1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите




Скачать 164.81 Kb.
Название1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите
Дата28.09.2012
Размер164.81 Kb.
ТипДокументы

Тема 1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите


Первая тема посвящена трем российским правилам (стандартам), регулирующим использование компьютеров при проведении аудита. Подробно рассматривается содержание трех правил (стандартов):

1. Аудит в условиях компьютерной обработки данных (КОД).

2. Оценки рисков и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем.

3. Проведение аудита с помощью компьютеров.

Рассматриваемые стандарты регламентируют выполнение аудиторской проверки в среде КОД, проведение аудита с применением компьютеров, и предназначены для  организации взаимоотношений всех участников этого процесса: аудиторской фирмы, экономического субъекта, экспертов и т.д.

Во всех стандартах подчеркивается, что с одной стороны основные методологические положения аудита сохраняются при проведении аудита в среде КОД и при применении компьютера, а с другой - применение компьютеров в аудите имеет свою специфику. Так, выполнение многих трудоемких операций поиска, обработки информации, выполнение расчетов упрощаются, но появляются особые аудиторские риски, связанные с использованием компьютеров, которые аудитор обязан учитывать.

При изучении данной темы следует особое внимание уделить особенностям организации аудита в случае, если аудируемое лицо использует автоматизированную систему бухгалтерского и налогового учета. Эти особенности раскрываются в первом правиле (стандарте) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», основными задачами которого являются следующие: формулирование основных требований к аудиторам при проведении аудита в условиях КОД, определение основных требований к специалистам, привлекаемым аудитором для оценки системы КОД, описание особенностей планирования аудита в среде КОД, описание особенностей проведения аудита в среде КОД, определение основных источников и процедур получения аудиторских доказательств при изучении системы КОД.      

Большое значение для понимания  условий проведения аудита при применении аудируемым лицом системы КОД, имеет второе правило (стандарт) «Оценки рисков и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем». Его основные задачи - это описание дополнительных рисков, особенностей системы внутреннего контроля, процедур проверки надежности этой системы. Здесь рассматриваются отличие системы внутреннего контроля, особые риски искажения учетной информации, возникающие при использовании компьютеров в учете: потеря информации, отсутствие первичных документов, несанкционированный доступ, распространение раз введенной ошибочной информации и т.д. важным разделом данного правила является раздел «Проверка аудиторской организацией надежности системы внутреннего контроля за системой КОД».

Важным для понимания вопросов применения компьютеров в аудите является третье правило (стандарт) «Проведение аудита с помощью компьютеров». Задачами его являются: определение условий применения компьютеров при проведении аудита, формулирование требований к информационному, программному и технологическому обеспечению применения компьютеров в аудите, определение требований к экспертам по информационным технологиям, описание особенностей планирования аудита с применением компьютеров, отражение особенностей аудиторских процедур при применении компьютеров. 

Таким образом, в рассматриваемых правилах отражены все основные требования и допущения использования компьютеров и информационных технологий при проведении аудита и выполнении услуг, ему сопутствующих.

Во всех стандартах подчеркивается,  что с одной стороны основные методологические положения аудита сохраняются при проведении аудита в среде КОД и при применении компьютера, а с другой - применение компьютеров в аудите имеет свою специфику.


Тема 2. Методологические основы автоматизации аудиторской деятельности


Вторая тема посвящена вопросам проектирования системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД). Показано, что на современном уровне развития науки и техники сложились все предпосылки для разработки комплексной системы, реализующей практически все задачи, связанные с аудитом и услугами, сопутствующими аудиту.

Основными предпосылками создания СААД являются:

- высокое развитие вычислительной техники и средств обработки информации,

- автоматизация бухгалтерского учета,

- формализация требований к проведению аудита,

- высокий уровень развития математических моделей анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий,

- развитие информационно-справочных систем.

Современные методы экономического анализа,  средства автоматизации информационных технологий позволяют говорить о комплексном подходе к разработке функциональной и обеспечивающих компонент такой СААД.

Эта система обеспечивает автоматизацию аудита, как проверки ведения бухгалтерского учета, так и различных услуг, сопутствующих аудиту. В этой системе выделяются две основные функциональные подсистемы:

- для проведения аудиторских проверок,

- для выполнения услуг, сопутствующих аудиту. 

Целевой подход к разработке подсистемы СААД в части проведения аудита, как системы проверки работы другой информационной системы - системы учета, позволяет рассматривать ее, как последовательность определенных процедур. Состав этих процедур определяется, во-первых, этапами проведения аудита (подготовительный этап, планирование и организация аудита, проведение аудиторских процедур, формирование отчетной информации, завершающий этап), а во-вторых, содержанием процесса преобразования информации в контролируемой АСБУ (обработка первичной учетной документации и формирование бухгалтерских записей, расчет регистров учета, расчет оценочных показателей, формирование отчетности).

Функциональная структура СААД в части аудита

Состав функций, реализуемых подсистемой СААД в части услуг, сопутствующих аудиту, соответствует основным направлениям, обозначенным Законом об аудиторской деятельности 199-ФЗ (анализ, консультации, прочие). Многие функции, составляющие услуги, сопутствующие аудиту, имеют достаточное программное и информационное обеспечение и могут входить как специальные модули в рассматриваемую систему.

Обоснование и построение функциональной структуры СААД является  важным этапом создания такой системы. Функциональная структура должна предусматривать все направления деятельности, связанной с аудитом и обеспечивать работу на всех этапах решения каждой выделенной задачи от предварительной подготовки и планирования до формирования и представления результатов.             

 

 















Функциональная структура СААД в части услуг

СААД имеет все признаки информационной системы и поэтому ее проектирование связано с разработкой обеспечивающих компонент: информационной, математической, программной, технологической, организационной, эргономической.

 

 















Тема 3. Применение компьютеров на этапе планирования аудита


Третья тема раскрывает основные требования по планированию аудита и возможности использования компьютеров на этом этапе аудиторской проверки. Рассмотрены такие вопросы:

-                Обстоятельства, принимаемые во внимание при планировании аудита и основные документы этапа планирования.

-                Определение уровня существенности.

-                Оценки составляющих аудиторского риска.

-                Принципы организации аудиторской выборки.

Ниже приведен пример расчета общего уровня существенности по методике, рекомендованной российским стандартом «Существенность и аудиторский риск» (табл.1)

Таблица 1

№ п/п

Наименование базового показателя

Значение базового показателя

% показателя для расчета

Часть показателя для расчета

Начальный расчет (первая часть)

1

2

3

4

5

1

Объем реализации

13369

5

668   

2

Общие затраты

13524

5

676   

3

Внеоборотные активы

37134

2

743   

4

Валюта баланса

57545

2

1151 

5

Собственный капиталл

26076

3

782   

 

ИТОГО

 

 

4020 

 

Среднее значение

 

 

804  

Уточнение расчета (вторая часть)

№ п/п

 

Наименование базового показателя

Часть показателя для расчета

% отклонения от средней

Уточнение показателя для расчета

1

2

3

4

5

1

Объем реализации

668    

17

668    

2

Общие затраты

676    

16

676    

3

Внеоборотные активы

743    

8

743    

4

Валюта баланса

1151  

43

-

5

Собственный кап-л

782    

3

782

 

ИТОГО

4020   

 

2869

 

Среднее значение

804    

 

717

 

В результате первого расчета (первая часть таблицы) среднее значение: графа 5 = 804.

В графе 4 уточненной таблицы (вторая часть таблицы) показаны отклонения данных графа 3 от рассчитанного среднего значения 804. По этому признаку из расчета исключен показатель 4 «Валюта баланса» и выполнен пересчет среднего значение графа 5 = 717. После округления аудитор может принять решение, что ОУС = 700. Несложный алгоритм приведенного расчета позволяет разработать автоматизированную процедуру расчета ОУС.

Следует отметить, что в литературе предлагаются разные алгоритмы расчета, но все они в той или иной степени используют данные либо самой отчетности, либо данные регистров бухгалтерского учета, например, оборотно-сальдового баланса.

На этапе планирования аудитору необходимо оценить составляющие аудиторского риска. Аудиторский риск согласно правилу (стандарту) «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» имеет три составляющие – риски трех независимых событий.

Неотъемлемый риск – подверженность искажениям остатков на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Другими словами это вероятность необнаружения существенных искажений при работе системы бухгалтерского учета как таковой.

Риск средств контроля – риск того, что существенные искажения в, допущенные в системе бухгалтерского учета не будут обнаружены и устранены системой внутреннего контроля. Вероятность необнаружения существенных искажений, допущенных в системе бухгалтерского учета, системой внутреннего контроля.

Риск необнаружения – риск того, что в ходе аудита не будут обнаружены существенные искажения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Нормативными документами рекомендуются качественные оценки этих рисков: низкий, средний, высокий. В зависимости от оценок составляющих аудиторского риска можно оценить аудиторский риск конкретной аудиторской проверки.  

Если каждую составляющую аудиторского риска аудитор сможет оценить как вероятность необнаружения существенных искажений:

НР – неотъемлемый риск в системе бухгалтерского учета

РСК – риск средств контроля в системе внутреннего контроля

РН – риск необнаружения в процессе аудита,

то оценка аудиторского риска (АР), как вероятности наступления трех независимых событий, является произведением вероятностей каждого из этих событий

АР = НР РСК РН

Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска представлена в табл.2

Таблица 2    

 

Аудиторская организация оценивает риск средств контроля РСК как:        

высокий

средний

низкий

При этом уровень риска необнаружения РН, который можно допустить, будет:   

Аудиторская организация оценивает неотъемлемый риск НР как:     

высокий

наинизший  

ниже среднего 

средний  

средний

ниже среднего    

средний 

выше среднего  

низкий

средний   

выше среднего

наивысший 

 

Такая зависимость приведена в российском стандарте «Существенность и аудиторский риск».

По таблице 2 для организации эффективных и адекватных аудиторских процедур аудитор может определить допустимый в условиях конкретной аудиторской проверки риск необнаружения. Чем «ниже» будет его оценка (чем больше неотъемлемый риск и риск средств контроля, т.е. чем меньше аудитор доверяет системе бухгалтерского учета и средствам контроля), тем более подробными должны быть аудиторские процедуры по существу.

Качественные оценки НР и РСК можно определить методом тестирования. В лекции приведены примеры тестов для оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля. Оценка надежности определяется как процент суммы баллов, проставленных при заполнении теста, от максимально возможной суммы. При заполнении теста больший балл соответствует большей надежности оцениваемой системы и меньшему риску. Чем больше процент, тем надежнее оцениваемая система.

Несложный алгоритм обработки таких таблиц делает возможной автоматизацию обработки вводимых данных (баллов), и печати аудиторских документов, подтверждающих оценку составляющих аудиторского риска на этапе планирования.

Таким образом, аудиторы имеют  аппарат для определения компонентов аудиторского риска на качественном уровне.

В лекции показано, как, используя оборотно-сальдовую ведомость, аудитор может выбрать наиболее важные, существенные направления учета, и включить их в план проведения аудита.

 


Тема 4. Автоматизация аудиторских процедур


Четвертая тема раскрывает возможности использования компьютеров для выполнения различных аудиторских процедур.

При проведении аудита на любом участке учета возможны два варианта действий аудитора.

1. Если надежность СБУ и СВК на предварительном этапе оценены как низкие (высокие НР и РСК, а, следовательно, РН должен быть снижен), выполняются процедуры проверки наличия предпосылок формирования отчетности по существу. В этом случае аудитор основное внимание уделяет формированию бухгалтерских записей, соответствующих поступающим первичным учетным документам, т.е. проверяет деятельность персонала, обрабатывающего эти документы. Именно на этом этапе бухгалтерского учета наиболее вероятны случайные ошибки, связанные с «человеческим фактором».  Аудитор должен убедиться в правильности формируемого журнала бухгалтерских записей, т.к. данные этого регистра являются исходными для формирования всех учетных регистров, расчетов оценочных показателей  и, в конце концов, показателей отчетности.

Аудитор может в полной мере быть уверенным в соответствии регистров учета содержанию журнала бухгалтерских записей, т.к. формирование регистров происходит автоматически без вмешательства человека. Регистры учета, как правило, в автоматизированных СБУ невозможно редактировать. Изменить их можно, только изменив записи в журнале. Возможные системные ошибки формирования регистров учета  обычно отслеживаются авторами программ и оперативно исправляются. Именно поэтому основное внимание аудитора направлено на сбор доказательств достоверности журнала проводок.

2. Если надежность СБУ и СВК на предварительном этапе получила высокую оценку, то аудитор проводит их дополнительное тестирование уже в условиях конкретного участка учета. Необходимо убедиться в существовании следующих составляющих СВК:

- инструкции и правила для различных контрольных функций, системы разделения полномочий по вводу и контролю информации,

- контроль за развитием и изменениями в системе учета,

- авторизация, визирование учитываемых операций,

- контроль за используемыми программными средствами учета,

- контроль за вводом, обработкой и выводом информации,

- обеспечение сохранности информации,

- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа.

Если его оценка подтверждается, возможно сокращение объема проверок по существу. В этом случае, доверяя данным регистров учета, аудитор основное внимание уделяет проверке правильности расчетов оценочных показателей и формирования отчетности. Имея массивы бухгалтерских записей (проводок), начальных сальдо по счетам учета, аудитор может автоматически сформировать  регистры учета, основные показатели отчетности и сравнить их с теми, которые отражены в проверяемой отчетности.

 


Тема 5. Применение персональных компьютеров при проведении аудита отдельных бухгалтерских счетов и разделов учета


Пятая тема раскрывает вопросы технологии проверки по существу с применением компьютера.

Качество проведения аудиторских процедур по существу значительно повышается, если аудитор имеет в своем распоряжении электронную версию журнала (файла) бухгалтерских записей. В этом случае он имеет возможность использовать все современные средства обработки информации: организации поиска, отбора, группировки, упорядочивания, проведения всевозможных расчетов, формирования аудиторской выборки и обработки ее результатов.

В данной теме рассматриваются возможности использования компьютеров в различных ситуациях: при проверке общих документов, при проверке учета однотипных операций на различных участках учета, при расчете оценочных показателей.

Проверка общих документов, таких как учредительные документы, учетная политика, протоколы собраний акционеров и т.д., рассмотрена на примере анализа учетной политики аудируемого лица.

Подробно описана методика проверки учета основных средств, приведены используемые при этом справочные и рабочие таблицы. Справочные таблицы содержатся в базе данных аудитора, а рабочие таблицы в форме экранных таблиц заполняются аудитором в ходе проверки.

В качестве примера организации проверки расчета и учета оценочных показателей описана технология проверки начисления и учета НДС.

 Тема 6. Автоматизация обработки информации при анализе деятельности администрации и финансового состояния предприятия


Шестая тема раскрывает два направления в анализе: анализ финансового состояния аудируемого лица и анализ оптимальности принимаемых администрацией управленческих решений.

При анализе финансового состояния предприятия используются экономические показатели, рассчитываемые на основании отчетности по соответствующим алгоритмам. Не представляет труда автоматизировать эти расчеты. Отметим, что на рынке прикладных программ имеются пакеты прикладных программ, реализующих задачи анализа финансового состояния групп предприятий, имеющих свои особенности: промышленных предприятий, строительных организаций, банков, фондов и т.д. Все эти программы предусматривают ввод информации,  за несколько отчетных периодов из отчетных форм, расчет основных экономических показателей, характеризующих платежеспособность, ликвидность, структуру активов и обязательств, рентабельность и т.д. На основании анализа динамики изменений этих показателей формируются выводы о том, к какой группе (по экономическому состоянию) можно отнести анализируемую организацию.

Второе направление анализа – анализ деятельности администрации – представлено тремя задачами  анализа:

- стратегии заемных средств,

- стратегии дивидендной политики,

- обеспечения платежеспособности.

Алгоритмы выполнения расчетов построены с использованием математических моделей, содержащих целевую функцию, ограничения на оцениваемые параметры и критерий оптимальности.

В лекции рассмотрены математические модели определения оптимальных для определенного периода сумм заемных средств, производственных запасов, оптимального распределения чистой прибыли. Описаны алгоритмы решения задач выбора оптимальных решений. Кроме того, представлен пакет прикладных программ, позволяющий выполнить анализ финансового состояния предприятия.

Похожие:

1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconТема №1 Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
Тема 2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconУчет и оплата труда работников бюджетной сферы: актуальные опросы. Применение "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8"
Нормативное регулирование вопросов оплаты труда работников бюджетной сферы
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconПравила землепользования и застройки города ставрополя часть Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений Глава Регулирование землепользования и застройки в городе Ставрополе
Регулирование землепользования и застройки в городе Ставрополе
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconРегулирование землепользования и застройки на основе градостроительного зонирования 25
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений 3
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconОб экологическом аудите энергокомпаний
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации “еэс россии”
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconМагистратура создание инновационных бизнес проектов в среде интернет
«Что такое Интернет?». Интернет, с простейшей точки зрения, это большая группа компьютеров. Миллионы компьютеров во всем мире, которые...
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconПравовое регулирование статуса электронных средств массовой
Сми, обусловленных, в первую очередь актуальности законодательного акта, принятого еще в 1991 году и претерпевшего существенное количество...
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconАналитические процедуры в аудите налога на добавленную стоимость
Диссертационная работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета и аудита фгбоу впо «Российский экономический университет им. Г....
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconНезаконных
Полякова Лариса Васильевна – заместитель главы администрации сельсовета, телефон 34-2-55, функция деятельности- нормативное правовое...
1. Нормативное регулирование применения компьютеров в аудите iconНормативное обеспечение электрокабельных систем отопления и
Нормы можно найти на сайте dbn at ua Державні Будівельні Норми України, без регистрации и бесплатно
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница