Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык»




Скачать 232.68 Kb.
НазваниеЛекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык»
Дата24.09.2012
Размер232.68 Kb.
ТипЛекция


Типы ЭОР по русскому языку в ЕК и на ФЦИОР

Лекция

Авторы:

Руденко-Моргун О.И.

Архангельская А.Л.

I. Типы ЭОР предметной области «Русский язык» в каталоге Единой коллекции



На настоящий момент в Единой коллекции (далее ЕК) (http://school-collection.edu.ru/) размещены электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по русскому языку, разработанные в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования и проекта «Информатизация системы образования». ЭОР охватывают все ступени общеобразовательной школы (1–11 классы). Большинство из них адресовано учащимся 5–9 классов.

В рубрикаторе ЕК ЭОР по русскому языку, так же, как и по другим предметам, представлены:

  • наборы цифровых ресурсов к учебникам;

  • инновационные учебные материалы;

  • инструменты учебной деятельности;

  • коллекции.

Под рубрикой «Наборы цифровых ресурсов к учебникам» находятся автономные локальные ЭОР (иллюстрации, схемы, таблицы и пр.), поддерживающие параграфы действующих печатных учебников.

Предметная область «Русский язык» представлена наборами ЭОР к учебнику и поклассовым практикам под редакцией В.В. Бабайцевой.

  • «Русский язык. Практика», 5 класс, под редакцией Купаловой А.Ю.

  • «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К.

  • «Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н.

  • «Русский язык. Практика», 8 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.

  • «Русский язык. Практика», 9 класс, под редакцией Пичугова Ю.С.

  • «Русский язык. Теория», 5–9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Мы рекомендуем вам пользоваться набором ЭОР «Русский язык. Теория», так как здесь представлены и ЭОР, входящие в наборы «Практика».

Под рубрикой «Инновационные учебные материалы» (ИУМ) расположены мультимедиа учебники и пособия, разработанные в соответствии с авторскими концепциями:

  • «Речевой этикет в ситуациях и заданиях», 5 класс

  • «Русский язык. 5-7 класс»

  • «Учим правила по алгоритму»



Инновационные учебные материалы по русскому языку для 5–9 классов


Под рубрикой «Инструменты учебной деятельности» находятся тренажеры, а также средства создания, упорядочивания, визуализации и анализа информации:

  • Тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория»

  • Электронный тренажер по русскому языку




Инструменты учебной деятельности по русскому языку для 5—9 классов

Под рубрикой «Коллекции» находятся электронные сборники дидактических материалов, направленных на какой-либо вид учебной деятельности:

  • Диктанты по русскому языку

  • Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края

  • Морфология и орфография в таблицах

  • Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы (попали в эту коллекцию явно случайно)

  • Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы

  • Тесты по орфографии и пунктуации




Коллекции по русскому языку для 5–9 классов

II. Типы ЭОР предметной области «Русский язык» в каталоге ФЦИОР


ЭОР по русскому языку находятся в «каталоге» ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/) в разделах, обозначенных в рубриках каталога как «Среднее (полное) общее образование» и «Основное общее образование».

Модульные системы по русскому языку различны по своему адресату:

  • для базового варианта школьной программы (раздел «среднее (полное) общее образование»);

  • для поддержки личностно-ориентированного учебного процесса: для углубленного изучения предмета; для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне; для учеников с ограниченными возможностями здоровья (раздел «Основное общее образование»).

ЭОР по русскому языку для обеспечения полноценного овладения разными категориями учащихся школьной дисциплиной «Русский язык» классифицируются следующим образом:

  • ЭУМ для углубленного изучения предмета сильными учащимися;

  • ЭУМ для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания);

  • ЭУМ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Они представляют собой модульные системы, включающие информационные, практические и контрольные модули, объединенные единой темой и в основном направленные на дистанционное обучение.



Информационный модуль по русскому языку (http://fcior.edu.ru/card/23782/bezudarnye-glasnye-orfografiya.html)



Практический модуль по русскому языку (http://fcior.edu.ru/card/23647/bezudarnye-glasnye-orfografiya.html)




Контрольный модуль по русскому языку (http://fcior.edu.ru/card/23748/bezudarnye-glasnye-orfografiya.html)

Для открытия списка модулей необходимо активизировать в соответствующем разделе название предметной области в левом меню. Найти необходимый модуль можно, вписав ключевые слова в строку «поиск».


Анализ ЭОР по русскому языку, входящих в образовательные комплексы каталогов ЕК и ФЦИОР, дает возможность классифицировать их на основании жанровых и основных функциональных особенностей. В соответствии с данным критерием их условно можно разделить на локальные автономные ЭОР, электронные пособия открытой структуры и электронные пособия закрытой структуры.

К локальным автономным ЭОР относятся мультимедиа уроки, статичные и интерактивные иллюстрации, анимации, статичные, интерактивные и аудио учебные тексты, словари, статичные и интерактивные таблицы и схемы, электронные задания и тесты. Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы ЕК или перенести на свой компьютер.

Вот примеры некоторых локальных автономных ЭОР:

Мультимедиа уроки

Мультимедиа урок, как правило, охватывает целиком тему, параграф учебника и т.п. и имитирует урок в классе, многие ЭОР данного типа даже содержат виртуальный класс из нескольких учеников и виртуального учителя. Подобные ресурсы предназначены в первую очередь для самостоятельного изучения новой темы или повторения пройденного. Учитель также может использовать мультимедиа урок при работе с классом (необходимы компьютер, интерактивная доска и/или проектор). Система управления таким ресурсом позволяет останавливать урок на ключевых моментах, задавать вопросы классу по ходу урока, проверять ответы реальных учеников с помощью ответов виртуальных, выполнять «Задания на 5» всем классом или вызвав одного из учеников к доске. Подобные ресурсы из ЕК для корректного использования необходимо скачивать и устанавливать на локальный компьютер. Использование подобных ресурсов в режиме он-лайн невозможно из-за неполного отображения содержимого.

Статичные и интерактивные иллюстрации

Статичные и интерактивные (с интерактивными элементами) иллюстрации, как правило, используются учителем в качестве наглядного материала при проведении урока в классе. Иллюстрации также могут использовать ученики при подготовке докладов, презентаций, сообщений, в проектной деятельности.

Интерактивные тексты, задания, загадки

Интерактивные тексты (задания, загадки) – это вопросы по заявленной теме, иногда оформленные в виде короткой игры. Подобные «задания» не оцениваются, ученик всегда может увидеть правильный ответ. Используются такие ресурсы как учителем при работе в классе, так и учениками при самостоятельном изучении темы: для самопроверки.

Учебные тексты

Учебные тексты содержат, как правило, краткую учебную (правила, определения), справочную (автобиографии ученых) информацию. Часто они снабжены гиперссылками на необходимый для понимания статьи справочный материал. Иногда гиперссылки включают иллюстрации: схемы разбора предложений, портреты ученых и т.п. Подобные ресурсы использует на уроках учитель, ученики же могут использовать при подготовке докладов, презентаций, сообщений.

Словари

Учебные словари необходимы учителю для подготовки к урокам: подбор примеров, составление диктантов и заданий и т.п. Ученик использует данные ресурсы при подготовке докладов, презентаций, сообщений, выполнении заданий.

Интерактивные таблицы

Анимации

Тесты

Электронные пособия открытой структуры представляют собой сложные учебные и учебно-методические комплексы, компонентами которых являются локальные автономные ЭОР, перечисленные выше. Каждый из компонентов можно просмотреть и перенести на свой компьютер, но для полноценной работы, как правило, необходимо установить на локальный компьютер все ресурсы подобного пособия.

Вот примеры некоторых электронных пособий открытой структуры:

С электронными пособиями закрытой структуры можно работать только по заданным траекториям, их компоненты не подлежат извлечению.

Например: инновационный учебный материал «Учим правила по алгоритму» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/52c19307-7c8e-417b-b3fd-08a7a966537c/118111/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=8)

Проведенные специалистами опросы показали, что учителю было бы гораздо удобнее иметь дело с хорошо описанным (и проиндексированным в соответствии с предметной областью и действующими программами) собранием информационных источников. Такой подход позволяет быстро найти необходимый для урока материал, продемонстрировать его на экране компьютера, подготовить распечатку, или просто расширить свой кругозор, ознакомившись с дополнительным иллюстративным материалом. Подобная коллекция строится на принципах открытости, т.е. позволяет учителю легко пополнять ее своими материалами, допускать обмен ресурсами и ссылками на них с аналогичными электронными собраниями.


Похожие:

Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconРабочая программа По учебному курсу «Русский язык»» 1 класс
Разработана на основе: примерной программы «Русский язык» (авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова)
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconРусский язык
Программа разработана на основе авторской учебной программы«Школа 2100», по курсу «Русский язык». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,...
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconРусском языке, систематизации представления о научной грамматике русского языка и его истории. Специфика этой специальности состоит в том, что она строится как
Закономерным этапом исторического развития русского языка является современный русский язык. Хронологические рамки понятия "современный...
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» icon1. Русский язык национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация. Богатство и
Русский язык – национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык; его нормированность и стилистическая дифференциация....
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconУрока: онз тема урока: «Перенос слов»
Предмет: русский язык (умк «Перспектива»; авторы учебника Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева)
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку 1 класс Учитель: Авдеева Елена Михайловна
Русский язык. Авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Руководитель проекта А. А. Плешаков. М: Просвещение, 2008 г
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconПрограмма повышения квалификации учителей по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Русский язык и Литература
Методистам-тьюторам будет оказываться методическая поддержка с использованием дистанционных образовательных технологий, что будет...
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconБрейн-ринг «Берегите русский язык» в 9 классе.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выра­зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. И др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией...
Лекция Авторы: Руденко-Моргун О. И. Архангельская А. Л. I. Типы эор предметной области «Русский язык» iconТематическое планирование ( 1 класс, нрк, контрольные работы) Русский язык Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «Русский язык»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница