Программа курса по выбору по географии




НазваниеПрограмма курса по выбору по географии
Дата24.09.2012
Размер96.7 Kb.
ТипПрограмма курса
МОУ «Лицей № 2 г.Буинска Республики Татарстан»


Программа курса по выбору по географии

«Экологическое краеведение»

для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки


Разработала учитель географии

МОУ «Лицей № 2 г.Буинска РТ»

Вишнякова Зейтуна Миналиевна


Пояснительная записка



Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения.

Изучением экологических проблем занимаются специалисты раз­ных наук, в том числе географии. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и об­ществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и регио­нальные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии. Основная задача предлагаемого курса - познакомить учащихся с этими проблемами.

Новое направление экологии - экологическое краеведение. Оно имеет большое значение для образования и воспитания учащихся. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определе­ние местных экологических проблем, поиск и практическая реализа­ция доступных для ребят путей их решения, т.е. данное направ­ление краеведения - это две взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края. И оно, конечно, не может осу­ществляться в рамках лишь одной географии или биологии, это междисциплинарное направление.

Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, содержание его соответствует познавательным возможностям девятиклассников, предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Программа рассчитана на 17 часов.


Методическая часть


Цели курса:


I. Изучение экологических проблем района и выявление их

взаимосвязей с региональными и глобальными проблемами.

2. Создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности.

3. Содействие воспитанию природоохранного экологического сознания.

4. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего района и охране его природы.

5. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания.


Достижение данных целей возможно при решении следующих задач:


1. Усвоение учащимися знаний о причинах возникновения и путях решения экологических проблем.

2. Воспитание у ребят любви, бережного отношения к природе и ресурсам своего района.

3. Овладение школьниками умениями применять приобре­тенные знания в практической деятельности, включая правила поведения в природе, умение пользоваться различными источниками информации, картами, оценивать природу и хозяйственную обстановку своей местности.


В результате обучения учащиеся должны:


  • объяснять влияние природных условий на человеческую деятельность и ее воздействие на природу, понимать суть экологических проблем;



  • знать принципы рациональ­ного природопользования и охраны окружающей среды;




  • применять правила природоохранительного поведения в повседневной деятельности.



Программа состоит из трех разделов:


I. Введение.

П. Общая характеристика природы своего района.

III. Заключение.

Специфика содержания курса предполагает использование раз­личных методов и форм обучения, помимо форм традиционного урока, можно проводить уроки-экскурсии, практические занятия в природе, деловые игры, самостоятельные работы, которые могут проявиться:

1. В подборе описаний, интересных фактов из книг, журналов и газет, иллюстрирующих то или иное явление.

2. В подготовке небольшого сообщения об этих фактах на занятиях.

3. В изготовлении некоторых несложных наглядных пособий, альбомов, схем, моделей.

4. В проведении простейших наблюдений в природе.

5. В сборе экспонатов для коллекции.








№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Лек.

Прак.
Форма контроля
Методы

1.

Введение. Моя малая Родина – Буинский район

1

1







Информационно-

развивающие,

словесные.

2.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

2

1

1

Оформление материала экскурсии

Информационно-

развивающие,

словесные,

частично-поисковые.

3.

Архитектурные и природные памятники Буинского района.

2

1

1

Сбор рисунков, фотоматериалов.

Информационно-

развивающие, работа в группах.


4.

Вода в жизни природы.

2

1

1

Оформление материала экскурсии

Информационно-

репродуктивные,

словесные.

5.

Почвы и земельные ресурсы.

2

1

1

Практическая работа

Информационно-репродуктивные, работа в группах, частично-поисковые.

6.

Климат.

2

1

1

Графики,

диаграммы

Информационно-

развивающие, работа в группах.

7.

Экология Буинского района.

2

1

1

Экскурсия

Информационно-

развивающие,

частично- поисковые.

8.

Животный и растительный мир района.

3

2

1

Практическая работа

Информационно-

репродуктивные, работа в группах.






















9.

Заключение.

1




1

Практическая работа

Работа в группах



Содержание



Введение. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – Буинский район.(1 час.)

Знакомство с содержанием курса «Экологическое краеведение» и его задачами.


РАЗДЕЛ П. (15 ч.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ СВОЕГО РАЙОНА.

Тема № I. Строение земной поверхности (2 часа).

Теория. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое строение, рельеф и развитие форм рельефа, полезные ископаемые района. Формы рельефа, созданные хозяйственной деятельностью человека. Охрана недр (1 час)

Практическая работа: «Изучение горных пород по образцам» (1 час).


Тема № 2 Архитектурные и природные памятники Буинского района (2 часа).

Теория. Архитектурные и природные памятники Буинского района (1 час).

Практика: Экскурсия по городу (1 час).


Тема №3. Вода в жизни природы (2 часа).

Теория. Водные ресурсы района: реки, озера, болота, подземные воды, их использование человеком. Проблема пресной воды, охрана водных источников.

Практическая работа: «Описание р.Свияга» (1час)

.

Тема № 4. Почвы и земельные ресурсы (2 часа).

Теория. Типы почв нашего края. Виды эрозийных процессов.

Земельные ресурсы нашей местности и борьба с разрушением и загрязнением почв (1 час).

Практическая работа: « Описание почв по образцам» (1 час).


Тема № 5. Климат (2 часа).

Теория. Атмосферный воздух. Его состояние в районе. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружа­ющей среде. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу (1 час).

Практическая работа: « Составление климатических графиков и диаграмм по статистическим материалам» (1 час).


Тема № 6. Экология района (2 часа).

Теория. Экологическая обстановка в районе. Влияние загрязнений на здоровье человека (1 час).

Практика. Посещение центра охраны природы (1 час).


Тема № 7. Животный и растительный мир района (3 часа).

Теория. Животный мир нашего района. Видовой состав. Исчезнувшие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Видовой состав птиц района. Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Промысловые виды птиц, их использование, охрана, восстановление численности.

Растительный мир нашего района. Растительность, растительные комплексы и флористические особенности нашего района. Охрана растений и растительных комплексов. Растения, занесенные в «Красную книгу» и в список сокраща­ющих свой ареал растений на территории Буинского района (2 часа).

Практика. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек. Праздник-«День птиц» (1 час).


РАЗДЕЛ Ш. Итоговое занятие (1 час).

Откры­тие экологической тропы. Экскурсия в краеведческий музей.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Формы работы:

  1. Лекции.

  2. Практические работы.

  3. Семинары.

  4. Экскурсии.

  5. Изготовление несложных предметов для проведения практических работ.

  6. Подготовка вопросов для учащихся.

  7. Использование справочных материалов, Интернета.



Литература для учителя.


Ахметзянов И.Г. Буа ягым-тау ягым. Буинские просторы. Казань,2000.

Ахмадуллин Ш.А.. Буинск: страницы истории. Казань, 1991.

Билалов И.Б. Путь длиною в 30 лет. Казань, 1991.

Бабанов Ю.В.,Филатов В.И. Природа РТ. Казань,1993.

Бутаков Г.П. География Татарстана. Казань,19994.

Зайнуллин И.Г. Буа районы.-Казан утлары. 1986. № 2

Гайсин И.Г., Хайруллина Н.М. Методическое пособие по географии РТ. Казань КГПУ, 2001.

Сергейчев И.В. Материалы по истории Буинского района ТАССР.- Буинск, 1981.

Тайсин А.С. География Татарстана. Казань, 2002

Красная книга Татарстана


Литература для учащихся.


Ахметзянов И.Г. Буа ягым-тау ягым. Буинские просторы. Казань,2000.

Бутаков Г.П. География Татарстана. Казань,19994.

Тайсин А.С. География Татарстана.Казань, 2002.

Красная книга Татарстана

Похожие:

Программа курса по выбору по географии iconПрограмма по географии, 5-9 классы пояснительная записка программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда»
Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
Программа курса по выбору по географии iconРабочая программа по географии создана с учетом государственных образовательных стандартов основного общего образования по географии, на основе авторской программы И.
И. В. Душиной. Она предназначена для 6-7 классов и носит базовый уровень. В базисном учебном плане (2004 года) на изучение географии...
Программа курса по выбору по географии iconПрограмма курса по выбору «Мир мультимедиа технологий»
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии
Программа курса по выбору по географии iconРабочая программа по географии основного общего образования
Программа разработана на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012 г и
Программа курса по выбору по географии iconПрограмма курса «Планета здоровья» Программа курса «Подвижные игры»
Социальное направление Программа курса «Общественно-полезный труд»
Программа курса по выбору по географии iconПрограмма предпрофильного курса по физике для 9 классов «Юный исследователь»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является межпредметным и рассчитан на 15 часов
Программа курса по выбору по географии iconПрограмма разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика»
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа курса по выбору по географии iconТесты по методике преподавания географии Теоретические методы исследования в обучении географии направлены на

Программа курса по выбору по географии iconПрограмма курса по выбору. «Правильный выбор успешное будущее»
Развитие личности обучаемого становится основной ценностью образовательного процесса. Реализация модели обучения, ориентированной...
Программа курса по выбору по географии iconПрограмма курса русский язык. 1-4 классы Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница