Программа курса «Основы экономики»




Скачать 236.89 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы экономики»
Дата26.08.2012
Размер236.89 Kb.
ТипПрограмма курса
Программа курса

«Основы экономики»


Пояснительная записка


Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, выбравших социально-экономический профиль обучения.

Актуальность программы очевидна. Сегодня в условиях рыночных отношений экономические знания стали необходимым атрибутом любой деятельности, предпосылкой успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства. Мониторинг профессионального выбора выпускников, проводимый на протяжении 5 лет, показал, что почти половина ребят свою будущую деятельность связывают с экономикой и юриспруденцией. К тому же, социологический опрос, проведенный в 2005/2006 учебном году в нашей школе, показывает, что социально-экономический профиль обучения на старшей ступени образования выбрали бы 44% родителей и 25% школьников. Отсюда вытекает необходимость планомерной работы по экономической подготовке школьников. Для этого разработан курс « Основы экономики». Программа рассчитана на изучение экономики в старших классах в течение 136 часов учебного времени: 10 класс – 68 часов, 11 класс- 68 часов.

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что содержание учебного материала недостаточно представлено в базовом учебном плане по учебной дисциплине «Обществознание». Её содержание направлено на углубленную социально-экономическую подготовку школьников, развитие способностей, знаний, умений и навыков учащихся, формирование экономического мышления. В процессе изучения курса учащиеся познают основы экономической теории, особенности предпринимательской деятельности, знакомятся с профессиями социально-экономической сферы, с предложением и спросом, с конкуренцией на рынке труда, с составлением и оформлением финансовых документов, справок и отчетов. При этом проводится целенаправленный отбор контингента для высших экономических, юридических и других учебных заведений.

Основные цели данного курса:

-формирование у школьников основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;

-адаптацию учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;

-выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства;

- приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни.

Реализация поставленных целей поможет выпускникам школ стать в конечном итоге хозяином, способным эффективно трудиться, умеющим рассчитывать и предвидеть результаты своего труда с точки зрения экономической целесообразности, осознающим свои экономические права и обязанности.

Для достижения названных целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

  1. добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных экономических концепций, законов, принципов, а также их взаимосвязи;

  2. сформировать желание, выработать навыки и умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;

  3. формировать активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

5. развивать качества личности, которые повышали бы адаптацию выпускников к условиям рыночных отношений в стране: предприимчивость, расчетливость, экономность, умение принимать эффективные экономические решения в повседневной жизни.

В основе курса лежит технология личностно-ориентированного экономического образования школьников, обеспечивающая реализацию их личностных потребностей. Основу образовательной системы составляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Формы и методы обучения различны:

- решение расчетных и графических задач экономического содержания;

- тренинги, аукционы;

- ролевые, ситуационные и деловые игры,

- проведение практикумов;

- составление бизнес-планов;

- дискуссии и пресс-конференции и др.

Основными способами (критериями) оценивания результативности учащихся являются:

- тестирование;

- решение экономических задач;

- итоги участия школьников в деловых играх;

- экономические диктанты, рефераты, эссе;

- защита проектов;

- устный опрос;

- контрольные работы для каждого ученика и др.

При разработке содержания (учебной программы), методики проведения занятий в качестве исходных были приняты следующие принципы:

  1. междисциплинарность, интеграция, информация из отдельных областей знаний (экономика, история, право, математика и т.д.), многоаспектность тем, комплексные проблемы;

  2. научность и доступность, посильная сложность;

  3. личностно - деятельностный принцип. Проведение деловых игр, практикумов в рамках изучения курса способствует осознанию значимости экономических знаний, самореализации учеников, раскрытию и максимальному использованию их субъективного опыта

  4. экономическое образование ведется на основе действующего Законодательства Российской Федерации

Ожидаемые результаты программы.

В результате изучения курса «Основы экономики», помимо формирования собственной позиции относительно выбора профессии, школьники смогут приобрести «готовность к предпринимательской деятельности», а также усвоить (на определенном уровне) следующие умения:

-применять основные категории, понятия. Формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

-рассчитывать главные экономические показатели на основе имеющейся информации о деятельности предприятия, фирмы, предпринимателя: прибыль и рентабельность в результате осуществления различных видов экономической деятельности; величину

- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством, вырабатывать свою точку зрения на экономические явления и процессы.


Предлагаемая структура и содержание программы направлены на овладение учащимися следующими знаниями:

- основные понятия и термины: экономический рост, экономический цикл, мировая экономика, государственный бюджет, специализация, экономика, рыночная экономика, деньги, налог, собственность;

- главные экономические зависимости, выражающие связи между издержками производства и доходами, спросом и предложением, развитием экономики и уровнем жизни населения;

- природу и сущность экономических процессов налогообложения, денежно-кредитной политики;

- что представляют собой основные измерители экономической деятельности, основные показатели уровня жизни и др.

Итоговый контроль за процессом обучения предусматривает экзамены, тесты, собеседования.

Распределение учебных часов на разделы программы является примерным, поэтому учитель может корректировать её с учетом возможностей образовательного учреждения, запросов и интересов детей. Предусмотрено выделение времени на региональный компонент содержания образования.

В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.


Примерный тематический план

для изучения курса « Основы экономики» в профильном 10-м классе

(первый год обучения)

Изучаемая тема

Количество часов

Понятие об экономике и её роли в жизни общества.

4

Типы экономических систем и различия между ними

3

Спрос и предложение как проявление экономических интересов покупателей и продавцов

2

Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов

2

Основы денежного механизма

4

Закономерности денежного обращения

2

Рынок труда

4

Социальные проблемы рынка труда

5

Проблемы безработицы

3

Роль фирм в экономической жизни страны

2

Фирмы и конкуренция

5

Экономика семей

3

Дифференциация доходов и порождаемые её проблемы

3

Роль государства в экономической системе

2

Государственные финансы

3

Итоговое повторение

1

Итого

48


Содержание курса.


Тема 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ РОЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Урок 1.

Экономика как система хозяйственной жизни общества. Эконо­мическая наука (экономика) как наука о закономерностях хозяйст­венной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.

Урок 2.

Даровые и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы спе­циализации. Понятие о производительности труда. Причины возник­новения торговли и ее экономическое значение.

Урок 3.

Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребно­сти людей не могут быть удовлетворены полностью. Понятие об аб­солютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные ви­ды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым не­возможно преодоление относительной ограниченности производст­венных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограни­ченных ресурсов и его цена.


Урок 4.

Главные вопросы экономической жизни общества. Понятие о гра­нице производственных возможностей и описывающей ее кривой. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономи­ческие вопросы.

Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НИМИ

Урок 5.

Понятие об экономических системах и основные критерии их раз­граничения. Традиционная экономическая система. Командная сис­тема: ее особенности и дефекты.

Урок 6.

Частная собственность как основа рыночной экономической сис­темы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Урок 7.

Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных меха­низмов в смешанной экономической системе.

Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ

Урок 8.

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эла­стичность спроса и ее значение для продавцов.

Урок 9.

Понятие о предложении. Факторы формирования величины пред­ложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Тема 4. РЫНОК КАК МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ

Урок 10.

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Ме­ханизмы формирования рыночного равновесия.

Урок 11.

Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения.

Тема 5. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО МЕХАНИЗМА

Урок 12.

Причины введения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. Функции денег в экономике.

Урок 13.

Деньги как средство обмена. Понятие о денежном товаре.

Урок 14.

Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны.

Урок 15.

Деньги как средство сбережения. Понятие об активах и их лик­видности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДОЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Урок 16.

Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Поня­тие о скорости обращения денег и метод ее определения. Закон об­мена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйст­ве страны.

Урок 17.

Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупатель­ную способность денег. Виды инфляции. Экономические последст­вия гиперинфляции.

Тема 7. РЫНОК ТРУДА

Урок 18.

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара.

Урок 19.

Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Закон спроса на рынке труда.

Урок 20.

Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффекте дохода и его влияние на предложение труда.

Урок 21.

Ставка заработной платы как равновесная цена труда. Влияние на ставку заработной платы изменений в соотношениях спроса и пред­ложения на рынках труда. Причины возникновения устойчивых от­раслевых различий в уровнях заработной платы.

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА

Урок 22.

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателя­ми на рынке труда. Профсоюзы как представители коллективных интересов продавцов труда. Закономерности развития профсоюзного движения и их связь с уровнем благосостояния в стране.

Урок 23.

Основные направления деятельности профсоюзов. Влияние дея­тельности профсоюзов на уровни занятости и заработной платы.

Урок 24.

Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Проблемы относительной динамики прожиточного минимума, минимальной и средней за­работной платы.

Урок 25.

Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллек­тивных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты.

Урок 26.

Основные способы стимулирования трудовой активности работ­ников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стиму­лирования роста производительности труда.

Тема 9. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

Урок 27.

Понятие о безработице и критерии признания человека безработ­ным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России.

Урок 28.

Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы.

Урок 29.

Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

Тема 10. РОЛЬ ФИРМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

Урок 30.

Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирм.

Урок 31.

Виды фирм по российскому законодательству. Сравнительные характеристики различных видов фирм. Основные особенности ак­ционерных фирм.

Тема 11. ФИРМЫ И КОНКУРЕНЦИЯ

Урок 32.

Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фир­мы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы.

Урок 33.

Соотношение понятий "расходы", "платежи" и "затраты". Посто­янные и переменные затраты и различия в закономерностях их изме­нения.

Урок 34.

Понятие о постоянных и переменных затратах. Закономерности изменения постоянных и переменных затрат.

Урок 35.

Средние и предельные затраты. Закон убывающей предельной производительности факторов производства и его влияние на дея­тельность фирм.

Урок 36.

Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.

Тема 12. ЭКОНОМИКА СЕМЕЙ

Урок 37.

Источники доходов семей в странах с различными типами эконо­мических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.

Урок 38.

Различия в ценности для людей жизненных благ и влияние этих различий на структуру семейных расходов. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.

Урок 39.

Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние ин­фляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны.

Тема 13. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Урок 40.

Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства до­ходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в эконо­мике смешанного типа.

Урок 41.

Понятие о прогрессивном налогообложении. Налоговая деклара­ция и правила ее заполнения по российскому законодательству. От­ветственность граждан за уклонение от уплаты налогов.

Урок 42.

Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.


Тема 14. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Урок 43.

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны.

Урок 44.

Понятие о слабостях (провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.

Тема 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Урок 45.

Роль налогообложения в формировании доходов государства. Ви­ды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупате­лей, а также уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России.

Урок 46.

Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит.

Урок 47.

Понятие о государственном долге. Причины возникновения госу­дарственного долга и способы его сокращения. Способы государст­венного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

Урок 48.

Повторение пройденного материала и обсуждение с учащимися текущих экономических проблем России (на материалах опублико­ванных в печати макроэкономических обзоров и дискуссий по про­блемам государственного бюджета).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


Примерный тематический план

для изучения курса «Экономика» в профильном 11-м классе

(второй год обучения)


Изучаемая тема

Количество часов

Особенности экономического устройства России

6

Современное состояние российской промышленности и сельского хозяйства

4

Закономерности формирования спроса

8

Закон предложения и поведения фирм на рынке

6

Закономерности поведения фирм на конкурентном рынке

4

Монополия и методы защиты конкуренции

6

Структура и закономерности функционирования рынка капитала

6

Рынок земли и природных ресурсов

3

Банковская система и проблемы её функционирования

6

Проблемы экономического роста

5

Экономические основы международной торговли и валютного рынка

6

Экономические проблемы мирового хозяйства

2

Итоговое повторение

2

Итого

64


Содержание курса.


Тема 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Уроки 1-2.

Классификация стран мира по уровню экономического развития. Россия как постсоциалистическая страна с переходной экономикой.

Уроки 3-4.

Исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. Влияние индустриали­зации и урбанизации на формирование экономики России. Основные черты современного состояния национальной экономики. Реформи­рование экономики России в 90-х г.: достижения и неудачи.

Уроки 5-6.

Причины проведения в России приватизации государственной собственности. Трудности и проблемы, связанные с приватизацией российских предприятий.

Тема 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Уроки 7-8.

Российская промышленность: история возникновения и проблемы развития. Причины технической отсталости и экономической неэф­фективности российской промышленности.

Уроки 9-10.

Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства и причины ее низ­кой результативности. Причины трудностей в развитии российского фермерского движения.

Тема 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА

Уроки 11 -12.

Различия в формировании спроса в зависимости от типа товаров. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Парадокс Гиффена и его экономи­ческие причины.

Уроки 13 -14.

Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние на спрос цен других товаров. Демографические и культурно-бытовые факторы формирования спроса.

Уроки 15 -16.

Индивидуальный и рыночный спрос и взаимосвязь между ними. Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.

Уроки 17 -18.

Расчет эластичности спроса. Классификация товаров по степени эластичности спроса на них. Факторы формирования уровней эла­стичности спроса.

Тема 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА РЫНКЕ

Уроки 19-20.

Цели деятельности фирмы. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможности собственников влиять на це­ли деятельности фирмы. Влияние цели фирмы на формирование ее кривой предложения.

Уроки 21 - 22.

Индивидуальное и рыночное предложения и связь между ними. Понятие о совокупном предложении и особенности его формиро­вания.

Уроки 23 - 24.

Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирую­щие уровень эластичности предложения. Зависимость эластичности предложения от времени.

Тема 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ

Уроки 25 - 26.

Условия эффективности деятельности фирмы. Понятие о транс-акционных затратах. Эффект масштаба и его значение для формиро­вания коммерческой политики фирмы. Технологическая и экономи­ческая эффективность деятельности фирмы.

Уроки 27-28.

Условия возникновения совершенной конкуренции. Значимость конкуренции для эффективности распределения ресурсов общества. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции. Изме­нение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конку­ренции.

Тема 6. МОНОПОЛИЯ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

Уроки 29 - 30.

Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирова­ния коммерческой политики фирмы. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста.

Уроки 31 - 32.

Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизиро­ванные рынки. Понятие о государственной монополии. Естествен­ные монополии и причины их возникновения. Монополизация рын­ков в российской экономике. Типичные формы поведения фирм-монополистов.

Уроки 33 - 34.

Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. Демпинг и методы борь­бы с ним. Классификация монополий по российскому законода­тельству.

Тема 7. СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА

Уроки 35 - 36.

Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм. По­нятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупа­тели. Экономическая логика формирования сбережений и их пре­вращения в инвестиции.

Уроки 37 - 38.

Структура рынка капитала. Понятие о заемном и собственном ка­питале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о цен­ных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с кур­сом акций. Проблемы организации и регулирования фондового рын­ка в России.

Уроки 39 - 40.

Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирова­ния рыночной цены капитала. Дисконтирование как метод учета раз­ной ценности денег во времени. Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала.

Тема 8. РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Урок 41.

Частная собственность на землю, ее экономическое значение и проблемы реализации в условиях России. Причины различий в эф­фективности использования земельных угодий.

Урок 42.

Особенности формирования предложения на рынке земли. Поня­тие о ренте и закономерности ее изменения при колебаниях спроса на землю. Типы покупателей на рынке земли и факторы, влияющие на их спрос.

Урок 43.

Основные категории природных ресурсов и закономерности их использования. Понятие о запасе и потоке ресурсов. Закономерности формирования спроса на запасы и потоки природных ресурсов. Проблема резервирования природных ресурсов и ее значение для России.

Тема 9. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Урок 44.

Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказы­ваемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные ви­ды банков.

Урок 45.

Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Законо­мерности формирования процента за кредит.

Урок 46.

Понятие о векселях и чеках. Безналичные денежные расчеты и роль банков в их обеспечении. Современная структура денежной массы и значение изменений в ней.

Уроки 47- 48.

Частичные резервы и избыточные резервы банков. Понятие о кре­дитной эмиссии и ее связь со структурой банковских депозитов. Причины возникновения общенациональных резервных банковских систем. Принципы установления резервных требований к коммерче­ским банкам. Достоинства резервной банковской системы.

Урок 49.

Функции Центрального банка страны. Регулирование Централь­ным банком страны масштабов кредитной эмиссии.

Тема 10. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Урок 50.

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста.

Урок 51.

Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.


Урок 52.

Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие реше


шло для обеспечения экономического развития. Порочный круг слаборазвитости и особенности его проявления в экономике России.

Уроки 53 - 54.

Неравномерность экономического роста и развития и причины, ее порождающие. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов. Методы воздействия на ход экономических циклов.

Тема 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВАЛЮТНОГО РЫНКА

Уроки 55 - 56.

Экономические причины возникновения международной торгов­ли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и отно­сительного экономического преимущества и их значение в формиро­вании международного разделения труда и мировой торговле. Влия­ние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Урок 57.

Плюсы и минусы развития международной торговли. Причины возникновения протекционизма и торговых войн. Значение между­народной торговли для экономики России. Методы государственно­го регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования. Формы либерализации международной торговли и перспективы вступления России в торговые союзы.

Уроки 58 - 59.

Причины сохранения многовалютности и ее значение для возник­новения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические по­следствия изменений валютных курсов.

Урок 60.

История развития российской внешней торговли. Современная структура российского экспорта и импорта и ее экономическая оцен­ка. Проблемы развития внешнеторговых операций России в бли­жайшие годы.

Тема 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Урок 61. ,,

Различия в уровнях богатства наций как глобальная экономиче­ская проблема. Барьеры на пути ускорения роста благосостояния беднейших наций.

Урок 62.

Экономические аспекты экологических процессов. Экологиче­ские ограничения при выборе стратегии экономического развития России





Список литературы для учителя

  1. Дудников В.В. и др. Экономическая культура. 5-11 кл. Книга для учителя. Самара, 1995.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Право и экономика: Методическое пособие для учителя. 10-11 кл. В 2-х частях. Ч.I/ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний».- 3-е изд., перераб.- М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

Список литературы для учащихся

1.Липсиц И.В. Экономика. М.: ВИТА-ПРЕСС,1999.


2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Право и экономика: Учебное пособие для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Книга 1./ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний».- 3-е изд., переработанное.- М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.


Российская экономическая мысль


Первый русский экономист и публицист Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726) свой основной трактат «Книга о скудости и богатстве» разработал в 1724 году, т.е. когда всемирно признанному родоначальнику политэкономии шотландскому экономисту и философу А.Смиту (1723 – 1790) был всего один год. Название книги И.Т. Посошкова очень близко к названию исследования А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Обе работы посвящены главным проблемам политэкономии: сущности и формам богатства нации, механизмам его роста. Русский ученый, также как и шотландец, источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепления экономического могущества России и её независимости. Как и все меркантилисты, он был сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая роль государства в экономике, Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами собирают деньги в казну. Он четко различает богатство казны и богатство народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, справедливый суд. Он писал о «правде» и справедливости как необходимой предпосылке устранения скудости и умножения богатства в стране. Посошков осуждает подушную подать, потому что она не учитывает разницы в экономическом положении плательщиков. Предлагает фиксировать повинности крестьян при наделении их землей, чтобы исключить рост оброков и барщины. Выступает с предложением размежевать крестьянские и помещичьи земли, снизить подати, установить равный суд для всех сословий. Предполагают, что именно эти предложения послужили поводом для его ареста и заключения в Петропавловскую крепость в 1726 году. Он был сторонником преобразований, проводимых Петром Первым.

Похожие:

Программа курса «Основы экономики» iconКалендарно тематическое планирование курса «основы религиозных культур и светской этики» модуль «основы светской этики» 2 ч в неделю всего 34 часа
В соответствии с Учебной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики» Москва, 2009
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма курса «Планета здоровья» Программа курса «Подвижные игры»
Социальное направление Программа курса «Общественно-полезный труд»
Программа курса «Основы экономики» iconРабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика»
«Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А. В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл....
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма экономической практики для студентов III курса специальности 080507 «менеджмент организации»
Обсуждено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры экономики
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма дисциплины английский язык по специальности: 050115 «Основы права и экономики», 050117 «Каз язык и литература», 050509 «Финансы», 050503 «Юриспруденция», 050703 «Информационные системы»
По специальности: 050115 «Основы права и экономики», 050117 «Каз язык и литература», 050509 «Финансы», 050503 «Юриспруденция», 050703...
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма по дисциплине Бухгалтерский учет и основы аудита для слушателей 2 курса заочной формы обучения по специальности «Мировая экономика»
Целью дисциплины «Бухгалтерский учет и основы аудита» для слушателей является изучение теоретических основ и базисных принципов бухгалтерского...
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма курса русский язык. 1-4 классы Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального...
Программа курса «Основы экономики» iconФакультет экономики кафедра английского языка
Данное учебно-методическое пособие является дополнительным к учебнику “Total English Upper Intermediate”, Richard Acklam, Araminta...
Программа курса «Основы экономики» iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница