Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста




Скачать 165.19 Kb.
НазваниеФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Дата26.09.2012
Размер165.19 Kb.
ТипРеферат


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озерского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида № 43»


Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста


Опыт работы


воспитателя

II квалификационной категории Поповой

Людмилы Юрьевны


2008г.

Содержание


Введение ………………………………………………………………………….3 Глава I. Изучение программ по проблеме экологического воспитания

дошкольников……………………………………………………………………6 Глава II. Опыт практического применения ……………………………………. 9

2.1. Создание экологической развивающей среды ……………………………. 9

Список литературы ……………………………………………………………14 Приложение …………………………………………………………………… 16


Введение


У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле погибают всё новые и новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязнённости воздуха и почвы. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Начало формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским учёным Барри Коммонером:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);

- природа знает лучше.

В своём учебном пособии по «Экологическому образовании. В детском саду» Н.А. Рыжова ссылается на удачное и понятное определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы. Именно дошкольный возраст является базой для формирования экологического воспитания.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

Таим образом, начатки экологической культуры и экологического воспитания должные закладываться в дошкольном детстве, так как этот период является наиболее сензетивным для воспитания и обучения. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Цель. Формирование основ экологического воспитания дошкольников.

Задачи.

1. Изучить программы по проблеме экологического воспитания дошкольников.

2. Создать развивающую среду в дошкольном учреждении, способствующую развитию экологического воспитания.

3. Выявить наиболее эффективные современные формы взаимодействия взрослого и ребёнка.

4. Сформировать коллектив единомышленников: педагогов и родителей, объединённых достижением общей цели.

Методы.

1. Наблюдение.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

4. Беседы.

5. Диагностика.

Теоретическая основа опытной работы.

Теория, Н.А. Рыжков согласно которой задачи экологического воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если будет тесная взаимосвязь с другими педагогами и родителями.

Практическая значимость.

Разработанный новый материал по экологическому воспитанию может быть использован в практике работ других педагогов и работы с родителями.

Глава I. Изучение программ по проблеме экологического воспитания дошкольников


За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних немало экологических.

Нами были проанализированы некоторые парциальные программы, которые направлены на экологическое воспитание дошкольников.

Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают, что от того, как ребёнок научиться мыслить и чувствовать окружающий мир природы, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке – его внутреннем мире и поступках.

В программе имеются две базовые темы: «Природа» и «Человек». Тема «Природы включает не только четыре её царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты – в ближнее и дальнее пространство. Вторая тема рассматривает человека – созидателя: народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, оставивших добрый след на земле. Таким образом, эта программа учит дошкольника видеть прекрасное в окружающей среде, восхищаться и гордиться человеческими творениями и поступками, но нет единения взрослого и ребёнка.

Программа т.А. Копиевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей представлений о природе, как живом организме и развитии их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре.

Блоки программы – «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» - посредством системы творческих заданий развивает у дошкольников эмоциональное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Данная программа учить дошкольников видеть мир глазами художника, развивает творчество и фантазию, но работа по этой программе идёт в одном направлении: приобщение к мировой художественной культуре.

Одной из первых появилась программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. «Юный эколог» включает две подпрограмма – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Все вопросы можно решить при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных.

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой хороша тем, что она решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитии её у взрослых. Прививая воспитаннику экологические знания, педагог повышает и уровень своих знаний. К сожалению, не каждое ДОУ располагает достаточным пространством для размещения объектов природы – растений и животных.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» является именно такой программой и нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой, дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своём крае.

Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты – знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умение видеть красоту и т.д.). Половина программы (5 блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва, и т.д.). Три блока посвящены живой природе – растениям и животным, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.

Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Моё дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Таким образом, изучив ряд отечественных программ, мы пришли к единому мнению, что программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» более эффективная в работе с детьми, имеет теоретическую основу – научное обоснование. Структура программы включает: цель, содержание, методическое обеспечение. Автор программы предусматривает процедуру её внедрения и распространение: публикацию материала, подготовку кадров на специальных курсах повышения квалификации.


Глава II. Опыт практического применения

2.1. Создание экологической развивающей среды


Одним из важных условий реализации экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Выбрав программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», мы наметили четыре основных блока направления работы:

  1. Природоведческий блок.

  2. Познавательный блок.

  3. Практический блок.

  4. Р
    Формирование начал экологической культуры
    абота с семьёй.



Основные направления работы


Природоведческий блок

Познавательный блок

Практический

блок

Работа

с семьёй





Формы работы




1. Наблюдение

2. Экскурсии

3. Походы на природу

4. Беседы

5. Чтение художествен-ных произведений

6. Заучивание стихов

7. Рассматривание ил-люстраций о природе

1. Занятие

2. Д/игры

3. Загадки

4. Сбор природного материала

5. Игры в эксперимен-тальном уголке

6. П/игры

1. Изготовление поде-лок из природного материала

2. Акция «Не рубите нашу ёлку»

3. Сбор природного материала

4. Кормушки

5. Анкетирование «Умеете ли вы отды-хать на природе?»




1. Создание поделок из природного и бросо-го материала

2. Оформление гербария

3. Составление икебан

4. Макет «Зимний лес»

5. Уход за деревьями и цветами на участке

6. Работа на огороде

7. Экологическая тропинка

8. Акции

9. Выставка «Умелые руки»



В группе созданы условия для формирования у ребёнка станционарной эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

В природном уголке всегда ухоженные цветы, ребёнок может постоянно заботиться о «братьях меньших» (о рыбках). Здесь же размещены книги, иллюстрации о природе, дидактические игры на природоведческие темы. Содержание рыбок в аквариуме и выращивание растений, позволит организовать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты.

В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Здесь так же размещены весы, лупа, и другой природный и бросовый материал.

Педагогический процесс построен таким образом, что ребёнок имеет возможность наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живого и природного уголков. Совместная деятельность взрослого и ребёнка создаёт образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость того, что совершается на глазах у детей. Например, пригласить двух-трёх детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит: «Давайте подойдём к природному уголку, и посмотрите на наши растения, поговорим с ними и польём их. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть. Сейчас вы их польёте, ведь без воды они жить не могут». Каждый ребёнок берёт лейку и поливает сам, приговаривая: «Пей, сколько хочешь, и расти дальше».

Педагог на глазах у детей и вместе с ними заботиться о растениях – это и есть пример взаимодействия с природой.

Наш детский сад работают по картотечному планированию. Ведущее место в картотеке отведено наблюдениям, которые помогают обнаруживать ребёнку взаимосвязь в природе, разработаны экскурсии и походы в ближайшее окружение (лес, озеро, луг), составлены паспорта на комнатные растения, а так же на растения поля, луга, леса. В родительском уголке постоянно выставляются консультации для родителей на экологические темы: «Берегите воду», «Правила поведения в природе», «Правильный уход за животными» и т.д.

Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Игра всегда имела большую роль при ознакомлении с природой. Много дидактических игр разработано педагогами групп, подобран материал, согласно возрасту, указана цель: «С какого дерева лист», «Составь целое из частей», «Угадай время года», «Четвёртый лишний» и т.д. занимательные карточки помогают ребёнку найти, где спрятался заяц, а лисе добраться до своей норки. Такие занятия, как: «Путешествие по зимнему лесу», «Как вести себя в природе», «Поможем природе», «По тропинке в лес пойдём, чтение книг о природе, изображение природы в рисунках, лепке, аппликации, изготовление поделок – поддерживает интерес к окружающей природе и её охране, формирует нравственные чувства и появляется стремление познать природу. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках), а также стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе.

Каждую осень мы с ребятами собираем различный природный и бросовый материалы. Одни засушенные листочки и цветы превращаются в гербарий, а другие используются при изготовлении поделок. Дети с большим удовольствием и любовью работают над своей поделкой, а затем природный уголок пополняется новинками (Приложение 2). Выставка для родителей «Умелые руки» показала, какой творческий потенциал у наших детей (Приложение 3, 4, 5). Особый интерес к наших детей вызывает составление икебан. Здесь используются шишки, ягоды, рябины, веточки и различный бросовый материал (Приложение 6, 7).

Перед Новым годом была проведена в дошкольном учреждении акция «Не рубите нашу ёлку». Многие ребята изъявили желание повесить молнию-обращение на дверь у своего подъезда» (Приложение 8).

Для выполнения познавательной, развивающей, эстетической и оздоровительной функции была разработана на территории ДОУ Экологическая тропинка. На этой карте-схеме выделено 4 маршрута:

  • лиственные деревья,

  • хвойные деревья,

  • известняк,

  • цветущие растения.

Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно большего количества разнообразный и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. Для повышения интереса (особенно средний возраст) педагог совместно с детьми выбирает «хозяина» или «хозяйку тропинки» - сказочного героя. Он поможет воспитателю провести занятие, а детям посылать письма-задания, которые надо выполнить к следующему посещению тропинки.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Мы постепенно и непрерывно вовлекали родителей к совместной работе. Прежде всего, на совместную деятельность детей и родителей, т.к. это способствует сотрудничеству, эмоциональному сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребёнка.

Во время совместных походов и экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Родители тоже заинтересовались сбором природного и бросового материалов, и появилась очень интересная выставка «Поделки руками родителей» (Приложение 9). Здесь были и панно из сухих листьев и цветов, волшебная шкатулка из ракушек, букет и сухих листьев и веточек, подводное царство и т.д. природный уголок пополнился новыми интересными цветами, которые украсили нашу группу.

Весной родители приняли активное участие в акции «Зелёный друг». На территории детского сада появились первые саженцы фруктового сада, были высажены ёлочки, клёны, лубки. Эти молодые деревца постоянно в поле зрения детей и педагогов (Приложение 10,11).

Таким образом, специально созданные условия по экологическому воспитанию, безусловно, способствуют формированию начал экологической культуры, экологических знаний у дошкольников.


Список литературы


1. Веретенников О.Л.

Перспективный план (средняя группа)




Работа с детьми

Работа с родителями

Обеспечение педагогического процесса

1 квартал

1. Наблюдение за цветущими растениями на участке.

2. Посадка саженцев ели

Привлечь родителей к приобретению саженцев.

1. Д/и «Составь дерево по частям»

2. Д/и «С какого дерева эти ветки»

2 квартал

1. Изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку».

2. Украшение живой ёлки на участке ДОУ.

3. Оформление уголка «Зимний лес».

Анкетирование родителей «Любите ли вы природу».

Акции «Не рубите нашу ёлку» в ДОУ и в городе.

3 квартал

1. Посадка лука на зелень.

2. Посадка овощей на огороде.

Привлечение родителей к приобретению семян для группы.

Д/и «Найди недостающий предмет»

4 квартал

Уход за посадками на огороде

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Собрать и засушить цветы сада и луга.

Перспективный план (старшая группа)




Работа с детьми

Работа с родителями

Обеспечение педагогического процесса

1 квартал

1. Посадка саженцев дуба, клёна.

2. Организовать зимнюю подкормку птиц на участке

1. Привлечь родителей к приобретению саженцев.

Изготовление кормушек вместе с детьми.

1. Д/и «Четвёртый лишний».

2. Оформление гербария каждым ребёнком.

2 квартал

Наблюдение за деревьями на участке.

Проведение акции «Берегите воду».

1. Создание «Панорамы добрых дел» - уход за деревьями на своём участке.

2. Д/и «С какой ветки эти детки».

3 квартал

1. Подготовка материала для весенних посадок.

2. Организовать, провести экскурсии и походы с детьми на природу.

Привлечь родителей к акции «Необычный цветок».

Проведение открытого занятия по математике с экологическим уклоном.

4 квартал

Наблюдения, беседа




Н/и «Домино», «Кто где живёт»

Перспективный план (подготовительная к школе группа)




Работа с детьми

Работа с родителями

Обеспечение педагогического процесса

1 квартал

1. Сбор листьев для гербария.

2. Чтение художественной литературы о природе Бианки, Чарушина.

1. Привлечь родителей к сбору интересного природного материала.

2. Привлечь родителей для участия в выставке «Поделки руками родителей».

1. Оформление гербария.

2. Д/и «Какой из предметов лишний».

3. Организация выставки «Умелые руки родителей».

2 квартал

1. Изготовление поделок из природного материала.

2. Изготовление новогодних икебан с использованием природного материала.

Беседа с родителями на тему сохранения живых елей.

1. Выставка для родителей «Умелые руки».

2. Д/и «Четвёртый лишний».

3 квартал

Подготовка детей к занятиям по программе «Наш дом – природа».

Проведение акции «Украсим детский сад цветами» с привлечением родителей.

1. Составление экологической тропинки на территории детского сада.

2. Проведение занятия «По тропинке в лес пойдём».

4 квартал

Сбор интересных камешков на берегу озера.




Оформление уголка природы на веранде.

Сбор интересных объектов.



Похожие:

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconПрограмма определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconРабочая программа по развитию речи детей дошкольного возраста
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения,...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconИнструкция по охране труда при проведении воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Иот 054 2008
К самостоятельной работе по воспитанию детей дошкольного возраста допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие соответствующую...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconКонспект нод по ознакомлению с социальной действительностью для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поиграем с куклой»
Нод по ознакомлению с социальной действительностью для детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconНа право заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания для муниципальных нужд моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад №38 Торги №02. 02. 026 Лот №1
Моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад №38
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconПрограмма предшкольного образования детей 5-7 лет
Смирнова Е. О. – зав лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института рао, профессор, доктор психологических...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста iconПравила приема Зачисление детей в учреждение руководитель мбдоу осуществляет в соответствии с книгой учета детей дошкольного возраста для определения в мбдоу и списками комплектования,
«Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста icon"Закаливание детей дошкольного возраста"
Закаливание – одно из действенных средств воспитания детей здоровыми, стойкими, активными
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница