Междисциплинарная академия наук украины




НазваниеМеждисциплинарная академия наук украины
страница1/5
Дата18.09.2012
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5




____________________________________________________________________________________

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВИТИ НТУУ “КПИ”

Научно-исследовательская лаборатория МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кафедра “Применения средств радиосвязи” ВИТИ НТУУ “КПИ”

Кафедра “Применения средств специальных телекоммуникационных систем”

ИССЗИ НТУУ “КПИ”

_____________________________________________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА») Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы» (НОУ ВПО БФ МосАП) Кафедра мировой и региональной экономики

Кафедра Менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства


СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Первого Международного научно-практического симпозиума

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ





посвящен

7 мая День Радио


Секция:

Психологические науки


Киев, 7 мая 2012


Уважаемые коллеги!

Оргкомитет благодарит всех студентов, бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, научных, педагогических и научно-педагогических работников, которые активно приняли участие в организованном Первом Международном научно-практическом симпозиуме «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ», посвящен 7 мая День Радио, организованный авторским коллективом учебных и научных заведений НТУУ «КПИ», г. Киев, Украина.


Голова оргкомитету

Козубцов Игорь Николаевич, к.т.н., профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образовании РАЕ, ведущий научный сотрудник НИЛ №43 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», Украина, г. Киев

Заместители головы оргкомитету

Ильинов Михаил Дмитриевич, к.т.н., доцент, Преподаватель кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Мазор Сергей Юрьевич, к.т.н., Доцент кафедры «Применения средств специальных телекоммуникационных систем» ИССЗИ НТУУ “КПИ”, (Украина, г. Киев).

Мараховский Леонид Федорович, д.т.н., профессор, Профессор кафедры Государственного экономико-технологического университета транспорта, Украина, (Украина, г. Киев).

Масесов Николай Александрович, к.т.н., Слушатель Национального университета обороны Украины, (Украина, г. Киев).

Раевский Вячеслав Николаевич, к.т.н., с.н.с., Доцент кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Президиум организационного комитета:

Ананьин Валерий Афанасьевич, д.ф.н., профессор, Профессор кафедры ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Беззубко Лариса Владимировна, доктор наук по государственному управлению, профессор, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, (Украина, г. Макеевка).

Бершадский Александр Моисеевич, д.т.н., профессор, Профессор кафедры, Пензенский государственный университет (Российская Федерация)

Васильев Константин Александрович,  к.т.н., Старший преподаватель кафедры №33 ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Полтава).

Гиенко Любовь Николаевна, к.п.н., доцент, Доцент кафедры социальной педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).

Длугопольский Александр Владимирович, к.е.н., доцент, Доцент кафедры Экономической теории, Тернопольский Национальный экономический университет, (Украина, г. Тернополь).

Кайдаш Иван Никифорович, к.т.н., с.н.с., Ведущий научный сотрудник НИО №13 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Кочетова Жанна Юрьевна, к.х.н., Старший преподаватель, Военный авиационный инженерный университет (Российская Федерация г. Воронеж);

Латышева Инна Валентиновна к.геогр.н., доцент, Доцент ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, (Российская Федерация)

Макухин Владимир Леонидович, к.т.н., Старший научный сотрудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Мельников Александр Григорович, к.гос.упр-я, Директор Международно-правового департамента Администрации Государственной пограничной службы Украины, (Украина, г. Киев).

Москалева Людмила Юрьевна, д.п.н., доцент, Заведующий кафедры социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогичного университету им. Богдана Хмельницкого, (Украина, г. Мелитополь).

Новикова Ирина Викторовна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (Российская Федерация).

Потемкин Владимир Львович, к.геогр.н., доцент, Старший научный сот рудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Стахов Алексей Петрович, д.т.н., профессор, академик Академии инженерных наук Украины, (Канада).

Стеценко Ирина Александровна, д.п.н., доцент, Декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» (Российская Федерация).

Сухорукова Людмила Николаевна, д.п.н., профессор (Российская Федерация).

Таршилова Людмила Сергеевна, к.э.н, доцент, Руководитель отдела системы менеджмента качества и инноваций. Западно-Казахстанский аграрно-технический университета имени Жангир хана (Казахстан).

Тен Евгения Петровна, к.п.н., Доцент кафедры профессиональной педагогики и инженерной графики Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет» (Украина, г. Симферополь).

Черномаз Павел Алексеевич, к.геогр.н, доц, Доцент кафедры международных экономических отношений, ХНУ имени В.Н. Каразина, (Украина, г. Харьков).

Чупров Леонид Федорович, к.псих.н, профессор РАЕ, Главный редактор Электронного научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», (Российская Федерация, Хакасия, г. Черногорск).

Шептенко Полина Андреевна – к. пед. н., профессор кафедры социальной педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).


Міждисциплінарні дослідження в науці та освіті: Психологические науки [Текст] / Збірник праць Першого Міжнародного науково-практичного симпозіума (7 травня 2012 р.): під ред. проф. РАЕ, Л.Ф. Чупрова [Електронний ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата звернення: 7.05.2012).


Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Психологичкские науки [Текст] / Сборник трудов Первого Международного научно-практического симпозиума (7 мая 2012 г.): под ред. проф. РАЕ, Л.Ф. Чупрова. [Электронный ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата обращения: 7.05.2012).


В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 20 Июня 2011 г. N 475 к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, ПРИРАВНИВАЮТСЯ работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов, в электронных научных изданиях  http://правительство.рф/gov/results/15694/ См. п.10 Постановления 


© НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ»

© МАН

© РАЕ

© Авторский коллектив


Содержание

П
9
сихологические
науки


УДК 37.013.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ

к.пс.н., проф. РАЕ Чупров Л.Ф.

ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»

Бурно развивающаяся с начала 90-х гг. прошлого века массовая практика психологической помощи оказалась обеспеченной лишь многочисленными моделями менеджмента и механическим переносом технологий из преподавательской или экспериментальной психологии и клинической психотерапии в практику работы психологической службы образования. Многие направления психологической практики, особенно применительно к учреждениям образования, оказались неразработанными или разработаны недостаточно. Одним из таковых является психологическое просвещение.

Цель данного сообщения – определение места психологического просвещения в системе психолого-педагогических наук и практик, а также установление родственных корней этого раздела работы практического психолога с другими отраслями гуманитарных дисциплин. Сообщение выстроено на основе рефлексии собственного тридцатилетнего и многолетнего опыта работы коллег (психологов города Черногорска, Республика Хакасия) по психологическому просвещению, сотрудничеству со СМИ и реализацией этой деятельности в Интернете [2].

Прежде всего, определим, что такое психологическое просвещение и каково его место в структуре психологической деятельности.

Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний. «Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает»[4].

Уже здесь мы видим довольно тесную связь психологического просвещения с психологической профилактикой, настолько тесную, что это позволяет рассматривать предмет нашего исследования, как составную часть этого направления работы. В то же время, стоит отметить, что имеют место быть и другие точки зрения на предмет места психологического просвещения в практической психологической деятельности. Например, И.В.Дубровина, (2000)[3] рассматривает психологическое просвещение как отдельный вид работы.

Основания для этого есть и довольно существенные. Если сравнивать психологическое просвещение со смежными областями практической деятельности, то налицо его схожесть с преподавательской деятельностью.

Сама специфика психологического просвещения заставляет рассматривать его в теснейшей связи с педагогикой, и, в частности, с дидактикой [8]. Поскольку, это педагогический вид деятельности, то, как и любая педагогическая деятельность, оно основывается на знаниях дидактики, а в ряде случаев на знаниях специальной (коррекционной) дидактики.

В то же время, рассмотрев задачи, выполняемые психологическим просвещением, мы увидим, что их круг не ограничен только педагогическими целями. Таких задач четыре:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии, в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).

Как важное направление в системе профилактической деятельности, психологическое просвещение было выделено еще в период первых десятилетий развития отечественной психологической практики [1]. Исторически, более точное положение психологического просвещения внутри психопрофилактической работы, а не вне таковой. К примеру, место санитарного просвещения в учреждениях системы здравоохранения определяется как общественная педагогическая деятельность - «раздел профилактической деятельности <…> направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения» [9].

В определенной степени, психологическое просвещение связано не только с дисциплинами, исходно обслуживающими устное выступление (риторика, лекторское мастерство, методика пропаганды и просвещения) при планировании и осуществлении устного выступления, при участии в программах теле- или видеоканалов. Тесная связь с другими прикладными областями деятельностями прослеживается, например, с журналистикой, с психолингвистикой, при подготовке и размещении письменного сообщения на бумажном или электронном носителе, при сотрудничестве психолога со СМИ при реализации задач психологического просвещения [6].

Активно приникающие в повседневную жизнь, в учреждения образования и т.п. информационные технологии диктуют некоторое изменение привычных стереотипов и схем передачи информационного сообщения от индуктора к адресату-реципиенту [5; 7]. Интернет предоставляет практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения (размещение тематической информации на web-сайтах, форумах и т.п.). Закономерно, что при недостаточном уровне пользования психологами средствами и инструментами виртуальной коммуникации на первый план выходят именно технологии владения ими, а не дидактические, публицистические или психолингвистические возможности психолога. Конечно, размещение сообщения на электронном носителе требует определенного уровня компетентности в рамках эффективного использования Интернет-технологий в психологическом просвещении, но и не ограничивается только ими.

Коммуникация в электронных сетях имеет свои специфические лингвистические и технологические особенности и закономерности, которые необходимо учитывать при общении в сети (специфика аудитории, безопасность, профилактика троллинга и т.п.), но область виртуального общения педагога-психолога с адресатом сообщения разработана пока недостаточно, особенно применительно к психологическому просвещению. В то же время, коммерциализация СМИ на бумажном носителе вынуждает педагогов-психологов более активно осваивать просторы Всемирной паутины для осуществления психологического просвещения и реализации его задач.

Рассмотрение психологического просвещения под углом зрения, как области междисциплинарного пересечения многих наук и практических областей социальной деятельности не дает права выделить его в отдельное направление практической психологии, что не исключает и такой точки зрения, как у И.В.Дубровиной [3]. Как раз междисциплинарный ракурс рассмотрения выявляет не только сложность этого вида психопрофилактической работы, но и, в определенной степени, объясняет тот факт, что этот раздел практической деятельности педагога-психолога мало разработан и столь же недостаточно реализуем в их практической деятельности в образовательных учреждениях и вне стен этих учреждений.

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления, или общения в сети необходимо соблюдение этико-педагогического такта. Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят некоторых социально-психологических феноменов общения, в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом материалом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента.

В конечном итоге психологическое просвещение – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи. Как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [5]. Что выбрать – решает сам психолог.

Литература

1. Бергер И.А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л.М.Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.

2. Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». - Москва, 14–18 февраля 2012 года. Научные материалы. - Том III. Психологическая практика – М., 2012. – С. 189-190. – Сайт РПО psyrus.ru – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v_tom_3.pdf . - 25.02.2012. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/theses_reports_psychologists.html - февраль 17, 2012 г.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 58.

4. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога. – М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. Л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379. - 02.12.2003. – То же: Психологический журнал Л.Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html . - 15.04.2008.

5. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // IV Всероссийский съезд психологов образования России «Психология и современное российское образование». - М.: ФПОР, 2008. - 08-12 декабря 2008 г. (включено в сборник материалов съезда). - То же: Психологический журнал Л.Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/materialsconferences00.html

6. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ // Сборник конференции «Родительство в зеркале СМИ» . - http://psyjournals.ru/index.shtml – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://psyjournals.ru/articles/d17353.shtml . - Тоже: Психологический журнал Л.Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/materialsconferences5.html

7. Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация практического психолога // Психологический журнал Л. Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html

8. Чупров Л.Ф. Дидактические аспекты психологического просвещения // Психологический журнал Л.Чупрова – [Електронній ресурс] – Режим доступу: http://leo-chuprov.narod.ru/psychological_education_2.html . - 24 марта 2011 г.

9. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б.В.Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С. 69.


УДК 15

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...
Междисциплинарная академия наук украины iconНациональная сибирское отделение академия наук российской академии украины наук
Национальная академия наук Украины (нан украины) и Сибирское отделение Российской академии наук (со ран) в соответствии с заключенным...
Междисциплинарная академия наук украины iconОбращение Украинской зерновой ассоциации к Верховной Раде Украины
Украины отклонить законопроект №8053 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»...
Междисциплинарная академия наук украины iconУкраины
В. Соколов (руководитель разработки), Г. Стрижельчик, канд геол мин наук (ответственный исполнитель), Н. Джваршеишвили, А. Дроздов,...
Междисциплинарная академия наук украины iconПравила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины дбн д 1-7-2000
Приказом Госстроя Украины от 17. 06. 2003 №85; Приказом Госстроя Украины от 10. 11. 2005 №189; Приказом Минстроя Украины от 28. 12....
Междисциплинарная академия наук украины iconРоссия в обсе: что дальше?
Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации фс рф;Аляев Андрей Викторович, кандидат политических наук, старший научный...
Междисциплинарная академия наук украины iconПарадигма
Редакционная коллегия: д–р филос наук Н. В. Голик; д–р филос наук П. М. Колычев; д–р филос наук Н. Х. Орлова (зам отв редактора);...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница