Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ»




Скачать 316.73 Kb.
НазваниеУрока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ»
страница1/3
Дата26.08.2012
Размер316.73 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
Алтаева Г.С. ,

учитель химии


План Интерактивного online урока

Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ».



Класс: 8-9

Предмет: химия

Цель урока: Сравнивая предметы и явления, учащиеся выделяют частные и общие, существенные и несущественные признаки и приходят к обобщению, в процессе сравнения проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности веществ.


Образовательные задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению понятий «чистое вещество» и «смесь», гомогенные и гетерогенные смеси, рассмотреть способы разделения смесей, в процессе сравнения научить учащихся разделять смеси на отдельные компоненты.


Развивающие задачи урока: развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.


Воспитательные задачи урока: содействовать формированию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, взаимопомощи при работе в парах, духа соревнования, состязания при выполнении заданий.

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные (эвристическая беседа), наглядные (таблицы, рисунки, демонстрации опытов), практические (лабораторные работы, выполнение упражнений).

Методы стимулирования интереса к учению – учебные дискуссии.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль, экспериментальный контроль.

 Основные понятия: химия, вещество, тело, свойства веществ, чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация.


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: учебный проблемный эксперимент

Учитель делит класс на несколько примерно равных по силе групп. Группам (4–5 человек) дается задание провести по одному из предложенных опытов, обсудить результаты этого опыта, написать уравнения происходящих процессов, сделать выводы. Затем проводится жеребьевка, в результате определяется очередность выступления, в ходе которого ей предстоит объяснить проведенный опыт. Причем докладчика из группы назначает учитель, поэтому группа заинтересована, чтобы все ее представители работали и сумели объяснить и написать уравнения происходящих процессов. После выступления докладчика группа вносит исправления и дополнения. Затем остальные группы исправляют ошибки, дополняют ответы первой группы. Таким образом, итоговая оценка группы складывается из оценки выступления докладчика и оценки выступлений группы. Проблемный эксперимент сопровождается дискуссией, в ходе которой учащиеся самостоятельно приходят к важнейшим понятиям, законам и теориям химии.

Планируемые результаты обучения:

* Знать определение предмета химии.

*Уметь различать вещества и физические тела.

*Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей.

*Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием,

*Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать.

Структура урока:

  1. Организация начала урока

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Осознание и осмысление учебного материала.

  4. Усвоение новых знаний

  5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

  6. Закрепление новых знаний

  7. Задание на дом

  8. Подведение итогов урока.

  9. Рефлексия



Ход урока:





Этап урока

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Действия учителя

Действия ученика

1

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Целеполагание.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

Сообщает тему урока, задачи, план работы на уроке, обсуждает с учащимися критерии оценивания работы учеников на разных этапах урока.

Отвечает на вопросы. Слушает, записывает тему урока в тетрадь.

2

Актуализация опорных знаний

Повторение базовых знаний по теме

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Предлагает презентационный материал.

Решают предложенные задачи и выбирают соответствующий правильный ответ.

3

Осознание и осмысление учебного материала.

Повторение основных этапов и алгоритмов

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Предлагает алгоритмы для поэтапной работы

Отвечает на вопросы, слушает объяснение, при необходимости вносит коррективы.

4

Усвоение новых знаний

Создание проблемной ситуации, показ демонстрационного материала с комментариями и т.д.

Активные действия учащихся; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Предлагает учащимся решить задачи, затем помогает составить алгоритм для достижения цели

По результатам выполненной работы выводит закономерность и вырабатывает алгоритмы для решения определенных задач.

5

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Выполнение заданий по рассмотренной теме.

Сумеет применить теоретические знания для решения, предложенных задач

Предлагает учащимся задания на первичное закрепление и отслеживает результат выполнения

применяет теоретические знания для решения, предложенных задач и задает вопросы

6

Закрепление новых знаний

Обучение решению задач.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проверяет правильность выбранных задач, проверяет решения и оформление.

Решает задачи в тетради, предлагает решение на общее обсуждение, проводит защиту

7

Задание для самостоятельного решения

Информация о самостоятельном задании, инструкция о его выполнении.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения самостоятельного задания.

Предлагает задание для обязательного выполнения

Записывает задание

8

Подведение итогов урока.

Обсуждение изученного материала, его значения.

Осмысление учащимися изученного материала.

Слушает и комментирует высказывания учащихся.

На основании полученных знаний, отвечает на вопросы.

9

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, успешности.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Делает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Осмысливают свое поведение, вслух высказывают замечания и пожелания.

Краткое содержание урока. На этом уроке учащиеся получают представления о науке химии, о месте химии среди других наук. Школьники учатся использовать знания, полученные из курсов естествознания, географии, биологии, физики, на уроках химии. Учитель обращает внимание учащихся на то, что не только химия изучает вещества, их изучают и другие науки о природе. Однако химия изучает не только состав и строение, но и превращения веществ, а также возможности их получения на химических предприятиях.
      Затем учитель переходит к понятию «вещество», которое известно учащимся из курса физики. Демонстрируя вещества и тела из школьной лаборатории, в ходе учебного эксперимента предлагает учащимся объяснить, чем различаются понятия «вещество» и «тело». Далее учитель вводит понятие «свойства веществ». Затем учащиеся выполняют лабораторные опыты и сравнивают свойства веществ, т. е. выявляют черты сходства и различия в свойствах конкретных веществ.
      Организуя беседу, учитель подводит учащихся к мировоззренческому выводу: познавая свойства веществ, человек тем самым познает их сущность. В конце урока высказывание академика Н. Н. Семенова о значении химии: «Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего нас мира, новые методы его преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знания химии».

При изучении материала учитель доводит до учащихся мысль о том, что судить о свойствах вещества можно лишь тогда, когда оно чистое. Учащиеся разбирают примеры чистых веществ и смесей, отмечают признаки, по которым можно судить, является ли вещество чистым (постоянные температуры плавления и кипения). Затем разбирается вопрос: чем отличаются чистые вещества от смесей? Для доказательства того, что вещества при смешивании сохраняют свои свойства, проводят лабораторные опыты. Далее учитель с учащимися изучает способы разделения смесей веществ. Если в кабинете отсутствует какое-либо оборудование, учитель может воспользоваться видеофрагментами по очистке веществ электронного пособия.

На первых уроках химии ученики узнают, что наука химия изучает вещества, их строение, свойства и процессы превращения веществ. Учащиеся должны сразу же усвоить, что изучить вещество – это значит определить его свойства, которые устанавливаются только опытным путем. Некоторые из них можно установить с помощью наших органов чувств (агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, звучание при ударе предмета о предмет или при его разламывании, состояние поверхности предмета при его исследовании на ощупь). Большинство других свойств (температуры изменения агрегатных состояний, плотность, растворимость, электропроводность, горючесть, изменение при нагревании, взаимодействие с другими веществами и т.д.) можно определить лишь с помощью специальных экспериментов и приборов. После опытов рекомендуем проведение беседы с использованием заданий (приведены курсивом) или составление сводных таблиц.


Организация начала урока

Химия как часть естествознания. Предмет химии. (Слайдовая презентация сопровождает слово учителя)

Человек связан с окружающим его миром живой и неживой природы тысячами незримых нитей. Он и сам является ее частью. Природа кормит, поит человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней.

Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек благоговеет перед природой, восторгается ею, воспевает ее в стихах, запечатлевает в прекрасных картинах и фотографиях (рис. 1).



Рис. 1.«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

С другой стороны, тот же человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы (рис. 2).



Рис. 2.Так выглядит прекрасный мир в результате варварской деятельности человека: а – вырубки леса; б – отравления атмосферы промышленными выбросами

Терпеливая и мудрая природа в ответ наказывает человека землетрясениями и цунами, наводнениями и снежными лавинами, непредсказуемыми сменами климата и погоды (рис. 3).



Рис. 3.Наводнения (а) и смерчи (б) –грозное оружие в руках природы


Чтобы взаимоотношения человека и окружающего его мира были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать природу, бережно к ней относиться, разумно и грамотно вести хозяйственную деятельность. Этому призваны способствовать и изучаемые в школе предметы, которые относятся к естествознанию: география, биология, физика, химия.

Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.

Как вы знаете, все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят, – веществами (рис. 4, см. с. 14).



Рис. 4.Физические тела (слева) и соответствующие им химические вещества (справа):
изделия из железа и порошок железа, солнечная батарея и кремний


Всякое тело имеет форму и объем. В свою очередь, каждое вещество индивидуально и неповторимо по своим признакам – свойствам: агрегатному состоянию, плотности, цвету, блеску, запаху, вкусу, твердости, пластичности, растворимости в воде, способности проводить тепло и электрический ток. Знание свойств веществ необходимо для их практического применения.


Актуализация опорных знаний ( в ходе выполнения проблемного учебного эксперимента)

Часть А. Опыты по изучению физических свойств веществ


Опыт 1. Вещество и тело

Разложите на столе две группы предметов:

1) стеклянная трубка, медная трубка, стальная трубка, резиновая трубка, пластмассовая трубка и другие трубки из различных веществ;

2) стеклянный стакан, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, стеклянная колба и другие предметы из стекла.

Рассмотрите и назовите каждый предмет и вещество, из которого состоит предмет. Дайте развернутый ответ на вопрос «Чем отличается понятие “тело” от понятия “вещество?».


Опыт 2. Определение свойств вещества с помощью органов чувств

Оборудование и реактивы. Вода, лед. уксусная кислота, сера, сахар, клетчатка (вата), крахмал, цинк, медь, ванилин, аммиак (2–3 капли 25%-го раствора в плотно закрытой колбе), древесные лучинки, полиэтиленовая пленка и другие вещества, изделия из различных веществ. Рассмотрите вещества и изделия, определите их агрегатные состояния и внешние признаки.

Внимание! Определение запаха и проба вещества на ощупь проводятся строго по указанию учителя с соблюдением всех правил техники безопасности. Определение вкуса веществ в лаборатории (школьном кабинете химии) категорически запрещается!

Ваши наблюдения занесите в табл. 1.

Таблица 1. Особенные свойства веществ

Свойство

Вещество

………...

………...

………..

………...

……….

Агрегатное состояние

 

 

 

 

 

Цвет

 

 

 

 

 

Запах

 

 

 

 

 

Звук при ударе

 

 

 

 

 

Звук при разламывании

 

 

 

 

 

Проба на ощупь

 

 

 

 

 

 

  1   2   3

Похожие:

Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconУрока : онз. Тема : Неопределенная форма глагола
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, анализ, синтез, классификация
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconПламя, горячий пар, горячие жидкости (вода, маслá), горючие смеси, напалм, расплавленный металл
Удалить из глаза – если возможно – (ватным тампоном, пинцетом) твердые частицы вещества
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconИнструкция по применению присыпки Дермацид наружного антисептического
Препарат содержит в 1 г в качестве действующих веществ ксероформа 0,1 г, стрептоцида 0,5 г, дубильные вещества 0,4 г
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconУрока Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню

Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconПлан-конспект урока Тема урока
Цель урока: Применение электронных таблиц Excel для расчета технологических карт
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconУрока тема урока цели и задачи урока
Вспомнить и повторить правила об артикле и предлогах. Выполнить перевод предложений, употребив артикль
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconПлан-конспект урока причастие как часть речи (Тема урока)
Приветствует учащихся, проверяет наличие учебных принадлежностей, объявляет тему и цель урока
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» icon«Минеральные вещества необходимые нам»
Правильная организация питания ребенка предусматривает поступление в его организм всех необходимых пищевых веществ в достаточном...
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconУрока тема урока цели и задачи урока
Знать устойчивые выражения, уметь употреблять в устной речи, уметь задавать и отвечать на вопросы
Урока Тема: «Вещества и смеси. Классификация веществ» iconПриказ Минздравсоцразвития России
Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница