Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 298.38 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата18.09.2012
Размер298.38 Kb.
ТипРабочая программа
II. рабочая программа дисциплины


Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»



Вид учебных занятий Общая трудоемкость дисциплиныАудиторная нагрузкаЛекцииПрактические занятия (семинары)Лабораторный практикумСамостоятельная работаКурсовой проект (работа)РефератВид промежуточной аттестацииМедицинская группаОсновнаяПодготовительнаяСпециальнаяОсвобожденныеРаздел дисциплиныСеместр 1Тема 1. Социально-биологические основы физической культуры, контроль и самоконтроль в спортеСеместр 2Тема 2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентовСеместр 3Тема 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человекаСеместр 4Тема 4. Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная гигиена. Массаж и самомассажСеместр 5Тема 5. Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные основы физического воспитанияСеместр 6Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)ИтогоРаздел дисциплины (темы)Семестр 1Тема 1. ИтогоСеместр 2Тема 2. ИтогоСеместр 3Тема 3. ИтогоСеместр 4Тема 4. ИтогоСеместр 5Тема 5. ИтогоСеместр 6Тема 6. ИтогоКУРС123КУРС123Раздел дисцип- лины (тема)Семестр 1Текущий контроль знаний в 1 семестреТема 1Семестр 2Текущий контроль знаний в 2 семестреТема 2Семестр 3Текущий контроль знаний в 3 семестреТема 3Семестр 4Текущий контроль знаний в 4 семестреТема 4Семестр 5Текущий контроль знаний в 5 семестреТема 5Семестр 6Текущий контроль знаний в 6 семестреТема 6Семестр 1

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


ПГ


Семестр 2

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


Семестр 3

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


ПГ


Семестр 4

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


Семестр 5

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


ПГ


Семестр 6Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17


ПГ


ПГ


ПГ


Виды текущего контроляПГ - Проверка уровня готовности студента; УпражненияБег 100 мБег 500 мБег 2000 мПрыжки в длину с местаСгибание-разгибание рук в упоре лежаНаклоны туловищаПодтягивание в висе лежа на перекладинеУпражненияБег 100 мБег 1000 мБег 3000 мПрыжки в длину с местаПодтягивание на перекладинеПодьем силой на перекладинеПодъем переворотом на перекладинеСгибание-разгибание рук в упоре брусьяхСгибание-разгибание рук в упоре лежа (за 3 подхода)Челночный бег 10х10 мКомплексный тест*Угол в упореУпражнения100м2000м.3000мПодтягиваниеНаклоны туловищаТребования1 семестр1.Посещение теоретических занятий для студентов основного отделения2.Составление комплекса утренней зарядки с учетом диагноза заболевания2 семестр1.Посещение теоретических занятий2.Самостоятельное освоение темы "Возможные физические нагрузки, и физические упражнения при конкретном заболевании (по диагнозу)3 семестр1.Посещение теоретических занятий2.Самостоятельное освоение темы "Комплекс упражнений для коррекции своего телосложения с учетом заболевания".4 семестр1.Посещение теоретических занятий2.Знакомство с постановкой спортивной работы в университете, участие в проведении соревнований.5 семестр1.Посещение теоретических занятий2.Самостоятельное освоение темы "Комплексы упражнений для детей до 7 лет6 семестр1.Посещение теоретических занятий2.Самостоятельное освоение темы "Методика самоконтроля физического развития и физической подготовленности"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

А.А. Недоступ

«20» июня 2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Физическая культура


Для студентов специальности

220301 Автоматизация технологических процессов и производств

180403 Эксплуатация судовых энергетических установок


Квалификация (степень) выпускника

специалист


Форма обучения

Очная


Кафедра-разработчик физической культуры

Калининград 2011


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью физического воспитания студентов университета является формирование физической культуры личности, что предусматривает решение воспитательных, образовательных, развивающих, оздоровительных и реакреационных задач: - понимание роли физической культуры и развития личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- воспитание потребности в физическом самосовершенствовании и самовоспитании;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, повышение физической и умственной работоспособности;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

1.2. Задачи дисциплины

- понимание роли физической культуры в развитие личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных цедей.


2. Требования к уровню освоения дисциплины


2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательства о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

-Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

-Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания;

-Спортивный индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

-Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-Приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей;

-Понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специальности;

-Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке).


2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

В качестве обязательного минимума программа включает следующие разделы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, обеспечивающий операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности, приобретение опыта творческой, практической деятельности, развитие самостоятельности в физической культуре и спорте, в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы


3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


ВсегоСеместры 1234408686868686868408686868686868000000040868686868686800000000000000- ------- ------зачет зачет зачет зачет зачет зачет

3.2. Распределение студентов по учебным отделениям

Все студенты ежегодно проходят медицинский осмотр на основе которого формируются учебные отделения по следующей схеме:

Учебное отделениеКоличественный составСпортивноеВ зависимости от вида спортаОсновное12-15 человекОсновное12-15 челСпециальное8-12 челДля освобожденныхПо курсам


4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Социально-биологические основы физической культуры, контроль и самоконтроль в спорте

Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма и обеспечении устойчивости к умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней Среды. Антропометрические измерения, корреляционные связи, индексы физического развития, нервная система, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Функциональные пробы, тесты. Патологические состояния и первая доврачебная помощь.

Тема 2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры и спорта в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Учебная программа, ее содержание по разделам. Распределение студентов по учебным отделениям. Критерии освоения учебной программы, зачетные требования и контрольные нормативы. Внеучебные формы занятий физической культурой и спортом. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия в вузе и на факультетах. Роль спортивного клуба.

Тема 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека

Формы и содержание самостоятельных занятий, их мотивация и организация. Характер содержания занятий в зависимости от возраста и пола. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузки в условиях самостоятельных знаний у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Изменение функционирования организма под воздействием физических упражнений. Значение физических упражнений в формировании обмена веществ, развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма в период его формирования и становления. Капиллярная система как критерий умственной и физической работоспособности человека. Минимальные и оптимальные недельные объемы физических упражнений. Физические качества, интенсивность физических нагрузок, физиологическое обоснование силы, ресинтез АТФ в различных зонах интенсивности выполнения физических упражнений, методы развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и их физиологическое обоснование.

Тема 4. Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная гигиена. Массаж и самомассаж

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Гигиенические основы физических упражнений. Двигательная активность как фактор сопротивляемости организма к заболеваниям и его реабилитации. Санитарные и гигиенические требования при занятиях физической культурой и спортом. Массаж как средство реабилитации и повышения работоспособности организма. Виды массажа. Основные приемы спортивного и лечебного массажа, их последовательность при выполнении. Физиологические основы и эффективность массажа. Водные процедуры и их значение в личной гигиене и закаливании организма. Правила гигиены в повседневной жизни, гигиена питания, противопоказания массажа, восстановительные средства при занятиях спортом, лечебный массаж, восстановительный массаж, самомассаж, спортивный массаж, физиологическое обоснование массажа, приемы спортивного массажа и их очередность.

Тема 5. Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественнонаучные основы физического воспитания

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Студенческий спорт высших достижений. Система студенческих спортивных соревнований. Периодичность, систематичность. Суперкомпенсация при восстановлении после физической нагрузки. Методические принципы и методы физического воспитания. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. Зоны интенсивности физических нагрузок. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности. Частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем, двигательный навык, легочная вентиляция, аэробные и анаэробные процессы, максимальное потребление кислорода, кислородный долг, недельная двигательная активность студента. Влияние физических упражнений на центральную нервную систему.

Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовкой студентов. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля. Прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования по ППФП. Производственная физическая культура. Формы, методы и средства физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.


4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

ВсегоКоличество часовСамостоятельная работаАудиторные занятияЛекцииПрактические занятияЛабораторный практикум680686806868068680686806868068408004080


4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой


4.3.2. Практические занятия


Содержание практического занятия (семинара)Кол-во часовОбщая физическая и спортивно-техническая подготовка. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.68Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.6868Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.6868Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.6868Общая физическая и спортивно-техническая подготовка .Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.6868Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.6868


4.3.3.Содержание учебного материала для студентов основного отделения


4.3.3.1. Практический раздел

а) Развитие физических и психофизиологических качеств

Сила

Упражнения с отягощениями равными собственному весу: ходьба в приседе, многоскоки, прыжки через скамейку, скакалку приседания на одной и двух ногах. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сед углом, угол в висе или в упоре, подтягивание.

Упражнения с внешним сопротивлением: с партнером, набивными мячами, гантелями, гирями, штангой.

Быстрота

Бег на короткие отрезки со старта из различных исходных положений, с ходу, бег по виражу. Эстафеты, подвижные игры.

Выполнение скоростно-силовых упражнений на время (например: количество приседаний за 10 сек., выпрыгивания из приседа вверх за 10 сек., сгибание разгибание рук в упоре лежа за 10 сек и т.п.)

Выносливость

Кроссовый бег на 1, 2, 3 и 5 километров. Повторное пробегание коротких отрезков (например, 6 раз по 30 метров). Интервальный бег (например, 100-200-300-400 или 400-300-200-100).

Гибкость

Наклоны вперед, в стороны, назад с максимальной амплитудой без и с помощью партнера. ОРУ в растягивании на гимнастической стенке, скамейке, полу. Упражнения с отягощениями выполняемые с большой амплитудой. Стретчинг. Каланетик.

Ловкость.

Подвижные игры, эстафеты, выполнение физических упражнений с выключенным зрением, в усложненных условиях, с изменением пространственных границ. ОРУ с предметами (скакалкой, палкой, обручем). Преодоление полос препятствий.

б) Активация вестибулярной функциональной системы

1. ОРУ в ходьбе и на месте с поворотами и вращениями головы и туловища. Бег вращаясь. Прыжки с поворотами на 180, 360, 540 град.

2. ОРУ на узкой и ограниченной опорах. Ходьба, бег, прыжки по гимнастической скамейке, по низкому и высокому гимнастических бревнах, с поворотами на 180 и 360 град., с предметами, в парах.

3. Упражнения на гимнастических матах: кувырки, перекаты, перевороты.

4. Упражнения в раскачивании на гимнастических кольцах и с закручиванием троса.

в) Легкоатлетическая подготовка на открытом воздухе

Специально подготовительные упражнения:

1. Бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени на месте и с продвижением, опорой на стенку, бег прыжковыми шагами, семенящий бег.

2. Прыжки: на одной и двух ногах, с ноги на ногу, на возвышение с места и с разбега, с доставанием в полете предметов.

3. Прыжки в длину с места, многоскоки, прыжки через препятствия. Упражнения для укрепления голеностопного сустава на гимнастической стенке.

4. Броски и ловля набивных мячей одной и двумя руками и ОРУ с ними.

Основные упражнения:

1. Бег 100 м : изучение техники бега, пробегание коротких отрезков (30 и 60 м) с высокого, низкого стартов, с ходу, эстафетный бег.

2. Бег 1000 м: изучение техники бега, повторное пробегание отрезков 200, 400, 600, 800 м с различной интенсивностью, переменный кроссовый бег по дистанции с ускорениями на отдельных отрезках.

3. Бег 3000 (5000) м : изучение техники бега, переменный кроссовый бег, повторное пробегание длинных отрезков, повторное, многократное пробегание коротких отрезков с максимальной интенсивностью.

4. Челночный бег 10х10 м : эстафеты, старты из различных и.п. бег с изменением направления по команде.

5. Прыжок в длину с разбега: изучение техники прыжка, бег на коротких отрезках с ускорениями, прыжки в длину с короткого, среднего и длинного разбегов.

г) Совершенствование в видах спорта по выбору в спортивных залах

Гимнастика

Основная гимнастика: Комплексы ОРУ без предметов, с набивными мячами, на гимнастической скамейке, в парах, с гимнастической скамейкой.

Акробатические упражнения: Стойки на лопатках, предплечьях и голове, перекаты и кувырки, перевороты, равновесия.

Танцевальные направления гимнастики (для девушек):

1. Ритмическая гимнастика по методике Лисицкой.

2. Аэробика.

3. Шейпинг.

4. Степ-аэробика.

Атлетическая гимнастика (для юношей):

1. Упражнения с гантелями и штангой.

2. Упражнения на тренажерах.

3. Пауэрлифтинг.

4. Упражнения с гирями.


Спортивные игры:

Бадминтон

1. Стойки: игровые, при подачах, при приемах; правосторонние и левосторонние; высокие, средние и низкие.

2. Передвижения: вперед, назад, в сторону; переменным, приставным, скрестным шагом.

3. Удары: не фронтальные, фронтальные; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высокие, высокие атакующие, нападающие, плоские, короткие.

4. Подачи: высокие, высокие атакующие, нападающие, плоские, короткие; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу.

5. Учебные одиночные и парные игры.

Баскетбол

Специально - подготовительные упражнения:

1. Чередование ходьбы и бега с остановками, поворотами, прыжками. Бег с изменениями направления движения. Прыжки вверх толчком одной или двух ног с доставанием предметов.

2. Подвижные игры с передвижениями, переменой мест, несколькими мячами.

3. Эстафеты с элементами ведений, передачами и ловлей мяча, бросками.

Основные упражнения:

1. Ловля мяча одной и двумя руками. Передача мяча двумя руками от груди, сверху, снизу, одной рукой от плеча, от головы, крюком, снизу, сбоку.

2. Ведение мяча правой и левой руками, с обводкой стоек, с поворотами на 180 и 360 градусов, с переводами мяча под ногой и за спиной.

3. Броски в корзину: двумя руками от груди, сверху, снизу, одной рукой от плеча, сверху, в прыжке, крюком, снизу, с различных дистанций.

4. Вырывание и выбивание мяча из рук соперника, овладение мячом после отскока.

5. Взаимодействие игроков в нападении вдвоем, втроем, командой. Быстрый прорыв.

6. Зонная и персональные защиты.

7. Учебная игра.


Волейбол

Специально - подготовительные упражнения:

Передвижение по площадке спиной вперед, приставными шагами вправо и влево, с поворотами на 360 град. Прыжки вверх толчком двумя с выносом рук вверх. Удары и ловля мяча от стенки с различных расстояний. Челночный бег.

Основные упражнения:

1. Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая. Прием подачи. Расположение игроков при приеме и подаче мяча. Подачи на дальность и точность.

2. Передачи мяча: сверху и снизу двумя руками, в парах, тройках, на месте и в движении. Передачи назад и в прыжке.

3. Нападающий удар. Финты.

4. Блокирование. Индивидуальный и коллективный блоки.

5. Взаимодействие игроков в игре. Учебная игра.

Настольный теннис

Основные упражнения:

1. Хватка ракетки - горизонтальная, вертикальная (азиатская)

2. Удары: срезка слева и справа, накат слева и справа.

3. Подачи: прямым ударом, "маятник", "веер", "челнок"

4. Тактические удары: топ-спин, подставка, подрезка, "свеча"

5. Учебные одиночные и парные игры.


4.3.3.2. Методический раздел

Осенний семестрВесенний семестрО Р У без предметовКомплексы физических упражнений для развития следующих качеств: сила, быстрота, ловкость, равновесие, гибкость и т.п.О Р У с предметами и на снарядахКруговая тренировкаПроведение фрагмента занятия по виду спорта

В первом семестре студенты изучают теоретический раздел физической культуры и осваивают методику проведения физических упражнений под руководством преподавателя. В других семестрах, учитывая степень методической подготовленности студентов, преподаватель обучает студентов запланированному разделу в течении первых 4 занятий семестра, а в дальнейшем принимает зачет по названному разделу.


4.3.4. Содержание учебного материала для студентов спортивного отделения


Студенты, зачисленные в группы спортивного совершенствования, занимаются по программам, разработанным для детско-юношеских спортивных школ по соответствующим видам спорта.


4.3.5. Содержание учебного материала для студентов специального отделения


4.3.5.1. Теоретический раздел


В первом семестре студенты специального отделения осваивают теоретический раздел программы для основного отделения. В последующих семестрах студенты специального отделения осваивают 5 тем (по одной в каждом семестре, начиная со второго). Материал подается студентам в форме бесед продолжительностью 15-20 минут на первых 4 практических занятиях.

Тема 1. Основы лечебной физической культуры:

Особенности метода ЛФК. Медико-биологические, психолого-педагогические основы ЛФК; средства и методы ЛФК.

Тема 2. Частные методики оздоровления:

Оздоровительный бег. Дыхательная гимнастика по методам Бутейко, Стрельниковой и йоги. Гимнатсика для глаз. Механотерапия. Биомеханическая стимуляция. Массаж и самомассаж.

Тема 3. Анатомо-физиологическая характеристики функциональных систем организма:

Функциональная система движений. Анализаторные функциональные системы. Системы жизнеобеспечения (сердечно-сосудистая система и система крови; нервно-мышечная система; пищеварительная и мочевыделительная системы; дыхательная система).

Тема 4. Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации:

Тесты для определения нарушений опорно-двигательного аппарата и системы движений: на равновесие, координационные пробы, вращательные методики

Тесты с физической нагрузкой: проба Летунова, гарвардский стептест.

Тема 5 Организация самостоятельных занятий ЛФК:

Принципы составления комплексов ЛФК. Сопутствующие оздоровительные факторы. Средства и методы восстановления физической работоспособности. Аутогенная тренировка. Идеомоторная тренировка.


4.3.5.2. Практический раздел

а) Активация вестибулярной функциональной системы

1. ОРУ в ходьбе и на месте с поворотами и вращениями головы и туловища. Бег вращаясь. Прыжки с поворотами на 180, 360, 540 град.

2. ОРУ на узкой и ограниченной опорах. Ходьба, бег, прыжки по гимнастической скамейке, по низкому и высокому гимнастических бревнах, с поворотами на 180 и 360 град., с предметами, в парах.

3. Упражнения на гимнастических матах: кувырки, перекаты.


б) Лечебные физические упражнения

Упражнения для больных миопией и другими заболеваниями глаз:

Специальные упражнения для глаз. ОРУ, выполняемые в сочетании с движением глаз и поворотами головы и туловища. Дыхательные упражнения. Подвижные игры. Массаж и самомассаж задней и боковой поверхности шеи.


Для больных лиц с заболеванием опорно-двигательного аппарата:

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости: упражнения на растягивания мышц передней поверхности бедер, упражнения на растягивания мышц спины, упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедер, специальные упражнения при кифозе и лордозе, упражнения в равновесии.

При нарушении осанки во фронтальной плоскости и при сколиозах: разгрузка позвоночника, развитие мышечной выносливости, упражнения в "вытяжении", упражнения на формирование навыка правильной осанки, упражнения в равновесии, упражнения для развития мышц брюшного пресса, мышц туловища, тазового пояса, реалаксирующие упражнения, подвижные игры.

При плоскостопии и дефектах стопы : упражнения для укрепления мышц сохраняющих свод стопы (подошвенное сгибание и супинирование), упражнения на гимнастической стенке, лазание по канату, прыжки на месте и в движении через скакалку. Упражнения в балансировании.


ЛФК при заболевании сердечно сосудистой системы

ОРУ сидя на полу, на гимнастической скамейке. Повороты, наклоны головы и туловища. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения. Дозированная ходьба. Подвижные игры без соревнований. Подъем - спуск по лестнице.

ЛФК при заболеваниях дыхательной системы

ОРУ способствующие усилению вдоха и выдоха. Вращения головой и туловищем, повороты на месте и в движении. Оздоровительная ходьба, медленный бег. Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития мышц брюшного пресса и межреберной мускулатуры.

ЛФК при заболеваниях внутренних органов

ОРУ в ходьбе, с гимнастическими палками и набивными мячами. Подвижные игры с мячами. Дыхательные упражнения. Упражнения, сидя на скамейке. Медленный бег. Дозированная ходьба.

в) Легкоатлетическая подготовка на открытом воздухе

Специально-беговые упражнения. Оздоровительный бег и ходьба. Бег по Куперу (12 минутный тест). Прыжки в длину с места и с разбега. Метание теннисного и набивного мяча на дальность и точность.

г) Совершенствование в видах спорта по выбору в спортивных залах


Спортивные игры

Баскетбол

Прием и передача на месте и в движении; броски мяча по корзине с близкого и дальнего расстояния; в движении; ведение мяча и обводка; учебная игра по упрощенным правилам.

Волейбол

Прием и передача мяча в парах и тройках; верхняя и нижняя передача; тактика игры в защите и нападении. Учебная игра в пионербол и по упрощенным правилам.

Настольный теннис

Подачи мяча открытой и закрытой ракеткой. Переводы мяча. Учебная игра по всем правилам.

Бадминтон

Подачи волана с различных дистанций. Прием и передача волана сверху, снизу, сбоку. Нападающий удар и финты. Учебная игра.


4.3.5.3. Методический раздел

Осенний семестрВесенний семестрО Р У без предметовКомплексы дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко. йогеКомплексы упражнений на расслабление (релаксирующие упражнения)Гимнастика для глазКомплексы ЛФК при своем заболевании


4.4. Содержание учебного материала для студентов, освобожденных от практических занятий


Студенты, освобожденные от практических занятий, изучают теоретический и методический разделы включающих в себя 11 тем. В каждом семестре студенты изучают две темы за исключением студентов 1 курса в первом семестре (только 1 тема)

ТЕМА 1 Теоретические занятия для основной группы.

ТЕМА 2 Составление комплекса утренней гимнастики:

Общие требования к утренней гимнастике; терминология, необходимая для составления комплекса утренней гимнастики; основные требования для составления комплекса утренней гимнастики с учетом конкретного заболевания.

ТЕМА 3 Виды гимнастики танцевального направления:

Алексеевская гимнастика; женская гимнастика - как разновидность художественной гимнастики; оздоровительная и спортивная аэробика; ритмическая гимнастика; джаз-гимнастика; диско-гимнастика; акробатический рок-н-ролл; "кик-лег". Аквабилдинг, гидробилдинг, гидротоника, акванавтика, гидроаэробика. Степ-аэробика. Степ-клайминг.

ТЕМА 4 Виды гимнастики для развития гибкости и подвижности в суставах: "Тысяча движений" (система упражнений академика И.М.Анохина); стретчинг; позовая растяжка; биомеханическая стимуляция; растяжки с отягощением. Пластическая гимнастика.

ТЕМА 5 Виды гимнастики, направленные на коррекцию телосложения: бодибилдинг; атлетическая гимнастика; энергогимнастика; шейпинг; косметическая гимнастика; коррегирующая гимнастика; каланетик.

ТЕМА 6 Виды гимнастики, основанные на восточных оздоровительных системах: тайзицюань, цигун.

ТЕМА 7 Массаж: теоретический аспект массажа; практические приемы и характерные ошибки; массаж частей тела; массаж при различных заболеваниях; детский массаж; массаж для детей с различными заболеваниями и патологиями.

ТЕМА 8 Спорт: футбол; баскетбол; бейсбол; регби; лыжи; бобслей; фехтование; современное пятиборье и др.

ТЕМА 9 Физические упражнения при различных заболеваниях и возможные нагрузки: миопия высокой степени, миопия травматическая послеоперационная и другие отклонения зрения, упражнения для предупреждения миопии; легочные заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы; заболевания опорно-двигательного аппарата.

ТЕМА 10. Составление комплексов упражнений с учетом конкретного заболевания для занятий лечебной физкультурой

ТЕМА 11. Семейное физическое воспитание: физическая культура беременной женщины; физическое воспитание детей раннего возраста; физическое воспитание детей от 1 до 3 лет; стадион в квартире; плавать раньше, чем ходить.


5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация


5.1. Текущий контроль успеваемости


5.1.1. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)


Содержание ТКЗ Кол-во часовПодготовка к сдаче контрольных нормативов6Проверка уровня физической подготовленности студентов6Проверка уровня физической подготовленности6Проверка уровня физической подготовленности6Проверка уровня физической подготовленности6Проверка уровня физической подготовленности6

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов


5.1.2 Общие требования к зачету для студентов всех учебных отделений

1. Посещаемость 90%

2. Теоретический зачет в 1 семестре

3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке.

4. Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе студентов.

5. Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации соревнований.


5.2. Тесты и нормативные оценки по физической подготовленности для студентов основного и спортивного отделений


Для девушек

Нормативные оценки1 курс2 курс3 курс1 семестр2 семестр3 семестр4 семестр5 семестр6 семестр17.417.217.217.016.816.62.052.001.5510.009.359.201.701.751.751.801.801.90121515303535404550151515


Для юношей

Нормативные оценки1 курс2 курс3 курс1 семестр2 семестр3 семестр4 семестр5 семестр6 семестр14.214.014.013.813.813.63.353.303.2514.3014.0013.402.202.202.252.252.252.2510101111121212312315151560708028.027.527.010.010.09.8345

* Комплексный тест: Бег 10м - 2 кувырка вперед - встать - поворот на 180 град - 2 кувырка вперед - бег 10 м.


5.3. Тесты и нормативные оценки по физической подготовленности

для студентов специального отделения

Нормативные оценкиМужчиныЖенщиныОтлХорУдовл.ОтлХорУдовл.15,0.15,215,419,019,419,8без учета временибез учета времени864403530


5.4. Требования к зачету для студентов освобожденных от практических занятий

Условия зачетаСдача теоретического зачетаПредставить письменно комплекс утренней зарядкиПосещение 80%РефератПосещение 80%РефератПосещение 80%Работа в судейской бригаде на двух соревнованияхПосещение 80%РефератПосещение 80%Реферат


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Зайцев А.А. Физическая культура взрослого человека/ А.А. Зайцев. - Калининград, 2007.- 36 с.

2. Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Теоретические основы физической культуры: Учебное пособие для студентов всех факультетов по курсу «Физическая культура»).- Калинингр. гос. тех. ун-т.- Калининград, 2005. – 126 с.

3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М. АО"Аспект Пресс", 1995.- 144 с.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982. – 400с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

6. Меньшиков Н.К. Труд и спорт (теоретические основы).- Л., 1987.- 80 с.

7. Виленский М.Я. Физическая культура студента: Учеб.для вузов. / Зайцев А.И., Ильинич В.И. и др.; Под ред. В.И.Ильинича - М.: Гардарика, 1999 Гриф МО

8. Гулько Я.Н. Физическая культура: Учеб.пособие для вузов. / Зуев С.Н., Каравашкина О.В. и др.; Под ред. В.А.Коваленко - М.: Изд. ассоциации строит. вузов, 2000 Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

9. Дворнякова Л.А. Методика судейства в баскетболе. – Калининград: КГТУ, 2002 .- 30 с

10. Дворнякова, Л.А. Русские национальные виды спорта, игры и забавы / Л.А. Дворнякова. – Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов по курсу «Физическая культура». – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ». – 60 с.

11. Зайцев, А.А. Физическая подготовка женщин: Учебное пособие по курсу «Физическая подготовка» / А.А. Зайцев, П.П. Литасов, А.И. Ткаченко. – Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2007. – 92 с.

12. Зайцев А.А., Литасов П.П. Методика развития физических качеств курсантов. – Учебное пособие. – Калининград: изд-во Калининградского юридического института МВД РФ. – 2004. – 86 с.

13. Зайцев А.А., Литасов П.П., Уханева Е.В. Организация самостоятельных занятий по общей физической подготовке студенток/ Методическое пособие для студентов всех специальностей высших учебных заведений. – Калининград.: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2006. – 42 с.

14. Основы здорового образа жизни/ Методическое пособие для студентов высших учебных заведений всех специальностей.- Калининград: КГТУ, 1999.- 25 с

15. Сорока Б.В. Основы тренировки в пауэрлифтинге/ Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей высших учебных заведений. – Калининград.: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2006. – 16 с.

16. Уханева Е.В. Гибкость как физическое качество и методика ее развития/ Методическое пособие для студентов всех специальностей высших учебных заведений. – Калининград.: Изд-во КГТУ, 2005. – 49 с.


6.3. Периодические издания

1. Журнал «Теория и практика физической культуры».

2. Журнал «Легкая атлетика».

3. Журнал «Спортивная жизнь России.

4. Журнал «Физкультура и спорт».


6.4. Ресурсы Интернет

Сайт кафедры ФизК: http://www.klgtu.ru/ru/departments/fgp/fiscult/index.php


7. Средства обеспечения освоения дисциплины


Специализированные аудитории

- залы для спортивных игр (волейбол, баскетбол, бадминтон) - 2,

- зал настольного тенниса - 1,

- тренажерные залы – 2,

- зал борьбы - 1,

- зал бокса - 1,

- кабинет и бассейн для подводного плавания с аквалангом - 1,

- зал массажа - 1.


Учебно-лабораторное оборудование

-силовые тренажеры,

- беговые дорожки,

- акваланги,

- перекладины, брусья, гимнастические стенки, скамейки, степы.

- Спортивный инвентарь: маты, волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи

- теннисные столы, волейбольные сетки, гимнастические снаряды, тренажеры


Теоретические материалы

  1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

  2. социально-биологические основы физической культуры

  3. основы здорового образа жизни

  4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика)

  5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов



Демонстрационные материалы

  1. Расписание преподавателей

  2. Расписание занятий

  3. График прохождения учебного материала

  4. Информация о секциях

  5. Календарь соревнований

  6. Таблицы спартакиад: «первокурсника», «студентов КГТУ», «вузов области».

  7. Объявления: об открытии новых секций, о начале соревнований...



Лист согласования учебной (рабочей) программы дисциплины

Учебная (рабочая) программа дисциплины разработана в соответствии с:

- государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) для студентов всех направлений и специальностей ФГОУ ВПО КГТУ

- учебным планом университета по этому же направлению (специальности), утвержденному ученым советом, с учетом примерной программы дисциплины «Физическая культура».


Авторы программы –

Зав.каф. ФизК, д.п.н, проф А.А. Зайцев, к.п.н., доц. В.Ф. Зайцева


Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Физической культуры (рецензент – Е.В.Уханева), протокол №7 от 15.04.2011)


Заведующий кафедрой А.А.Зайцев

( доктор пед. наук, профессор)


Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета гуманитарной/фундаментальной подготовки (протокол № 8 от 24.05.2011).


Декан факультета О.И. Архангельский

( канд., философских наук,

доцент)


Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии/ученом совете факультета гуманитарной подготовки

протокол №9 от «30» июня 2011 г..


Председатель комиссии (учёного совета) О.И. Архангельский

( к.ф.н., доцент)

Согласовано

Начальник учебно- Загородняя Д.Ю.

методического



56

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая учебная программа дисциплины Органическая химия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский...
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Программирование»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины кв1 «Психология влияния»
...
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Технические и аудиовизульные средства обучения»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины «Ведущие школы управленческого консультирования»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница