«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе»




Название«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе»
страница1/18
Дата23.09.2012
Размер2.15 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Организация работы с одаренными детьми в условиях сельской школы

Яковлева М.А., зам. директора Ермаковской СОШ Рыбинского МР

Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования. Среди наиболее значимых нормативных документов, регламентирующих эту деятельность, можно выделить следующие: Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы, подпрограмма «Одаренные дети», а также Рабочая концепция одаренности под редакцией Д.Б. Богоявленской, 2003 г. Создание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей - одно из направлений, обозначенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в 2010 г.

На территории Ярославской области механизмы деятельности с одарёнными детьми регламентируются Законом Ярославской области от 12.07. 2004 года № 24-з «О поддержке одаренных детей», Постановлением Губернатора Ярославской области от 07.12.2004 г. № 814 «О поддержке одаренных детей Ярославской области», Законом Ярославской области от 29.09.2009г. № 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области». В настоящее время на областном уровне реализуется областная целевая программа «Семья и дети», разработанная на 2009-2010 годы. В целях совершенствования системы выявления, поддержки и развития одарённых детей в условиях региональной системы образования в 2009 г. Департаментом образования Ярославской области была создана комплексная «Модель сопровождения одарённых детей в региональной системе образования», в которой представлен инновационный опыт психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в общеобразовательной школе.

МОУ Ермаковская средняя общеобразовательная школа находится в п. Ермаково Рыбинского муниципального района в нескольких километрах от г. Рыбинска, второго по величине города Ярославской области. В течение трёх лет школа работает в инновационном режиме. С 2007г. она является муниципальным ресурсным центром по работе с одарёнными детьми, с 2008г. входит в состав базовой площадки ГОУ ЯО «Институт развития образования» по теме «Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе».

В образовательном учреждении разработана подпрограмма «Одарённые дети», как составляющая программы развития школы «Школа успеха» (2008-11 г.г..), основной целью реализации которой является создание условий для удовлетворения образовательных потребностей, поддержки и развития индивидуальности одарённых детей в общеобразовательной школе. Совместными усилиями членов педагогического коллектива создана модель развивающей образовательной среды. Она обеспечивает развитие у обучающихся способности к творчеству в интеллектуальной деятельности на четырёх уровнях: на уроках, во внеурочной деятельности по предмету, во внеклассной работе в школе и внешкольном уровне. Создан банк одарённых детей. Спланирована внеклассная работа педагогов с обучающимися по предмету. Ведётся мониторинг достижений обучающихся. Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся включает диагностику, консультирование, коррекционную и развивающую работу, психологическое просвещение.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начинается с диагностики, которая проводится в 1-9 классах школы. В начальной школе (7-11 лет) используются тест Э.Ф. Замбацявичене, позволяющий изучить уровень развития и особенности понятийного мышления, уровень сформированности важнейших логических операций и карта обследования по модели Дж. Рензулли. В 5-6 классах (11-13 лет) применяется методика изучения умственного развития и способностей к учебной деятельности ГИТ (групповой индивидуальный тест). В 7-9 классах (13-16 лет) используется тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (TSI), предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития и методика «Характеристика ученика», как продолжение карты наблюдения по модели Дж. Рензулли. В 9 классах используется также опросник для определения типов мышления и уровня креативности.

Большую часть времени обучающиеся проводят на уроках. В целях развития творчества в интеллектуальной деятельности на уроках педагогами школы используются элементы технологии педагогических мастерских, РКМЧП, поисковых и исследовательских технологий, некоторые методы развития латерального мышления и педагогики ТРИЗ.

Интересным является инновационный опыт использования метода «Внутриклассная олимпиада как конкурс решения задач». Учитель русского языка и литературы Сухарева Т.Л. взяла за основу опыт использования данного метода по предмету «Математика» в московском Центре образования № 109 г. г. Москвы и разработала содержание заданий применительно к предмету «Русский язык» с целью развития творческого лингвистического мышления. Суть метода в следующем. Каждую неделю ученики получают по пять нестандартных задач, которые решают дома. В конце недели за выполнение заданий им выставляется оценка: 1 балл за верное решение, 0,5 балла за неполное или неверное решение, но содержащее интересные идеи. Задачи вместе с решениями записываются в специальную тетрадь, для нерешённых задач оставляется место, позднее эти задачи разбираются всеми учениками. После решения 40 задач учителем проводится зачётная работа, в которой предлагаются 5 из решённых ранее задач. В конце четверти подсчитывается средний балл за месяц, который можно повысить, решив несколько дополнительных задач, сдаётся зачёт, все баллы суммируются. Проводимый в течение года рейтинг обучающихся создаёт атмосферу соревнования.

Интересен также опыт развития творческих способностей обучающихся на внеурочном уровне. С 2009-10 учебный год в 1-2 классах начальной школы реализуется курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова, являющийся программой целенаправленного комплексного развития творческого мышления. Он базируется на модели интеллекта Дж. Гилфорда. Цель курса: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей. Курс предназначен для развития таких творческих способностей, как беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Учителями начальной школы Вербиной Т.А. и Стрелковой Л.Н. разработаны дополнительные образовательные программы кружков «Эврика» и «Умники и умницы», занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа. Обучающиеся вовлечены в разнообразные виды деятельности: мозговые атаки, беседы, научные исследования, интеллектуальные игры, написание творческих сочинений, рисование, конструирование, фантазирование. Темы занятий: «Обсуждение различия между волшебными, магическими мирами и повседневной жизнью», «Рисование красочной картины своих фантастических миров», «Создание телевизионной передачи «Детское шоу», «Как можно использовать старые вещи новым способом?», «Демонстрация различных настроений, глядя в зеркало», «Рисование людей различных профессий и спецодежды для них». Итоги работы подводятся в виде рефлексии, выставок работ.

В ходе реализация курса проводится мониторинг результатов развития ребенка. С этой целью по карте обследования учащегося по модели Дж. Рензулли в начале и конце учебного года замеряются познавательные, мотивационные, лидерские характеристики и креативность.

В 2008 г. учителями начальных классов Розовой Л.В. и Вербиной Т.А. в школе был создан Центр самостоятельного обучения младших школьников «Начало», в котором занимаются обучающиеся 3-4 классов с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. Цель работы Центра: развитие навыков исследовательской деятельности средствами предмета «Окружающий мир». Это центр дополнительного образования, интегрирующий свою деятельность с учебной. Очные занятия проводятся 1 раз в неделю. На занятиях используются поисковые и исследовательские технологии, что стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся по планированию и организации поиска необходимой информации в печатных и электронных источниках. Поиск информации с целью её практического использования при выполнении творческого задания формирует умения пользоваться фондами библиотеки и Интернет, развивает навыки просмотрового и детального чтения, критического отбора оптимального количества информации, её дозирования, оформления в виде газеты, мультимедийной презентации, рукописной книги, сценария праздника для младших школьников.

Деятельность педагогов по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей на школьном уровне тесно связана с организацией работы муниципального ресурсного центра по работе с одарёнными детьми Рыбинского муниципального района.

Цель работы центра: создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей в Рыбинском муниципальном районе.

Задачи центра: - методическое сопровождение педагогов, работающих с данной категорией детей;

- разработка системы диагностики района через их привлечение к участию в научных конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Основные направления деятельности ресурсного центра: -совершенствование нормативной, методической и материально-технической базы;

- апробация педагогами школы современных методов и технологий работы с одарёнными детьми; - распространение инновационного опыта работы с одарёнными детьми на муниципальном уровне через систему семинаров, проведение мастер-классов и создание банка методических материалов;

- проведение муниципальных и межшкольных мероприятий для обучающихся.

Ресурсный центр предлагает реестр услуг:

- нормативно-правовая документация (законодательные документы и программы федерального и областного уровней, программа и планы работы центра);

- положения о конкурсах, научно-практических конференциях для руководителей школ;

- методические материалы для педагогов; - пакет диагностик для школьных психологов; - рекомендации по сопровождению одарённых детей для педагогов, психологов и родителей.

Центр сам формирует ресурсы для методического сервиса Рыбинского района и гибко реагирует на внешние запросы. По запросу директоров образовательных учреждений муниципального района был проведён межшкольный конкурс «Ученик года-2010», по заказу Управления образования создан профильный отряд для одарённых и способных школьников района.

В течение трёх лет опыт работы педагогов Ермаковской школы был представлен на 4 муниципальных и 2 областных семинарах, 2 межрегиональных конференциях, в которых приняли участие более 180 руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов, логопедов, методистов Ярославской, Ивановской, Костромской и ряда других областей. Ниже представлены темы некоторых семинаров: «Психолого-педагогическое сопровождением младших школьников во внеклассной работе», «Организация работы с одарёнными детьми в общеобразовательной школе: проблемы и пути их решения», «Педагогическое сопровождение развития одарённых детей на уроках иностранного языка», «Педагогическое сопровождения развития одарённых детей на уроках русского языка и литературы», мастер-класс «Работа с одарёнными и способными школьниками в общеобразовательной школе»

С 2007-08 учебный год на базе ресурсного центра проводится муниципальная научно-практическая конференция школьников, посвящённая Дню российской науки, с 2008-09 учебный год- муниципальный краеведческий праздник, посвященный памяти прославленного земляка адмирала Ф. Ушакова «Мы -Ушаковцы!», с 2009-10 учебный год - муниципальная научно-практическая конференция для младших школьников «Малая академия наук», межшкольный конкурс «Ученик года», тренинг «Психология жизненного успеха» для старшеклассников, работает профильный отряд летнего оздоровительного лагеря. На базе образовательного учреждения проводится муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по ряду предметов, ЕГЭ.

Перспективы работы с одарёнными детьми на уровне школы – это усиление адресной помощи одарённым детям и детям с признаками одарённости на основе данных психологической диагностики, создание системы педагогической диагностики, механизма медико-психологического обследования одарённых детей в образовательном учреждении и карты успешности развития ребенка. Необходимо активизировать массовую работу со всеми обучающимися школы, взаимодействие с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры.

Как муниципальный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми перспективы своей деятельности школа связывает с реализацией муниципальной составляющей региональной модели сопровождения одарённых детей. Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет– таковы некоторые направления реализации Модели, в которой справедливо отмечается: «Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать». Именно в этом мы видим свою миссию, именно к этому мы стремимся.


Одаренные дети в школе (из опыта работы)

Журнал «Учитель в школе» №3, 2010

«Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»

Л. С. Выготский

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

Эти условия побудили нас к созданию собственной системы работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы. Эта система включает в себя: принципы работы с одаренными детьми, собственно элементы системы, формы работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconПроект устойчивого развития сельской территории Тамбовской области «Поселения ХХI века-Первомайский район»
Обоснование необходимости разработки проекта устойчивого развития сельской территории
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconТематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6 Программа факультатива «Основы химии»
Система преподавания химии в сельской школе как средство профессионального самоопределения учащихся и их подготовки к поступлению...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconПравила приема Участниками образовательного процесса в Школе являются обучающиеся ( ученики), педагогические работники ( учителя), родители (законные представители)
В первый класс принимаются дети, которым исполняется 5,6-7 лет на 1 сентября текущего года. Для зачисления детей в первый класс необходимы...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconМероприятия Сроки Ответственные I. Информационно методическая работа Консультации, педагогические часы
«Состояние образовательного процесса в доу по развитию связной речи дошкольников»
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconЗдоровый образ жизни учащихся сельской школы
Поэтому за здоровье наших детей должны бороться не только медики, но и родители, педагоги, воспитатели – все те, кто занят работой...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconОбеспечение здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, как профилактика пропусков уроков учащимися в начальной школе
Зож, разрабатывать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья и обеспечения здоровьесберегающего сопровождения...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconЭлектронные образовательные ресурсы нового поколения на уроках в сельской школе
В первом кабинете мультимедиа проектор, экран, доска, 27 ученических мест, 8 компьютеров с выходом в интернет, электронная библиотека,...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconПрограмма повышения квалификации учителей по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Русский язык и Литература
Методистам-тьюторам будет оказываться методическая поддержка с использованием дистанционных образовательных технологий, что будет...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconПравила школьной жизни Дорогие участники образовательного процесса!
Они объяснят, на каких принципах строятся отношения в нашей школе, что можно и что нельзя в школе, как нужно себя вести всем нам,...
«Педагогические средства повышения эффективности образовательного процесса в сельской школе», работая над проектом «Работа с одарёнными и способными школьниками в сельской школе» iconМетодические рекомендации по преподаванию иностранного языка с учетом особенностей образовательного процесса в базовой школе общая характеристика предмета «Иностраныый язык»
«Организация учебного процесса в базовых школах: особенности преподавании иностранного языка на основной ступени образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница