Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр




НазваниеЮжное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр
страница1/17
Дата24.09.2012
Размер2.35 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Библиотечка для родителей



Южное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Окружной методический центр


Первый раз

в первый класс


Родителям будущих первоклассников

школ Южного учебного округа города Москвы





Южное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Окружной методический центр


Первый раз в первый класс


Родителям будущих первоклассников

школ Южного учебного округа города Москвы


Москва

2009


«Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование и структуру образовательного пространства Южного учебного округа города Москвы, обеспечивающей образование каждого ребенка.


Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития.


Издание восьмое, переработанное и дополненное


Серия «Библиотечка для родителей»


Редактор: Минько Н.Г. –начальник Южного окружного управления

образования Департамента Образования города Москвы

Рецензент: Константинова А.М. – директор ГОУ ОМЦ ЮОУО ДО города

Москвы


Ответственный за выпуск: Скрипченко А.П. – заместитель директора ГОУ

ОМЦ Южного округа города Москвы.


Авторский коллектив:

Ушакова Т.И. – руководитель лаборатории начального образования ОМЦ

Южного округа города Москвы

Евдокимова М.Н., Кожевникова М.А., Пономарева М.Ю., Стасенко Н.В. –

методисты лаборатории начального образования ОМЦ Южного округа

города Москвы

Панова Т.С. – методист КРО ОМЦ Южного округа города Москвы

Лукманова Е.В. - руководитель лаборатории педагогической психологии

ОМЦ Южного округа города Москвы

Заместители директоров по УВР I ступени образования – члены

Окружного общественного совета.


Содержание

I. От авторов………………………………………………………………………….7


II. Нормативные документы в образовании:……………………………………..10

Какие нормативные документы на сегодня регулируют взаимоотношения

учреждения образования и родителей в г. Москве?..................................................

Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования……………..

Нормативные акты, регламентирующие деятельность образовательного

учреждения…………………………… ……………………………………………..

Возможные формы получения образования…………………………………………

Постановление Правительства Москвы

от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП………………………………………………………………..

 Положение о формах получения образования

в государственных образовательных учреждениях города Москвы,

реализующих общеобразовательные программы……………………………………………..

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения……………

Права и обязанности родителей (законных представителей)……………………….

Из типового положения об общеобразовательном учреждении

(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196)……………….

Приказ Департамента образования города Москвы

от 02.03.2007 г. № 79 "О правилах приема детей в первый класс

государственных образовательных учреждений

системы департамента образования города Москвы,

реализующих общеобразовательные программы"…………………………………………………

ПРИКАЗ от 24 марта 2009г. № 205

«О правилах приёма детей в первый класс государственных

образовательных учреждений Южного округа города Москвы,

реализующих общеобразовательные программы»………………………………………………..

ПРИКАЗ от 25 марта 2009г.___№ __№215______

«О создании конфликтной комиссии»………………………………………………………………..

Рекомендации по организации приёма в первый класс

(Инструктивное письмо МО РФ от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-03)…………………….

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

(Письмо от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13)…………………………………………………..

Положение о средней общеобразовательной школе с углубленным
изучением отдельных предметов в г.Москве…………………………………………….


III. Предшкольное образование

Что такое предшкольное образование?......................................................................................

Где осуществляется предшкольное образование?......................................................................

О сохранении и укреплении здоровья дошкольников…………………………………………

Помощь родителям в предшкольном образовании детей……………………………………


IV. Как определить готовность Вашего ребёнка к школе?


Обязательно ли присутствие ребёнка при записи его в 1-ый класс?........................................

Какова цель собеседования с будущим первоклассником

и его родителями при записи в школу?...........................................................................................

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?.....................................................

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?...............................................

Для определения готовности детей к обучению в школе

учеными разработана педагогическая диагностика…………………………………………….

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?.............................................................................................................................

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?............................................................

Как организовать занятия с ребёнком в домашних

условиях и какова их продолжительность?...............................................................................

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?.......................................

Советы психолога родителям первоклассников…………………………………………………….

О чём же необходимо помнить родителям?...................................................................................

Особенности адаптации детей к школе……………………………………………………………

Режим дня первоклассника…………………………………………………………………

Примерный режим дня первоклассника…………………………………………………………

Критерии готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………

Где можно получить логопедическую помощь?................................................................................

Что такое классы коррекционно-развивающего обучения?..............................................................


V. Порядок приема в первый класс.…………………………..

Как можно выбрать образовательное учреждение………………………………….

Каков порядок приёма в 1-й класс общеобразовательной школы?..........................

Каков порядок рассмотрения конфликтных ситуаций по заявлению родителей (законных представителей) в окружном управлении образования?..........................................................

Какие документы нужно представить для записи ребёнка в школу?.....................

Если ребёнок находится под опекой, каковы особенности его

обучения в школе?........................................................................................................

Могут ли родители выбрать школу не по микрорайону?..........................................

В каких учреждениях округа проводится прием в 1-й класс

без учета микрорайона?................................................................................................................

Порядок обучения в Московских школах детей,

родители которых временно проживают в Москве…………………………………

Какие формы получения образования с 1 класса существуют сегодня?.....................................................................................................................................

Где можно получить консультацию по семейному образованию?...........................................................................................................................

Если по состоянию здоровья ребёнок в первый класс школы пойти не может?.......

Временное обучение на дому по медицинским показаниям.

Как организуется учебный процесс?....................................................................................


VI. Вариативность образовательных учреждений Южного округа г. Москвы

Какие типы государственных общеобразовательных учреждений,

осуществляющих прием детей в 1-й класс, есть в округе?...........................................

Что нужно знать родителям о негосударственной системе получения образования и негосударственных образовательных учреждениях?..........................


VII. Вариативность содержания начального образования в школах округа

Учебно-методический комплект для начальной школы по системе

развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова…………………..................

Учебно-методический комплект для начальной школы

по системе развивающего обучения В. В. Занкова……………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

Образовательной системы «Школа 2100»…………………………………………….

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Школа России»………………………………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Школа 2000…»…………………………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Гармония»……………………………………………………………………………..

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Начальная школа XXI века»…………………………………………………………..

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Перспективная начальная школа»…………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Планета знаний»……………………………………………………………………………

Учебно-методический комплект для начальной школы

«Классическая начальная школа»………………………………………………………


VIII. Организация образовательного процесса в первом классе начальной школы

Что такое начальная школа и начальное общее образование?..........................................

Адаптация первоклассника к школе…………………………………………………………

Что такое «ступенчатый» метод наращивания учебной нагрузки?........................................

Особенности расписания уроков первоклассников?...........................................................

Какой же должна быть учебная нагрузка первоклассника? …………………………………

Что поможет первокласснику справиться с учебной нагрузкой? …………………………..

Как организовано в школе питание учащихся начальных классов?.......................................

Что такое базовый компонент и компонент

образовательного учреждения ?....................................................................................................

Как осуществляется контроль и оценка результатов

обучения в первом классе?..............................................................................................................

Если ребёнок не успевает по итогам года в первом классе?.....................................................

Организация групп продленного дня……………………………………………………………..

Как обеспечиваются учебниками учащиеся 1-х классов

общеобразовательных школ?..........................................................................................................

Какие произведения рекомендуются для чтения в первом классе?.............................................


IX. Первоклассник и компьютер

В каком возрасте стоит покупать ребенку персональный,

свой собственный, компьютер?.................................................................................................

Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером?..................................

Как выбрать компьютер для ребенка?.................................................................................

Как правильно обустроить компьютерное место?....................................................................

Как правильно сидеть за компьютером?...................................................................................

Как же обезопасить драгоценные глаза ребенка?....................................................................

Как сохранить зрение детей? Что для этого делает школа?.......................................................


X.Приложение


Южное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Окружной методический центр


Желаем успехов на нелегком пути в мир знаний!

Уважаемые родители!

Завершается дошкольный период в жизни Вашего ребенка. Вы с волнением ждете нового этапа в жизни, строите свои планы на будущее, думаете о том, как их можно реализовать наиболее полно и оптимально.

Как бы хотелось, чтобы школа стала вторым домом, учитель – мудрым добрым наставником, одноклассники – друзьями.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Общеизвестно, что каждые десять лет объем информации, окружающей человека, увеличивается в два раза. Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником в полном объеме.

Как показывают исследования, школа как источник информации занимает лишь четвертое место, уступая компьютеру, телевизору и среде общения.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию, длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Это подразумевает решение следующих задач:

- формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;

- формирование способности и готовности принимать самостоятельные ответственные решения;

- умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;

- умение отстаивать реальные цели;

- умение планировать свои действия, прогнозировать их последствия;

- умение ставить конкретные цели;

- умение реально оценивать степень риска;

- принятие того, что мир изменчив;

- укрепление психофункциональной устойчивости, включая стрессоустойчивость;

- владение навыками саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, тревожности;

- толерантность к новизне и неопределенности;

- знание и принятие своих индивидуальных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей при распределении своих сил, планировании дел;

- владение навыками поддержки психологического здоровья.


Задачи самопринятия, включая:

- принятие себя (в том числе своих чувств, внешнего облика, тела);

- позитивный образ «Я»;

- уверенность в себе, в своих силах;

- адекватную, устойчивую самооценку;

- самоуважение.

Социально-психологическая компетентность (способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений):

- умение ориентироваться в социальных ситуациях;

- умение адекватно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;

- умение выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;

- умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения:

- социальная толерантность;

- наличие представлений о различных правилах в разных микросоциумах (владение социальными ролями);

- осмысленное отношение к морально-нравственным основам социума;

- наличие в системе мировоззрения представлений, служащих основой морально-нравственного поведения.

Формирование каждого из перечисленных качеств личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Большую роль в этом играет выработка единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.

Важным фактором успешности в достижении поставленных целей также является целенаправленная работа по созданию детских коллективов как среды общения».

Как же достичь этого? Что нужно знать о своем ребенке, возможностях системы образования для его обучения и развития, чтобы своевременно и полно воспользоваться ими?

Перед Вами восьмое издание справочных материалов для родителей будущих первоклассников, подготовленное специалистами Южного окружного управления образования и его служб. Оно содержит следующие разделы:

- нормативные документы об образовании;

- механизмы реализации конституционного права на образование и Закона «Об образовании» Российской Федерации в Южном учебном округе города Москвы;

- сеть учреждений образования Южного округа;

- методические рекомендации по подготовке ребенка к школе;

- информация об организации образовательного процесса в первом классе начальной школы;

- информация о медико-психолого-педагогической и логопедической помощи детям;

- в приложениях даны основные документы, положения, рекомендации, которые могут быть Вам полезны.

В предлагаемом сборнике Вы найдете ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы, а также узнаете о структуре образовательного пространства Южного учебного округа, его сетевых и негосударственных образовательных учреждениях.

Ответы на многие вопросы сопровождаются извлечениями из Закона Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документов, регламентирующих права и обязанности учащихся, родителей и учреждений образования в отношении друг друга, определяющих механизмы реализации конституционного права на образование каждого гражданина Российской Федерации и дающие Вам возможность самостоятельно искать ответы на многие вопросы.

Если Ваш ребенок имеет особенности в развитии или состоянии здоровья и традиционное обучение в общеобразовательной школе ему не подходит, если Вы хотите найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации, начните с изучения данного справочника для родителей. Здесь Вы можете познакомиться с нормативной базой различных форм получения образования, в том числе и образования в семье, различными видами и типами образовательных учреждений и положениями о них.

Большое внимание уделено подготовке ребенка к обучению; дан перечень необходимых принадлежностей для первоклассника, а также список литературы для внеклассного чтения, рекомендованной окружным учебно-методическим центром.

Если у Вас возникли другие вопросы или назревает конфликтная ситуация, Вы можете обратиться к специалистам управления образования округа, координаты которых есть в справочнике.

Ваши предложения по совершенствованию следующих выпусков справочника, дополнения и изменения можно направлять по адресу:

115533, Москва, ул. Высокая, д.14.

Южное окружное управление образования

Или по телефону: 8-499- 618-15-35, 8-499- 612- 93-63

Адрес сайта окружного

управления образования www.sinergi.ru

Электронный адрес: uou@sinergi.ru

Оперативную информацию обо всех изменениях в системе образования округа Вы можете получить на сайте окружного управления образования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconРаспоряжением Департамента образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение Центр детского творчества создан на основании Приказа Департамента образования города...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconУтверждено: Распоряжением Департамента образования города Москвы от 21 ноября 2011 г. N 975 р Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Москвы от «14» октября 2009 г. №2067 в результате реорганизации путем слияния Государственного образовательного учреждения Центра...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconУтверждено: Распоряжением Департамента образования города Москвы от 21 ноября 2011 г. №975р заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Средняя общеобразовательная школа №975 зарегистрирована Отделом по регистрации некоммерческих организаций Департамента общественных...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconД епартамент образования города Москвы Южное окружное управление образования гоу средняя общеобразовательная школа №856 Ежегодный публичный доклад директора школы Монаховой Галины Михайловны по итогам 2009-2010 уч года план
Национальный проект «Образование», направленный на модернизацию всей государственной системы образования, ставит перед школой ряд...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconДепартамент образования города москвы юго восточное окружное управление образования
Утверждены решением конференции трудового коллектива 30. 08. 2010г. (Протокол №1)
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconРаспоряжением Департамента образования
Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. №1289-рп, приказом Департамента образования города Москвы от 2 июля 2010 года №1155 и приказом...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconРаспоряжением Департамента образования
«06» октября 2004 года №2004-рп «О создании государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы»...
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconДепартамент образования города москвы юго восточное окружное управление образования
В каждом образовательном учреждении должна быть обеспечена пожарная безопасность работников и обучающихся
Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Окружной методический центр iconЮжное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница