И науки РФ




Скачать 144.48 Kb.
НазваниеИ науки РФ
Дата29.09.2012
Размер144.48 Kb.
ТипПримерная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

«Утверждаю»

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В. Д. Нечаев

«____» ______________ 2011 г.


_____________________




ПОЛОЖЕНИЕ,

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

АРХИВНОЙ ПРАКТИКИ

Утверждено Ученым Советом

Исторического факультета

Пр. № от 2011 г.

Председатель д.и.н., проф. И.Г. Жиряков

МОСКВА, 2011.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью архивной практики является ознакомление студентов с задачами и функ­циями архивных учреждений, системой хранения документов в них, основными мето­дами и приёмами работы исследователя с архивными документами.

Проведение архивной практики позволяет решить следующие задачи:

  • закрепить и углубить теоретические знания студентов по дисциплинам предметной подготовки (История России, Вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение, различные разделы всеобщей истории);

  • познакомить студентов с основами архивоведения, закрепить и углубить эти знания при работе с архивными документами;

  • ознакомить студентов с составом и содержанием фондов федеральных, ре­гиональных, ведомственных и вузовских архивов и центров хранения доку­ментации;

  • сформировать у студентов практические навыки работы с архивными ис­точниками при проведении исторических исследований и написании иссле­довательских работ;

  • обучить студентов приемам и средствам использования архивных докумен­тов в преподавании истории в школе и во внеклассной работе с учащимися.

Практика ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательная;

  • культурно-просветительная;

  • организационно-управленческая.

Проведение архивной практики способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

•осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной про­граммой;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информационных и компью­терных технологий;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий; в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

• организация внеурочной деятельности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

В результате освоения материала программы практики студент должен:

  • знать основные понятия архивоведения, теории и практики архивного дела;

  • владеть системой знаний о задачах и функциях архивов, основных принци­пах и направлениях их работы;

  • иметь представление об истории архивного дела и современной организа­ции делопроизводства и документирования в России;

  • знать структуру и принципы деятельности важнейших федеральных, регио­нальных и ведомственных архивов и центров хранения документов, состав хранящихся в них документов;

  • уметь пользоваться архивными каталогами и тематическими карточками, использовать в своей научно-исследовательской и преподавательской дея­тельности различные виды архивных справочников (путеводители, указате­ли, архивные описи, каталоги, списки фондов и их обзоры, тематические перечни документов, справочники по учёту вспомогательных материалов, автоматизированные и компьютеризированные информационно-поисковые системы).

3. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Обшая трудоемкость

3 недели

5 семестр

Лекции

X




Практические занятия

X




Курсовые оаботы/ребераты

X




Вид итогового контроля




Зачет

Заочная форма обучения


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Обшая трудоемкость

3 недели

6 семестр

Лекции

X




Практические занятия

X




Курсовые оаботы/ребераты

X




Вид итогового контроля




Зачет


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

/. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Цель, задачи и содержание архивной практики.

Значение практики в формировании навыков работы с архивными источниками для проведения исторических исследований и написания научно-исследовательских работ, а также в приобретении умений, необходимых учителю истории.

П. ОСНОВЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ

Архивоведение и археография. Предмет и задачи археографии. Виды археогра­фии. Предмет архивоведения. Понятийный аппарат архивоведения. Архив. Документ. Архивный фонд. Единица хранения. Архивное дело. Архивная коллекция.

История архивного дела. Возникновение первых архивов. Формы делопроизвод­ства в России начала XVIII в. Генеральный регламент. Создание специальных архео­графических учреждений в XVIII-XIX вв. Археографические экспедиции. Первые публикации источников. Археографическая комиссия. Значение вспомогательных ис­торических дисциплин в поиске и изучении архивных документов.

Союз российских архивных деятелей. Организация архивного дела в РСФСР по­сле прихода большевиков к власти. Декрет СНК «О реорганизации и централизации архивного дела». Система архивов в СССР. Коллекции документов по истории России в зарубежных странах. Изменение сети архивов и организации архивного дела в Рос­сийской Федерации. Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде и архивах». Положение об Архивном фонде РФ. Федеральная программа «Культура России» и российские архивы. Основные направления архивной реформы. Стандартизация работы с электронными документами. Цифровые архивы. Создание архивных сайтов в Интернете. Периодические издания по археографии и архивоведению. Журнал «Оте­чественные архивы».

Архивный фонд Российской Федерации. Центральные государственные архивы и центры хранения документации. Комплексы документов, состав и содержание основ­ных архивов. Муниципальные архивные учреждения. Основные фондообразователи в дореволюционной, советской и современной России. Фонды личного происхождения. Основные функции архивов. Комплектование. Организация хранения документов. Научно-исследовательская и методическая работа архивов.

III. РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В АРХИВЕ

Подготовка исследователя к работе в архиве. Знакомство с научно-справочным аппаратом. Путеводители. Списки и указатели фондов, описи и реестры описей, ката­логи, тематические обзоры и описания архивных фондов. Приемы работы с научно-справочным аппаратом. Использование вспомогательных указателей (предметно-тематического, именного, географического). Ведомственные указатели. Журналы вхо­дящих и исходящих документов. Правила работы в читальном зале. Оформление заяв­ки на выдачу дел.

Работа с архивными документами. Приемы и методы критического анализа ис­точников. Внутренняя и внешняя критика документа. Датировка. Изучение содержа­ния. Интерпретация. Установление фактической ценности (полнота, точность). Прие­мы сопоставления. Техника ведения записей при работе с архивным материалом. Вы­писка. Копии. Оформление ссылки.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В АРХИВЕ

Общее знакомство со структурой архива, его историей, системой хранения доку­ментов, с общими правилами работы. Формирование умения методического анализа описи дел, путеводителя, обзора архивного фонда или тематического обзора (по пред­ложенному плану). Обработка отдельных материалов под руководством сотрудника архива. Переработка, усовершенствование описей, составление каталогов, заполнение справочников по учету, шифровка фондов. Участие в организации выставок. Работа в

качестве сотрудника читального зала. Знакомство с правилами выдачи справок. Отбор документов для археографического оформления. Подготовка лекций, статей для печа­ти, сборников. Составление информационных документов. Написание реферата.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Вяликов В.И. Архивное строительство в СССР (1917-1945 гг.). М., 1976.

  2. Горфейн Г.М., Шепелев Л.Е. Архивоведение. Л., 1971.

  3. Государственные архивы СССР. Справочник. Ч. 1 -2. М., 1989.

  4. Документальные памятники: выявление, учет, использование/Под ред. С.О.Шмидта.М.,1988.

  5. Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. М., 1960.

  6. Маяковский И.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. М., 1960.

  7. Методы описания документальной информации. Методические рекомен­дации. М., 1986.

  8. Основные правила работы госархивов СССР. М., 1984.

  9. Софинов П.Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М.., 1957.

  10. Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980.

  11. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XTV-XV вв. Тт. 1 -2. М., 1947.

  12. Шепелев Л.Е. Работа исследователя с архивными документами. М.-Л., 1966.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Особенности организации практики определяются Положением об архивной практике и настоящей программой практики.

Архивная практика предполагает проведение как теоретических, так и практиче­ских занятий, в ходе которых студенты должны познакомиться с задачами и функ­циями архивных учреждений, системой хранения документов в них, основными мето­дами и приёмами работы исследователя с архивными документами.

Теоретическая подготовка к архивной практике предполагает знакомство студен­тов с основами архивоведения, теории и практики архивного дела, истории и совре­менной организации делопроизводства и документирования. На теоретических заня­тиях студенты должны изучить:

  • структуру и принципы деятельности важнейших федеральных, региональ­ных и ведомственных архивов и центров хранения документов;

  • состав хранящихся документов;

  • различные виды архивных справочников (путеводители, указатели, архив­ные описи, каталоги, списки фондов и их обзоры, тематические перечни документов, справочники по учёту вспомогательных материалов, автома­тизированные и компьютеризированные информационно-поисковые сис­темы).

Практические занятия в рамках архивной практики предполагают выполнение студентами индивидуальных заданий по работе с различными видами архивных до­кументов и справочников: изучение определённых фондов и их описей, выявление и анализ конкретных дел, составление каталогов, индексация тематических карточек, организация выставок, участие в выявлении, отборе и подготовке документов к пуб­ликации.

Архивная практика проводится на базе федеральных, региональных, ведомствен­ных и вузовских архивов. Базовыми архивными учреждениями для прохождения практики студентами исторического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова являют­ся ГАРФ, РГАДА, РГАЭ.

Студенты заочного отделения, проживающие в городах дальнего Подмосковья и других городах России и странах СНГ, могут проходить архивную практику по месту жительства, после предоставления запроса установленного образца и заявления с ре­золюцией декана факультета.

В соответствии с учебным планом исторического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова архивная практика проводится на третьем курсе очного, и за­очного отделений.

Продолжительность архивной практики, установленная ГОС ВПО - три не­дели.


7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной запи­сью о проделанной работе. В конце практики руководителем от архива дается от­зыв, в котором характеризуется выполнение студентом программы практики, его отношение к труду, умение и способность находить контакт с сотрудниками архи­ва, инициатива, деловитость, а также отмечается уровень подготовки студента в ВУЗе, и подписывается дневник.

На протяжении всего периода работы в архиве студент должен в соответст­вии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем предста­вить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам рекомен­дуется отводить последние 2-3 дня практики. Отчет студента по практике должен включать текстовой, графический или другой иллюстративный материал.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

титульный лист;

оглавление;

основные разделы отчета по практике;

список использованных источников;

приложения.

Объем отчета должен составлять 5-10 страниц (без приложений) рукописно­го или машинописного текста. Количество приложений не ограничивается и в ука­занный объем не включается.

Содержание основных разделов отчета определяется требованиями про­граммы практики.

Отчет о прохождении практики должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики и включать следующие разделы.


1. Общая характеристика базы (места) практики.

В этом разделе независимо от специфики архива (базы практики) должны содержаться следующие сведения:

  • перечень целей, необходимость реализации которых обусловила создание подразделения архива;

  • описание его структуры с выделением основных составляющих и их ро­ли;

  • четкое определение места подразделения архива в системе более крупно­го масштаба;

  • особенности и состав управляемой части системы управления;

  • анализ функционирования (деятельности) подразделения архива за ряд предыдущих лет.

Характеристика и анализ работы базы практики проводится от общего к ча­стному с последующим углублением и расширением.

2. Характеристика основных структурных подразделений архива (рабочих
мест студентов).

В этом разделе отчета излагается выполнение предусмотренных программой практики реальных заданий, связанных с изучением деятельности определенных структурных подразделений архива (базы практики).

3. Обобщение и подведение итогов. Выводы

В этом разделе (2-3 страницы) емко и сжато в обобщенном виде излагаются результаты первых этапов работы студента на практике, лаконично и тезисно фиксируются ее ключевые моменты, основные положения, указываются наиболее важные успехи в деятельности организации и (или) структурного подразделения. Следует отразить оценку общего состояния организации (предприятия) - базы практики и обосновать необходимость более углубленного изучения отдельных направлений (аспектов) работы организации и (или) ее структурных подразделе­ний, а также выполнения индивидуального задания по специальности. Этот раздел должен быть предельно конкретным и выразительным.

В основных разделах отчета по практике следует помещать итоговые и наи­более важные материалы. Материалы вспомогательного характера, имеющие це­лью продемонстрировать или подтвердить описываемые автором ситуации или отдельные вопросы, помещаются в конце отчета в виде приложений с обязатель­ной ссылкой на них в тексте.

Текст отчета должен быть логичным, лаконичным и грамотно изложенным. При написании отчета необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты теоретические положения и фактический материал, конкретные сведения, цифровые и другие данные. Важно проявить необходимую требовательность в от­боре фактического материала, в его систематизации, не допускать повторов. Об­ращая внимание на стиль и язык изложения, следует обеспечить ясность выраже­ния мыслей, четкость формулировок и правильное использование терминологии.

Все иллюстрации (таблицы, схемы, графики и другой иллюстративный ма­териал) должны иметь название и соответствующий номер.

Список использованных источников должен содержать перечень источни­ков, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОС.

Все источники, использованные в отчете, приводятся в алфавитном порядке.

Нумерация страниц отчета ведется арабскими цифрами и проводится по всему тексту, включая приложения, а также иллюстрации (таблицы, схемы, гра­фики, диаграммы и др.), занимающие отдельные листы. Отсчет порядковых номе­ров начинается с титульного листа, на котором номер страницы не ставится.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент должен сдать зачет. Основанием для допус­ка студента к зачету по практике являются полностью оформленные отчет и днев­ник по практике.

Дата и время зачета устанавливаются в соответствии с календарным графи­ком учебного процесса.

В результате защиты отчета по практике студент получает зачет. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отче­та по практике; отзывы руководителей практики от организации (предприятия) и университета; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и "Дневник студента по практике". Оценку зачета по практике вносят также в "Приложение к диплому".

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрица­тельный отзыв о работе, может быть отчислен из университета за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практи­ку вторично, в свободное от учебы время.

Руководство архивной практики осуществляет кафедра зарубежной истории.

Объем учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом кафедры факультета при руководстве архивной практикой, рассчитывается из нормы 6 часов за рабочий день на одну группу из 10 студентов очной формы обучения (5дн*4 нед.х 6 ч.+4 ч.=124 часа за весь период практики) и 4 часа за рабочий день на од­ну группу студентов из 10 человек заочной формы обучения (5 дн. 4 нед. 4 ч.+4 ч.=84 часа). В указанный объем часов входит участие преподавателя в установочных и заключи­тельных конференциях, руководство практикой, проверка отчетов по итогам практики и прием зачёта.

Наряду со штатными преподавателями к руководству архивной практики могут быть привлечены сотрудники архивов на условиях почасовой оплаты труда.

Перед началом практики издается приказ по МГГУ им. М.А. Шолохова, в кото­ром определяются срок и базы практики, назначаются руководители учебных групп, отвечающие за организацию и проведение практики, а также содержится распределе­ние студентов по группам.

По окончании практики руководитель группы представляет на соответствующую кафедру отчет об итогах проведенной практики. Отчет утверждается на заседании ка­федр и Ученого совета исторического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» профиль «Историческое образование».

Программу подготовили:

И.Г. Жиряков, д.и.н., проф., декан исторического факультета, зав. кафедрой зарубежной истории.

Программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого Совета исторического факультета от 2011 г. (протокол № ).

Похожие:

И науки РФ iconФизико-математические науки химические науки
Науки о земле (геодезические. Геофизические. Геологические и географические науки)
И науки РФ iconФизико-математические науки химические науки
Науки о земле геодезические. Геофизические. Геологические и географические науки
И науки РФ iconХимические науки
Науки о земле (геодезические. Геофизические. Геологические и географические науки)
И науки РФ iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту України
Міністерства освіти І науки України №1/11-6611 від 23. 12. 2004 р.) та програм для профільного навчання учнів 10–11 класів (рівень...
И науки РФ iconПравила приема детей в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №39»
Рф от 19. 03. 2001 №196, приказом Министерства образования и науки и науки РФ «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные...
И науки РФ iconПрограмма аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки
Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Эволюция подходов к...
И науки РФ iconЖурнал «Гуманитарные науки и образование»
В нем также отражаются результаты новейших научных исследований, анализ передовых гуманитарных технологий и достижений науки и образовательной...
И науки РФ iconТов «Центр творчих ініціатив \"Клевер\"» Горлівський державний педагогічний інститут іноземних мов
Міністерству освіти І науки Автономної Республіки Крим, управлінням освіта І науки обласних, Київської та Севастопольської міських...
И науки РФ iconПриказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
...
И науки РФ iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности Отрасль 08. 00. 00 «экономические науки»
Программа-минимум составлена на основе примерной программы-минимум, одобренной экспертным советом по экономике Высшей аттестационной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница