В развитии в дошкольных образовательных учреждениях




НазваниеВ развитии в дошкольных образовательных учреждениях
страница1/5
Дата26.08.2012
Размер0.51 Mb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4   5
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Письмо Минобразования России

от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03

Приложение

к письму Минобразования России

от 16 января 2002 г. № 03 – 51 – 5 ин/ 23 – 03


Методическое письмо об интегрированном воспитании

и обучении детей с отклонениями в развитии

в дошкольных образовательных учреждениях


Извлечение

Приложение 2


Перечень рекомендуемой документации

для специалистов, участвующих в интегрированном

воспитании и обучении дошкольников

с отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, фор­ма ее ведения определяются как органом управления образовани­ем, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зави­симости от реализуемой образовательной программы. Представ­ленный ниже перечень разработан на основе многолетнего прак­тического опыта педагогических работников ДОУ и систематизи­рован.


I. Документация учителя-дефектолога

(логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)


1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).

6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.


В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.


Организация логопедической службы

в дошкольных образовательных учреждениях


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В ДЕТСКОМ САДУ,

НЕ ИМЕЮЩЕМ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП


*Утверждено на заседании актива дефектологов

г. Москвы на основании решения коллегии

Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.


* Положение по организации работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении составлено на основании предложений к созданию «Положения о работе учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», составленного активом дефектологов г. Москвы под руководством Н.С. Челей, зав. лабо­раторией дефектологии М ИОО, при участии старших логопедов Цыган­ковой О.П (Зеленоград) и Машковой М В.


Пояснительная записка

I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количе­ство часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патоло­гию.

IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

VI. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со
сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответ­ственности за полное устранение дефекта.

VII. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять;20 - 25 детей в течение года.

VIII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из
логопедических занятий и заменяет их другими.

IX. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредствен-­
но с детьми.

X. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых вос­питательских занятий.

XI. В дошкольном учреждении должны быть созданы все не­обходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвити­ем фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

XII. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

- журнал состояния речи всех детей;

- список детей, нуждающихся в логопедической помощи-, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

- индивидуальные тетради для занятий детей;

- журнал посещаемости занятий;

- речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, c указанием даты ввода и окончания занятий;

- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспита­телей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

ХШ. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

XIV. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

XV. Аттестация учителя-логопеда на II-ю квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.

Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.


Распределение рабочего времени

Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество I часов работы в неделю - 20). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График paботы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитан­ников) С любых занятий, проводимых педагогами в группе.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает од­новременную работу по коррекции речи от 12-ти до 16-ти детей от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патоло­гией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.

Зачисляются в группы дети на основании следующих документов:

- характеристики-направления поликлинического логопеда;

- заключения врачей отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФН Р — на 1 год.

По мере исправления недостатков речи логопед выводит де­тей из списка и заменяет их другими.

На логопедические занятия отбираются дети с речевыми на­рушениями старшего дошкольного возраста.

Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3-х раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психо­физического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания заня­тия.

Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиени­ческих требованиях к максимальной нагрузке на детей дошколь­ного возраста в организованных формах обучения*).

Планирование логопедической работы учитель-логопед осу­ществляет в соответствии с образовательными программами, от­вечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профи­лактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательно­го учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольно­го возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представи­телями), посещающих его занятия.

Показателем работы учителя – логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

Аттестация учителя – логопеда на II – ю квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда ОМЦ.


Оборудование логопедического кабинета

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.

1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной под­группе.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4. Зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом за­нятии.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула - для ребенка и для учителя-лого­педа.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Технические средства обучения.

8. Настенная касса букв.

9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован­ный и сложенный в специальные ящики.

11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

12. Различные речевые игры.

13. Методическая литература.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для учета коррекционного процесса, который проводит учи­тель-логопед, предлагаются следующие виды документации:

  1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2 Журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, ре­зультатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для вос­питателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и на­глядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителя­ми начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1.1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

1.2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

1.3. Учитель-логопед в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов уп­-
равления образованием по вопросам образования; Конвенцией оправах ребенка; Уставом дошкольного образовательного учреждения; инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, настоящей должностной инструкцией; должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомофизиологические и клинические основы дефектологии, методы и при­емы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников), нормативные и методические доку­менты по вопросам профессиональной и практической деятельности, программную методическую литературу по работе с обучающи­мися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом разви­тии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

II. Функции

2.1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и дру­гих отклонений в развитии психических процессов (памяти, мыш­ления, внимания и др.).

2.2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на про­филактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ,
родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

III. Должностные обязанности

3.1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспи­танников) в возрасте от 3-х до 7-и лет.

3.2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нару­шений обучающихся (воспитанников).

3.3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по ис­правлению отклонений в речевом развитии, восстановлению на­рушенных функций.

3.4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими спе­циалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

3.5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

3.6. Ведет необходимую документацию.

3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональ­ных программ.

3.8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стан­дартов.

3.9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

3.10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

3.11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об обра­зовании», Конвенции о правах ребенка.

3.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию

З.!3. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

3.14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденного руководителем образовательного учреждения, согласованного с профсоюзной организацией.

3.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

3.17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники бе­зопасности и противопожарной защиты.

3.18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, про­шедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодей­ствия с учителями начальных классов школ, учителями-логопе­дами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреж­дений.

IV. Права

4.1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых за­нятиях, проводимых с дошкольниками.

4.3. Повышать свою квалификацию.

4.5. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 № 1908.

4.6. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

  1   2   3   4   5

Похожие:

В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconРегиональные лицензионные требования к условиям осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Иркутской области
Перечень показателей для оценки условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconПоложение об организации инновационно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Карагайского района (дошкольных, школьных, дополнительного образования)
Социально-педагогических инициатив, программы развития системы образования Карагайского муниципального района, целевых подпрограмм...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconИсключительное значение имеет организация питания в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в семейных детских садах
Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма, предрасполагает к...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconПлан производственной педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях студентов 3 курса очного отделения по направлению «Педагогика» (бакалавриат)
Цель учебно-исследовательской практики: формирование профессионально-педагогической компетентности студентов в процессе решения учебно-исследовательских...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconИнформационное письмо минздрава РФ от 18. 02. 1994 профилактическая витаминизация детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях

В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconМуниципальное учреждение «Отдел образования Администрации Макушинского района» Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
Абакумова Л. В., Популова Е. К. Использование икт в образовательных учреждениях Макушинского района
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconП равила
Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях icon"О направлении минимального социального стандарта "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования"
Ав ребенка в Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconОтчет по итогам камеральной (инспекционной) проверки
...
В развитии в дошкольных образовательных учреждениях iconИнструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры
Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах, прокуратурах городов и районов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница