Урок на тему «Правописание чередующихся гласных»




Скачать 108.15 Kb.
НазваниеУрок на тему «Правописание чередующихся гласных»
Дата конвертации27.09.2012
Размер108.15 Kb.
ТипУрок
Открытый урок на тему «Правописание чередующихся гласных»


Цели:



  1. Обучающая: повторить правописания чередующихся гласных: «Правописание корня –РАСТ-, -РАЩ- /-РОС-», «Правописание букв И-Ы после Ц», «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова», «Правописание корня –ЛАГ- /-ЛОЖ-». Закрепить навык правописания чередующихся гласных, умение применять правила на данные орфограммы.

  2. Развивающая: развивать воображение, творческое мышление, быстроту реакции при выполнении заданий различного типа;

  3. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения и уважения старших.



Вид урока: обобщение и повторение.


Форма урока: игра- путешествие.


Оборудование: классная доска представляет собой «Орфографический океан», где в определенной последовательности расположены «Гавани» и «Острова»:

  1. «Гавань капитанов» (на доске нарисованы три парусника).

2. «Остров пещерный» (к доске прикреплены три рисунка в виде холмов, за ними спрятаны задания)

3. «Остров любопытного Буратино» (на доске нарисован остров и две пальмы, на кронах которых изображены буквы О и А. Рядом прикреплен ватман с кроссвордом, свернутый в виде свитка так, чтобы не было видно задания.

4. «Ромашковый остров» (на доске прикреплены три ромашки с десятью лепестками, на обратной стороне которых написаны слова на изучаемые орфограммы)

5. «Исключительный остров» (на доске прикреплены три конверта, имитирующие саквояжи путешественников)

  1. «Остров сомнительных букв»

7. «Гавань сюрприза» (около доски стоит стол, на котором лежит красочная коробка с сюрпризом).


В центре класса несколько парт составлены так, что получилось три ромба- «корабля», за которыми сидят команды (учащиеся 5 класса, заранее разделившиеся на группы) вместе со своими «капитанами- одноклассниками» и «боцманами- родителями».

В классе также присутствует «жюри», членами которого являются учителя русского языка и литературы, администрация школы, приглашенные педагоги


СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и коллеги! Сегодня у нас не будет урока русского языка, потому что мы отправимся в путешествие по «Орфографическому океану», чтобы проверить свои знания, умения


Открытый урок на тему «Правописание чередующихся гласных»


Цель:

обобщение и повторение правописания чередующихся гласных: «Правописание корня –РАСТ-, -РАЩ- /-РОС-», «Правописание букв И-Ы после Ц», «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова», «Правописание корня –ЛАГ- /-ЛОЖ-».


Задачи:

  1. Обучающая задача: закрепить навык правописания чередующихся гласных, умение применять правила на данные орфограммы.

  2. Развивающая задача: развивать воображение, творческое мышление, быстроту реакции при выполнении заданий различного типа;

  3. Воспитательная задача: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения и уважения старших.



Вид урока: обобщение и повторение.


Форма урока: игра- путешествие.


Оборудование: классная доска представляет собой «Орфографический океан», где в определенной последовательности расположены «Гавани» и «Острова»:

  1. «Гавань капитанов» (на доске нарисованы три парусника).

2. «Остров пещерный» (к доске прикреплены три рисунка в виде холмов, за ними спрятаны задания)

3. «Остров любопытного Буратино» (на доске нарисован остров и две пальмы, на кронах которых изображены буквы О и А. Рядом прикреплен ватман с кроссвордом, свернутый в виде свитка так, чтобы не было видно задания.

4. «Ромашковый остров» (на доске прикреплены три ромашки с десятью лепестками, на обратной стороне которых написаны слова на изучаемые орфограммы)

5. «Исключительный остров» (на доске прикреплены три конверта, имитирующие саквояжи путешественников)

  1. «Остров сомнительных букв»

7. «Гавань сюрприза» (около доски стоит стол, на котором лежит красочная коробка с сюрпризом).


В центре класса несколько парт составлены так, что получилось три ромба- «корабля», за которыми сидят команды (учащиеся 5 класса, заранее разделившиеся на группы) вместе со своими «капитанами- одноклассниками» и «боцманами- родителями».

В классе также присутствует «жюри», членами которого являются учителя русского языка и литературы, администрация школы, приглашенные педагоги


СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и коллеги! Сегодня у нас не будет урока русского языка, потому что мы отправимся в путешествие по «Орфографическому океану», чтобы проверить свои знания, умения и проявить находчивость, если понадобится. Все ученики разделились добровольно на три группы и стали членами команд трех кораблей, которые возглавляют капитаны. В состав каждой команды входят «боцманы», их роль выполняют сегодня родители. Я же буду «Адмиралом флота». Ставлю перед вами задачу проплыть по «Орфографическому океану», посетив все гавани и острова, выполнив все задания. При этом вы не должны потерять ни одного члена команды и прийти к конечной «Гавани сюрприза» первыми. А следить за правильностью ваших действий и определять победителя будут члены морского жюри: Попова Т.В., Абрашкина Л.А., Морозова Л.Г. Остальные гости поддержат вас на протяжении всего плавания. Итак, вперед! (звон гонга)


АДМИРАЛ. Первое задание: командам придумать названия своих кораблей, а капитанам написать названия на парусниках, которые ждут вас в «Гавани капитанов».


АДМИРАЛ: Что ж, в плавание отправляются парусники «Мечта», «Ассоль» и «Победа».

Второе задание: вот вы и в открытом океане, «бушуют волны, ветер свищет…» а ваши быстроходные судна уже подошли к «Пещерному остову». Здесь ждут «сокровища», которые вы сами и найдете. Но это будут не рубины и сапфиры, золото и бриллианты, спрятанные пиратами, а буквы-орфограммы «Чередующиеся гласные в словах», которые нужно обнаружить и показать в предложениях, скрывающихся за входами в пещеры.


(капитаны снимают с доски листочки, на которых написаны предложения, графически обозначают орфограммы и отдают жюри, а учитель спрашивает правила правописания этих орфограмм у учеников)

1.

В саду растет слабый росточек крыжовника. Его посадила маленькая цыганочка с редким именем Ростислава.

2.

Цыпленка положили в корзинку и понесли в город Ростов, где в «Цирке под желтой крышей» ждали его друзья.

3.

Артисту предложили белые нарциссы. Эти цветы вырастили шотландские школьника и принесли на цирковое представление.


АДМИРАЛ: третье задание: Молодцы! Ребята справились успешно и без штрафных заданий отправляются дальше. Вас ждет любопытный Буратино на своем маленьком островке. Дело в том, что совсем недавно он выловил в море бутылку, а в ней нашел странный листок бумаги с пустыми клеточками. И теперь он теряется в догадках, что это такое и как узнать, кому это принадлежит. Но, чтобы ответить на все вопросы, необходимо найти ключ.


(Все ребята и родители получают тренажеры и фломастеры. Учитель читает вслух слова, а учащиеся отмечают необходимые буквы и сами себе выставляют оценки)


Тренажер

Фамилия_______________________________________________________

Класс______________________





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

+

+







+

+







+

+







+

+




О







+

+







+

+







+

+







+


Оценка____________________


Слова для задания:

1 растет

2 прилагательное

3 ростовщик

4 сложили

5 отрасль

6 выращивать

7предложение

8 выросли

9 срастается

10 излагать

11 Ростислав

12 положение

13 сращение

14 слагаемое

15 росточек



АДМИРАЛ: Посмотрим, как вы справились с заданием? (учитель открывает заранее приготовленный на доске «ключ», а ребята проверяют ответы и выставляют себе оценки). Итак, ключ найден. Теперь поможем сказочному герою открыть загадочный свиток


(Учитель разворачивает ватман с кроссвордом и читает задания для каждой команды, а ребята вписывают ответы фломастерами трех цветов по количеству кораблей)





1. Часть речи, отвечает на вопросы: какой? Чей?

2. Вид творческой работы

3. отдельная часть науки, производства, деятельности

4. Город

5. Плотная плетенка из соломы

6. Птенец курицы

7.Тихая речь

8.Звуки речи




АДМИРАЛ. Задание четвертое: посмотрите, какой замечательный остров перед нами, какие чудесные ромашки встречают путешественников! Но это не простые цветы. За каждым лепестком спрятаны слова, где в корнях пропущены гласные. Нужно очень быстро подумать и правильно вставить эти гласные, рассказав правила на данные орфограммы.


1 ромашка: трущ…ба, ч…рненький, переш…л, капюш…н, ш…коладка, реш…тка, ш…мпол, ч…лн, ш…ссе, ш…пот.


2 ромашка: ц…ган, ц…ркуль, секц…я, ц…кломен, мотоц…кл, акац…я,

ц…пленок, ц…корий, ц…ц, ц…новка.


3 ромашка: р…стение, Р…стислав, выр…щивать, отр…слевой, р…сточек, отр…стали, р…стовщик, Р…стов, выр…сли, водор…сли.


(Ученики снимают ромашки с доски и вставляют пропущенные буквы, сдают жюри по мере заполнения и рассказывают правила на данные орфограммы. Если правило забыл один из учеников, ему помогает товарищ из его команды)


АДМИРАЛ: Задание пятое: мы подплываем к грустному острову. Здесь живут орфограммы «Чередующиеся гласные», от них убежали слова - исключения. И теперь целыми днями эти орфограммы с тоскою смотрят в открытый океан, чтобы отыскать тех, кто поможет им вернуть эти слова.


(Ребята снимают с доски конвертики-саквояжи, на которых написаны названия орфограмм и, написав на листочках слова – исключения, вкладывают эти листочки в соответствующие конвертики, затем отдают жюри).


АДМИРАЛ. Ребята, а почему один конверт остался пустым?

Шестое задание: совсем скоро мы войдем в «Гавань сюрприза», однако на пути еще один остров, это «Остров сомнительных букв».Приготовьте сигнальные карточки:

А О И Ы Ё

Я буду читать слова, а вы поднимайте буквы - орфограммы. За каждую ошибку жюри снимает 1 балл, поэтому будьте внимательнее!


Уложить в кровать, растет в саду, красные щечки, вместе полагаем, ростовщик Ростислав, вкусная шоколадка, имя прилагательное, выращивать из семян, страшная цинга, крыжовник в саду, циркуль в портфеле, красивая акация, Синицын, сельскохозяйственная отрасль.


К сожалению, мои дорогие мореплаватели, каждая команда сделала по 2 ошибки, поэтому над правописанием этих слов нам еще предстоит долго трудиться. Теперь слово уважаемому жюри для подведения итогов нашего путешествия.


( Председатель жюри, Попова Т.В., сообщила, что все команды пришли к финальной гавани с одинаковыми результатами и показали очень хорошие знания правописания данных орфограмм. Она пожелала ученикам продолжать так же хорошо учиться, быть активными на уроках, проявлять инициативу)


АДМИРАЛ. Что ж, ребята, вот и закончилось плавание по бескрайнему «Орфографическому океану», и нас ждет сюрприз!


(Учитель достает из коробки пустую бутылку, внутри которой лежит послание, зачитывает его, обращаясь к пятиклассникам):


Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рад, что сегодня вы потревожили мои беспокойные воды и проявили находчивость, дружбу, упорство, а, главное, хорошие знания в области правописания чередующихся гласных в словах. Теперь я спокоен, потому что уверен в вашей грамотности. Однако успокаиваться нельзя никогда, учеба - ваш главный труд. Поэтому я решил сделать вам подарок, который поможет всегда быть на гребне самой высокой волны русского языка. Пусть он станет для вас большим и преданным другом. Но, чтобы его получить, отгадайте, что это?

С уважение, Нептун.


АДМИРАЛ (достает «Орфографический словарь» из коробки) Да, вы угадали, это самый верный помощник и настоящий друг грамотного человека – «Орфографический словарь». Теперь он станет вашей настольной книгой.

Я благодарю всех учеников, родителей за активность на уроке, желание показать свои знания, умения и способность быть друзьями, помогать друг другу в сложных ситуациях.


Домашнее задание. Повторить все правила правописания чередующихся гласных, составить словарный диктант на эти орфограммы (30 слов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconУрок 1 Тема: Звуки и буквы. Правописание гласных в корнях слов
Цель уроков: 1 систематизировать ведущие знания учащихся о звуках и буквах, ведущие правила правописания гласных в корнях слов

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 «Б» классе (интенсификация учебной деятельности) по теме: «Правописание гласных в суффиксах глаголов»
Научить учащихся определять выбор суффиксальных гласных о – е – ы – и в глагольных суффиксах

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconРусский язык и природоведение в царстве грибов. Правописание безударных гласных в корне слова. Учитель начальных классов моу литвиновской оош щмр мо тарасова Наталья Александровна
Цель: расширить представление учащихся о грибах; обобщить знания детей о правописании безударных гласных в корне

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» icon«Повторение изученного в 5-8 классах». (1 урок)
Знать, что изучают данные разделы, корни с чередованием, правописание приставок, правописание частиц не и ни (параграф 4, записи...

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Развивающие: способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами –ова ева-, -ыва ива-; продолжать формировать умение работать...

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconУрок для Ресурсного центра егпу «Правописание букв Е, ё после шипящихиЦв различных частях речи»
Урок для Ресурсного центра егпу «Правописание букв Е, ё после шипящих и ц в различных частях речи»

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку
Правописание гласных в корне. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные. Гласные 0-е...

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconУрока Обобщение по теме «Правописание суффиксов имён прилагательных»
Урок проводился в 6 классе на основе учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconУрок дан на конкурсе «Учитель года Щелковского района – 2008»
Указкой показать Мы должны знать: правила написания сочетаний и гласных после шипящих, написание имен собственных

Урок на тему «Правописание чередующихся гласных» iconУрок русского языка Тема : Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение

Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница