Образовательная программа «народная кукла»




Скачать 116.04 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «народная кукла»
Дата17.09.2012
Размер116.04 Kb.
ТипОбразовательная программа
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ

ТОНКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ТОНКИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждаю:

Директор МОУДОД ДДТ

___________Е.В.Смирнова

« ___» сентября 2009 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НАРОДНАЯ КУКЛА»

Возраст обучающихся: 7-14 лет

(на 1 года обучения)


Педагог дополнительного образования

Половинкина Валентина Александровна


Тонкино

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы: художественная.

Основным направлением образовательной деятельности творческого коллектива является знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, изготовление кукол: плоскостных, объемных, мягких, оформление на стенных панно и композиции.

Были времена, когда единственным распространителем моды, по которому женщины разных стран судили о новых направлениях в этой области, была кукла. Поэтому мы говорим: «История куклы – это история моды». Сегодня, став музейными экспонатами, куклы не могут не восхищать исключительно верным воссозданием эстетического вкуса моды своей эпохи. Кукольная одежда наглядно отражает основные направления развития моды прошлых столетий. В игрушке, как в зеркале, отражены общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесел и художественного творчества, техника и искусства. Обучаемые, прошедшие полный курс обучения в программе, должны свободно ориентироваться в многообразии видов кукол, хорошо разбираться в многообразии исторической одежды, изготовлять сувениры, каркасные игрушки, панно. И как итог обучения в объединении – изготовление куклы в историческом костюме.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Курс обучения планируется на 1 год и включает в себя теоретическую и практическую части и творческую работу.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Для обучения в программу введен раздел «Основы мастерства», который поможет обучаемым получить знания и навыки, необходимые для работы по программе.

В качестве формы контроля знаний применяется опрос-карта в которую включены вопросы по разделам программы. В конце учебного года по итогом занятии, каждый обучаемый представляет свою творческую работу. Также на протяжении всего года проводятся всевозможные выставки и конкурсы. Тематический план программы построен по блочному методу.


Цель программы: Научить детей ориентироваться в многообразии народной и исторической одежды, традициях, развивать творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно-прикладного искусства. Научить детей выполнять различные виды кукол по определенным технологиям.


Задачи:

-научить детей ориентироваться в разнообразии видах кукол;

-познакомиться с бытом, нравами и обычаями народов разных эпох;

-развивать фантазию и художественный вкус;

-воспитывать патриотические чувства через изучение русской народной культуры.

В процессе занятий обучаемые знакомятся не только с куклами, но и с культурой народов разных эпох, т.к. эти понятия тесно связаны.


Организация учебного процесса:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в группе 15 человек.


Основные формы и методы организации учебного процесса.

Каждое занятие не похоже друг на друга по своей цели, логике и структуре.


Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1.Познавательное занятие.

Передача информации

Лекция, беседа, прослушивание

2.Практические занятия.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментами, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

Упражнения.


3.Самостоятельная деятельность детей.

Поиск решения проблем самостоятельно.

Упражнения.


4. Конкурсы.

Контроль занятий, развитие коммуникативных отношений.

Игра.

5. Выставки.

Массовая и наглядная информация, оценка роста мастерства.

Экспозиция.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации – один из важнейших принципов работы.

В результате обучения дети должны знать:

  • Ориентироваться и уметь делать различные виды кукол.

  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  • Правила организации рабочего места.

  • Правила безопасности труда.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;

  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

  • Соблюдать правила безопасности труда при работе с различными инструментами;

  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, знание и навыки, получение по предмету специализации.

  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь товарищу, проявлять самостоятельность.


Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, выставки.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Кол-во всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

2

2




Основы мастерства

8




8

2


3


4


5

шов вперед иголку

шов назад иголку

потайной шов. Шов через край.

шов строчка. Подрубочный шов.







2


2


2


2

Кукла-душа народа

22

5

17

6

7

8

9


лекция «Народная игрушка»

игрушка из природного материала

игрушка – сюрприз

история матрешки

2

4

4

12


2

0,5

0,5

2


3,5

3,5

10

Плоские комбинированные игрушки

16

2

14

10

композиция веселый клоун




2

14

Знакомство с техникой бумажная пластика

18

2

16

11

объемная бумажная кукла




2

16

Кукла сувенир в народном костюме

16

2

14

12

изготовление куклы




2

14

Объемная тряпичная кукла

8




8

13

изготовление куклы-бабочки







8

Народная кукла

50

7,5

42,5

14

Обрядовые куклы

6

2

4

15

Игровая кукла - младенец

8

0,5

7,5

16

Кукла – закрутка Тамбовской губернии

6

0,5

5,5

17

Безликая кукла- столбик

10

2

8

18

Сувенирная кукла - оберег

10

0,5

9,5

19

Сувенирная кукла - скрутка

10

2

8

20

Посещение музея, выставок и т.д.

2

2




21

Подведение итогов года

2

2




ВСЕГО

24,5

119,5

ИТОГО

144


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. История рукоделия.

Раздел 1.Основы мастерства.

В этом разделе дети приобретаю первоначальные навыки по шитью. Знакомятся и отрабатывают умение в применении различных видов швов на практике.

Раздел 2.Кукла – душа народа.

Дети знакомятся с историей игрушки. Учатся мастерить сувениры из разных материалов.

Раздел 3.Плоские комбинированные игрушки.

Раздел 4.Знакомство с техникой бумажная пластика.

Изготовление куклы в технике бумажная пластика.

Раздел 5.Кукла сувенир в народном костюме.

Знакомство с народным костюмом.

Раздел 6.Объемная тряпичная кукла.

Раздел 7.Народная кукла.

Знакомство с различными видами народных кукол. Отработка навыков в их изготовлении.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


При определении содержания деятельности учитывается следующие принципы:

  • Воспитывающего характера труда;

  • Научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики);

  • Связи теории с практикой;

  • Систематичности и последовательности;

  • Доступности и посильности;

  • Наглядности.

Основные положения образовательного процесса деятельности;

  • Получение ими новой информации, новых знаний при решений конкретных практических задач;

  • Обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

  • Занятость каждого ребенка в течении всего занятия.

Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальная;

  • Индивидуально-групповая;

  • Групповая (или в парах);

  • Фронтальная;

  • Экскурсия;

  • Выставка;

  • Конкурс.

Основной вид занятий – практический.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Репродуктивный;

  • Проблемный;

  • Исследовательский.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

  • Шкала, трафареты, шаблоны.

  • Таблицы-памятки

  • Альбомы с образцами, фотографиями и схемами.

Материалы, инструменты, приспособления: ножницы; клей ПВА; цветная и бархатная бумага; цветной картон; кисточки и т.д.

Кабинеты для занятий оборудованы необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, стульями).

Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми. Своим личным примером педагоги побуждают воспитанника быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг с другом.

Организация и проведение учебного занятия, включает следующие структурные элементы:

  • Инструктаж:

    1. вводный – проводится перед началом практической работы;

    2. текущий – проводится во время практической работы;

    3. заключительный;

  • Практическая работа (80% урочного времени);

  • Физкультминутка у дошкольников и младших школьников, динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

  • Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

  • Приведение в порядок рабочего места.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Артамонова Елена - «Куклы», Москва,: ЗАО Издательство «ЭКСМО- ПРЕСС», 2000

    2. Лисова В.В.- «Мастерилки», Методическое пособие по декоративно-прикладному искусству, редактор Пелевина Т.И

    3. Максимова М., Кузьмина М.- «М 17 Лоскутные подушки и покрывала», М.: Издательство ЭКСМО, 2004.

    4. Чукасова А.М.- «Рукоделие в начальных классах», Москва.: «Просвещение»,1984.

    5. Ткачук Т.М.- «Тряпичные куклы», ООО «Издательство АСТ»

    6. Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел», Ежемесячный журнал для подростков, Учредитель и Издатель ООО

    7. «Формат-М»

Похожие:

Образовательная программа «народная кукла» iconМастер- класс народная кукла своими руками
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №1»
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Чудо-шашки»
По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее...
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа районной школы «Юных лидеров»
Программа «Лидер» социально-образовательная развивающая программа для школьников подросткового и раннего юношеского возраста
Образовательная программа «народная кукла» iconПрограмма художественно эстетической направленности «Сувенирная кукла»
...
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа моу сош №30 строится на основе правовых актов: Международная «Конвенция о правах ребенка»
...
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
Образовательная программа начальной школы «Микэби» (Мировая культура. Экология. Бизнес. Инициатива.)
Образовательная программа «народная кукла» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Образовательная программа «народная кукла» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Образовательная программа «народная кукла» iconОбразовательная программа библиотеки «Основы информационной культуры»
Инновационная образовательная программа 2007-2008 учебный год / Под ред. Н. С. Доценко. – Асино: асош №2, 2007
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница