«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории»




Название«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории»
страница1/4
Дата26.08.2012
Размер0.63 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования


Выпускная квалификационная работа

на первую категорию


тема:

«Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках истории»


Выполнила: Полякова В.Ф. учитель

информатики МОУ «Озёрная СОШ»

Светлинского района

Проверил: Байрамгалиев Р.А. старший преподаватель

кафедры ИМПИ


Оренбург, 2011


Содержание


Введение ………………………………………………………3 - 4

1. Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы
1.1 Компетентностный подход в современном образовании

Формирование ИКТ-компетентности учащихся …… 5- 6
1.2. Эффективность использования ИКТ на уроках в школе. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся ……7 - 10
1.3. Информатизация школьного образования …………… 11 - 15
1.4 Цель и задачи подготовки учителя истории ………… 16 - 17

1.5. Общая методика организация урока с ИКТ …………. 18 - 19
2 Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках

истории
2.1.Формы и направления использования информационно-

коммуникационных технологий в процессе преподавания истории…20 - 26

2.2. Программные средства, используемые в процессе обучения

истории........................................................................................27 - 30

2.3. Использование возможностей Интернета на уроках истории…. 31 - 33

2.4.Электронные интерактивные доски – новый этап в применении информационных технологий в образовании……………………….34 - 45
3. Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории ……………46 - 53
Заключение………………………………………………………… 54 - 61
Список использованных источников………………………………62 - 65

Введение

Актуальность темы исследования. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Целью исследования обобщение и систематизация опыта применения информационно-коммуникационных технологий на уроках истории. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- исследование содержания понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

- выявление роли и значения информационно-коммуникационные технологий в образовательном процессе;

- исследование форм и направлений использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории;

- рассмотрение преимущества использования интерактивной доски на уроках истории;

- изучение перспектив использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории.


Объектом исследования в работе является процесс преподавания истории в средней школе.

Предметом исследования – формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области анализа применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, концептуальные подходы, реализуемые в российском образовании.

Информационную базу исследования составил общий и частный опыт преподавания истории в средней школе.

В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ педагогических, методических и технологических источников по проблеме с использованием методологического аппарата общей и частных методик преподавания.

Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории; исследование направлений совершенствования методики использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории; в анализе использования в учебной деятельности современных средств обучения: ресурсов Интернет, интерактивной доски и т.д.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что в работе содержатся практические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе; подробно рассмотрена методика работы с интерактивной доской; указаны адреса ресурсов Интернет, рекомендуемых учителю истории.

1 Информатизация в сфере образования: проблемы и перспективы

1.1 Компетентностный подход в современном образовании. Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.

От школы общество ждет модель выпускника с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем [3].

Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, ответственного. Отсюда вытекает одна из основных целей - создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории [30].

Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом [8].

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.


1.2 Эффективность использования ИКТ на уроках в школе. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
- возможность конструирования материала для конкретного урока;
- возможность сочетания разных программных средств;
- возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Практика показывает, что:

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию учащихся;

- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

На  уроках истории требуется использовать компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания.

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме [6].

Учащемуся становятся одновременно доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития.

Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории в условиях урочной системы.

Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы.

Совместная деятельность учащегося и учителя в режиме автономной работы происходит по схеме: учащийся > мультимедийный материал и тестирующие задания > учитель.

Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля [11].

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся [20].

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности

диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.


1.3 Информатизация школьного образования

Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [21].

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений [21].

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать,

фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения школьников к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех

ступенях образовательной системы. И.В.Роберт [26] выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :

повышение эффективности и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

развитие различных видов мышления;

развитие коммуникационных способностей;

формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать

варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

подготовка информационно грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно,

согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования [15] охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется следующими признаками:

- начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;

- проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

- общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;

- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

- активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

- освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;

- активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;

- постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

- повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

- перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;

-смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий [22].

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию .

Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х  годов  в период появления   персональных  компьютеров, но  до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются  такие формулировки, как: программно-методический   комплекс, обучающие программы, программные средства

учебного назначения, контролирующе–обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие – программное средство учебного назначения .

  1   2   3   4

Похожие:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconПоложение о конкурсе
Стимулирование творческой активности по применению информационно-коммуникационных технологий учащихся и преподавателей образовательных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» icon«Основ ам использования информационно-коммуникационных технологий»
Учебный центр по подготовке, переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconКабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий
...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconИспользование электронных цифровых образовательных ресурсов на уроках истории
Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом от учения как функции запоминания,...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconОтчёт о результатах деятельности в 2011 году министерства информационных технологий ульяновской области
Об итогах реализации государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий на территории Ульяновской области...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconОтчёт о результатах деятельности в 2011 году министерства информационных технологий ульяновской области
Об итогах реализации государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий на территории Ульяновской области...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconКонкурсе «Лучший Сайт оу – 2012» Цели конкурса
Повышение творческой активности учащихся и преподавателей, развитие интереса учащихся к использованию информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconЭкономическая разведка и контрразведка в истории развития цивилизации
Информационно поисковая работа: использование возможностей стopoнниx организаций 53
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» iconЗакон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»
В качестве нормативных оснований основы внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница