План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х




Скачать 117.79 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х
Дата24.09.2012
Размер117.79 Kb.
ТипПлан-конспект

План-конспект

урока по основам безопасности жизнедеятельности


для учащихся 5-х классов

муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринской средней школы №1

" Чрезвычайные ситуации "




Составил:

педагог-организатор курсов

«Основы безопасности жизнедеятельности»

муниципального общеобразовательного

учреждения Жиздринской средней школы №1,

Коробков Андрей Васильевич


г. Жиздра

2007 год

План-конспект

урока по основам безопасности жизнедеятельности


для учащихся 5-х классов

муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринской средней школы №1

" Чрезвычайные ситуации "


Тема. "Чрезвычайная ситуация – что это?"

Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование. Географическая карта России; раздаточные листы для учащихся; памятки; карточки для самостоятельной работы; кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока


Учитель. Сегодня – первый урок по ОБЖ после летних каникул. Надеюсь, что за время отдыха вы смогли избежать неприятных ситуаций, пользуясь своими знаниями, полученными в первом и втором классах.

В третьем классе вы пополните багаж знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Тема сегодняшнего урока – "Чрезвычайная ситуация".

III. Знакомство с новым материалом


У. Что такое чрезвычайная ситуация? Ответить на этот вопрос нам поможет статья в учебнике "Умение преодолеть страх". Откройте страницу 147, прочитайте текст.

Дети читают текст на с. 147–148.

– Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"?

Дети. Опасность, угрожающая сразу многим людям.

У. Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

Д. Землетрясение, наводнение, шторм, авиакатастрофу, кораблекрушение.

У. Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений.
Откройте рабочие тетради на странице 33. Прочитайте первое задание, ответьте на его вопросы.

Дети читают вопросы и отвечают на них.

Д. Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя.
– При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят спасатели.
– Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать.
– Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.

У. Прочитайте второе задание. Для его выполнения нам потребуется географическая карта России.

Учитель вешает на доску карту. В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.

IV. Физкультминутка

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)


У. Возьмите в руки раздаточные листы и прочитайте о том, что такое наводнение.

Д. Временный подъем воды в реке, озере или море.

У. Из-за чего происходят наводнения?

Д. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров.

У. Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.
Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки, чтобы увеличить объем стока и повысить скорость течения.
Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.
Что же делать во время наводнения? Послушайте рассказ об этом.

Рассказывают заранее подготовленные ученики.

Д. Предупреждает о наводнении сигнал "Внимание всем!", передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав его, нужно включить радио или телевизор (местную программу) и прослушать новости. Обычно сообщается об ожидаемом времени затопления, его территории, порядке действий населения и порядке эвакуации.
Затем надо быстро собраться и взять с собой пакет с документами и деньгами, аптечку, запас продуктов, белье и туалетные принадлежности, запасной комплект теплой верхней одежды и обуви.
Нужно прибыть в установленное время на эвакуационный пункт для регистрации и переезда в безопасное место.
Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Как можно быстрее поднимитесь на возвышенное место, чтобы вода не смыла.
Не надо стремиться вернуться в дом и спасти вещи – это может стоить жизни. Нужно быть готовыми к эвакуации по воде на любых плавсредствах.
При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды. Самостоятельно из затопленного района можно выбираться только в случае реальной угрозы для жизни.
И наконец, главное правило: не нужно терять надежду на спасение.
Надо помнить: убивают человека не голод и жажда, а отчаяние и покорная готовность умереть. На помощь обязательно придут спасатели.
После спада воды, перед тем как войти в пострадавшее здание, надо убедиться, что оно не представляет опасности для жизни.

У. Что надо делать, если вы услышали сигнал "Внимание всем!"?

Дети перечисляют правила действий людей во время наводнения.

– Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло несколько миллионов жизней.
Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.
Больше шансов уцелеть у людей на верхних этажах домов, а также на первом и втором этажах (они проваливаются в подвал, где также увеличиваются шансы выжить).
Самые безопасные места в доме – углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.
А теперь давайте прочитаем правила поведения при землетрясении.

Учитель раздает детям памятки.

Памятка 1


Если землетрясение застало вас в доме

1. Отключите газ, электричество, загасите открытый огонь (печь, камин).

2. Постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов.

3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не выбегайте на лестницу, не пользуйтесь лифтом.

4. Не прячьтесь под мебелью. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.

5. Успокойтесь сами и успокойте других. Не паникуйте.

Если землетрясение застало вас на улице

1. Отойдите на открытое место.

2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, мостов, козырьков, навесов.

3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.

4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Если вы оказались в завале

1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, попытайтесь остановить его подручными средствами.

2. Берегите силы до прибытия спасателей, не падайте духом.

3. Устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки.

4. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

Дети читают текст.

– В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях. Возьмите эти памятки и вклейте дома в ваши рабочие тетради.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)


У. Перед нами прошли стихии земли, воды, остался – воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.
Возьмите еще раз раздаточные листы и прочитайте все, что говорится о ветрах.

Дети читают текст о ветрах.

– Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать?

Д. Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.

У. Что такое ураган?

Д. Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля.

У. Такой ветер сметает постройки, переносит с места на место автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли.
Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.
– Что такое смерч?

Д. Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.

У. Смерч – это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. В Америке его называют торнадо, в Европе – тромб.
Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути. Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.
В апреле 1974 г. над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо.
Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 метров, скорость его движения достигает 40 км/ч.


У. Но для человека, попавшего в такой смерч в жизни, а не в сказке, дела заканчиваются, как правило, плачевно. Как же надо вести себя при смерче или урагане? Прочитаем памятку 2.

Памятка 2


Как вести себя при смерче или урагане

1. Если вы видите воронкообразный столб воздуха в небе, спрячьтесь в надежное укрытие. Таким укрытием может быть место под мостом, железобетонным навесом, подвал, погреб, хорошо укрепленное здание и сооружение.

2. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.

3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

4. Остерегайтесь оборванных электропроводов.

5. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль; плотнее закройте его двери и окна.

Дети читают текст.

– Возьмите эту памятку и раздаточный лист. Дома вклейте их в рабочую тетрадь. Так как в учебнике по теме "Чрезвычайные ситуации" сведений не очень много, то эти материалы помогут вам повторить все, о чем мы говорили на уроке.

VIII. Закрепление нового материала


Дети читают задание.

"Помогут ли страх и паника избежать беды, вызванной чрезвычайной ситуацией? Придумай и расскажи историю, как ребенок преодолел страх, не поддался панике, а спасся не только сам, но и увел в безопасное место младшую сестру во время наводнения. Эта история показана на рисунке."

У. Ответьте на поставленные вопросы и попробуйте придумать историю.

Дети выполняют задание.

– Что такое чрезвычайная ситуация?

Д. Опасность, угрожающая сразу многим людям.

У. Кто такие спасатели?

Д. Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.

У. Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.



Вопросы

По горизонтали:

3. Сильный вихрь в Америке.
4. Ураган на Дальнем Востоке.
6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.

По вертикали:

1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.
7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.

Ответы

По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8. Землетрясение.

По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5. Буря. 7. Смерч.

У. Молодцы! Справились с заданием.

IХ. Самостоятельная работа


Проводится в том случае, если на уроке остается время. Если времени нет, то предлагаемые вопросы можно использовать для проверки домашнего задания на следующем уроке.

У. Возьмите в руки карточки с вопросами. Подпишите их. Прочитайте вопросы и на свободных строчках напишите ответы:

1. Что такое наводнение?
2. Что такое ураган?
3. Если при землетрясении вы находитесь дома, куда надо спрятаться?
4. Что надо сделать, если есть время, перед тем как покинуть дом при наводнении?
5. Перечислите стихийные бедствия, которые вы знаете?

Дети выполняют задание и сдают работы.

Х. Итог урока


У. Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Надеюсь, что вам не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на уроке.

ХI. Домашнее задание


У. Прочитайте учебник

Приложение

РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ

Наводнение


Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганного ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длительными (более двух недель).

Что делать при наводнении


Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: "Внимание! Слушайте все!.." После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если вы попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

Бури, ураганы, тайфуны, смерчи


Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч). На Дальнем Востоке их часто называют "тайфунами".

Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. В пустынях их называют "самумами". А бурю на море называют "штормом".

Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

Что делать при стихийных бедствиях


Обо всех стихийных бедствиях (бурях, ураганах, тайфунах, смерчах) людей предупреждают заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют по радио и телевидению. Если вы услышали сигнал в доме, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна, ставни и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие (во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижимаясь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.

Похожие:

План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПлан-конспект урока для учащихся 1 класса по основам пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает».
Цель: сформировать у учащихся ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПлан-конспект урока причастие как часть речи (Тема урока)
Приветствует учащихся, проверяет наличие учебных принадлежностей, объявляет тему и цель урока
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconСтандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconИзучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей
Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПлан-конспект урока
Цель урока научить учащихся выполнять умножение одночленов и возводить одночлены в степень
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconРабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 7 класс. Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных...
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПлан-конспект урока
Цель урока: Познакомить учащихся с приемами оказания первой помощи при повреждении скелета
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconРабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс 5, 6, 7, 8, 9
При её разработке использованы материалы Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы А. Т. Смирнов,...
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Профильный уровень
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-х iconПлан-конспект урока Тема урока
Цель урока: Применение электронных таблиц Excel для расчета технологических карт
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница