Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ




Скачать 203.47 Kb.
НазваниеРекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ
Дата17.09.2012
Размер203.47 Kb.
ТипДокументы
Рекомендации психолога родителям.

Как помочь ребенку при подготовке к ЕГЭ.

Как показывают наблюдения, накануне экзаменов к психологу надо вести не ребенка, а родителей! Ведь напряженное отношение к ЕГЭ у детей формируется под влиянием взрослых, которые постоянно твердят о нем, стращают сложными заданиями и пьют успокоительные... Чтобы школьник настроился на успешную сдачу, необходима КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ДОМА. Какую установку ему мысленно, через свое отношение, будут транслировать родители, так он и будет себя чувствовать на экзамене. Лучше постоянно внушать, что с ним все время будут рядом близкие люди — во время подготовки, за дверью кабинета, после пережитых волнений. «Мы верим в тебя», «Вместе у нас все получится», «Ты справишься, потому что готовился», — вот ключевые фразы при общении с ребенком. Но ни в коем случае «И о чем ты думал эти десять лет?», «Все сдадут, кроме тебя, пустоголового», «Нечего на репетиторов деньги тратить, все равно завалишь».
Обязательно ОБСУДИТЕ НЕГАТИВНЫЙ ВАРИАНТ — когда ребенок не сможет справиться с тестом. Все это время школьник живет под гнетом мысли: «Что будет, если...» Да ничего особенного! Ведь жизнь на этом не заканчивается. Главное, чего он боится, — не оправдать себя в глазах окружающих, прежде всего родителей. Очень важно дать ему понять, что вы будете любить его в любом случае, вне зависимости от оценки. Вместе с ребенком вслух проговорите, что ждет его в худшем случае — мальчику придется пойти в армию, девочке — работать. Когда карты открыты, всем будет легче.
Как можно раньше выясните с помощью психологической диагностики особенности личностного развития вашего ребенка, особенно его мышления. Возможно, он относится к ДЕТЯМ из ГРУППЫ РИСКА — с неустойчивым вниманием, которые быстро устают и плохо справляются со стрессом. Тогда он нуждается в особом подходе. Следите за его режимом, питанием, условиями подготовки, настроением, самооценкой. Сам он не справится с психологическим грузом на ЕГЭ.
  УСПОКАИВАТЬ ребенка надо не перед входом в аудиторию, а минимум ЗА МЕСЯЦ. Пусть каждый вечер после зубрежки он делает несложное упражнение: под медленную, но ритмичную приятную музыку полностью расслабит мыщцы в положении лежа. Усилием воли нужно «запомнить» эти ощущения, тогда во время экзамена он сумеет справиться с мышечным напряжением. Перед сном можно регулярно давать травяные настои (пустырника, валерианы) или чаи (из соцветий и листьев душицы, мелиссы, мяты).
Ни в коем случае не применяйте сильнодействующие сердечные средства, антидепрессанты или транквилизаторы.
Проследите, чтобы по подсказке ровесников в назначенный день и час подросток не подзарядился энергетическим напитком.
НЕ СОВЕТУЮ «подстраховываться» на ЕГЭ С ПОМОЩЬЮ НЕЗАКОННЫХ МЕТОДОВ. Ребенка будет терзать чувство вины, что помешает ему сосредоточиться на выполнении задания.

Основные направления помощи.

  • Психофизиологическая помощь.

  • Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.

  • Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

  • Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном – около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

  • Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

  • Домашняя физиотерапия:

- прохладный или контрастный душ с утра;

- вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные);

- массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

  • На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

Помощь репетиторов.
Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности. Из всех предметов ЕГЭ достаточно репетиторства по двум-трем.

Индивидуальные психологические методы, приемы переключения внимания применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:

  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.

  • Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.

  • Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.

  • Непродолжительное общение с друзьями по телефону.

  • Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений.

- Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них.

- Мысленное моделирование картин будущей учебы и работы, а на этом фоне – произнесение формул самовнушения с обоснованием выбора будущей учебы и работы.

- Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.

  • Волевая мобилизация. Вы можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела и как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей. К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления, отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др. На этой основе вы можете вместе с ребенком составить формулы аутотренинга, мобилизующие волю.



Психологические рекомендации учащимся

во время подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к экзамену:

  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно рас­положи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  • Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повыша­ют интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или

эстампа в этих тонах.

  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте ут­ренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того ма­териала, который наиболее всего интересен и приятен.

  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - пере­рыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать

зарядку, принять душ.

  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тесто­вых заданий.

  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов

(на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).

  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Нико­гда не думайте о том, что не справишься с заданием.

  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

  • В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.

  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

Во время тестирования

  • Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

  • Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

  • Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его. чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те во­просы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

  • Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

  • Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не свя­заны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцен­трироваться и правильно решить новое задание.

  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правиль­ный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать вни­мание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

  • Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!



ПРАКТИЧЕСКая помощь ПСИХОЛОГА

ВЫПУСКНИКАМ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

Приемы запоминания.


  1. Не стоит чередовать однотипную умственную работу. Например, школьнику не следует учить после физики математику, а после истории — литературу. То есть, необходимо избегать в первую очередь однородных переключении. Лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим пытаться запомнить другой, но сходный материал.

    2. Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально неинтеллектуальной деятельностью (прогулка, физические упражнения).
    Доводилось видеть, как работники проектно-конструкторских институтов в обеденный перерыв «режутся» в шахматы. Автор и сам большой любитель этой игры, но из предыдущего ясно, что подобный отдых помогает перезабыть то, что достигнуто накануне. Намного грамотнее действуют их коллеги, которые в обеденный перерыв прыгают вокруг стола для настольного тенниса с ракеткой в руках. [...]

    3. Важную информацию лучше запоминать утром, самую важную — перед сном. Почему? Потому что вечером будет отсутствовать самое сильное ретроактивное торможение, а утром — менее сильное проактивное. Конечно, здесь нужно учесть и общее утомление за день. [...]

    4. Нужно учитывать, что в первые 10—20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения от предыдущей деятельности. Мы говорим: трудно переключиться. Но часто это может быть и незаметным. Проверьте себя: что вы помните из вроде бы хорошо воспринятых первых 10—15 страниц серьезного чтения? Если пересчитать, окажется, что многое упущено. Это нужно учитывать, и к любой интеллектуальной работе психологически готовиться заранее. В первую очередь это относится к целенаправленному формированию установок, о чем будет речь далее.

    5. Избегайте по возможности отвлечений во время работы. Кто-то позвал, зазвонил телефон — все это тормозит предыдущую деятельность. Если сразу откликнуться на эти отвлечения, потом, оказывается, очень трудно вернуться к работе. Что же делать? Если невозможно полностью избежать таких отвлечении, попробуйте следующее. Допустим, вы читаете, и вдруг звонит телефон. Не торопитесь сразу же поднимать трубку. Пусть он прозвонит 2-З раза, а вы в это время закрепите то, что сейчас делаете. Закончите абзац, прочитайте последнее предложение еще раз, повторите главную мысль этого отрывка вслух и т.д. А теперь беритесь за телефон. При возвращении к работе начните чтение с повторения нескольких последних абзацев.

    6. При чтении старайтесь не допускать возвратных движений глаз по строке (регрессий). Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования и тем самым выключаем оперативную память. То есть, вернувшись к предыдущему, мы вытесняем из оперативной памяти то, что только что в ней было. И, кроме того, замедляем чтение.




УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЛАКСАЦИИ.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Всякий раз, испытывая напряжение или беспокойство, которое вы не можете преодолеть, используйте технику «напряжение-расслабление» до тех пор, пока не найдете и не снимите все напряжения в каждой группе мышц.

К сожалению, многие из нас почти всю жизнь несут в себе бесполезное, но порой весьма значительное напряжение. Мы ходим, стоим, сидим, жуем, много работаем, используя различные группы мышц, но не придаем этому никакого значения. А между тем в них закрепляется излишнее напряжение, накапливаясь чувством усталости. Подолгу находясь в сидячей позе, наклоняясь вперед в рабочем кабинете, при еде и др., мы фиксируем в мышцах шеи и плечевого пояса остаточное напряжение. Когда мы ходим или стоим, то же происходит с мышцами живота и спины. У некоторых людей существует привычка в моменты особой концентрации непроизвольно сжимать губы, напрягать язык или сводить челюсти, другие имеют тенденцию косить глазами при чтении и др. Все это создает неосознанные, но влияющие на тонус мышц напряжения. Поэтому даже если вы еще не осознаете усталости, не стоит говорить себе: «Я вовсе не устал и чувствую себя хорошо!» Вместо этого примените метод глубокой мышечной релаксации и ощутите разницу между обычным состоянием «работоспособности» и чувством настоящей бодрости и силы после сеанса глубокой релаксации.

1. Возьмите любой цилиндрический предмет. Размер его должен быть таким, чтоб Ваши пальцы могли его охватить (рукоятка швабры). Теперь сильно сожмите этот предмет в руке (правши – в правой, левши – в левой), словно хотите раздавить. Пальцы разомкнете тогда, когда терпеть будет невмоготу. После напряжения закономерно следует расслабление, поэтому пусть Ваша рука свободно повиснет или полежит на колене.

Напряжениерасслабление мышц ноги достигается следующим образом. Сядьте на пол напротив стены и выпрямите ноги. Руками обопритесь о пол позади себя. Теперь поднимите ногу и прижмите ее ступней к стене. Сильно давите на стену, словно хотите сдвинуть ее с места. Когда почувствуете изнеможение, опустите ногу и полежите. Во время упражнений для релаксации следите за Вашими ощущениями в конечностях. Когда научитесь отличать расслабление от напряжения, выберете одно из следующих упражнений.

2. Лягте удобно, закройте глаза. Не пытайтесь прогнать возникающих мыслеобразов. Вспомните (или придумайте) что-то приятное. Посмотрите этот «фильм», не пытаясь избавится от возможного вклинивания негативных видений. Теперь согните ноги и похлопайте их снизу вверх и наоборот. Сделаете глубокий вдох и задержите дыхание. Втянув живот, прижмитесь поясничной частью позвоночника к полу, зафиксируете положение. Теперь полностью выдохните и расслабьтесь. Делая перерывы для отдыха, повторите упражнение три раза. Сделайте вдох – выдох, максимально задерживая дыхание. Расслабьтесь.

Сделайте вдох, максимально задерживая дыхание. Обнимите себя, как можно сильнее сжимая руки. Теперь выдохните, расслабьтесь. Продолжая обнимать себя, начните покачиваться из стороны в сторону. Разожмите объятья и, лежа, почувствуете расслабление. Лежите столько, сколько Вам хочется. Вставайте медленно, потянувшись и садясь.

3. Выбрав удобное и спокойное место, примите удобную вам позу. Закройте глаза и начните медленно расслаблять мышцы, начиная с ног. Дышите через нос и при каждом вдохе повторяйте про себя «раз». Продолжайте упражнение 10-15 минут. Теперь посидите несколько минут с закрытыми глазами, потом – с открытыми. Если начнут приходить беспокойные мысли, прогоняйте их от себя.
Чтобы Вам легче было отключать мысли, концентрируйтесь на том, что вы делаете: на дыхании, на движениях тела.

УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ.

1) Успокаивающее дыхание.
Медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на мгновение, после этого сделайте выдох по возможности медленно. Мысленно представьте себе и почувствуйте, как с каждым глубоким вдохом и длительным выдохом вы теряете стрессовое напряжение и освобождаетесь от негативных мыслей.

2) Займитесь какой-нибудь деятельностью, лучше если это будет физический ( посильный) труд. В стрессовых ситуациях это может сыграть роль громоотвода – вы направляете свою энергию в мирное русло и вместе с тем отвлекаетесь.

3) Попробуйте сосредоточиться на своем дыхании. Прочувствуйте каждый вдох и выдох, отметьте, что вдыхаемый воздух холоднее того, который выдыхаете.

4) Выполните специальные упражнения расслабления-напряжения для отдельных мышц тела по очереди. Вы можете начать с ног, затем перейти к ягодичным мышцам, потом к мышцам грудной клетки, мышцам рук и лица.

5) Полежите спокойно несколько минут, расслабьтесь полностью сосредоточьтесь на ощущении тяжести своего собственного тела. Постарайтесь регистрировать в сознании все звуки окружающей среды, но не воспринимайте их. Такое же правило относится и к мыслям: не старайтесь их побороть, их нужно просто регистрировать.

6) Постарайтесь как можно внимательнее осмотреть помещение, в котором вы находитесь, оглянитесь вокруг. Обращайте внимание на мелочи, даже если вы их прекрасно знаете. Не торопясь, очень медленно, « переберите» все предметы поочередно. Сосредоточьтесь полностью на такой « инвентаризации». Мысленно повторяйте « Черный письменный стол. Лиловые занавески. Белая ваза для цветов». Таким способом вы отвлечетесь от внутреннего напряжения и направите свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Похожие:

Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconМетодические рекомендации психолога при подготовке к егэ советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку...
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconПравила психолога Симона Соловейчика, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе
Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconМетодические рекомендации по теме «Использование ребусов и кроссвордов при подготовке к егэ по информатике и икт»
Использование ребусов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний обучающихся при подготовке к егэ по информатике
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconЛюбите
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка,...
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconРекомендации логопеда родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи
Предлагаемые рекомендации призваны помочь родителям, у которых дети страдают общим недоразвитием речи второго и третьего уровней,...
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconОксана Евгеньевна Демченкова Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к егэ советы родителям
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем...
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 030301 «Психология»
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) ноу впо ипи...
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconЧем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи егэ?
Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconРаботы педагогического коллектива мкоу сош №2 по подготовке и проведению егэ в 2012 году
Создание перечня учебной литературы и контрольно-измерительных материалов (кимов) по подготовке к егэ
Рекомендации психолога родителям. Как помочь ребенку при подготовке к егэ iconПрограмма семинаров для учащихся старших классов «Как подготовиться к сдаче егэ и гиа?»
В последние годы работы специалисты – психологи, психотерапевты – достаточно часто сталкиваются с большим количеством вопросов родителей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница