Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима»




Скачать 88.19 Kb.
НазваниеМетодическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима»
Дата16.09.2012
Размер88.19 Kb.
ТипМетодическая разработка


Е.М. Калинина

«О Рим! О Вечный город!»

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» в игровой форме урока-соревнования.

Он включает материал, как изученный учащимися на уроках истории, так и дополнительный, что способствует не только закреплению знаний, но и расширению кругозора по истории древнего мира, а также стимулирует работу с исторической и художественной литературой.

Цели урока.

Обучаюгцая; обобщить и систематизировать полученные знания по истории Древнего Рима.

Развивающая; продолжить формирование умений работы с исторической картой и дополнительной литературой.

Воспитательная: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах.

Оборудование: маршрут путешествия, карточки с заданиями, портреты римских императоров, иллюстрации памятников культуры, контурная карта, кубик для проведения литературного лото.


Правила игры-соревнования.

1. В игре принимают участие две команды.

  1. Начало маршрута - 753 г. до н.э. Право выбора маршрута предоставляется команде, первой ответившей на вопрос.

  2. Команды получают конверты с заданиями.

  3. На каждом этапе маршрута они письменно выполняют задания.

  4. Каждый вопрос - 1 балл; неправильный ответ - штрафной балл. Побеждает та команда, которая первой придет к финишу,к 410 г. н.э., и наберет большее количество баллов.

  5. Итоговая оценка.

Вопрос для выбора маршрута, связанный с основанием Рима.

  • Среди множества легенд о возникновении Рима выделилась одна и стала главной. Она легла в основу известной поэмы знаменитого автора, рассказывающего об основании Рима потомками троянского царя Энея, бежавшего из Трои после победы греков в Троянской войне. Назовите эту поэму и ее автора. (Поэма Вергилия «Энеида»



Маршрут путешествия

1этап 2этап 3 этап 4этап 5этап 6этап 7этап 8этап




  1. 410



1этап 2этап 3этап 4этап 5этап 6этап 7этап 8 этап


1-й этап. «По следам Хроноса»

Команды должны расположить в хронологической последовательности события и составить чайндат (цепочки из пяти дат, в которых последняя цифра предыдущей является начальной в последующей дате, начиная с 753 г. и заканчивая 410 г.).


1 -й чайндат.

  1. Смерть императора Октавиана Августа.

  2. Основание Рима.

  3. Падение Рима.

  4. Указ императора Константина о прикреплении колонов к земле.

5- Окончание второй Пунической войны. 2-4-5-1-3; 753-332-201-14-410.


2-й чайндат.

  1. Битва у мыса Акций между флотами
    Антония и Октавиана.

  2. Основание Рима.

  3. Пожар в Риме, во время которого Нерон писал поэму о гибели Трои.

  4. Падение Рима.

5.Разрушение Коринфа и Карфагена.2-1-5-3-4; 753-31-146-64-410.

2-й этап. «Найти и отметить

Команды отвечают на вопросы и отмечают ответы на контурной карте. Вопросы первой команде.

  1. Назовите остров, который получили римляне после победы в первой Пунической войне. Сицилия.

  2. Где попал в плен и был убит Красе? Парфянское царство.

  3. Провинция, в которой наместником был Юлий Цезарь. Галлия.

Вопросы второй команде.

  1. Новая столица Римской империи с 330 г. Константинополь.

  2. Где были убиты сторонники республики? Македонское царство.

  3. Где была разгромлена армия Ганнибала? г. Зама.

3-й этап. «Неотосланные депеши»

Команды должны определить, кто, когда и в связи с какими событиями мог послать эти депеши.


Вопросы первой команде.

  1. «Царей избирать больше не будем, установим республику». Сенат в 509 г. до н.э.после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого.

  2. «Горе побежденным. Платите!» Вождь галлов Бренн в 390 г. до н.э. после осады Рима.

3. «Армия Ганнибала разбита. Карфаген лишен всех своих владений». Римский полководец Сципион в 202 г. до н.э. после битвы у г, Зама.

Вопросы второй команде.

  1. «Карфаген должен быть разрушен, и он будет разрушен». Сенатор Катон сенату в 146 г. до н.э. после осады римлянами Карфагена.

  2. «Земельный закон принят. Бедняки получат землю». Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. после принятия земельного закона.

  3. «Жребий брошен!» Юлий Цезарь сенату в 49 г. до н.э., когда он шел захватывать власть в Риме.

4-й этап. «Наведите порядок»

Команды должны привести в соответствие имена богов и сферу их деятельности.

Первая команда. 1 - Юпитер; 2 - Юнона; 3- Меркурий; 4-Диана; 5- Плутон; 6- Вулкан;

а) богиня Луны и охоты; б) бог грома и молний; в) бог огня и кузнечного дела; г) богиня брака и плодородия; д) бог торговли; е) бог подземного царства.

(1-б;2-г;3-д;4-а;5-е;6-в.)

Вторая команда. 1 - Сатурн; 2 - Нептун; 3 - Венера; 4 - Вакх; 5 - Флора; б - Минерва;

а) богиня мудрости; б) богиня цветов и юности; в) богиня любви и красоты; г) бог времени и посевов; д) бог морей; е) бог виноградарства и виноделия.

(1-г; 2-д; 3-в; 4-е; 5-6; 6-а.)


5-й этап. «Кто есть кто?»

Команды должны определить римских императоров по портретам, фактам и высказываниям, принадлежащим им. (Гай Светоний Транквилл. «Жизнь двенадцати цезарей».)


Вопросы первой команде.

1. Портрет Юлия Цезаря. Он говорил:«Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». Его имя дало название календарному месяцу, а семейным прозвищем стали называть всех императоров.

2.Портрет Веспасиана Флавия. «Единственно, в чем упрекали его - это в сребролюбии». Сын упрекал его в том, что он ввел налоги на общественные туалеты, а император произнес: «Деньги не пахнут».

3. Портрет Гая Калигулы. Был жесток, каждые десять дней казнил сотни людей, но обожал своего коня Быстроногого, которого назначил сенатором. Присутствовавшие гости проходили мимо коня в белой тоге сенатора и восклицали: «Привет коню Цезаря, сенатору Инцитату!»


Вопросы второй команде.

  1. Портрет Октавиана Августа. Он с гордостью заявлял: «-Я принял Рим кирпичным, а потомкам оставляю мраморным». При нем Римское государство стало именоваться Римской империей.

  2. Портрет Нерона. Он устроил пожар Рима, чтобы вдохновиться на создание поэмы о пожаре Трои. Чтобы спастись от врагов, приказал своему слуге заколоть себя кинжалом и, умирая, воскликнул: «Какой великий артист погибает!»

3. Портрет Тита Флавия. О его благородстве ходили легенды. Сам император, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

6-й этап. «Знаешь ли ты искусство?»

Команды должны определить по иллюстрациям архитектурные памятники и ответить письменно на вопросы.


Вопросы первой команде.

1.Храм бога Януса.

С какой целью был coopyжен этот храм? Янус - бог входа и выхода. Если римляне воевали, то двери храма распахивались в знак того, что Янус выступил на помощь легионерам, и закрывались только тогда, когда военные действия были закончены.

  1. Колизей. Какое второе название имеет этот памятник? «Амфитеатр Флавиев»,так как был построен в эпоху правления императора Веспасиана Флавия.

  2. Термы.

Как назывались самые знаменитые «императорские бани»? Термы Каракаллы, в честь императора Каракаллы.

Вопросы второй команде.

1.Пантеон.

Кому был посвящен этот языческий храм? Пантеон - храм всех богов, внутри него стояли статуи 12 олимпийских богов.

2.Триумфальная колонна Траяна.

Чье имя носит эта триумфальная колонна? Триумфальная колонна Траяна, на которой изображены барельефы сражений, в которых одержал победы «самый счастливый из императоров».

3.Форум в Риме.

Это место было сосредоточением общественной жизни в Риме. На каком из семи холмов оно было расположено? Форум на Капитолийском холме.

7-й этап. «Крылатые выражения»

Команды должны объяснить, что означают крылатые выражения и историю их возникновения.

Первая команда.

"Поднять на щит». В Риме, выбирая полководца, поднимали его высоко на щите над головами воинов. Означает - «превозносить заслуги».

«Гуси Рим спасли». Гуси, подняв шум, разбудили римлян, которые отразили нападение галльских племен. Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение.

«Перейти Рубикон». После раздумий Цезарь решился перейти пограничную реку Рубикон и начать борьбу за власть в Риме. Означает принятие важного решения, после которого пути к отступлению нет.

Вторая команда.

«Ганнибалова клятва». Еще 9-летним мальчиком Ганнибал, будущий карфагенский полководец, поклялся вечно бороться с Римом и сдержал слово. Употребляется в значении клятвы верности, выполнению которой посвящается жизнь.

«И ты, Брут!» В убийстве Цезаря принимал участие его ближайший друг - Брут. Цезарь произнес эту фразу, видя его среди убийц. Употребляется как символ предательства.

«Пиррова победа». Царь Эфеса Пирр одержал победу над римлянами ценой огромных потерь. После битвы он воскликнул: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска». Употребляется в значении «добиться чего-то ценой огромных жертв».

8-й этап. «Литературное лото»

Команды бросают кубик, на гранях которого написаны небольшие отрывки из литературных произведений римских поэтов золотого века. Римская литература на уроках подробно не изучается, поэтому отдельно даны имена и названия произведений, а команды должны соотнести отрывки и названия произведений.

  1. «За основание тут мы берем положенье такое: из ничего не творится ничто по божественной воле». (Тит Лукреций. Поэма «О природе вещей».)

  2. «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои - роком ведомый беглец – к берегам приплыл Лавинийским». (Вергилий. Поэма «Энеида».)

3. «Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся». (Гораций. Стихотворение «Памятник».)

4. «Если в столице у вас об изгнаннике помнят - Назоне, если живет без меня в городе имя мое». (Овидий. «Тристии. Скорбные стихотворения».)

  1. «Хуже всего эта бедность несчастная тем, что смешными делает бедных людей.„Уходи, - говорят, - коли стыд есть, кресла очисти для всадников, раз у тебя не хватает ценза.». (Ювенал. «Сатиры».)

  2. «Лиса, увидев маску трагедийную: „Что за лицо, а мозгу нет!" - воскликнула.Говорю для тех, кому и славу и почести дала судьба, не дав рассудку здравого». (Федр. «Басни».)

(Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М.,1991. С.258—267.)


В конце маршрута команды должны ответить на завершающий вопрос, связанный с падением Рима.

- Когда римляне хотели откупиться от Алариха, он потребовал выкуп: всех рабов, 2 тыс. кг золота, 12 тыс. кг серебра, 4 тыс. шелковых туник, 3 тыс. кусков шерстяной ткани, 1,2 кг перца, который очень любили готы.

Послы спросили: что же тогда останется римлянам? Что ответил Аларих? (Жизнь.)

Команды, закончившие выполнение заданий, подают карточки с заданиями и ответами экспертной комиссии.

Экспертная комиссия подводит итоги игры-соревнования. Учитель обобщает результаты работы, оценивает работу команд и отдельных игроков.

Литература

Гай Светоиип Траиквшт. Жизнь двенадцати цезарей. М, J990.

Ботвинник М.Н., Рабинович МБ. Знамени­тые римляне и греки. М., 1993.

Бутромеев В.П, Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна. М., 2000.

Ребер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. 4.2. М., 1985.

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории дрепнего мира. М., 1991-

Хрестоматия по истории Дрепнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1987.

ГодерГ.И. Задания и задачи по истории древ­него мира. М., 1996-

Валобуев О.В., Шестаков А.В. История древ­него мира в художественно-исторических обра­зах. М., 1978.

ВигасшА.А., ГодерГ.И., СвенцицкаяИ.С. Ис­тория древнего мира. М., 1993.

Похожие:

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconКонкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconСвет православия мы крещены его крещением
Шёл 779 год от основания Рима. После смерти Августа император Тиберий уже пятнадцатый год правил мировой державой. Израиль полностью...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconМетодическая разработка урока-конференции для 10-го класса
Данная структура урока имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления....
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconМетодическая разработка Тема: Использование мультимедийных презентаций в начальной школе
Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках снижается у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconМетодическая разработка Составитель: Штернберг Галина Ивановна, методист Киселёвск 2011 Составитель: Штернберг Г. И., методист мбоу дод «Центр детского творчества»
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, осуществляющих предпрофильную подготовку обучающихся...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconПояснительная записка. Целью изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе
Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconМетодическая разработка урока Предмет «Технология. Обслуживающий труд». 6 класс. Рукоделие. Вышивка. Тема «Вышивка крестом», (2 часа)
Формирование умений работать с информацией, анализировать, делать обобщение, выводы
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconПравила движения достойны уважения Методическая разработка урока предстваления Форма проведения : урок представление. Участники
Цель: Используя нетрадиционную форму воспитательного дела, привлечь внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconРазработка урока по предмету «Окружающему мир» в 3-м классе на тему: «В царстве грибов»
Цель: Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» iconРазработка урока истории в 6 классе по теме: "Путешествие в средневековый город"
Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница