Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»




НазваниеОтчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»
страница1/9
Дата26.08.2012
Размер1.87 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»


УДК 551.588.7(574)

Государственный регистр. № О.0411



УТВЕРЖДАЮ

Вице-министр

охраны окружающей среды

Республики Казахстан

______________ М.А. Турмагамбетов

« _______»_____________ 2009 г.



ОТЧЕТ


Программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»

Подпрограмма 004 «Аппарат центрального органа»

Специфика: 149 «Прочие работы и услуги»


по теме:

«Подготовка Доклада Республики Казахстан о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за 2008 год и Обзора по отходам, признаваемым опасными в Республике Казахстан»









Генеральный директор РГП «ИАЦ ООС»

Р.М. Джуматаев














Астана 2009

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Ответственный исполнитель,

Заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК,

кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.07.2007г. «Природоохранное проектирование, нормирование, экологическая экспертиза»)




Шабанова Л. В.



Начальник отдела науки и повышения квалификации кадров






Джусупов А. Е.


Консультанты:


кандидат химических наук








Бейбитова А.Д.




Главный специалист







Сергазина Ж. К.


СОДЕРЖАНИЕ


Реферат

4

Перечень сокращений

5

ВВЕДЕНИЕ

6

1 Современное состояние законодательства и международных соглашений РК в области трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления

7

Национальное законодательство в области управления отходами производства и потребления

7

Развитие концепции коллективной экологической безопасности в международном экологическом праве в контексте стран содружеств СНГ

10

Правовое регулирование трансграничных перевозок опасных отходов в Республике Казахстан

13

Состояние государственного управления отходами производства и потребления в Казахстане

19

2.1 Европейский опыт управления отходами

21

2.2 Анализ данных по вторичному использованию отходов в Казахстане

36

3 Перспективы развития управления отходами в Казахстане

48

4 Анализ трансграничных перемещений опасных отходов за 2008 год

49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

ПРИЛОЖЕНИЕ А

52

ПРИЛОЖЕНИЕ В

76

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

82



РЕФЕРАТ


Отчет стр. 83, таблиц 10


БАЗЕЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ, ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕВОЗКА, ОПАСНЫЕ И ИНЫЕ ОТХОДЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, ТЕХНОГЕННЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.


Объект исследования – контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением по республике за 2008 год.

Цель работы – подготовка Доклада Республики Казахстан за 2008 год по выполнению статьи 13 Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Обзора по отходам, признаваемыми опасными в Республике Казахстан.

В процессе исследования выполнен сбор, обработка, систематизация и анализ данных об отходах производства и потребления в РК, полученных от ведомств, государственных и других учреждений.


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Базельская конвенция - Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

отходы - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

ТМО - техногенные минеральные образования;

ТБО – твердые бытовые отходы;

СОЗ – стойкие органические загрязнения;

Комитет - Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан;

Экологический кодекс - Экологический кодекс Республики Казахстан;

ГК - Государственный кадастр учета состояния государственного фонда недр;

ЕИС - Единая информационная система охраны окружающей среды;

ЕС - Европейское Сообщество;

СНГ - Содружество Независимых Государств;

МПА СНГ - Межпарламентская Ассамблеея государств-участников СНГ;

МУ ...... - Методические указания;

МООС РК - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан;

РСВ/РСТ - полихлорбефенилы/полихлортерфенилы;

CEN - Европейский комитет по стандартизации;

EN - европейский стандарт;

BSE - "коровьим бешенством";

Duales System («Дуальная система») —выполнение на договорной основе обязательств фирм по приему  и  рециклингу  отходов торговой  упаковки;

АПК - Агропромышленный комплекс;

ПСД – проектно-сметная документация;

ГУ – государственное учреждение;

АИИИ - «ампульные» источники ионизирующего излучения.


ВВЕДЕНИЕ


Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением  Законом Республики Казахстан о присоединении к Конвенции от 10.02.2003 г  № 389-II.
В соответствии с основными положениями конвенции, Казахстан принял обязательство по сокращению до минимума трансграничных перевозок промышленных отходов путём внедрения  экологически безопасных и эффективных методов управления, внедрения экологически обоснованных, малоотходных технологий, создания более эффективных методов использования промышленных отходов.

При этом Казахстан обязан информировать Секретариат Конвенции об отходах, которые рассматриваются в качестве опасных, о решении ограничить и/или запретить экспорт опасных и других отходов. Кроме того, ежегодно предоставлять отчет в секретариат, включая информацию о трансграничных перевозках, объемах экспорта и импорта, о мерах, принятых ими для выполнения Конвенции, об авариях, происшедших во время трансграничной перевозки и удаления, принимать меры по сведению к минимуму производства опасных и других отходов, обеспечить наличие объектов по их удалению.

Ежегодный национальный отчет составляется в соответствии с вопросником по “Передаче информации” (в соответствии со статьями 13 и 16 Базельской конвенции), который предоставляется Секретариатом Базельской конвенции по контролю за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением.

При подготовке национального доклада РК за 2008 год была собрана и проанализирована вся имеющаяся отчетная информация по управлению отходами в Республике Казахстан, в том числе материалы по обсуждению вопросов управления отходами на различных совещаниях, семинарах и т.д.

1 Современное состояние законодательства и международных соглашений РК в области трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления


1.1 Национальное законодательство в области управления отходами производства и потребления


По состоянию на 01.01.2009года вопросы обращения с отходами производства и потребления, как на национальном, так и транснациональном уровне регулируются Экологическим кодексом Республики Казахстана, а также отдельными статьями Законов Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О радиационной безопасности» и постановлениями Правительства. Кроме того, вопросы обращения с отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности и в том числе компетенция уполномоченного органа по охране окружающей среды в части государственного регулирования природопользованием, регламентируются нормами всех основных законодательных актов Республики Казахстан в области использования природных ресурсов и предусмотрены в нормативных документах других ведомств:

- Министерство финансов РК - по таможенному контролю ввоза и вывоза сырья, материалов, отходов;

- Министерство здравоохранения РК - по санитарно-эпидемиологическому контролю;

- Министерство транспорта и коммуникаций РК - по погрузке и транспортировке;

- Министерство сельского хозяйства РК - по применению с/х реактивов;

- Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК - по обращению с радиоактивными отходами, техногенными минеральными образованиями, участками загрязнения при недропользовании, малоотходным технологиям;

- Министерство индустрии и торговли РК - технический контроль, ГОСТы и т.д.,

- Министерство по чрезвычайным ситуациям - безопасность труда, меры при чрезвычайных ситуациях, аварии и т.д.

За отчетный период (за 2008 год) изменений и дополнений в указанные нормативные акты по вопросам обращения с отходами не вносились. Таким образом, в Экологическом кодексе РК понятие отходы производства и потребления (отходы) сохранилось и означает остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с Экологическим кодексом «Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, радиоактивностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) и могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами».

Одной из приоритетных задач стратегических направлений Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, Среднесрочной программе Правительства на 2007-2009 годы, Концепции повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей Республики Казахстан на 2008-2015 годы является сокращение объемов накопления отходов производства и потребления.

В рамках проведенной в 2008 году республиканской административной реформы в Комитете экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан (далее – Комитет) было создано Управление регулирования обращения с отходами.

Основные экологические требования по обращению с отходами, образующимися по каждому виду природопользования, прописаны в Экологическом кодексе Республики Казахстан (далее – Экологический кодекс).

В главе 42 Экологического Кодекса Республики Казахстан изложены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления; в главе 43 - экологические требования к полигонам захоронения и долговременным хранилищам отходов и в главе 44 изложены экологические требования к пунктам хранения и захоронения радиоактивных отходов.

Так, в соответствии со статьей 283. собственниками отходов являются физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы потребления. При этом собственник отходов должен пользоваться централизованной системой сбора отходов или услугами субъектов, выполняющих операции по сбору, утилизации, размещению или удалению отходов, либо обязан самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов. Статья 288 определяет, что собственники отходов должны обеспечивать постепенное сокращение объемов их образования, повторного использования (рециклинга) отходов, передачи отходов физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании.

Необходимо насколько возможно снизить поток отходов, поступающих на захоронение. Это позволит уменьшить потребную мощность, сократить площадь, стоимость полигона, воздействие на окружающую среду, выделить в отдельный поток утильные (подвергаемые вторичной переработке) фракции промышленных отходов. К ним относятся: макулатура, пластик, металл, текстиль, стекло.

Один из нормативных документов, которым прописаны все требования к макулатуре, в том числе условия сбора, наличие сопутствующих включений, к складам временного хранения, транспортировке отходов, передаче отходов на утилизацию (прессование, упаковка в кипы) - это Межгосударственный стандарт 10700-97 «Макулатура бумажная и картонная», Технические условия.

Данный стандарт принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 11 от 23 апреля 1997 г.), в том числе Госстандартом РК.

Этот стандарт распространяется: на макулатуру бумажную и картонную, применяемую в качестве вторичного сырья для переработки на бумагу, картон и другие изделия в народном хозяйстве и поставляемую на экспорт. Стандарт не распространяется на  макулатуру несортированную.

Поскольку макулатура классифицируется индексом GI ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ, КАРТОНА И БУМАЖНОЙ ПРОДУКЦИИ (Классификатор отходов, утв. приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-п, а также межгосударственный стандарт ГОСТ 30774-2001 РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Часть I , ПАСПОРТ ОПАСНОСТИ ОТХОДОВ Основные требования (Resources saving. Waste treatment. Certificate of waste hazard. General requirements) и является пожароопасным и взрывоопасным отходом, стандартом 10700-97 прописаны требования безопасности и охраны окружающей среды по обращению с ним.

На территории Республики действуют еще два стандарта: СТ РК 1637-2007 Упаковка. Термины и определения. и СТ РК 1787-2008 (EN 13437-2003, MOD) Упаковка и использование в качестве вторичных материальных ресурсов. Описание процессов использования в качестве вторичных материальных ресурсов и диаграмм потоков (EN 13437:2003 Packaging and material recycling, criteria for recycling (methods, description of recycling processes and flow chart, (MOD).

СТ РК 1787-2008 определяет процессы, через которые проходит упаковка от сырья до утилизации упаковки после использования. Он подробно описывает требования путем описания процесса переработки материала, применимого для различных материалов, использующихся для упаковки.

Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2007 года N 919  Правила управления бесхозяйными опасными отходами, признанными решением суда, поступившими в республиканскую собственность.

Разработаны и введены в действие Классификатор отходов и другие нормативно-методические документы, регулирующие вопросы паспортизации опасных отходов, отчетности по ним.

Вопросы государственного регулирования и обращения с отходами недропользования - техногенными минеральными образованиями (далее - ТМО) являющихся в соответствии с пунктом 52 статьи 1 ЗРК «О недрах и недропользовании», отходами горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств недропользователей регулируются указанным законом и подзаконными нормативными документами.

Эти отходы паспортизированы и внесены в Государственный кадастр учета состояния государственного фонда недр (далее - ГК). Основанием является нормативный документ постановление Правительства РК от 16 августа 1996 г. № 1022 с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.07.05 г, «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственного кадастра техногенных минеральных образований в РК».

Полная информация об отходах ТМО, заскладированных до 1992 года и находящихся в соответствии со статьей 72 Закона РК «О недрах и недропользовании» в государственной собственности, находится в геологических фондах Комитета геологии и недропользования МЭМР РК. Они являются объектами недропользования и представляют интерес для повторного использования в качестве минерального сырья по многим параметрам.

Широкомасштабное использование отходов ТМО сдерживается отсутствием современных малоотходных технологий по комплексному извлечению всех полезных ископаемых, состоящих на государственном балансе запасов РК по ТМО.

В то же время координирующая роль МООС РК в вопросах обращения с отходами всех отраслей промышленности прослеживается в действующих нормативных актах с момента начала хозяйственной деятельности природопользователя до его завершения. Она осуществляется через обязательную государственную экологическую экспертизу проектов планируемой деятельности, реорганизации, экологические разрешения, государственный экологический контроль, аудит, классификацию и паспортизацию опасных отходов природопользователей (кроме ТМО), требований к местам хранения и захоронения отходов и т.д.

В настоящее время Министерством охраны окружающей среды отрабатывается Единая информационная система охраны окружающей среды. При этом предусматривается, что в системе государственных кадастров данной ЕИС займут свои блоки каждый из кадастров, в том числе и ТМО отдельно и отходов производства и потребления отдельно, также как и медицинские отходы, которые паспортизирует Министерство здравоохранения, с/х ядохимикаты - Министерство сельского хозяйства, радиоактивные отходы - Министерство энергетики и минеральных ресурсов.

Таким образом, правовая норма управления отходами производства и потребления в РК развивается и в настоящее время происходит дальнейшее совершенствование с учетом мировой практики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconОтчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»
...
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconОтчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»
«подготовка доклада республики казахстан о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за 2010 год и обзора...
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconОтчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»
«подготовка доклада республики казахстан о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за 2007 год и обзора...
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconОтчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды»
«подготовка доклада республики казахстан о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за 2009 год и обзора...
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования по теме: «О состоянии окружающей среды Тамбовской области,
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconЗаконодательства в области охраны окружающей среды и его изолированность от других блоков законодательства
Основные проблемы федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconОб осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды государственного
В целях реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» icon37-я сессия Ассамблеи икао резолюция 17/1«Сводное заявление о постоянной политике и практике икао в области охраны окружающей среды». Общие положения, авиационный шум и местное качество воздуха
Резолюция 17/1«Сводное заявление о постоянной политике и практике икао в области охраны окружающей среды»
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconА. М. Адам начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, профессор
Этот принцип отражен в системе взаимодействия человека с окружающей средой: Население – Производство – Природа
Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» iconИнструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей
По вопросу, касающемуся охраны окружающей среды, см. Федеральный закон от 10. 01. 2002 n 7-фз
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница