Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007




Скачать 129.85 Kb.
НазваниеСборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007
Дата09.09.2012
Размер129.85 Kb.
ТипДокументы
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». ПГПУ, Пермь, 2007


Т.К. Каменева, учитель геометрии, физматшкола № 9, г. Пермь

Как мы писали книгу по истории математики


История вовсе не имеет

своей единственной целью

удовлетворение бесполезного любопытства:

изучение прошедшего должно

в конце концов освещать будущее.

Поль Таннери


В книге «От Ахмеса до наших дней» представлены материалы по истории математики: 68 небольших рассказов на английском и русском языках. Это коллективная работа. В ее создании принимали участие ученики шестых классов.

История по созданию книги началась в сентябре. В анкете “Давайте познакомимся” у пятиклассников был вопрос: ЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИКА? Ответы детей в большинстве своем были однообразны и поверхностны: “Математика – это школьный предмет”, “… наука о числах”, “… решение примеров и задач”, “… наука о вычислениях”; самый распространенный: “Математика – царица наук”. Были и такие: “Математика – это наука о цифрах и буквах”. Мы обсудили результаты, отметили, что вопрос ЭТОТ трудный и решили подробнее в нем разобраться. Это послужило началом изучения истории математики на уроках, классных часах и т.п. Мы знакомились с жизнью и деятельностью математиков, их философскими взглядами, отношением к жизни; поставили “Диалог Сократа и Гиппократа о сущности математики” Реньи; устроили посвящение в математики малышей-первоклассников. В программе праздника была “Картинная галерея”, где представлялись Фалес Милетский, Пифагор Самосский, Евклид Александрийский, Леонтий Филиппович Магницкий, Исаак Ньютон и другие ученые, экспозиции “Смотреть – не значит видеть”, “Мир геометрии”, “Мысли великих” и т.п. Мы писали сочинения, сказки, фантастические рассказы, стихи.

Из сочинений пятиклассников:


« Математик – логичнейший гений,

Разум, чей никому не понять.

И лишь, встав на тропу заблуждений,

Начинаешь его понимать.

Он с улыбкой по жизни шагает,

Разум чист, не смотря ни на что.

Те, шутя, он задачи решает,

Что другим не решить ни за что» .

«Математику каждый представляет по-своему, но у нее свои законы».

«…Более интересно заниматься историей математики. Можно каждый день проводить за энциклопедиями и все время узнавать что-нибудь новое о древних математиках».

И такое бывало:

«Однажды пошел Пифагор на прогулку, на пути ему встретилась яма. Он решил ее перепрыгнуть, разбежался и прыгнул, не рассчитал, что яма такая глубокая, и упал в нее. Тогда он и открыл закон всемирного тяготения».

«Много людей умерло за математику, многие сидели в тюрьмах».

Сейчас мы уверены, что “нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе”; что “математика - не формулы как музыка - это не ноты”; что математика помогает “находить (а одна девочка говорит: «Наводить») скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”; стараемся как Пифагор “делать то, что впоследствии не омрачит тебя и не заставит раскаяться”, “не засыпать, не разобравши поступков за прожитый день”.

Мы играли спектакль “Фрагменты лицейской жизни Пушкина”, сценарий к которому сочинили по материалам, привезенным из Лицея. Одним из фрагментов был “Урок математики”: учитель Карцов Яков Иванович заходит в класс, где сидят князь Горчаков, друг Пушкина Пущин, лучший ученик Ильичевский, Пушкин и др. Учитель предлагает задачу из папируса Ахмеса, все блестяще справляютя с заданием, а Пушкин молчит. Карцов: Ну-с, извольте прочесть Вами написанное, прелюбопытно.

Пушкин начинает читать, сначала тихо, потом более уверенно. Он заканчивает чтение, все апплодируют.

Карцов: Превосходно! Я хочу сказать: худо, очень худо. Как же мы с Вами будем изучать КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ и СФЕРИЧЕСКУЮ ГЕОМЕТРИЮ, если не можем освоить АРИФМЕТИКУ. Cтупайте и подумайте над Вашим легкомыслием, нескромностью и ленью.

Вот так мы пофантазировали.

На лето каждый взял тему для реферата, в начале учебного года рефераты были представлены. Проводилось обсуждение. А в конце сентября шестиклассники приняли решение “написать” историю математики … на английском языке, чуть позднее подумали: “А не выпустить ли нам СВОЮ КНИГУ?”

Мы выбирали героев для нашей книги и начали с Ахмеса; написали официальные тексты. На английский язык переводили: и своими силами, и с помощью компьютера. Основная команда переводчиков работала по воскресеньям в библиотеке. Библиотека по воскресеньям не работает, но директор Елена Николаевна любезно нас принимала. Нам разрешали “рыться в книгах”, самим выбирать словари. Мы с замиранием сердца ходили по залам, и, казалось, вдыхали мудрость, затаившуюся в книгах.

В светлом уютном зале мы сидели вокруг большого стола, на котором была “гора” всевозможных словарей, рассуждали над смыслом понятий и терминов, вели беседы по содержанию, уточняли, уясняли… Этот период принес нам большое удовольствие. Мы поняли, что при составлении перевода более вникаешь в суть, чем при восприятии русского текста. Ты думаешь, что по-русски понимаешь хорошо и порою легкомысленно пропускаешь важные детали. Когда переводы были сделаны, мы стали думать над тем, как “оживить” официальные тексты. На русском языке мы попытались выразить свое отношение и к математике, и к нашим героям. К каждой статье подбиралась цитата или авторская задача.

Содержание сборника: рассказы о великих и знаменитых математиках, механиках, астрономах, географах, художниках; о периоде Эдо и японской храмовой геометрии; отдельный раздел, посвящен МЫСЛЯМ, которые нам понравились и «над которыми можно ПОДУМАТЬ»; англо-русский словарь; список литературы.

Нашим консультантом была Алла Ефимовна Малых – профессор ГЕОМЕТРИИ и большой знаток ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ.

Некоторые статьи из нашей книги.





АХМЕС


(XVIII век до н. э.)




- египетский писец. По приказу фараона Ахмес составил руководство по арифметике и геометрии. Это первая работа по математике, которая дошла до нас, известная как ПАПИРУС РИНДА. В ней даётся решение 84 задач, которые накопились за предшествующие 200 лет. Эти задачи относятся к действиям с дробями, определению площадей треугольника, трапеции и круга, объемов прямоугольного параллелепипеда и цилиндра; имеются также задачи на пропорции и прогрессии; 79-я задача – на нахождение суммы шести членов геометрической прогрессии. При решении этих задач даются догматические правила типа: “Делай так”.

Задача из папируса Ахмеса: “Приходит пастух с семьюдесятью быками.

Много ли быков в твоем стаде?

Я привел две трети от трети. Сочти сколько быков в стаде?”

Эту задачу мы включали в спектакль “Фрагменты лицейской жизни Пушкина” на “Урок математики”.


ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ

(V век до н. э.)


  • древнегреческий математик. Купец Гиппократ потерпел неудачу в торговых делах, пришел в Афины жаловаться на пиратов, случайно познакомился с геометрами, увлекся философией и решением задач. И вскоре превзошел своих учителей. Гиппократ решал задачу: ПОСТРОИТЬ КВАДРАТ, РАВНОВЕЛИКИЙ КРУГУ и нашел квадратуру четырех так называемых луночек (ЛУНОЧКИ ГИППОКРАТА), занимался коническими сечениями, но до конца разобраться в этом не смог и завещал: “Конус трояко рассечь не пытайся”.

По мнению Аристотеля: ”Он умел решать задачки по геометрии, а в остальном был дурак и тупица”. Я не согласен с Аристотелем, мне нравится Гиппократ.

В прошлом году наш Вовка – Гиппократ в конце “Диалога Сократа и Гиппократа о сущности математики” восклицал: “Я понял! Математика – это отражение действительного мира в зеркале нашего мышления”. Вот так!







КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ

(II век)




- древнегреческий астроном, математик, географ. Птолемей – автор знаменитой геоцентрической системы мира, написал учебник по астрономии “Великое математическое построения астрономии” в 13-ти книгах – “АЛЬМАГЕСТ” (от арабского слова мегисте – величественный). В этом сочинении, в частности, изложены сведения по прямолинейной и сферической тригонометрии, дана теорема о вписанном в круг выпуклом четырехугольнике (ТЕОРЕМА ПТОЛЕМЕЯ), предпринята попытка доказать 5-й постулат Евклида. Этим учебником пользовались 1500 лет! Птолемей также написал “Географию”.

Мне нравятся его слова: “Знаю, что я смертен, знаю, что дни мои сочтены; но когда я в мыслях неустанно и жадно прослеживаю пути светил, тогда я не касаюсь ногами Земли: на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией, пищей богов”.


ЛУКА ПАЧОЛИ

(1445 - 1514)

- итальянский математик. Лука Пачоли преподавал математику. В 1494 году издал труд “Сумма (знаний) по арифметике, геометрии, отношениям и пропорциональности”, посвященный арифметическим действиям, алгебраическим уравнениям и их применению к геометрии; в 1496-99 годах под влиянием взглядов своего друга Леонардо да Винчи написал трактат “О БОЖЕСТВЕННОЙ ПРОПОРЦИИ”, содержащий теорию геометрических пропорций, в частности правила ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ; изучал правильные выпуклые многогранники.

Пачоли нашел у золотого сечения тринадцать “эффектов ради нашего спасения”.

Мы провели исследование одной церкви в Перми по старинной фотографии и убедились, что размеры высот куполов находятся между собой в отношении золотого сечения.







АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

(1471 - 1528)



- немецкий художник, теоретик искусства, гравер, математик, географ. Дюрер учился в Болонском университете, одном из самых больших и известных в то время в Европе. Ученый занимался геометрическими построениями, заложил основы ортогонального проектирования, вывел математические правила перспективных построений, составлял МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ. Его основные математические работы – “Наставление об измерении с помощью циркуля и линейки”, “О человеческой пропорции”. Магический квадрат Дюрера

16 3 2 13

5 10 11 8

9 6 7 12

4 15 14 1

изображен на его гравюре “МЕЛАНХОЛИЯ” (1514 – год написания картины). Дюрер был красивым человеком и писал красивые картины.


ПЕРИОД ЭДО

(1603 - 1867)

- период японской истории, когда страна находилась в полной изоляции от западного мира. Это не помешало развитию японской математики, в частности, геометрии. Японцы были уверены, что искусство геометрии угодно Богу. ГЕОМЕТРИЕЙ УВЛЕКАЛИСЬ ВСЕ, от крестьян до самураев. Cвои открытия, теоремы они изображали яркими цветными красками на досках - САНГАКУ и вывешивали при храмах, словесных пояснений почти не было. Я изучаю культуру Японии и представляю, какое это было удивительное зрелище.

Мы оформили в цвете на больших листах несколько задач SAN GAKU. Эти чертежи побывали на Международном съезде математического образования в Японии в 2000 году.

Подробно про ЯПОНСКУЮ ХРАМОВУЮ ГЕОМЕТРИЮ можно почитать, например, в книге “JAPANES TEMPLE GEOMETRY PROBLEMS. SAN GAKU”, Winnipeg, Canada, 1989, H. Fukagawa, D. Pedoe.


АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

(1879 - 1955)

- величайший мыслитель всех времён, перевернул представление о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ и ТЯГОТЕНИИ. Альберт Эйнштейн родился в Германии, жил в Швеции, США. А. Эйнштейн создал ТЕОРИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ. Многие учёные считают, что это открытие не физика, не астронома, а математика. Свою теорию он сформулировал в виде десяти очень сложных нелинейных дифференциальных уравнений. Формулы А. Эйнштейна позволяют вычислить радиус Вселенной!

В письме к другу ученый пишет: ”ПОЧЕМУ ИМЕННО Я ОТКРЫЛ ТЕОРИЮ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ?… Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимало мои мысли, когда я стал уже взрослым”. Хорошая мысль, хотя на первый взгляд кажется шуткой.


МОРИУС КОРНЕЛИУС ЭШЕР

(1898 - 1971)

- голландский художник. В школе М. Эшер учился неважно, лучше всего ему давалось рисование. Всемирная известность пришла к художнику в 1951 году после публикаций сразу в трех популярных журналах “The Studio”, “Time”, “Life”. В 1954 году в Амстердаме состоялась большая выставка Мориуса Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу. Его работы вызывают ассоциации с общими математическими идеями. Платон считал, что абстрактные идеи живут отдельно в “мире чистых сущностей”. В таком понимании мир Эшера и мир чистой математики – близкие соседи. Математики любят художника и используют многочисленные его рисунки для иллюстрации своих книг.

Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я оказался связанным с этой наукой”, – говорил Эшер. Я сама рисую и уверена, чтобы рисовать такие картины нужно иметь ум математика. Математика проникла в него не через формулы, это ДАР ПРИРОДЫ.





ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ

АРНОЛЬД

(родился в 1937 году)



- русский математик, победитель 19-й Московской математической олимпиады. Владимир Игоревич окончил МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1965 стал профессором. В. И. Арнольд работает в Математическом институте имени В. А. Стеклова; он профессор Центра математических исследований теории принятия решений (CEREMADE) во Франции; читает лекции в Сорбонне. Его основные труды относятся к теории функций, дифференциальных уравнений, геометрии и аналитической механике; он решил одну из ПРОБЛЕМ ГИЛЬБЕРТА. В. И. Арнольд – Почетный член Лондонского Королевского общества, Почетный доктор Парижского университета, член Национальной Академии Наук США, Парижской Академии Наук, Американской академии искусств и наук в Бостоне, Accademia dei Lincei (Академия рысьеглазых) в Риме, профессор Парижского университета; лауреат ряда международных премий; автор многих книг, среди которых мне известна “ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ”.

Математическое описание мира основано на тонкой игре непрерывного и дискретного”, – пишет Владимир Игоревич Арнольд в предисловии к третьему изданию этой книги.

ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ ШАРЫГИН

(1937 - 2004)

Об этом человеке говорят: ”Геометр от Бога”. Игорь Федорович работал в Российской академии образования; в журнале “Квант”; был членом Исполкома Международной организации математического образования (International Commission on Mathematical Instruction); активно занимался подготовкой школьных и студенческих математических олимпиад, в частности, Cоросовской; многие годы печатался в российских и зарубежных математических журналах. В нашей библиотеке есть много книг И. Ф. Шарыгина. Cреди них: “ЗАДАЧНИК ПО ГЕОМЕТРИИ”, посвященный НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЮБИТЕЛЮ ГЕОМЕТРИИ, “Математический винегрет”. Учебник “Наглядная геометрия” – книга интересная, по ней легко учиться. «Уроки дедушки Гаврилы или развивающие каникулы», вообще, читается на одном дыхании.

Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он также неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но и возвысите душу свою”, – написано в предисловии к одному из его учебников геометрии.


Из раздела «Мысли, над которыми можно подумать...»


Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества.

Роджер Бекон


Математика есть способ называть разные вещи одним именем.

Анри Пуанкаре


В нашем мозгу два полушария: одно отвечает за умножение многочленов и языки, другое – за ориентацию фигур в пространстве и всё, нужное в реальной жизни. Математика становится геометрией, если используются оба полушария.

Владимир Арнольд


Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах.

Иисус Христос


Узоры математика, так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи, так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет некрасивой математики.

Готфрид Харди

Наши математические затруднения Бога не беспокоят, он интегрирует эмпирически.

Альберт Эйнштейн

Между духом и материей посредничает математика.

Хуго Штейнхаус

Воображение – царского происхождения, ум – дворянского, рассудок – мещанского.

Людвиг фон Фейербах


ЛИТЕРАТУРА


  1. Арнольд В. И. Трехсотлетие математического естествознания и небесной механики. Природа, 1987.

  2. Арнольд В.И. Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук – первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов. М.: Наука, 1989.

  3. Болл У., Кокстер Г. Математические эссе и развлечения. М.: Мир, 1979.

  4. Бэлл Э.Т. Творцы математики. Предшественники современной математики. /Под редакцией и с дополнениями С. Н. Киро/ М.: Просвещение, 1979.

  5. Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М.: Наука, 1966.

  6. Власова И.Н., Малых А.Е. Очерки по истории элементарной геометрии. Пермь.: ПГПУ, 1999.

  7. Володарский А.И. Очерки истории средневековой индийской математики. М.: Наука, 1977.

  8. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.

  9. Гарднер М. Математические досуги. М.: Оникс, 1995.

  10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4-6 кл., М.: Просвещение, 1981.

  11. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 кл., М.: Просвещение, 1982.

  12. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 кл., М.: Просвещение, 1983.

  13. Гнеденко Б.В. История отечественной математики. Киев: 1970.

  14. Гнеденко Б.В. Михаил Васильевич Остроградский. М.: 1984.

  15. Даан-Дальмедико А., Пейффйер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. М.: Мир, 1986.

  16. История математики с древнейших времён до начала 19 столетия. / под ред. А.П. Юшкевича/, М.: Наука, 1970-1972, т. 1-3.

  17. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. М.: Просвещение, 1995.

  18. Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика? М.: Гостехиздат, 1946.

  19. Курьер ЮНЕСКО. Январь 1990. Paris, France.

  20. Левитин К. Е. Геометрическая рапсодия. М.: Знание, 1976.

  21. Малых А. Е. История математики в задачах. Математика древнего Египта и Вавилона. Пермь: ПГПИ, 1993. ч. 1.

  22. Малых А. Е. История математики в задачах. Математика древней Греции. Пермь: ПГПИ, 1993. ч. 2.

  23. Малых А. Е. История математики в задачах. Математика Китая и Индии. Пермь: ПГПИ, 1994. ч. 3.

  24. Математический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство БРЭ, 1995.

  25. Математическое просвещение. М.: ГФМЛ, №5, 1960.

  26. Симонов Р. А. Кирик Новгородец. М.: Наука, 1980.

  27. Симонов Р. А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977. Стройк Я.Д. Краткий очерк по истории математики. М.: Наука, 1990.

  28. Таранов П. Мудрость трёх тысячелетий. М.: АСТ, 1997.

  29. Фаццари Г. Краткая история математики. М.: Колос, 1923.

  30. Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1, М.: Наука, 1989.

  31. Хрестоматия по истории математики /под ред. А.П. Юшкевича/, М.: Просвещение, 1976, т. 1-2.

  32. Цейтен Г.Г. История математики в древности и в середине века. М.-Л.: ГТТИ, 1932.

  33. Шереметевский В.П. Очерки по истории математики. М.: Учпедгиз, 1940.

  34. Эйнштейн А. Геометрия и опыт. П.: 1923.

  35. Энциклопедический словарь юного математика /сост. А.П. Савин./, М.: Педагогика, 1989.

  36. Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Аванта Плюс, 1997.

  37. Энциклопедия для детей. География. М.: Аванта Плюс, 1994.

  38. Энциклопедия для детей. Математика. М.: Аванта Плюс, 1998.

  39. Юшкевич А.П. История математики в древние века. М.: Наука, 1961

  40. Bruno Ernst. Der Zauberspigel des M.C.Escher. 1978

Похожие:

Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconIi c иротенковские чтения сборник материалов международной научной конференции
Сиротенковские чтения. Сборник материалов международной научной конференции. – Армавир, 2011. 247 с
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconПод научной редакцией профессора Н. А. Корнетова Издательство Томского университета Томск-2003
Д35 Депрессивные расстройства (фундаментальные, клинические, образовательные и экзистенциальные проблемы): Сборник материалов международной...
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconСборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2 декабря 2011 г., г. Пермь) Пермь, 2011
Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2 декабря 2011 г., г. Пермь) /Пермская краевая специальная библиотека для...
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconМатериалы международной научно-практической конференции 1 декабря 2008 г., Хабаровск Хабаровск Издательство тогу 2008
России и ближнего зарубежья в области современных коммуникативных технологий в языковом образовании. В научных публикациях представлен...
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconМинистерство образования, науки, молодежи и спорта украины
Приглашаем Вас принять участие в международной научной конференции «Антропологические измерения философских исследований»
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconНаучной конференции «богомоловские чтения 2010» Москва 20 10
Сборник подготовлен по материалам ежегодной XI научной конференции Института международных экономических связей и включает в себя...
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconПроблемы и перспективы сохранения русского языка и культурных традиций в Шотландии
Сборник материалов конференции, проведенной 22 мая 2010 г в Глазго. – Rcs haven, 2010. – 50 c
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconПрофессионально-ориентированное обучение иностранным языкам Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011
Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогическогоуниверситета Кондюрина И. А
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции 26-27 февраля 2009 г
История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Сборник материалов Международной научной конференции «Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании». Пгпу, Пермь, 2007 iconПрограмма Международной научно-практической конференции «Правовые проблемы архивного дела в Евроазиатском регионе»
Программа Международной научно-практической конференции Правовые проблемы архивного дела
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница