Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного»




НазваниеАктёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного»
страница1/6
Дата15.09.2012
Размер0.74 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ВВЕДЕНИЕ


Актёр обязан и в жизни,

и на сцене быть «проводником прекрасного»


В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.

Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом сами ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский)

Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Детский эстрадный театр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к мировой и отечественной театральной культуре.

Это школа внимания коллективного творческого труда, личной ответственности и дисциплины.

Детский эстрадный театр – это мостки в большое искусство. Знакомство с лучшими образцами театрального творчества служит основой формирования художественного вкуса.

Детский эстрадный театр – это мостик в жизнь, он должен помочь детям, вступающим в жизнь, научиться управлять ею, должен определить характер и действия современного героя. Герой в жизни не менее важен, чем герой на сцене. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение, позволит нам ощутить факт-сюжет не однозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить ассоциацию как начало драматическое.

В детском театральном коллективе основным является общность позиций по отношению к детству. Что это за проблема – «отношение к детству»? Все мы любим детей, заботимся о них, кормим, одеваем, вот театр для них создали… Но всегда ли мы сознаём, что составляет счастье ребёнка? Гёте писал, что высшее счастье на земле – быть личностью. У ребёнка потребность сознавать и чувствовать себя личность, проявить свои личностные начала во сто крат сильнее, чем у взрослого. Утверждается личность через уважение и доверие к ней. «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие… Дети думают сердцем, а не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить», - предупреждал Януш Корчак. Какое острое потрясение переживает ребёнок за 2-2,5 часа, прожитые в театре! И это великое потрясение, потому что оно от встречи с прекрасным. Ребёнок относится и должен относиться к театру, как к волшебству. Это поможет извлечь из спектакля полезные нравственные итоги. Детям необходимы ответы на вечные вопросы – что такое любовь, что такое добро и зло.

Направленность программы: художественно- эстетическая.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в концертную деятельность.

Научить ребёнка чувствовать то, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми, гармонизируя отношения ребёнка с окружающим миром. Исходя из этого основного положения, ЗАДАЧИ программы «Детский эстрадный театр» формулируются следующим образом:

  • дать основы актёрского мастерства;

  • учить овладевать навыками общения и коллективного творчества;

  • развивать эстетические способности;

  • развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;

  • воспитывать трудолюбие, терпение.

Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие МЕТОДЫ:

1. Общепедагогические:

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- креативный.

2. Театральное воспитание:

- индивидуальный,

- групповой.

Ведущий методический приём на занятиях - метод художественной импровизации.

Деятельность педагога строится на следующих ПРИНЦИПАХ:

- Доступность занятий для всех желающих;

- Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;

- Возможность самовыражения, самореализации, инициативности;

- Уважение и соблюдение прав ребёнка;

- Доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров;

- Всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных особенностей;

- Создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе.

- Стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем.

Основной принцип программы – постепенность в усвоении материала: « от первых шагов до выступления на сцене».

Реализация поставленных задач предполагается через такие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как:

- беседа,

- экскурсия,

- занятия сценической, музыкальной и хореографической грамоты,

- игровые виды деятельности,

- вокально-хоровая работа,

- восприятие музыки,

- слушание произведение и создание его пластического образа,

-выразительное чтение,

- игра на детских шумовых инструментах,

- создание масок, костюмов, декораций,

- участие в постановке спектакля.

Данная программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

Программа «Детский эстрадный театр» предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 7-17 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.

По способу организации педагогического процесса программа «Детский эстрадный театр» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей (внутренних глубоких связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности).

В основе занятий эстетического цикла лежит близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в достаточном объёме преподносить их обучающимся.

Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умения видеть и творить прекрасное.

Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие в открытых уроках – концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях.

Программа состоит из пяти основных разделов, работа над которыми продолжается на протяжении всего курса.

1 раздел «Актёрская грамота» направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

2 раздел «Ритмопластика» или сценическое движение включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.

  • Дикционные и интонационные упражнения.

  • Творческие игры со словом.

4 раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения воспитанниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.

  • Виды театрального искусства.

  • Рождение спектакля.

  • Театр снаружи и изнутри.

  • Культура зрителя.

5 раздел «Работа над спектаклем» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.

  • От этюдов к спектаклю.

Форма обучения – практическое занятие (групповое и индивидуальное).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа для учащихся первого года обучения, 2 раза в неделю по 3 академических часа для учащихся второго, третьего, четвёртого и пятого годов обучения.

В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актёрскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению». Поэтому в условиях занятий элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Чаще всего учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.


ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ВСЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(144 часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа)

Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету.

Данная цель требует решения ряда задач:

Актёрская грамота

- Пробудить и развить интерес к театральным играм.

- Развивать интерес к сценическому искусству.

- Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

- Развивать навыки и действия с воображаемыми предметами.

- Сочинять этюды по сказкам.


Ритмопластика

- Развивать чувство ритма и координацию движений.

- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

- Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

- Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.

- Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом.

- Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи

- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

- Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова.

- Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.

- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Основы театральной культуры

- Знакомить детей с театральной терминологией.

- Знакомить детей с видами театрального искусства.

- Знакомить с главными творцами сценического чуда.

- Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

- Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки

  • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

  • Управлять своим вниманием

  • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

  • Запомнить и описать внешний вид любого ребёнка.

  • Знать 5-8 артикуляционных упражнений.

  • Знать 5-6 упражнений на дыхание.

  • Уметь произносить скороговорки.

  • Уметь строить простейший диалог.

  • Уметь сочинять этюды по сказкам.


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(216 часов в год, 2 раза в неделю по 3 часа)

Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества; тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии.

Данная цель требует решения ряда задач:

Актёрская грамота

- Развивать чуткость к сценическому искусству.

- Развивать в ребёнке готовность к творчеству.

-Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

- Закреплять умение реагировать на команду или сигнал.

- Прививать навыки вежливости поведения.

- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

- Оценивать действия других людей и сравнивать их со своими собственными.

- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях.

Ритмопластика

- Развивать умение владеть своим телом.

-Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.

- Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.

- Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Культура и техника речи

- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

- Развивать правильное речевое дыхание.

- Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой..

- Улучшать дикцию, тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.

Основы театральной культуры

- Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

- Познакомить детей с театральными профессиями: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.

- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусства.

-Воспитывать зрительскую культуру.

Предполагаемые умения и навыки

  • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

  • Уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.

  • Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по цепочке или по кругу.

  • Навык точного соблюдения текста.

  • Культура восприятия реакции зрителей.

  • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

  • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  • Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

  • Чётко произносить скороговорки.

  • Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconСценарий мероприяти
«Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан»
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconБег в моей жизни или всё о беге
Нужно быть здоровым, чтобы жить, а не жить, чтобы быть здоровым”. Бег — это сама жизнь, жизнь в миниатюре, и сводить его лишь к оздоровительным...
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconПравила поведения обучающихся в мбоу «оош №9 им. А. С. Пушкина» Требования к внешнему виду учащихся
Учащийся обязан являться в школу опрятно одетым в форме установленного образца. В торжественных случаях – соответствовать моменту....
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconАвтомеханик Автослесарь Агроном Агрохимик Адвокат Администратор Актер театра и кино Аналитик Аналитик фондового рынка

Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconНа сцене прикреплены дорожные знаки, нарисован­ный светофор, изображение пешеходного перехода «зебры»
На сцене прикреплены дорожные знаки, нарисован­ный светофор, изображение пешеходного перехода — «зебры»
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconЕсли зритель не уловит там законов жизни, он ни чего не поймёт, и конечно не станет сопереживать: “Он перестанет быть зрителем”
И мы всегда, как только начинаем первые шаги в любом искусстве, мы хотим, чтобы зритель нам сопереживал, чтобы зритель нас понял....
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconЗакон от 10 января 2002 г. N 7-фз "Об охране окружающей среды"
Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно...
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconДоклад на общешкольном родительском собрании
Вы, вероятно, согласитесь со мной, что для благополучной жизни в 21 веке вашему ребёнку прежде всего необходимо быть здоровым. Хорошее...
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconСценарий праздника «Красота спасёт мир»
Формирование у детей чувства прекрасного, повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные детям сведения и воспитание...
Актёр обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного» iconПояснительная записка Воспитание гармоничного человека, прекрасного физически и духовно
В настоящее время задача воспитания физически здорового человека является особенно актуальной. С каждым
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница