Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет




НазваниеОбщие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет
страница1/8
Дата26.08.2012
Размер1.56 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗАЩИТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


СОДЕРЖАНИЕ:


Список принятых сокращений

Введение

ГЛАВА 1. Интернет и право виртуального пространства

1.1 Интернет: определение и краткая история

    1. Право виртуального пространства (киберпространства), основные черты и форма проявления

1.3 Источники правового регулирования использования информационных ресурсов Интернет

ГЛАВА 2 Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет

    1. Понятие и виды информационных ресурсов

    2. Интернет-сайт как средство массовой информации

    3. Государственные информационные ресурсы Интернет

    4. Спам: юридический анализ явления

    5. Деятельность и ответственность посредников (провайдеров)

ГЛАВА 3. Отдельные теоретические проблемы правового регулирования в сети Интернет

3.1 Защита персональных данных и частной жизни в сети Интернет

3.2 Правовое регулирование электронной торговли в сети Интернет

3.3 Правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в сети Интернет

3.4 Правовые проблемы в сфере доменных имен

ГЛАВА 4. Судебная практика

4.1 Судебное дело в отношениии сайта «Ингушетия.ру»

4.2 Доменный спор agro-business.ru1

4.3 Суды ВГТРК против ВКонтакте по фильмам «Охота на пиранью» и «Остров»

Заключение

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ


РФ - Российская Федерация

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

КоАП - Кодекс об административных правонарушениях

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

Авт. - Автор

Автореф. – Автореферат

Адм. - Административный

Бюл. ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации

Гл. – Глава

Гос. – Государственный

Госуслуги – государственные услуги

Дис. – Диссертация

Информ. – Информационный

ИР. – Информационный ресурс

М. – Москва

Науч. – Научный

Примеч. – Примечание

Прил. – Приложение

РосНИИРОС - Российский НИИ развития общественных сетей

Район. - Районный

РГ - Российская газета

Сайт Госпродаж - Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СМИ – Средство массовой информации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

ТЗ – Товарный знак

ФАС - Федеральная Антимонопольная Служба

ЮНИСТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли

ВВЕДЕНИЕ


Современные общественные отношения складываются под влиянием научно-технических достижений, многие из которых являются результатом разработок ученых XX века. Среди таких достижений важное место занимает сеть Интернет. В России сфера пользователей Интернетом расширяется огромными темпами, что влечет за собой различные последствия социально-экономического и правового характера.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 07.02.2008 г. № Пр-212:1 «информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти».

Деятельность современного общества все больше ориентируется на использование Сети Интернет как средства межкультурной коммуникации и социального общения. В то же время возможности, которые предоставляет Сеть, привели к её быстрой коммерциализации, и она крайне широко используется для ведения предпринимательской деятельности. Однако многие проблемы, существующие в социальной и экономической сфере, также получили свое преломление в виртуальном пространстве.

Являясь, по сути, принципиально новым институтом общественной жизни, Интернет поставил перед правовой наукой целый комплекс проблем. Возникла необходимость переосмыслить правовую доктрину с учетом последствий функционирования Сети, которые вызывают массу вопросов юридического характера. Среди них – проблема определения понятия «Интернет», пределы правового регулирования Сети, вопросы юрисдикции по спорам, возникающим из сетевых отношений, вопросы квалификации сделок и правонарушений, совершенных в Интернете, используемых доказательств и множество других.

Это обусловило потребность в разработке соответствующих решений на законодательном уровне. Фактически каждая отрасль российского права так или иначе сталкивается с проблемами, связанными с функционированием сети Интернет: уголовное право – в преступлениях против чести и достоинства личности (клевета, оскорбление), а также в «компьютерных» преступлениях; гражданское право – в сделках, совершаемых с использованием сети Интернет; административное право будет решать вопрос о том, в какой степени Интернет подлежит регулированию. Международное частное право и коллизионное право призваны решить вопрос о юрисдикции. государств и их органов в этой сфере; налоговое право – вопрос о налогообложении деятельности в Интернете. Отдельно стоит выделить авторское право, поскольку большинство споров, связанных с Интернет - отношениями, возникают именно из отношений по охране авторских и смежных прав.

Значительные проблемы существуют и в сфере процессуального права. Вопросы подсудности и подведомственности, доказывания и обеспечения доказательств сегодня из-за отсутствия соответствующих законодательных положений призваны решать на практике юристы и суды.

В настоящее время возникают споры уникальных, специфичных категорий (например, споры о доменных именах, споры, возникающие из деятельности Интернет - магазинов и Интернет - провайдеров). Новые нюансы появляются в делах традиционных категорий, в том числе в делах по защите авторских прав, деловой репутации, в спорах, связанных с дистанционным оказанием услуг. Решение таких споров осуществляется на основе не адаптированных для этих целей правовых норм, и поэтому позиция правоприменительных органов сегодня как никогда сильно зависит от деятельности ученых-юристов. Указанными обстоятельствами и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.

Для достижения поставленных задач использовались общенаучные методы познания (системный, описательный, анализа и синтеза, формально-логический), а также специальные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой анализ, а также метод технико-юридического анализа.

Подавляющее большинство исследователей справедливо считают, что развитие Интернета в России:

а) сравнимо с ключевыми этапами его развития в других странах,

б) происходит бурными темпами,

в) ставит множество проблем в правовой плоскости.

Представители российской правовой науки изучают очень многие юридические аспекты и проблемы, связанные с функционированием сети Интернет. В фундаментальных работах многих ученых дается не только подробное техническое описание системы, принципов и методов работы Сети, истории ее появления и становления, но и глубокий анализ различных правовых аспектов ее действия.

Однако верно и то, что до сих пор в юридической науке отношения, связанные с использованием сети Интернет, изучаются либо с самых общих позиций информационного права, либо крайне фрагментарно.

Среди научных работ использовавшихся при написании данной выпускной квалификационной работы можно особо отметить исследования А. Г. Серго, Н.Н. Куняева, И.Л. Бачило, А.В. Копылова, И. М. Рассолова.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили работы всех вышеуказанных, а также иных ученых.

Нормативная основа работы – нормы и институты российского законодательства (положения АПК и ГПК РФ, ГК РФ, различные федеральные законы и ведомственные нормативные акты), особое внимание автор выпускной квалификационной работы уделил нормам международного права

В работе использовались тематические статьи из Российской газеты, справочно-правовых систем ГАРАНТ и Консультант плюс. Из источников в сети Интернет хочется отметить официальные сайты ООН, ЮНИСТРАЛ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и др.

Эмпирической базой исследования послужила правоприменительная практика российских судов.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с использованием сети Интернет, а также споры, возникающие на их основе и связанные с их развитием.

В качестве предмета для анализа в работе автором были выбраны ключевые проблемы юрисдикции сети Интернет, проблемы распространения массовой информации. Также в настоящей работе затронута проблема защиты персональных данных при работе в сети Интернет, исследованы вопросы защиты авторских прав и проанализирован статус доменного имени. Проанализирован с точки зрения права такое уникальное явление как интернет-спам. Рассмотрены деятельность и ответственность провайдеров.

Выпускная квалификационная работа состоит из четырёх глав, объединяющих пятнадцать параграфов, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ И ПРАВО ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА


    1. Интернет: определение и краткая история


Internet (с заглавной буквы, далее - Интернет) - это объединение десятков тысяч локальных сетей, разбросанных по всему миру.

Сеть – это совокупность систем связи и систем обработки информации, которая может использоваться несколькими пользователями2.

Интернет - самое большое и популярное межсетевое объединение в мире, это сеть сетей.

Интернет - совокупность соединенных друг с другом компьютерных сетей во всем мире, предназначенных для передачи данных от одного компьютера к другому.

Отличие Интернет от традиционных сетей состоит в том, что она не имеет своего официального владельца. Это добровольная ассоциация различных сетей. Существуют только организации, которые координируют регистрацию новых пользователей в сети. Техническую сторону организации сети контролирует Федеральный сетевой совет (FNC), который 24 октября 1995 года принял определение того, что же мы подразумеваем под термином "Интернет":

Интернет - это глобальная компьютерная система, которая:

  • логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);

  • способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);

  • обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.

Интернет является одноранговой сетью, т.е. все компьютеры в сети равноправны, и любой компьютер можно подключить к любому другому компьютеру. Любой компьютер, подключенный к сети, может предлагать свои услуги любому другому.

Надо отметить, что Интернет - это не только каналы связи. В узлах этого всемирного соединения установлены компьютеры, которые и содержат нужную информацию и предлагающие различные информационные и коммуникационные услуги. Эти компьютеры называются серверами (хостами).

Серверы содержат информационные ресурсы. К ресурсам относятся любые базы данных, например, законодательные, научно-технические, коммерческие, рекламные, информацию из газет и журналов, файлы, программы, Web-страницы и т.д.

Компьютер-сервер предоставляет услуги другим компьютерам, запрашивающим информацию, которые называют клиентами (пользователями, абонентами). Таким образом, работа в Интернет предполагает наличие передатчика информации, приемника и канала связи между ними. Когда мы "входим" в Интернет, наш компьютер выступает в качестве клиента, он запрашивает необходимую нам информацию на выбранном нами сервере.

4 октября 1957 года в Советском Союзе произошло событие мирового значения – впервые в истории был запущен искусственный спутник земли. Казалось бы, как это революционное событие в мире космонавтики связано с Интернетом?

В атмосфере «холодной войны» между двумя супердержавами, успешный запуск космического спутника показал потенциальную возможность использования околоземного пространства в военных целях. Технологический скачок СССР заставил его соперника задуматься о разработках не только адекватных наступательных, но и оборонительных средств. В числе прочих такая задача была поставлена перед созданным в 1958 году Управлением передовых исследовательских проектов при Министерстве обороны США (ARPA). Стало ясно, что в условиях нависшей угрозы военного конфликта военное ведомство нуждалось в возможности оперативной передачи любой информации при децентрализации штаба и сохранении боеспособности системы в случае повреждения или уничтожения одного или нескольких узлов. Однако адекватного решения на тот момент не существовало. Оно появилось позже.

В 1961 году студент Массачусетского технологического института Л. Кляйнрок разработал технологию пакетной коммуникации (разбивка файлов на части и их пересылка разными путями получателю). Тогда же Дж. Ликлайдер выдвинул концепцию «Галактической сети». Автор описал создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. Через год он возглавил компьютерное направление в ARPA.

С 1965 года пошли эксперименты по соединению компьютеров и объединению их в сеть (Net). Наконец 2 сентября 1969 года два компьютера были успешно соединены между собой и начали обмениваться данными друг с другом, а 20 октября этот эксперимент был проведен между компьютерами, находящимися в разных городах.

С этого момента начинает свою работу первая в истории компьютерная сеть – ARPANet, к которой начинают подключаться все новые и новые компьютеры военных и научных учреждений. В 1971 году Р. Томлисон разработал систему электронной почты и предложил использовать значок @ («собака») для адресации. С середины 70-х начинается стремительное расширение Сети. К ней подключаются все новые и новые пользователи. В 1976 году Р. Меткалф создал первую локальную компьютерную сеть – Интранет (Ethernet). Пошло дальнейшее числа увеличение числа пользователей, и, исчерпав возможности используемого протокола (NCP), все компьютеры ARPANet (около 400) одновременно 1 января 1983 года перешли на TCP/IP2. Тогда же произошло разделение Сети на MilNet (военная сеть) и ARPANet (научная сеть). В 80-х продолжалось стремительное расширение ARPANet за счет подключения к ней все новых и новых пользователей. В 1986 году на базе ARPANet создается NSFNet – сеть, созданная Национальным фондом науки США («National Scientific Foundation»), охватившая около 10 тысяч компьютеров в США и за рубежом.

В начале 1991 года Европейская физическая лаборатория создала протокол – World Wide Web (WWW), а 17 мая 1991 года, запустила первый web-сервер. Начался очередной скачок развития Сети. К середине 90-х к Сети было подключено более 13 млн. компьютеров по всему миру и существовало около 500 тысяч сайтов. Такого стремительного «завоевания» аудитории не знало ни одно достижение человечества. Для сравнения: чтобы охватить аудиторию в 50 миллионов человек, радио потребовалось 38 лет, телевидению – 13, а Интернету всего – 5 лет.

Точкой отсчета Рунета (российского сегмента сети Интернет) считается 1989 год, когда группа программистов объединила свои усилия в создании отечественной операционной системы семейства Unix «Демос» («Диалоговая единая мобильная операционная система»), организовав одноименный кооператив. Этот же коллектив энтузиастов начал первые работы по подключению сначала временному, а потом постоянному к глобальной Сети, а 19 сентября 1990 года зарегистрировал домен первого уровня SU.

Первая построенная «Демосом» сеть, объединяла несколько учреждений в Москве и Ленинграде, а выход «во внешний мир» осуществляла через Финляндию. Прообраз Рунета работал, используя телефонные линии и высокоскоростные по тем временам модемы (2400 бит/с). В 1991 году начали использоваться выделенные линии, и скорость возросла до 19200 бит/с, а к концу 1993 года уже до 2 Мбит/с. С этого момента началось лавинообразное развитие Рунета. Число его пользователей с каждым годом возрастало в геометрической прогрессии.

Домен России RU ведет свою историю с 1994 года, в апреле которого он и был образован. За 4 месяца до этого самыми крупными интернет-провайдерами, действовавшими в России, было подписано соглашение "О порядке администрирования зоны RU", его в наши дни можно считать эпохальным. В числе крупнейших провайдеров того времени нужно отметить "SovAm Teleport", "EUnet/Relcom","FREEnet" и "GlasNet". Конкретная дата появления на свет русского сегмента глобальной сети Интернет - это 7 апреля 1994 года, когда домен RU появился в международной базе национальных доменов3.

В 2007 г. в российской зоне зарегистрирован миллионный домен;

В 2008 - 2010 гг. к Интернету подключены 80 тыс. российских школ, активно подключаются региональные библиотеки.

Сегодня Интернет объединяет множество разных сетей, миллионы компьютеров, около полумиллиарда пользователей всех континентов и, по разным оценкам, число таких пользователей увеличивается на 60-120% ежегодно. В России по данным крупнейшей интернет-конференции РИФ+КИБ 2011 (апрель 2011 года) 57 млн. человек используют Интернет4, а по прогнозам фонда "Общественное мнение", к 2014 году аудитория Рунета увеличится до 80 миллионов пользователей.5

При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. При этом к наиболее активной части интернет - пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин – 56%, или примерно 63 млн. человек.

1.2 Право виртуального пространства (киберпространства), основные черты и форма проявления


Исследование, проведённое для написания данной выпускной квалификационной работы показало, что понятие «право виртуального пространства» в российской юридической литературе в настоящее время серьезно не рассматривается, и поэтому трудно сразу дать определение этому совершенно новому понятию, подробно изучить его признаки и содержание в рамках интернет-права в частности и в теории права в целом. Однако сделать это крайне необходимо, поскольку этот термин широко распространён за рубежом.6

Понятию "виртуальный" ученые и практики тоже дают разные определения. Вначале этот популярный ныне термин появился для того, чтобы описать не реальный мир, в котором мы живем, а "новый цифровой мир", созданный на экране и за экраном. Он возникал в результате взаимодействия между живой и неживой природой, посредством информационного (энергетического) обмена. Предполагалось перенести восприятие окружающей среды, которое мы имеем, в виртуальную сферу, противопоставляя ее реальному, физическому миру. Виртуальное киберпространство рассматривалось как "другая" реальность, где чувствительные стимуляции (понятие "возбуждение", "побуждение") были связаны с компьютерами, сетями. Киберпространство трактовалось как виртуальное пространство, созданное компьютерной системой, как обозначение всего диапазона информационных ресурсов, доступных через компьютерные сети. Таким образом это понятие вошло в наше повседневное обращение.

Интернет формирует новое информационное, предпринимательское и коммерческое пространство, связанное с оборотом информации. Мировые сети дают нам многие преимущества: в возможности общаться друг с другом, покупать товар, расположенный в другой части света, причем "в одно касание"; в распространении информации - в Интернете это происходит быстрее и дешевле (скорость, дешевизна и мобильность - это причина бурного развития электронных обменов); в относительно низкой стоимости каналов связи; в возможности обслуживать клиентов 24 часа в сутки, семь дней в неделю; в распространении рекламы и ее стоимости в Сети; в возможностях электронного документооборота, быстроте расчетов между клиентами электронными платежами; в минимизации налогообложения, упрощении бухгалтерского учета.

Мировые сети стирают границы и расстояния между людьми. Они создают равные возможности по доступу к информации, накопленной многими поколениями. Таким образом, исчезает культурный разрыв между федеральным центром и регионами РФ. В настоящее время Интернет и интернет-право являются следствием экономического подъема многих стран, который связывается с развитием электронных средств связи, появлением новых рабочих мест и профессий. Сейчас уже можно говорить о коммерческих преимуществах и существенных доходах от использования Интернета в банковской сфере, в сфере распределения, доставки товаров, страховании.

Все эти удобства порождают, однако, многие юридические проблемы. Среди них: разработка понятийного аппарата юридической науки в свете информатизации и Интернета; проблема идентификации лиц, повышения уровня правосознания пользователей, проблема профессиональной этики и качества поведения субъектов права; проблема более четкого определения источников права; уточнения характера действия права в пространстве и по кругу лиц; проблема сбора доказательств и подтверждения так называемых сетевых юридических фактов, которые перестают существовать в доступной форме к моменту рассмотрения дела в суде; допустимость таких доказательств, их достоверность; проблема противодействия киберпреступности и др.

В последние годы во всем мире значительно увеличилось количество законодательных коллизий, связанных с электронной экономикой. Человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда циркуляция информации приобрела масштабный характер и осуществляется в электронно-цифровой форме, а существующие законы, регулирующие вещные отношения, не всегда подходят для разрешения коллизий, связанных с этим новым видом регулирования отношений. В Российской Федерации ситуация усугубляется еще и тем, что нет хорошо проработанной законодательной традиции регулирования отношений в сфере информатики и электронной экономики. Действующее законодательство в этой сфере явно недостаточно, имеет грубые нарушения в юридической технике, что не способствует формированию информационного общества.

Киберпространство7 представляет собой очень сложное явление. По нашему мнению, это явление может быть рассмотрено в единстве социальной и технической сторон.

Социальная его сторона состоит в том, что киберпространство - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования Интернета и других сетей, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой при помощи ЭВМ. Следует отметить, что объектом данных отношений выступает не всякая информация, а только та, которая обращается в Сети.

Информация в данной работе рассматривается как мера организации материальных, энергетических, пространственных факторов объекта; как совокупность различных сообщений о событиях, действиях, происходящих в киберпространстве и внешней по отношению к нему среде; как средство уменьшения неопределенности; не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему. Информация может быть правовой и неправовой; открытой и ограниченного доступа.

Техническая сторона заключается в том, что киберпространство - это одновременно и сложный технический объект (набор технических и программных средств; совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры), обеспечивающий движение потоков информации. Поэтому следует обратить внимание на базовые принципы построения данной инфраструктуры информации (Интернета): децентрализация, планетарность и доступность из любой точки земного шара, деление на структурные зоны или сегменты, конвергенция, быстрота и мгновенность международных обменов и др8. В этой связи следует дать определение компьютерной сети.

Компьютерная сеть - это специальное средство связи, которое обеспечивает обмен, передачу, иное движение информации в значительных объемах и с большой скоростью за счет действия ЭВМ и специального программного обеспечения. Интернет представляет собой крупную (но не единственную) международную компьютерную сеть, которая позволяет осуществлять передачу цифровой информации в значительных объемах с большой скоростью посредством ЭВМ и различного программного обеспечения. Интернет и другие коммуникационные сети формируют всемирное кибернетическое пространство.

Когда говорят о киберпространстве, имеется в виду именно пространство, а не территория. В соответствии с современной правовой доктриной территория хоть и не всегда связана с поверхностью земли, но имеет связь с национальными географическими границами, которые, в свою очередь, влияют на компетенцию государств и юрисдикцию судов. Поэтому ошибочно считать, что киберпространство - это территория, даже со смешанным международно-правовым статусом. Это все же международное планетарное пространство.

В действующем законодательстве существует несколько определений пространства. Так, под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем9. Космическое пространство - это расположенное за пределами земной атмосферы пространство, включая Луну и другие небесные тела; пространство за пределами земной атмосферы. Эта граница между атмосферой Земли и космическим пространством находится на высоте 100 км (возможная высота спутника на околоземной орбите). С 1959 г. действует Комитет ООН по использованию космического пространства. В мире обсуждается вопрос о создании аналогичной международной координационной структуры и для Интернета.

Пространством в физике называют ту «арену действий», на которой разворачиваются физические процессы и явления и которую мы субъективно ощущаем как «вместилище предметов». Пространство в математике - это логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции. То есть это состояние материи, характеризующееся наличием протяженности и объема (например, правовое пространство, векторное пространство, функциональное пространство, топологическое пространство, метрическое пространство).

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что пространство - это состояние материи, характеризующееся наличием протяженности и объема и способное что-либо вместить.

Итак, киберпространство - это сфера социальной деятельности, связанная с оборотом информации во Всемирной информационной паутине, а также в других информационно-коммуникационных сетях (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных).

К сожалению, в настоящее время не существует «легального», или общепринятого, определения ни кибернетического, ни виртуального пространства. Однако киберпространство может быть нами рассмотрено в трактовке Верховного суда США как «уникальная среда, не расположенная в географическом пространстве, но доступная каждому в любой точке мира, посредством доступа в Интернет»10.

В свете теории права и информационного права кибернетическое пространство может быть представлено как:

1) глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, не имеющих четко определенного собственника и служащих для интерактивного соединения (коммуникации) физических и юридических лиц;

2) новое пространство человеческого самовыражения и общения; международное пространство, пересекающее любые границы;

3) децентрализованное пространство, которым никакой оператор, никакое государство полностью не владеет и не управляет;

4) разнородное (гетерогенное) пространство, где каждый может свободно действовать, высказываться и работать (говоря образным языком - пространство "разума и свободы").

Проводя дальнейший анализ, следует разграничить Интернет как важный институт информационного общества, глобальную информационно-коммуникационную сеть от отдельных информационных ресурсов, наполнений, которые его составляют, в частности порталов, сайтов и др.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»11 определяет Интернет как информационно-телекоммуникационную сеть - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2). Информационные ресурсы Интернета - это совокупность информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи Всемирной сети (электронная почта, файлообмен и т.д.).

И еще один важный момент. Интернет - это не только средство доставки информации, провода, базы данных и компьютерные системы. Это также средство сосуществования и взаимодействия людей. Поэтому можно говорить о некотором сообществе лиц, которые активно действуют в этой среде для достижения своих собственных целей.

Оптимисты считают, что к 2015 г. 80% населения нашей страны будет охвачено Интернетом. Таким образом, будет решена важная проблема цифрового неравенства и информационного (технологического) разрыва между центром и регионами Российской Федерации. На наш взгляд, если прогнозы оправдаются и задача "цифрового выравнивания" будет решена, то это окажет существенное влияние на улучшение качества жизни россиян. Пока что Россия отстает по степени проникновения информационных технологий в повседневную жизнь граждан от многих европейских стран, США, Японии и Китая.

Если допустить, что интернет-пространство - это не только сложный технический объект, но и сообщество лиц, вступающих друг с другом в различные связи и различные отношения по поводу информации, циркулирующей в мировой инфраструктуре, то можно говорить о формировании определенного общества граждан разных стран и континентов, существующего без четко определенных национальных границ, а также территории и обладающего зачатками коллективного разума. Таким образом, вопрос о правовом статусе такого лица (виртуального или пространственно реального) является ключевым вопросом интернет-права.

Итак, всеохватывающее информационное пространство, основанное на широком применении компьютерной техники, информационных технологий и Интернета, объединяет людей из разных стран и всех уголков земного шара в единое мировое сообщество без географических и геополитических границ. Роль обмена информацией в таком сообществе неумолимо возрастает.

Несмотря на положительные изменения в последние годы в сфере правового регулирования информационных технологий, пока еще отсутствует однозначно сложившаяся правовая терминология. Поэтому следует определиться с понятийным аппаратом, используемым в данной работе. Надо заметить, что такие понятия, как "интернет-законодательство", "субъекты интернет- отношений", "интернет-споры", "кибербезопасность", вводятся в литературе по теории права и информационному праву впервые, в контексте анализа новых подходов к интернет-праву. И им в литературе не даются определения.

На наш взгляд, интернет-законодательство - это совокупность законов, иных нормативных актов (национальных, например России и зарубежных государств), регулирующих отношения в виртуальном пространстве Интернета. В качестве интернет-отношений выступают только те отношения, которые связаны с социально-правовым регулированием виртуального пространства (т.е. с регулированием этого пространства на основе норм права, морали, этики и других средств). Субъекты интернет - отношений - это провайдеры, владельцы серверов и другие лица, которые пользуются Интернетом.

Кибербезопасность12 определяется нами как состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в киберпространстве (части информационной сферы) на основе общепризнанных принципов и норм международного и национального права. При этом под защищенностью следует понимать активные действия субъектов интернет-права, направленные на достижение определенной степени безопасности объекта охраны в целях сохранения конфиденциальности, целостности и недоступности информации для третьих лиц во всемирном виртуальном пространстве.

Интернет-спор - это неурегулированное разногласие, возникающее между различными субъектами права в виртуальном пространстве Интернета и рассматриваемое в судах общей юрисдикции, третейских судах, специальных комиссиях и т.д.


1.3 Источники правового регулирования использования информационных ресурсов Интернет


Давайте выясним: какие же сегодня источники присущи интернет-праву как новому комплексному институту права? С точки зрения автора выпускной квалификационной работы, интернет-право имеет собственные источники. Учитывая изложенное и тот факт, что интернет - право носит межгосударственный характер, к основным видам его источников можно отнести: международные договоры (соглашения, хартии, обращения и др.), касающиеся Интернета; внутреннее информационное законодательство и правовые обычаи13.

Очевидно, что при определении содержания интернет-права важно в первую очередь определить совокупность норм, регулирующих отношения в виртуальном пространстве Интернета, и основные источники интернет - права, которые характеризуют его особенности. При этом данные нормы охватывают либо могут охватывать своим воздействием разнообразные "среды" интернет-отношений, в соответствии с которыми может строиться вся система норм и положений, регулирующих сферу виртуального пространства, и те разделы законодательства, с которыми оно связано14.

Кроме того, ряд норм, регулирующих отношения в виртуальном пространстве Интернета, может формулироваться в виде отдельных концепций, доктрин, деклараций, меморандумов.

К их числу, скажем, можно отнести разработку актуальных проблем киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные договоры, контракты, налог на передачу информации15 (см., например, ст. 160, 434, 847 ГК РФ); пожелания скорейшего разрешения проблем правового регулирования электронного документооборота, а также разработку проблем информационной безопасности, повышения юридической ответственности участников правоотношений в Интернете16: Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г17, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г18.

Иначе говоря, это в основном нормы российского права. Однако отношения в сфере виртуального пространства Интернета регулируются (причем в первую очередь!) и нормами международного права. Скажем, эти отношения сегодня регулируются Хартией глобального информационного общества, принятой в июле 2000 г. в Окинаве, Конвенцией ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятой в Нью-Йорке 23.11.2005 г.19,

, Европейской конвенцией о трансграничном телевидении от 5 мая 1989 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 1 октября 1998 г., Европейской конвенцией о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г.20, Соглашением между Правительством РФ и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий от 16 ноября 2000 г.21, Соглашением между странами СНГ о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г. 22, Соглашением между странами СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г.23, Декларацией принципов построения информационного общества 2003 г. и Планом действий Тунисского обязательства 2005 г., принятыми Всемирным саммитом по информационному обществу, международными договорами между провайдерами России, США, Франции, Германии и других государств в сфере заключения и исполнения сделок, контрактов, оказания интернет-услуг24 и др.

Одним из важнейших международных договоров, как уже отмечалось, является Хартия глобального информационного общества, принятая в Окинаве 22 июля 2000 г.25, в которой сказано, что все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Базируясь на общепризнанных принципах международного права, договаривающиеся стороны обязались осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной правовой базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность Сети, сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.

Вполне очевидно, что Хартия является прежде всего призывом ко всем (как в государственном, так и в частном секторе) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий должна изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство участников, включая совместное политическое и правовое сотрудничество, призвано стать ключевым элементом рационального развития информационного общества.

Исследование показало, что в настоящее время внутреннее информационное законодательство Российской Федерации и других стран весьма обширно. Однако оно пока, к сожалению, далеко от совершенства и требует разработки и принятия новых актов (в частности, касающихся отношений в Интернете в целом и сохранения всемирного цифрового наследия каждым из государств в отдельности).

Среди действующих в этой сфере источников права можно особо выделить Федеральные законы: от 06 апреля 2011 г. "Об электронной подписи"26, от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г.27 "О персональных данных", от 7 июля 2003 г28. "О связи"29, от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"30, от 29 декабря 1994 г. "Об обязательном экземпляре документов"31, от 24 июля 2002 г., от 29 декабря 2006 г., "Об архивном деле в Российской Федерации"32, от 13 марта 2006 г. "О рекламе"33, О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", от 10 января 2003 г.34 и другие акты.

Отдельные рассматриваемые нормы представлены в виде норм морали и этических стандартов саморегулирования. Так, Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций35, принятый 27 мая 1996 г. Торгово-промышленной палатой России, содержит этические стандарты саморегулирования, действующего на основе законодательства России и международного права. И он выступает лишь в роли средства самодисциплины, а также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства (разд. 1 Кодекса). Большое практическое значение для этой сферы имеют также Резолюции крупнейшего российского интернет-форума (РИФ+КИБ), которые содержат синтез мнений и конкретные предложения специалистов в сфере регулирования Интернета36.

Большая совокупность рассматриваемых норм несет отпечаток сложившихся международных отношений, которые отражены в конкретных соглашениях и которыми пользовались и пользуются сейчас участники многообразных интернет-отношений.

Среди них, например, многочисленные международные соглашения по вопросам интеллектуальной собственности (в частности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.). 23 декабря 1977 г. СССР ратифицировал Договор о патентной кооперации 1970 г.37

Многосторонним соглашением в области авторского права выступает и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.38, пересмотренная в Стокгольме в 1967 г. и Париже в 1971 г39. Важным соглашением в этой области является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., подписанная в Женеве и дополненная на Конференции в Париже в 1971 г.40

В отсутствие необходимых законов, регулирующих сферу Интернета и мирового виртуального пространства, необходимо признать источниками интернет - права также международные обычаи, основанные на последовательном и длительном применении одних и тех же правил в ходе правоприменительной информационной деятельности.

Мы считаем, что обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран. Что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государства в случае, если они им в какой-либо форме признаны.

Кроме международно-правовых обычаев, в интернет-отношениях имеют место обычаи информационного обмена, контактов и др., которые в настоящее время широко применяются странами в виртуальном пространстве.

Процессы правообразования, наблюдающиеся в интернет - сфере, можно сравнить с тем, что происходило на протяжении веков с морским правом и правом вооруженных конфликтов. Например, долгое время морское право регулировалось исключительно обычаями. Лишь с появлением в 1958 г. Женевских конвенций о морском праве41 можно говорить о системе специальных норм права, регулирующих безопасность мореплавания, охрану окружающей морской среды, а также другие вопросы судоходства. Все эти отношения сегодня находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости и составляют единое целое благодаря воздействию на них правовых норм. Есть вероятность, что подобная ситуация может повториться и с теми отношениями, которые входят в предметную область интернет - права.

Принятые в мировой информационной практике обычаи должны использоваться арбитражным судом в тех случаях, когда это обусловлено в договоре, из которого возник интернет - спор, и тогда, когда к обычаям отсылает норма права, подлежащая применению в спорном деле, а также если обычай основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре. Кроме того, в арбитражной практике должно допускаться применение информационных обычаев в случаях, когда в нормах права, подлежащих применению в спорном деле, не содержится необходимых указаний, а обращение к обычаю вытекает из характера условия, относящегося к спору.

На сегодняшний день пока не выяснено: что следует понимать в интернет -праве под судебной практикой? А от этого страдает теория права и общая концепция интернет - права. Под судебной практикой здесь необходимо понимать проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос в отношении деятельности субъектов в киберпространстве, имеющие руководящее значение при рассмотрении судами аналогичных вопросов в дальнейшем42. Подобный источник права имеет особое значение в ряде стран, причем в некоторых из них он является основным. Такое положение существует в Великобритании, частично в США, Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Индии.

Значение судебного прецедента в нашем случае состоит в придании нормативного (общеобязательного) характера решению суда по конкретному делу, касающемуся отношений субъектов в Интернете. Для признания судебной практики источником интернет - права (т.е. чтобы судебное решение приравнять к закону) необходимо существование действительно независимой и развитой судебной системы, высокого профессионализма судебного корпуса, а также устоявшихся традиций той или иной правовой системы.

В Российской Федерации судебная практика обычно не рассматривается как источник права вообще и интернет-права в частности, несмотря на то, что постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ фактически обязательны для нижестоящих судов.

В отношении полномочий Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу ситуация выглядит более определенной, так как его постановления обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации".43

В связи с этим можно согласиться с мнением профессора М.Н. Марченко о том, что "применительно к отдельным отраслям права и соответствующим им отраслям юридической науки признание прецедента, а еще шире - судебной практики в качестве источника права, безусловно, будет создавать благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития и совершенствования"44.

Думается, что Российской Федерации в свете вхождения в мировое информационное сообщество важно хотя бы частично признать судебную практику в качестве источника интернет - права. И здесь еще предстоит немало поработать ученым и практикам для реализации этой идеи.

Однако судебная практика не является и источником международного частного права. В то же время для толкования норм в процессе их применения значение судебной (а в области интернет-права особенно арбитражной) практики несомненно.

Как показывает анализ, удельный вес названных видов источников интернет - права в разных государствах неодинаков. Кроме того, в одной и той же стране, например в Российской Федерации, в зависимости от того, о каких отношениях в виртуальном пространстве идет речь, применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.

В этом смысле нормы интернет-права выступают в виде определенных правил (образцов) поведения в виртуальном (и материальном, когда это необходимо) пространстве, которым должны следовать все субъекты права. Можно выделить признаки норм интернет-права:

1) они выступают правилами (образцами) поведения в Интернете;

2) регулируют общественные отношения в этой среде;

3) создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей;

4) носят общеобязательный характер;

5) обеспечиваются в необходимых случаях соответствующими средствами воздействия (например, коллективного, корпоративного), в том числе принудительной силой государства;

6) содержат предписания, дозволения, запреты, а также рекомендации;

7) обусловлены уровнем развития общества.

Будучи образцами поведения, эти нормы при определенных обстоятельствах воздействуют на все виртуальное пространство, т.е. на всю сферу социальной деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в Интернете.

Как сфера социально-правового воздействия она представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих на основе норм интернет-права, иного законодательства такую деятельность, которая позволяет решать конкретные информационные задачи в правовой системе общества и ее подсистемах, включая и механизм правового регулирования отношений в виртуальном пространстве Интернета45. При этом сама эта сфера сегодня, являясь объектом социально-правового воздействия, на наш взгляд, может быть дифференцирована на множество областей и направлений исследования.

Среди них наиболее актуальными являются:

1) анализ интернет-права как права виртуального пространства;

2) разработка общей методологии понимания Сети и теоретико-правовые аспекты регулирования электронной среды Интернета;

3) применение на практике Окинавской хартии глобального информационного общества; анализ опыта правового регулирования и саморегулирования в Интернете;

4) характеристика законодательства об авторском праве в эпоху цифровых технологий и глобальных сетей;

5) изучение правового регулирования электронной торговли; характеристика предпринимательской деятельности в сети Интернет;

6) анализ взаимоотношений Интернета и СМИ;

7) исследование проблем ответственности субъектов права в Интернете;

8) изучение проблем правовой охраны сайтов и баз данных;

9) анализ правовых аспектов применения информационных технологий при осуществлении правосудия в Российской Федерации и др.

Отсюда можно сделать вывод, что содержание интернет - права характеризует также и специфическая информационно-правовая деятельность. Эта деятельность с правовой точки зрения является определенной совокупностью информационно-правовых действий, совершаемых конкретными субъектами и требуемых информационным законодательством. У этих действий есть юридическая цель, без констатации которой они теряют свое содержание. На практике информационно-правовые действия (шире - информационно-правовая деятельность) направлены на сбор и обработку правовой и иной информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов, разрешение споров и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения законодательства к нарушителям принимаются определенные меры в судебном порядке.

Кроме того, информационно-правовая деятельность направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные продукты, на создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином мировом виртуальном пространстве, направлена на эффективное информационное обеспечение граждан и других потребителей на основе государственных информационных ресурсов, обеспечение национальной безопасности в области информации и информатизации и др.

Сказанное позволяет выделить следующие особенности регулирования отношений в виртуальном пространстве Интернета:

1) социальное регулирование этой среды является не чисто правовым, нормативным. Оно использует как нормативные (нормы морали, этики и др.), так и ненормативные регуляторы (ценностный, директивный, информационный, технический);

2) поскольку мировые сети не могут быть собственностью одного субъекта (человека, организации, страны и др.), то социальное регулирование основывается на принципах правового регулирования, саморегулирования и сорегулирования;

3) деятельность участников базируется на новых, ранее неизвестных для правовой науки понятиях - "Интернет", "сайт", "провайдер", "доменные имена", "электронная торговля" и др., без использования которых наша страна не войдет в глобальные международные структуры;

4) информационно-правовая деятельность различных субъектов права в Интернете зачастую носит международную окраску и осуществляется на базе норм международных договоров и национального законодательства;

5) в процессе правоприменения выявляются компьютерные и иные правонарушения, а виновные наказываются на основе норм международного и национального законодательства;

6) оценка эффективности правового регулирования интернет-отношений осуществляется субъектами разных стран; можно прогнозировать, что в скором времени станет возможным выведение единых показателей эффективности регулирования в области всемирного виртуального пространства.

Однако этими особенностями регулирования отношений в сфере виртуального пространства характеристика особенностей интернет-права не исчерпывается. Необходимо иметь в виду, что в обозримом будущем перед Россией, как уже отмечалось, встанет непростая задача вхождения в цивилизованное информационное общество и ликвидации отставания в развитии информационно-коммуникативных технологий страны, в связи с чем предстоит большая законотворческая работа в области подготовки международных актов и договоров, касающихся регулирования своего сегмента всемирного виртуального пространства. Из этого следует, что интернет-право должно стать важнейшим компонентом глобального информационного общества и правового демократического государства46.

Кроме того, в условиях признания России страной с рыночной экономикой, вхождения в восьмерку крупнейших мировых держав и в краткосрочной перспективе во Всемирную торговую организацию (ВТО), нам предстоит решить ряд крупных проблем, которые связаны с дальнейшей демократизацией многих сфер общественной жизни.

Прежде всего, необходимо содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций; изыскать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые для широкой публики; уделить приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных регионах; уделить особое внимание нуждам и возможностям людей с меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан и осуществить меры, направленные на предоставление им более легкого доступа к информации; содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования", "беспрепятственных" технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного обмена и др. Все эти и другие обстоятельства должны учитываться при разработке теоретических и прикладных проблем интернет-права на современном этапе. Это, на наш взгляд, позволит с новых позиций взглянуть на понятие и характеристику этой области знаний, более оперативно ставить проблемы подготовки и принятия необходимых правовых актов и внедрения новых информационных технологий в юридическую деятельность.

Все это и предопределяет важность дальнейшего исследования всей системы интернет - права. В данном случае речь идет об интернет - праве как о новом комплексном институте российского права и учебной дисциплине. Но для того чтобы правильно определить место интернет - права в общей системе права, необходимо прежде всего остановиться на проблеме современных интернет-отношений в обществе, методах воздействия Интернета на юридическую жизнь, а также точно определить место интернет-права в современной системе права.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


2.1 Понятие и виды информационных ресурсов


Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления. Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.47

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

1) По специфике возникновения:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconРегламент использования сети интернет
Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconТиповые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении
Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconТема №1 начальные сведения об интернет вопросы: Общие сведения об Интернет
Вы можете передавать сообщение своему другу в любой конец земного шара, просматривать каталоги мировых библиотек или загружать на...
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconИнструкция по использованию ресурсов сети Интернет
Пользователь (учащийся или учитель моу сош №29) обязан выполнять все требования администратора локальной сети
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconИ проблемы правового регулирования
В то же время недостатки правового регулирования в данной области, пробелы в законодательстве и ошибочные решения не могут не сказываться...
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет icon2. Оставляя в стороне вопросы законодательного регулирования деривативов
Одной из наиболее сложных тем современного этапа развития российского законодательства является изучение правового регулирования...
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconВопросы по проблеме нормативно-правового регулирования в отрасли водоснабжения и водоотведения

Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconУчебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург
Пособие написано для тьюторов районных центров ит, а также работников образования, готовых использовать преимущества новых информационных...
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет icon2. Базы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет
Базы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет
Общие вопросы правового регулирования использования информационных ресурсов сети Интернет iconМетодические рекомендации для школ, подключаемых к сети Интернет Типовой регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет > 1 Типовой регламента Интернет точки
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница