Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса




Скачать 230.28 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса
Дата22.09.2012
Размер230.28 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

немецкого языка № 1283


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва»

для 1 класса


Программу составила:

учитель начальных классов

Баранич О.Е.


2011/2012 учебный год


Пояснительная записка

Программа интегрированного историко-экологического курса внеурочной деятельности «Моя Москва» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа России».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Курс внеурочной интегрированной деятельности «Моя Москва» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.

На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Москва, сердце России, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.


Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени образования


Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).


Цели и задачи реализации учебного предмета


Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса «Моя Москва». Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.

Цель курса: пробудить в детях чувства уважения к Москве, восхищения, любви.
Рассмотреть Москву с позиции истории, экологии и других наук.

Задачи:

- сформировать ключевое представление– круговорот веществ, для осознания роли жизни. Именно круговорот веществ лежит в основе поддержания порядка на поверхности нашей планеты и именно в нем ведущая роль принадлежит живым организмам.

- главная воспитательная задача - убедить учеников в том, что природа может прожить без участия человека, а вот человек не может жить без природы.

- решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество».


Роль предмета в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций


Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности средствами курса «Моя Москва». Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т.е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Содержание деятельностного курса


В данном курсе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

Данные материалы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями истории, литературы, естественнонаучных дисциплин, музыки, изобразительного искусства, художественного труда, организаторами воспитательной работы.

Использование материалов предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка.

Данные методические материалы позволят учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Москвы.

Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить введенный в программы начальной школы интегрированного историко-экологического курса внеурочной деятельности "Моя Москва".

Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («символика») объясняют лишь небольшую часть: герб, флаг, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать Москву и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир.

У него при этом постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Также решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.




1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Моя Москва» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Москва» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).



Тематическое планирование интегрированного историко-экологического курса внеурочной деятельности «Моя Москва» в 1-ом классе из расчета

1 час в неделю (32 ч)



Учебная неделя



урока



урока

По

теме

Тема

Межпредметные связи

ИКТ

Примечание

Тема: История «нашего двора» - 7 часов.

1

1

1

Введение в проектную деятельность. Мои истоки.







2

2

2

Мать всех русских городов

ИЗО, презентационное сопровождение




3

3

3

Самые родные и близкие уголки Москвы. Наша школа




Экскурсия по школе и школьному двору

4

4

4

Как сберечь любимый уголок Москвы




Участие в проекте «Вода – это жизнь»

5

5

5

Символы Москвы

ИЗО, презентационное сопровождение

Рисуем герб школы

6

6

6

Опасные участки дорожного движения в нашем микрорайоне

ОБЖ (ПДД)

Экскурсия

7

7

7

Помогаю малышам

ИЗО, ПДД

Рисунки для детских садов «Будь внимателен!» (ПДД)

Тема: Древняя Москва - 9 часов.

8

8

1

Название столицы




Родословная семьи

9

9

2

Как Москва стоилась







10

10

3

Старинный город







11

11

4

Памятники старины







12

12

5

Как жили люди в старину

Презентационное сопровождение




13

13

6

Летели две сороки…

Литературное чтение




14

14

7

Кто уничтожает памятники. Почему?!







15

15

8

Народно-прикладные промыслы

ИЗО, художественный труд, презентационное сопровождение




16

16

9

Одежда россиян в старину

Художественный труд, презентационное сопровождение




Тема: Кремль - 9 часов.

17

17

1

Кремль




Экскурсия

18

18

2

Башни и стены Кремля

Презентационное сопровождение




19

19

3

Соборная площадь

Презентационное сопровождение




20

20

4

Колокольня Ивана Великого







21

21

5

Реки Москвы. Река Неглинная







22

22

6

Александровский сад







23

23

7

Вечный огонь. Дорога войны




Экскурсия

24

24

8

Красная площадь







25

25

9

Покровский собор на Красной площади

Презентационное сопровождение




Тема: Культурное наследие Москвы - 7 часов.

26

26

1

Путешествие по улицам Москвы







27

27

2

Улицы нашего района




Экскурсия

28

28

3

Наша Москва

Создание фильма




29

29

4

Иван Фёдоров. Культура России







30

30

5

Кирилл и Мефодий







31

31

6

Сказки о Москве

Литературное чтение




32

32

7

Повторение по теме: «Моя Москва»









Требования к уровню достижения результатов обучающихся

К концу 1-го класса учащиеся должны знать:

– историю своего района;

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

– символику Москвы (герб, флаг);

– опасные участки района;

– что такое город;

– историю названия столицы;

– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

– основные памятники архитектуры Москвы;

– народно-прикладное творчество Москвы;

– башни и стены Кремля;

– Красную площадь (историческую важность);

– близлежащие улицы Москвы;

– историю книгопечатания.

Учащиеся должны уметь:

– называть 5 -7 близлежащих улицы Москвы;

– наблюдать, делать умозаключения;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать природные богатства;

– различать некоторые древние и современные здания;

– оценивать правильность поведения в природе;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).


Список литературы

  1. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ

  1. Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ

  1. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089. Справочно-правовая система Гарант.

Похожие:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность и икт» в 1 классе
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения икт не только в учебном процессе,...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности Проектная деятельность и икт в 1 классе
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения икт не только в учебном процессе,...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconРабочая программа по предмету: математика 2 класс
Примерная рабочая программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconПримерная программа занятий внеурочной деятельности учащихся 1-х классов гоу сош №1021 на 2010/11 уч год по курсу «Спортивные игры»
Курс «Спортивные игры» в рамках внеурочной деятельности разработан для учащихся 1-х классов и рассчитан на 66 часов в год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса icon1. Модель организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса в рамках фгос второго поколения Цель внеурочной деятельности
Обеспечение индивидуального образовательного плана через внеурочную деятельность младшего школьника
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconОбразовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева
Т. а ладыженкой и обеспечена умк (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса iconРабочая программа по окружающему миру для 1 «А» класса на 2011-2012 уч год
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч (издательство:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница