Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1




Скачать 203.21 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Дата24.09.2012
Размер203.21 Kb.
ТипПрограмма



Муниципальное общеобразовательное учреждение Жиздринской средней школы №1

Утверждаю

Директор МОУ ЖСШ №1

__________________ Куренкова М.С.

29 августа 2009 года


ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЖИЗДРИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1

НА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в деле подготовки населения в области безо­пасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Фе­дерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответст­венность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться сни­жения отрицательного влияния человеческого фактора на безопас­ность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализо­вать в специальной отдельной образовательной области «Основы бе­зопасности жизнедеятельности».

Настоящая программа представляет собой часть образователь­ной области ОБЖ и предназначена для учащихся 7-х классов МОУ Жиздринская средняя школа №1.


Изучение тематики данной программы направлено на достиже­ние следующих целей:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго­товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос­сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль­ной обстановки и своих возможностей.


Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

Структурно программа состоит из двух разделов и семи тем.

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» включает в себя 5 тем («Обеспечение личной безопасности в повсе­дневной жизни», «Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера», «Со­временный комплекс проблем безопасности», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»).

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»).

Для реализации программы на ее изучение необходимо преду­смотрено по 1 ч в неделю во всех 7-х классах МОУ Жиздринская средняя школа №1.

Логичным продолжением программы во внеурочное время являют­ся подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юноше­ском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.


Распределение учебного времени

по разделам и темам программы ОБЖ (7 класс)



раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3




1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных си­туациях природного характера




3

II

Чрезвычайные ситуации природного харак­тера

21




2

Чрезвычайные ситуации геологического проис­хождения




7

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения




3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического про­исхождения




7

5

Чрезвычайные ситуации биологического проис­хождения




4

III

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни

11




6

Здоровый образ жизни и его значение для гар­моничного развития человека




7

7

Первая медицинская помощь и правила ее ока­зания (практические занятия)




4




ВСЕГО:

35 ЧАСОВ



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ (7 КЛАСС)


Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуацияхприродного характера

Различные природные явления и причины их возникновения.

Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в гео­графической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологи­ческого, биологического и космического происхождения, их характе­ристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и опреде­ления.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

2.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в ре­зультате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Опре­деление интенсивности землетрясения, возможные последствия зем­летрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от по­следствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогно­зирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных райо­нах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сей­смоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на ули­це, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы.

Предвестники извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вул­канов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от послед­ствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникнове­ния оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Органи­зация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.


  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхож­дения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные послед­ствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосфе­ры. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных меро­приятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получе­нии штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смер­ча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Реко­мендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызываю­щие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. На­воднения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветро­выми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от по­следствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуа­ции и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время на­воднения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защи­та населения от селевых потоков. Рекомендации населению, прожи­вающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникнове­ния, возможные последствия. Организация защиты населения от по­следствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.


  1. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лес­ных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населенияи окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахожде­нии вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи ин­фекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпиде­мический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекци­онных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их воз­никновения, краткая характеристика.


Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  1. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической урав­новешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здо­ровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Особенности развития организма человека в подростковом возра­сте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблю­дение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе под­ростка, и формирование личности человека. Формирование основ­ных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми, особенно с роди­телями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Уме­ние слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути до­стижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разреше­ния. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противопо­ложного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверст­никами противоположного пола. Формирование социально значи­мых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зре­лость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несо­вершеннолетних.

Значение правового воспитания для социального развития подрост­ка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные при­чины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотрен­ная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).


7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, до­врачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок дей ствий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотече­нии.

Первая медицинская помощь при незначительных ранах.

Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при артериальном крово­течении.

Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотече­нии.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавшего.

Поурочное планирование учебной программы ОБЖ (7 класс)



раздела, темы и урока



Наименование раздела, темы и урока



Количество часов

Раздел



Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3




1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных си­туациях природного характера




3

1.1

Различные природные явления и причины их возникновения




1

1.2

Общая характеристика природных явлений




1

1.3

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие по­нятия и определения




1

II

Чрезвычайные ситуации природного характера

21




2

Чрезвычайные ситуации геологического проис­хождения




7

2.1

Землетрясение. Причины возникновения зем­летрясения и его возможные последствия

К.р.

1

2.2

Защита населения от последствий землетрясе­ний




1

2.3

Правила безопасного поведения населения при землетрясении




1

2.4

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле




1

2.5

Последствия извержения вулканов. Защита на­селения




1

2.6

Оползни, их последствия, защита населения




2

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения




3

3.1

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

К.р.

1

3.2

Защита населения от последствий ураганов и бурь




1

3.3

Смерчи




1

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического про­исхождения




7

4.1

Наводнения. Виды наводнений и их причины

К.р.

1

4.2

Защита населения от последствий наводнений




1

4.3

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений




1

4.4

Сели и их последствия




1

4.5

Защита населения от последствий селевых по­токов




1

4.6

Цунами и их характеристика




1

4.7

Защита населения от цунами




1

5

Чрезвычайные ситуации биологического проис­хождения




4

5.1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

К.р.

1

5.2

Профилактика лесных и торфяных пожаров, за­щита населения




1

5.3

Эпидемии




1

5.4

Эпизоотии и эпифитотии




1

III

Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни

11




6

Здоровый образ жизни и его значение для гар­моничного развития человека




7

6.1

Психологическая уравновешенность

К.р.

1

6.2

Стресс и его влияние на человека




1

6.3

Анатомо-физиологические особенности челове­ка в подростковом возрасте




1

6.4

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми




1

6.5

Формирование личности подростка при взаи­моотношении со сверстниками




1

6.6

Формирование взаимоотношений со сверстни­ками противоположного пола




1

6.7

Взаимоотношения подростка и общества. От­ветственность несовершеннолетних

К.р.

1

7

Первая медицинская помощь и правила ее ока­зания (практические занятия)




4

7.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи




1

7.2

Оказание первой медицинской помощи при на­ружном кровотечении




1

7.3

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах




1

7.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

К.р.

1

Всего часов

Всего:

35 ЧАСОВ



Составил:________________ Коробков А.В.

Преподаватель-организатор курсов «Основы безопасности жизнедеятельности»

и учитель физической культуры – Коробков Андрей Васильевич

Похожие:

Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для 11-х классов (базовый уровень) муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Ограмма «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-х классов разработана в соответствии с Государст­венным образовательным...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1
Нность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Беломорской средней общеобразовательной школы №1» по итогам работы в 2009-2010 учебном году
Средняя наполняемость классов 20,36 человека. Комплектование классов производится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconПрограмма по курсу «основы безопасности жизнедеятельности»
Государственных требо­ваний к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (2010-2011 учебный год)
Планирование составлено на основе «Программы курса обж для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» под общей редакцией...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconОсновная образовательная программа «Планета знаний» начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26
Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №26
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconОбразовательная программа начальной школы Муниципального общеобразовательного учреждения Кичигинской средней общеобразовательной
Учебный (образовательный) план Муниципального общеобразовательного учреждения Кичигинской средней общеобразовательной школы имени...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconЗарегистрирована в отделении государственного пожарного надзора Жиздринского района
Настоящая декларация составлена в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Жиздринской средней школы №1 муниципального...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconПоложение о едином стиле одежды для учащихся моу сош №6
Настоящим Положением устанавливаются требования к единому стилю одежды для обучающихся 1–11-х классов муниципального общеобразовательного...
Программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения жиздринской средней школы №1 iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница