Программа предшкольного образования детей 5-7 лет




НазваниеПрограмма предшкольного образования детей 5-7 лет
страница1/8
Дата19.09.2012
Размер1.67 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ





Программа

предшкольного образования

детей 5-7 лет


Красноярск 2006


ББК 74.1 (2 Рос – 4 Кра)

П 71


Рецензенты:

Смирнова Е.О. – зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, доктор психологических наук


Куревина О.А. – к.п.н., профессор МПГУ


Фуряева Т.В.д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики детства КГПУ им. В.П.Астафьева


Андреева С.Ю. – к.п.н., проректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования


Авторский коллектив:

Огнева Наталья Эдуардовна - главный специалист по дошкольному образованию агентства образования администрации Красноярского края

Фомичева Татьяна Павловна - кандидат психологических наук, заведующая кафедры дошкольного и начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования

Раицкая Галина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования

Евдокимова Татьяна Васильевна - декан факультета переподготовки повышения квалификации Красноярского краевого педколледжа № 2

Лопатина Людмила Леонидовна - председатель предметно-цикловой комиссии педагогических дисциплин, преподаватель Красноярского краевого педколледжа № 2

Шапкина Ольга Анатольевна - председатель предметно-цикловой комиссии психологических дисциплин Красноярского краевого педколледжа № 2

Мещерякова Светлана Владимировна - преподаватель Красноярского краевого педколледжа № 2

Петрова Ирина Викторовна - методист по дошкольному образованию Городского научно-информационного методического центра

Якушина Тамара Евгеньевна - методист по физическому воспитанию детей дошкольного возраста Краевой детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования


Красноярский краевой институт

повышения квалификации

работников образования

2006 г.


Пояснительная записка

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный аспект образовательных услуг.

Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения стало предшкольное образование.

Программа предшкольного образования детей 5-7 лет предназначена для обеспечения базисного содержания дошкольного образования (воспитание и обучение), которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребенка.

При разработке данной программы коллектив разработчиков опирался на основы теоретических работ выдающихся отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.А. Запорожца, Л.И. Божович, а также их учеников и последователей (Т.И. Репина, Я.З. Неверович, Е.Е.Кравцова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и другие).

Базисное содержание программы выстроено по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей и включает линии развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Образовательные направления программы раскрывают различные области действительности: предметный и природный мир, социальные отношения, мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, художественная литература, музыка, театр и др.).

В программе представлено содержание, отражающее как различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место занимает игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

Линия физического развития связана с активными движениями, дающими ребенку ощущения «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, избегать опасности.

В этой сфере происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность детей, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях.

Линия познавательно-речевого развития определяет следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

В этой сфере происходит образование, направленное на познавательное развитие ребенка, которое предполагает: опору на природную детскую любознательность; поощрение познавательной инициативы; наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность; предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Линия социально-личностного развития характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями) и сверстниками. Общение и разнообразные виды детской деятельности - главные условия присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине и основа формирования его самосознания.

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру; коммуникативной и социальной компетентностей детей.

Линия художественно-эстетического развития рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театрализации). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

В этой сфере происходит развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.


Педагогические принципы, обеспечивающие качественную реализацию образовательного процесса:

  • принцип гуманизации, основанный на уважении личности, признании ее самоценности и самостоятельности;

- принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального развития;

- принцип целостности педагогического процесса, основанный на понимании целостности личности, ее взаимоотношений с окружающим миром, выявление «Я»;

- принцип субъектности, основанный на развитии способности ребенка осознавать свое «Я», свои действия, отношения с другими людьми и миром, оценивать себя как носителя знаний, отношений;

  • принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно - исторических ценностей, их сохранении и создании новых.

Реализация этих общих принципов способствует достижению цели развития личности ребенка, позволяет определить подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.


Модель организации предшкольного образования

Программа направлена на образование (воспитание и обучение) детей 5-7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, и реализуется при следующей модели: группы предшкольного образования могут создаваться как на базе дошкольных образовательных учреждений, так и других общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), центров и Домов творчества.

Группы детей комплектуются по одновозрастному принципу: от 5-ти до 6-ти лет, от 6-ти до 7-и лет; по разновозрастному принципу: от 5-ти до 7-и лет. Наполняемость одновозрастной группы до 15 человек, разновозрастной - до 10 человек.

Программа предусматривает пребывание детей дошкольного возраста три раза в неделю по три часа в день. Образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития ребенка.

Программа реализуется по разделам, построенным с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет. Разделы представлены характеристикой возрастных возможностей детей, задачами, содержанием образования детей 5-6 и 6-7 лет, интегральными показателями развития детей.

При организации занятий с детьми рекомендуется устанавливать учебную нагрузку и режим занятий в соответствии с пунктом 2.12. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин 2.4.1.1249-03, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РФ, Главным государственным врачом РФ от 26.03.03 № 24):


№ п/п

Возраст

детей

Кол-во занятий

Продолжительность одного занятия

Общая продолжи-тельность занятий

Совместная деятель-ность педагога с детьми

1.

5-6 лет

3

20 минут


1 ч

2 ч

2.

6-7 лет

3

не более

30 минут

1ч 30 мин


1ч 30 мин


Воспитательно-образовательный процесс в группах предшкольного образования включает разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. К ним относятся игровая деятельность, продуктивная деятельность (изобразительная, конструктивная), познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса в группах предшкольного образования зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые создадут целостный образ жизни дошкольника. Образовательный процесс не должен строиться по типу «школьных уроков», как простая сумма быстро сменяющих друг друга «учебных занятий».

Специфика организации групп предшкольного образования в том, что здесь время «сжато», у детей нет таких возможностей «обжиться» в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим необходимо распределить время так, чтобы были периоды и для самостоятельной деятельности детей, и для развивающих занятий с педагогом. Такие занятия должны строиться в непринужденной партнерской форме, с введением моментов совместной (парной, групповой) деятельности детей, что способствует свободному общению педагога с детьми и детей друг с другом.

Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида детской деятельности (в дошкольном возрасте - игра) с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Игровая деятельность детей способствует их разностороннему развитию, поэтому недопустимо сокращать в режиме дня время, отведенное для коллективных или индивидуальных игр, и занимать его другими видами деятельности.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Формы организации детской деятельности могут быть различными, но очень важно, чтобы средства для достижения образовательных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям деятельности детей, что обеспечит реализацию выбранного программного содержания. Часть времени, отведенного на занятия и совместную деятельность педагога с детьми, следует проводить на свежем воздухе.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconПрограмма для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет
Целью хорового пение является развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconОбразовательная программа начального общего образования(фгос) моу гогинской оош №50
Статус моу гогинской оош №50 как предшкольно-школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов...
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconОбразовательная программа «Компьютерная верстка и дизайн» детей 14-15 лет Программа рассчитана на 2 года обучения Педагог дополнительного образования
Печатные средства всегда имели и имеют очень важное значение в жизни человека. Сегодня взгляды, вкусы и отношение к событиям
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconОбщеобразовательная программа Уровень основного общего образования для детей 11-14 лет. Цикл обучения 1 год
Возрождение народных промыслов – составная часть освоения национальной культуры учащимися сельских школ
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconПрограмма дополнительного образования детей «Знакомство c компьютерной график ой и анимаци ей»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconМбудод «Детская школа искусств»
Школа осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования: обучение детей хоровому пению, игре на...
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconПрограмма творческой мастерской «Эстетическое развитие обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования детей»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств города Георгиевска
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconПрограмма пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул...
Программа предшкольного образования детей 5-7 лет iconПрограмма начинает свое действие с 09. 2010 года и будет реализовываться в течение пяти лет. Основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее ооп ноо) оу №1623 юао департамента образования города Москвы программный документ,
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования и принята на педагогическом совете образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница