2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ




Название2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ
страница1/6
Дата15.09.2012
Размер1.63 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
ВШЭ-ГУ

2010


Борис Григорьевич Миркин

Профессор

Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта ГУ-ВШЭ Москва РФ

Department of Computer Science and Information Systems Birkbeck University of London UK


История и методология прикладной математики и информатики


Содержание:


1. Введение: чистая и прикладная математика; информатика . . . . . . . 2

2. Наследие античности: вклады Пифагора, Аристотеля и Архимеда. . . . 5

3. Развитие идей небесной механики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

4. Развитие идей оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

5. Развитие идей вероятности и статистики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

6. Развитие идей анализа данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

7. Развитие идей дискретной математики и графов . . . . . . . . . . . . . . 28

8. Развитие вычислительной техники и программирования . . . . . . . . 32

9. Развитие баз данных и знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

10. Работы по машинному интеллекту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

11. Перспективы дальнейшего развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45


Курс отражает мои наблюдения и размышления за годы моей относительно успешной (5 монографий за период 1974-85) и в то же время не совсем удачной (4 докторские диссертации в 1974-1988) научной карьеры в СССР и работы за границей: Франция (1991-93), США (1993-98), Германия (1996-99) и Великобритания (2000-н.вр.). Степень подробности освещения разделов определяется двумя факторами: знакомством студента с материалами других дисциплин учебного плана, а также наличием у меня возможности для их описания.



  1. Математика, чистая и прикладная математика и информатика


Математика – это то, чем занимаются математики. За 2500 лет своего существования понятие о математике видоизменялось и обогащалось. Первоначально – это была абсолютно прикладная дисциплина, связанная с вычислениями (типа астрономических событий или разливами Нила) – в древнем Египте, и землемерием – в древнем Вавилоне, прежде всего с вычислением (они даже изобрели позиционную систему счисления и решали квадратные уравнения); в Египте – прежде всего с землемерием (по закону каждой семье выделялся одинаковый надел, и для поддержания справедливости надо было уметь перераспределять землю при нарушениях баланса, связанных с природными или семейными катаклизмами). Любопытно, что эти знания никак не обменивались, и идеи позиционного счисления вошли в Европейскую науку спустя многие сотни лет через арабскую математику.

Греки внесли в математику идею логического доказательства. Евклид описал планиметрию с помощью аксиоматического метода (аксиомы – логика – теоремы), который в настоящее время понимается многими как главная особенность математики в системе наук. Они же установили, что одни и те же соотношения могут описывать совершенно разные явления (созвучия как пропорции). Такие задачи как решение уравнений, вычисление объемов и описание движения вызвали к жизни появление развитых математических конструкций – вещественные и комплексные числа, функции и дифференциальное исчисление, теория оптимизации, дифференциальная геометрия, дифференциальные уравнения и пр. Это дало основание рассматривать математику как науку об описание количественных и пространственных форм окружающего нас мира.

Из русской Википедии

Матема́тиканаука, изучающая количественные и пространственные соотношения, в действительном мире и человеческом воображении. Существуют совершенно иные и весьма разнообразные трактовки предмета математики и её метода, например, некоторые придерживаются мнения, что математика — это наука о следствиях из непротиворечивых наборов аксиом

Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. Математические понятия и теоремы не обязательно имеют соответствия чему-либо в физическом мире. Однако некоторые из исследуемых математикой объектов могут иметь прообразы в реальном мире, более или менее похожие на свои математические модели. Модель объекта учитывает не все его черты, а только самые необходимые для целей изучения. Например, изучая физические свойства апельсина, мы можем абстрагироваться от его цвета и вкуса и представить его шаром. Если же нам надо понять, сколько апельсинов получится, если мы сложим вместе два и три, — то можно абстрагироваться и от формы, оставив у модели только одну характеристику — количество. Абстракция и установление связей между объектами в самом общем виде — цель, к которой стремится математика. Наряду с моделированием математика прибегает к обобщениям, например, обобщая понятие «пространство» до пространства n-измерений.

Изучение объектов в математике происходит при помощи аксиоматического метода: сначала для исследуемых объектов формулируется список аксиом и вводятся необходимые определения, а затем из аксиом с помощью правил вывода получают теоремы.

Многие нематематики рассматривают математику как некий универсальный язык, на котором удобно формулировать предположения или факты о свойствах различных явлений, после чего она, как мельница, переработает их в всевозможные следствия. Эти результаты возвращаются в знание о явлении путем их интерпретации. Мне близка эта точка зрения. Я бы назвал математику дисциплиной, занимающейся разработкой языков для описания структурных и количественных сторон различных явлений и способов перевода между ними.


Язы́к — система звуков, знаков, предназначенная для фиксации, переработки и передачи сведений от одного субъекта к другому.


Следует подчеркнуть, что «фиксация» в этом определении - это очень нетривиальный этап, связанный с выделением и пониманием существенных свойств явления.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ icon2011 б орис Григорьевич Миркин Профессор, Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта опми ниу вшэ, Москва, РФ
Профессор, Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта опми ниу вшэ, Москва, РФ
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconКонспект лекций по дисциплине «Системы искусственного интеллекта»
Место среди других наук, первые шаги и современные направления искусственного интеллекта
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ icon“Системы искусственного интеллекта
Задачи на исследование свойств систем правил. Написание простых систем, основанных на правилах
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconПриказ №01-138/08 «15» декабря 2010 г. Положение о порядке обработки и обеспечении безопасности персональных данных в гоу средней общеобразовательной школе №438 Москва
«Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных...
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconМагистратура
Руководитель научно-исследовательского семинара—доктор исторических наук, ординарный профессор гу-вшэ о. И. Шкаратан
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ
Государственного университета – Высшей школы экономики (гу-вшэ), утвержденным Ученым Советом гу-вшэ от 26. 11. 2004, протокол №8,...
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconСтепанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
Количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики 3
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconПояснительная записка Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить кпд интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют...
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconАналитический отчет по результатам анализа и оценки конкурентной среды на рынке услуг по передаче (трансляции) и распределению телевизионных программ по сети кабельного телевидения в географических границах г. Глазова Удмуртской Республики за 2009, 2010, 01. 01. 2011г. – 31. 10. 2011г
Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом фас россии от 28. 04. 2010 №220...
2010 б орис Григорьевич Миркин Профессор Кафедра анализа данных и искусственного интеллекта гу-вшэ москва РФ iconПлан-конспект урока тема урока: Вычисление производных
Базовый учебник: Алгебра и начала анализа: учеб для общеобразоват учреждений под редакцией А. Н. Колмогорова. Москва «Просвещение»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница