯТО

педагогическим советом лицея

протокол №_____ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

______________Н.Е.Голиков

«_____» 20_ г.



Рабочая программа

предмета «Русский язык»

для I ступени образования

на 2009 - 2014 г.



Рецензент –

кафедра начальных классов лицея


протокол №_____ от _____________

Составитель:

Е.Г.Клыпа,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Татарск

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена

  • на основе примерной программы по русскому языку (Письмо МОН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

  • в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е.ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной лингвистической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения (в среднем звене), развитие языкового мышления обучающегося возможность широкого применения изучаемого материала на практике, развитие интереса к русскому языку.

Структура документа

Программа по русскому языку включает три раздела: пояснительную записку,

раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его

изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным

распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих

школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.Он ориентирован на языковое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка. Программа ориентирована на формирование у школьников приёмов анализа звукового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 16 учебных недель, 9 час в неделю (определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств).

В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении

существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые

могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соеди нений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у

детей познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу,

пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю. Курс

включает систему понятий, относящихся к предложению, слову, фонетике, орфографии, графике.

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой:

изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем.

Психолого- педагогические модели построения тем инвариантны. Каждая тема раскрывается

в определенной последовательности:

- постановка проблемы и ее анализ обучающимися совместно с учителем;

- самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;

- уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;

- упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

Формируемые понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и

характеризуются с разных сторон.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (Приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») на изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего - 675 часов:

в 1-ом классе – 33 учебных недели - 165 часов;

во 2-ом классе – 34 учебных недели - 170 часов;

во 3-ом классе – 34 учебных недели - 170 часов;

в 4-ом классе – 34 учебных недели - 170 часов.

Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 10% от общего объема учебных часов, то есть 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе распределяются учителем в соответствии с особенностями каждого класса при изучении наиболее сложных для учащихся разделов программы: «Фонетика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация».

Для реализации программы используется учебник «Русский язык» авторского коллектива С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе (Приказ Минобрнауки России от 09 декабря 2008 г. N 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»). Кроме учебника УМК включает рабочую тетрадь «Русский язык 1 класс»№1, №2, тетрадь «Пишем грамотно 2,3,4 класс №1, №2» для самостоятельных и проверочных работ, а также тетрадь «Учусь писать без ошибок 2,3,4 класс» для индивидуальной и коррекционной работы

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного

интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Целями обучения обусловлен ряд задач:

- формирование у обучающихся научного представления о системе и структуре русского языка, представления о родном языке как о части окружающего мира, атрибуте общей культуры человека

- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- создание условий для развития устной и письменной речи каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

- формирование умения учиться;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку, речевому творчеству.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач, образовательной программы лицея – «… создание режима наибольшего благоприятствования для личного развития обучающихся и их успешной социализации на основе освоения общеобразовательных программ…».

Основные содержательные линии предмета

Основные содержательные линии предмета «Русский язык определены стандартом начального общего образования и представлены в рабочей программе разделами: «Фонетика», «Графика», «Состав слова» («Морфемика»), «Орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Развитие речи».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко- буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, поэтому включён раздел «Развитие речи».

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильно речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрены упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык»выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал программы, превышающий уровень требований Госстандарта, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Приоритетными методами на уроках русского языка, реализующих цели и задачи данной программы, являются:

- исследовательский;

- поисковый;

- частично- поисковый;

преимущество отдаётся таким формам работы, как:

- работа в парах,

- работа в группах,

- индивидуальная творческая работа.

УМК предусмотрены разноуровневые задания:

- репродуктивного уровня, предполагающие тренинг и педагогическую поддержку слабым учащим

ся;

- компетентностного уровня, позволяющие продвигаться в развитии каждому ученику;

- задания повышенного уровня трудности.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе. Учитель: Якимова О. А
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconПрограммы отдельных предметов гбоу сош №928 на ступени начального общего образования москва
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа педагога
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой, Примерной программы по русскому языку Министерства образования,...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Т.
Примерной программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»,...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа По учебному курсу «Русский язык»» 1 класс
Разработана на основе: примерной программы «Русский язык» (авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку (Письмо мон РФ от 07. iconТематическое планирование по русскому языку класс
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница