Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации




Скачать 304.46 Kb.
НазваниеПриказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации
страница1/3
Дата18.09.2012
Размер304.46 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ

от 31 мая 2012 г. N 87


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В целях совершенствования организации работы по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации:

от 29 октября 2003 г. N 278 "Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";

от 6 мая 2005 г. N 59 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. N 278";

от 9 марта 2007 г. N 46 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 N 278";

от 26 августа 2008 г. N 181 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.10.2003 N 278".


Министр

А.В.КОНОВАЛОВ


Приложение

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 31.05.2012 N 87


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


I. Общие положения


1. Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны для использования в центральном аппарате и территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальные органы) при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам (далее - правовая экспертиза).

2. При проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - правовые акты) рекомендуется руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27 (часть II), ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1 (часть I), ст. 17, 25; N 30 (часть I), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13, 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31 (часть I), ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29 (часть I), ст. 3418; N 30 (часть I), ст. 3597, 3613; N 30 (часть II), ст. 3616; N 48, ст. 5516; N 49, ст. 5747; N 52 (часть I), ст. 6229, 6236; 2009, N 7, ст. 772; N 14, ст. 1576; N 29, ст. 3612; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6156, 6163; 2010, N 14, ст. 1549; N 15, ст. 1736, 1738; N 19, ст. 2291; N 23, ст. 2800; N 31, ст. 4160; N 40, ст. 4969; N 41 (часть II), ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52 (часть I), ст. 6984, 6991; 2011, N 1, ст. 18; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3868; N 29, ст. 4283; N 30 (часть I), ст. 4572, 4590, 4594; N 31, ст. 4703; N 48, ст. 6727, 6730, 6732; N 49 (часть I), ст. 7039, 7042);

Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3356; 2003, N 25, ст. 2515; 2010, N 4, ст. 368);

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (часть III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (часть II), ст. 909; N 29 (часть I), ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, 2930; N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2281; 2000, N 49, ст. 4826; 2010, N 9, ст. 964);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4826; 2010, N 9, ст. 964);

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2009 г., регистрационный N 13985), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 1 апреля 2010 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2010 г., регистрационный N 16826), от 15 апреля 2010 г. N 91 (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2010 г., регистрационный N 16948), от 27 сентября 2010 г. N 237 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2010 г., регистрационный N 18756), от 24 января 2011 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2011 г., регистрационный N 19872), от 19 сентября 2011 г. N 314 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2011 г., регистрационный N 21904), от 16 декабря 2011 г. N 430 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22715) (далее - Положение о Главном управлении);

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2009 г., регистрационный N 13984), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 1 апреля 2010 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 8 апреля 2010 г., регистрационный N 16826), от 15 апреля 2010 г. N 91 (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2010 г., регистрационный N 16948), от 27 сентября 2010 г. N 237 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2010 г., регистрационный N 18756), от 24 января 2011 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2011 г., регистрационный N 19872) и от 19 сентября 2011 г. N 314 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2011 г., регистрационный N 21904) (далее - Положение об Управлении).

3. Правовая экспертиза проводится Департаментом законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (далее - Департамент) и территориальными органами.

4. Департамент проводит правовую экспертизу во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, по обращениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или по собственной инициативе <*>.

--------------------------------

<*> Подпункт 33 пункта 6 Положения о Департаменте законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения, утвержденного приказом Минюста России от 04.03.2010 N 51.


5. Территориальные органы проводят правовую экспертизу правовых актов, поступивших в порядке, установленном пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (далее - Указ N 1486) и пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 (далее - Положение).

Территориальные органы проводят повторную правовую экспертизу по поручениям Минюста России, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или по собственной инициативе, а управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - управление) также по поручению Главного управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - главное управление) <*>.

--------------------------------

<*> Подпункт 21 пункта 6 Положения о Главном управлении и подпункт 17 пункта 6 Положения об Управлении.


6. Правовая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

7. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальный орган). При необходимости этот срок может быть продлен руководством Минюста России (территориального органа), но не более чем на один месяц <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации".


II. Проведение правовой экспертизы


8. Правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер <*>.

--------------------------------

<*> Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" ("Российская газета", N 276, 2007).


Правовая экспертиза отмененных, признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, срок действия которых истек, не проводится.

При поступлении правового акта, вносящего изменение в ранее принятый правовой акт, рекомендуется проводить правовую экспертизу измененного правового акта и составлять экспертное заключение на измененный правовой акт. Если правовой акт, вносящий изменение в ранее принятый правовой акт, устанавливает новые нормы, возможно составление экспертного заключения также на акт о внесении изменений.

Если в срок, установленный для проведения правовой экспертизы правового акта, в территориальный орган поступили правовые акты, вносящие в него изменения, правовая экспертиза правового акта проводится с учетом всех внесенных в него изменений.

Правовая экспертиза правового акта, принятого совместно органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации, проводится территориальным органом, действующим на территории того субъекта Российской Федерации, который указан первым в числе подписавших правовой акт.

9. В случае проведения правовой экспертизы правового акта, признающего утратившими силу другие правовые акты, приостанавливающего или продлевающего их действие, следует оценивать компетенцию органа на принятие указанного правового акта, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу, приостановления или продления действия правового акта.

10. Повторной правовой экспертизе подлежат правовые акты, поступившие в территориальный орган в порядке, установленном пунктом 2 Указа N 1486, пунктом 7 Положения, и в отношении которых ранее территориальным органом была проведена правовая экспертиза.

Повторную правовую экспертизу рекомендуется проводить в сроки, указанные в пункте 7 Методических рекомендаций, в следующих случаях:

принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом;

есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено;

по поручению Минюста России, главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также по собственной инициативе;

при проведении обзоров нормотворчества субъектов Российской Федерации, если после проведения правовой экспертизы прошло более 6 месяцев;

в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций.

Повторная правовая экспертиза также может быть проведена в целях проверки деятельности территориального органа и (или) оказания ему практической помощи.

В случае принятия федерального закона или иного акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому правовым актом, повторную правовую экспертизу рекомендуется проводить по истечении трехмесячного срока после принятия соответствующего федерального закона.

11. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) <*> на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.

--------------------------------

<*> Правовая оценка порядка обнародования (опубликования) правового акта проводится при наличии сведений об обнародовании (опубликовании) акта.


12. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта рекомендуется проанализировать на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".


13. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, следует установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (подзаконным актом) принят правовой акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Необходимо также учесть все изменения, внесенные в федеральные нормативные правовые акты, а также в правовые акты субъекта Российской Федерации.
  1   2   3

Похожие:

Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПриказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. N 87 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
В целях совершенствования организации работы по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconВопросы для специалистов, осуществляющих юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъекта российской федерации и ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта РФ
Органы, уполномоченные на проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconОб утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconСобрание депутатов комаровского сельского поселения (2-й созыв)
Об утверждении Положения о порядке проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Собранием...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПлан мероприятий по внедрению передового опыта в области охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории Омской области, на 2011 год
Разработка нормативных правовых актов, программ и методических рекомендаций по охране труда
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПравительство российской федерации постановление от 27 декабря 2010 года n 1160
Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПриказ Минсельхоза РФ от 20 июня 2003 г. N 899 "Об утверждении Правил по охране труда для работников апк при использовании пестицидов и агрохимикатов"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПеречень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в которых нормы, противоречащие федеральному
Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в которых нормы, противоречащие федеральному законодательству и создающие ограничения...
Приказ от 31 мая 2012 г. N 87 об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов российской федерации iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница