И приемы логопедического массажа




Скачать 221.17 Kb.
НазваниеИ приемы логопедического массажа
Дата17.09.2012
Размер221.17 Kb.
ТипДокументы
ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА (ручной массаж)


К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;

  • точечный;

  • аппаратный.


Классический массаж

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3~м или 1—2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растираниеприем, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1~2-го пальцев.

Разминаниеприем, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; давление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.


Точечный массаж

— разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.


Аппаратный массаж

проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.


УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

При составлении схемы логопедического массажа для кор­рекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать сле­дующие определенные условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оп­тимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

Положение ребенка

При массаже положение ребенка должно быть максималь­но удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидя­щего ребенка.


Правила проведения массажа

  • Массаж должен быть дифференцированным: необхо­димо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного ап­парата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого необходимо обследовать органы арти­куляции;

  • Схема логопедического массажа должна опираться
    на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разра­ботавших специальные массажные комплексы;

  • Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.



ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • лихорадочное состояние;

  • острые воспалительные процессы;

  • носовые кровотечения и склонность к ним;

  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­ ки глаз);

различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной
этиологии);

  • диатезы и другие аллергические реакции;

  • стоматиты или другие инфекции полости рта;

  • герпес на губах;

  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);

  • увеличение лимфатических узлов;

  • резко выраженная пульсация сонных артерий

  • тошнота, рвота;

  • чрезмерная физическая или психическая усталость

В ряде случаев противопоказания к назначению лого-массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболе­вания.


Оборудование помещения для проведения логопедического массажа.


В помещении, где будут проводиться сеансы массажа, желательно иметь следующее оборудование:

  • удобное кресло или стул для ребёнка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы

  • стул для массажиста

  • стол

  • настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребёнка, и для выполнения ребёнком артикуляционных упражнений

  • аудимагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классической)

  • грелка для прогревания мышц перед массажем

  • стерильные марлевые салфетки

  • резиновые напальчники

  • индивидуальная для каждого массируемого зубная щётка

  • одноразовые шпатели

  • логопедические зонды различных конфигураций

  • электрический вибромассажёр

  • медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок, вибромассажёра и т.п.

  • несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки


Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими;

Лицо массируемого тоже необходимо вымыть перед массажем.


СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Схема логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

Массаж лба

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживаю­щий.



2. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: поглаживаю­щий.




3. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения, разминающий.


4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: вибрацион­ный.


5. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: вибрационный (с помощью вибромасса­жера).



Массаж щек

6. Направление движения: от углов рта к вискам по щеч­ной мышце.

Тип движения: разминаю­щий, растягивающий.




7. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягиваю­щий, поглаживающий.



Массаж носа

8. Направление движения: вдоль крыльной части но­совой мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.




Массаж носогубной складки

9. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживаю­щий.



Массаж рта

10. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.




11, Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.




Массаж подбородка

12. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.


Массаж шеи

13. Направление движения: вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.


Рекомендации логопедам и родителям

Родителям в случае самостоя­тельного проведения курса массажа перед началом необхо­димо получить консультацию специалиста!

  • Насадки вибромасса­ жера перед каждым приме­нением должны хорошо про-­
    мываться водой с мылом и дезинфицироваться меди­цинским спиртом.

  • Если есть возможность, согрейте мышцы лица грелкой Грелку необходимо обернуть маленьким полотенцем или тканевой салфеткой, индивидуальной для каждого ребенка
    .



  • Необходимо соблюдать последовательность массажных движений сверху вниз — ото лба к подбородку.



  • При выполнении тонизирующего массажа (понижен ный тонус мышц) используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используются поглаживание и легкая вибрация.

  • ­­ Все приемы не должны вызывать неприятных ощущений у ребенка.­

  • Каждое движение повторяется 5—8 раз.

  • Длительность массажа 5-15 минут.

  • Выполнять массаж рекомендуется через день. Коли­чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.


Гимнастика для мышц шеи

Гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомен­дуются:

  1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с нара­щиванием нагрузки от 1—3 до 10—12 раз.

  2. Круговые движения головой — не более 3 раз в каждую сторону.

  3. На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.
    ­
    Логопедический массаж язычной мускулатуры

При недостаточной подвижности языка проводят мас­саж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напаль­чниках).


Схема логопедического массажа язычной мускулатуры



Массируемые мышцы языка

Направление движения

Тип движения

Продольные мышцы



От корня или средней части к кончику

поглаживающие

Вертикальные мышцы




От корня языка к кончику и обратно

Ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щётки

Поперечные мышцы




Из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

поглаживающие

Активизация мышц




От корня к кончику

Вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

Подъязычная уздечка



Снизу вверх до лёгких болевых ощущений

потягивание



Рекомендации логопеду

Массаж языка выполняется только специалистом! Масса­жу лица можно обучить и ролителей.

  • Зубная щетка и напальчники для массажа должны быть индивидуальными для ­ каждого ребенка. Щетку и напальчники необходимо промывать горячей водой с
    мылом после каждого приме­нения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть
    медицинским спиртом перед применением. Марлевые сал­фетки предназначены для од­но-
    разового использования.

  • Массаж выполняют большим и указательным пальцами правой руки, одетыми в напальчники, или ­ зубной щеткой. Большим и указательным пальцами левой руки аккуратно придер­­живают язык. Пальцы необ­ходимо обернуть стерильной марлевой салфеткой.

  • Каждое движение по­вторяют 4—6 раз.

  • Вибрирующие движе­ния выполняются в течение5—10 секунд. Чтобы определить, в ка­кую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высу­нуть язык. Пусть он удержи­вает язык в спокойном по­ложении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу ,вы заметите отклонение языка.Та сторона в которую он отклоняется, - спастическая, противоположная – вялая.

  • Массаж рекомендуется выполнять через день.

  • Количество сеансов зависит от степени выраженности
    дефекта.

  • Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляются индивидуально­ для каждого ребенка с учетом характера наруше­
    ний произношения.



Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии

(послеоперационный период)

При коррекции ринолалии и нарушений голоса, связан­ных с ней, рекомендуется массаж мягкого нёба как вспо­могательная реабилитационная терапия в послеоперацион­ный период. Как уже отмечалось ранее, устранение всех видов ринолалии предполагает оперативное вмешательство, направленное на восстановление анатомо-физиологических функций органов ротовой и носовой полостей.

Разминание рубцовой ткани производится по следующей схеме:

  • Поглаживающие движения по линии шва вперед-на­зад до границы твёрдого и мягкого нёба

  • Поглаживающие движения по линии шва вправо-влево­ вдоль границы твердого и мягкого нёба.

  • Чередование поглаживающих движений с надавливающими по вышеуказанным направлениям­

  • Легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а. Рот широко открыт­



Рекомендации логопедам

  • Оптимальное время проведения массажа — за некото­рое время до еды.

  • Выполняется массаж большим или указательным паль­цем правой руки

  • На начальном этапе массажные движения должны быть очень лёгкими и щадящими

  • Массаж мягкого нёба необходимо сочетать с гимнас­ тикой мягкого нёба (глотательные движения, позевывания, полоскания рта и т. д.)

    Массаж мягкого нёба выполняется только специалистом. Ролителей обучают гимнастике для активизации функций мягкого нёба.



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. КОМПЛЕКСЫ МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

  1. Массаж проводится в медленном темпе.

  2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

  3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные
    ощущения тепла и покоя.

  4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

  5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медлен­
    ным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим мас­
    саж, формул спокойствия аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощуще­ние спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигать­ся. Мне хорошо и спокойно...

Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

  1. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до масса­
    жа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий комп­
    ресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 —
    45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.

  2. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе
    одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:




  1. мышцы шеи и плечевого пояса,

  2. мимическая мускулатура,

  3. мышцы губ,

  4. мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

  1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

  2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.

  1. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с
    растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

  2. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться посте­
    пенно.

  3. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказа­
    ны, так как в этой области находится щитовидная железа.

  4. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

  5. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у
    массируемого.

  6. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе од­
    ного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:




  1. мимическая мускулатура,

  2. мышцы губ,

  3. мышцы языка,

  4. мышцы шеи и плечевого пояса.



Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате



Состояние мышечно тонуса

Мышцы

Дополни­тельная симптома­тика


го тонуса

языка

губ

жевательные

мягкого нёба

мимические




Повышен резко

Язык напряжен, оттянут кза­ди, положение в ротовой по­лости «комком». Кончик язы­ка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполне­ние артикуляторных поз не­возможно

Спастически напря­жены, плотно сомк­нуты. Выполнение произвольных движе­ний затруднено

Напряжены, удер­жание позы открытого рта значительно затруднено

Мягкое нёбо со­кращено, малень­кий язычок под­тянут кверху. Мягкое нёбо рез­ко реагирует на попытку прикос­новения к нему шпателем. Рвот­ный рефлекс рез­ко повышен. Воз­можна назализа­ция

Лицо на­пряжено и гипоми-мично

Незначи­тельная салива­ция при нагрузке

Повышен нерезко

В ротовой полости язык бес­покоен, могут отмечаться ги-перкинезы, которые усилива­ются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруд­нено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Удержа­ние и выполнение артикуля­ционных поз затруднено

Выполнение произ­вольных движений может быть затрудне­но

Напряжены, удер­жание позы широко открыто­го рта затруднено

Повышен рвот­ный рефлекс

Мимика бедная





Понижен резко


Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может быть исчерчен белыми полосками в связи с


Губы истончены, уг­лы рта опущены, не­редко асимметричны, нет полного смыка


Рот постоянно приоткрыт за счет поражения жева­тельных мышц.


Мягкое нёбо про­висает, маленький язычок может ка­саться корня язы-


Лицо амимично, слегка одутловато


Выражен­ная ги­персали­вация




атрофией некоторых мышеч­ных волокон. Движения резко ограничены, артикуляционные позы не удерживает

ния губ. Отсутствуют артикуляционные движения

Жевание твердой пищи затруднено

ка. В речи выра­женная назализа­ция. Во время еды и питья характер­но поперхивание







Понижен нерезко

Язык малоподвижный. На­блюдается вялость движений, снижены сила, точность дви­жений, повышена истощае-мость, имеются трудности удержания артикуляционной позы

Губы вялые, наблю­даются трудности выполнения таких артикуляционных проб, как «трубочка», «поцелуй», «улыбка»

Жевание и отку­сывание твердой пищи могут быть затруднены

Малая активность мягкого нёба, возможна назализация

Мимика вялая

Гиперса­ливация при на­грузке и во время речи

Неоднород­ное распре­деление мышечного тонуса

Мышцы языка могут быть поражены в разной степени в разных его частях. Одна груп­па мышц языка может быть спастична, а другая в состоя­нии пониженного тонуса. Эта разница особенно четко про­является при его активных движениях. При высовывании языка вперед он может откло­няться в сторону. Отклонение происходит всегда в более пораженную сторону за счет преобладания активных дви­жений мышц на здоровой сто­роне языка

При поражении кру­говой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слег­ка опущен (пониже­ние тонуса), что осо­бенно заметно при выполнении пробы «улыбка». Отмечают­ся трудности удержа­ния позы на пора­женной стороне. Час­то наблюдается сгла­женность носогубной складки на той же стороне

При поражении (понижении тону­са) жевательных мышц с одной стороны открыва­ние рта вызывает отклонение челю­сти в пораженную сторону за счет более активных движений на здо­ровой стороне

При односторон­нем поражении мышц мягкого нёба(понижении тонуса) малень­кий язычок от­клоняется в сто­рону более со­кращенных мышц, т.е. в здо­ровую сторону

Наблюда­ется асиммет­рия в вы­полнении мимиче­ских дви­жений

Возможна гиперса­ливация при на­грузке и во время речи


Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения Вам и успехов!

Похожие:

И приемы логопедического массажа iconПриёмы стимуляции памяти. Память
Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными...
И приемы логопедического массажа icon1. Значение закаливания организма
Способы закаливания, правила Правила и приемы выполнения ут- и приемы выполнения воздушных и реннего и вечернего туалета водных процедур,...
И приемы логопедического массажа iconМетоды решения физических задач
Выполнения плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении...
И приемы логопедического массажа iconУрок здоровья "Если хочешь быть здоров закаляйся!"
Оборудование: раздаточный печатный материал, плакат изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа)
И приемы логопедического массажа iconПрограмма и разработка уроков по обж по теме: «Экстренная медицинская помощь»
Получить медицинские знания о назначе­нии и функционально-анатомическом обоснова­нии прекардиального удара, непрямого массажа сердца,...
И приемы логопедического массажа iconПрограмма дополнительного образования «основы гигиенического массажа и самомассажа»
Программа предназначена для учебно-методического обеспечения процесса дополнительного образования учащихся основной школы
И приемы логопедического массажа iconПлан конспект проведения занятий с персоналом насф в области обеспечения безопасности жизнедеятельности Тема №7. «Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными» Тема №7. 1
Научить слушателей проводить простейшие реанимационные мероприятия искусственного и непрямого массажа сердца
И приемы логопедического массажа icon«Методы и приемы развития познавательной сферы учащихся» с проведением открытых уроков (уроки проводили Нагимова Е. А., Патруллина Р. А., Хазимарданова А. Г.)
Шмо математиков и учителей начальных классов по теме «Методы и приемы развития познавательной сферы учащихся» с проведением открытых...
И приемы логопедического массажа iconKutse praktika. Профессиональная практика
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата 40 часов осуществляется вкупе с классическим массажем после прохождения занятий по...
И приемы логопедического массажа iconЭтикет в профессиональной культуре педагога
Педагогическая техника. Педагогические приемы в структуре педагогической техники
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница