Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок»




Скачать 156.07 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок»
Дата26.08.2012
Размер156.07 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4


Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы

протокол №462 Власова И.В._______ В.В. Бондарь________

от «08»сентября 2011г. зам директора по ВР «08»_сентября_ 2011 г.

Костина М.В._______

«08»_сентября_2011 г.


Программа

внеурочной деятельности

оздоровительного практикума

«ЗДОРОВЯЧОК»


Направление: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Программа рассчитана на 33 часа


Учитель: Т.А. Иншина


Радужный, 2011г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интегрированная программа внеурочной деятельности «Здоровячок» создана на основе двух программ:

  1. Под редакцией В.Н. Касаткина «Педагогика здоровья»

Утверждена Министрами образования, здравоохранения Президентами РАО и РАМН РФ.2000г.

  1. Вишневская Е.Л., Волошинов В.В., Глаголева А.М., Смирнов А.Т. и др.

«Основы безопасности жизнедеятельности». Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997 г и рассчитана на 33 часа.

Программа курса «Здоровячок» предназначена для учащихся 6-7 лет, обучающихся в первом классе общеобразовательной школы, и призвана вооружить школьников умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы вести здоровый образ жизни.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному, оно имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, сконцентрированным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения в 1949 году: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков. Профессор С.М. Громбах адекватно современным условиям жизни сформулировал определение здоровья, как «степени приближения» полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Важным в этом определении считается отношение к нему как динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Надо учить ребят управлять своим здоровьем. И эта задача может и должна решаться в школе, ибо именно образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Главная цель курса «Здоровячок» - знакомство с самим собой.

Многие темы касаются отдельных качеств человека: физические свойства ребенка, физиологические особенности, эмоциональные стороны восприятия.

В программе содержится информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии, которая служит самопознанию, самоприятию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.

Исходя из главной цели были сформулированы задачи программы:

- формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни;

- обучение учащихся различным методам эмоционально-сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

- обучение учащихся практическим универсальным учебным действиям, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;

- побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности.


В основу программы «Здоровячок » легли следующие принципы:

- доступность учебного материала для учащихся 6-7 летнего возраста;

- постепенность расширения круга универсальных учебных действий;

- соблюдение логической связи между отдельными разделами программы;

- повторение основных положений из каждого раздела, которое обеспечивает системное усвоение теоретических основ программы.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю в количестве 33 часов в учебном году на всем протяжении обучения в 1-ом классе.

Контроль уровня универсальных учебных действий, личностного отношения к проблеме здоровья и здорового образа жизни предполагается осуществлять в рамках каждого тематического блока. При этом особый акцент предполагается делать на качественные сдвиги в познании, когда учитывается не столько воспроизведение изучаемого материала, сколько формирование на основе полученной информации взглядов, убеждений и мотивации.

Занятия планируется строить с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; приобретении опыта, так как в младшем школьном возрасте детям необходим взрослый организующий опыт их жизни и, помогающий его воспринять и осознать. В процессе занятий планируется разучивание различных комплексов упражнений, направленных на снятие утомления, формирование правильной осанки, предупреждения миопии; а также проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-творчества, уроки-конкурсы.

Ожидаемые результаты:

изучение курса «Здоровячок»

обогатит учащихся:

- новыми знаниями о себе;

- о сверстниках;

- об окружающем мире;

поможет им стать:

- здоровыми

- счастливыми

- людьми, которые могут адаптироваться в современных условиях жизни физически, психически, нравственно.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГОГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен знать:

- основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим, физические упражнения для снятия усталости, зарядки организма) и приводить примеры, связанные с ними;

- значение образа жизни в укреплении здоровья человека;

- необходимость правильного питания;

- правила личной гигиены;

- значение закаливания;

- правила для пешеходов;

- правила обращения за помощью, номера телефонов правоохранительных служб.

Учащийся должен иметь представление:

- о понятиях «добро» и «зло»;

- об основных полезных и вредных для здоровья привычках;

- о семье и ее членах;

- о распорядке дня;

- об основах безопасного поведения на улицах и правилах дорожного движения;

- о домашней аптечке;

- о бытовых травмах и их предупреждении;

- о правилах содержания рабочего места;

- о правилах поведения на природе.

Учащийся должен уметь:

- сохранять правильное положение тела при учебной деятельности, работе и движении;

- использовать игру как средство организации досуга;

- выполнять правила личной гигиены и режим дня;

- вырабатывать позитивный эмоциональный настрой к школьной жизни;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- вызвать при необходимости медицинскую помощь и полицию;

- поддерживать чистоту учебного места.


Учебно - тематический план



п/п

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Предполагаемые сроки прохождения

1

Самопознание через чувства и образ

4

Давай познакомимся

Мы все похожи и все разные

Человек в мире людей

Обобщающий урок

02.09 - 23.09

2

Школа здорового питания

5

Питание и эмоцио- ональное состояние

Пищеварение. Питательные вещества их значение для развития и роста организма

Питание и индивиду- альное здоровье

Производство, хранение и распространение продуктов питания

Приготовление пищи

30.09 - 28.10

3

Ослепительная улыбка на всю жизнь



3

Правила ухода за зубами

Здоровое питание-здоровые зубы

Строение зубов. Кариес.



11.11 - 25.11



4

Здоровье и здоровый образ жизни



9

Что такое здоровье.

Образ жизни и здоровье человека.

Понятие о болезни. Понятие о гигиене. Гигиена

Опасность употребления незнакомых веществ.

Правильное дыхание.

Закаливание-способ предупреждение простуд.

Вредные привычки.



2.12 -23.12

13.01-10.02

5

Нравственно-этические основы здоровья

2

Понятие «добро» и «зло.

Правила общения.

17.02-24.02

6


7



Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний


Основы семейной жизни

4


2

Причины заболеваний.

Простуды. Иммунитет, двигательная активность, недостаток движений. Стрессы: причины, следствия для здоровья.

Точечный массаж.


Моя семья. Члены семьи и их роли. Состав семьи. Любовь и уважение как основа отношений в семье. Родители, бабушка, дедушки, родственники. Связь поколений.

2.03-23.03


6.04-13.04

8

Рациональная организация жизнедеятельности


2

Режим дня первоклассника. Что такое режим. Зачем он нужен. Чередование видов деятельности.

20.04-27.04

9

Поведение в чрезвычайных ситуациях

2

Основы безопасного поведения на улице.

Опасности дома. Оказание первой помощи при травмах.

11.05-18.05




Итого:

33







Содержание программы:

  1. Самопознание через чувство и образ.(4 часа)

Что такое здоровье. Понятие здорового образа жизни. Я познаю себя. Мы все похожие и все разные. Я познаю других. Человек в мире людей.

Главная задача этого раздела – развитие способностей к самореализации и самосознанию.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть себя, свою индивидуальность и оригинальность в продуктах своей деятельности, дать точку опоры для узнавания и оценки самого себя. Познакомить ребенка с закономерностью своих ощущений и восприятий, помочь в осознании положительных и отрицательных эмоций на психическое здоровье человека. Осознание ребенком самого себя и в сравнении со сверстниками, формирование их общности, единства группы.

Учащиеся должны уметь имитировать различные эмоциональные проявления, распознавать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, уметь попросить о помощи в трудных ситуациях.

Понимать природу переживаний в периоды кризисов взросления, необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия.

Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения.

Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

  1. Школа здорового питания.( 5 часов)

Питание- основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и растения. Лекарственные растения. Гигиена питания. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка стола, оформление блюд.

Основная задача этого раздела – показать ученикам, что питание одно из важных условий в формировании здоровья человека.

Практические задания:

1. Составление меню обычного дня и праздничного.

2. Контрольные вопросы.

Ученики должны знать правила, поведения за столом, хранения, использования и обработки, необходимых для растущего организма продуктов питания.

Уметь готовить разнообразные основные блюда, составлять индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма, организовывать собственное питание в течение дня, различать ядовитые грибы и ягоды, избегать пищевых факторов риска; оценить правильность и сроки хранения продуктов на упаковке.

Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды, навык оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употреблением.

3. Ослепительная улыбка на всю жизнь (3 часа)

Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. Заболевания зубов, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.

Задача этого раздела – познакомить учеников со средствами гигиены и профилактическими мероприятиями заболеваний полости рта.

Освоение практических навыков:

Правила гигиены полости рта. Выбор зубной щетки. Выбор зубной пасты.

Ученики должны знать правила ухода за зубами. Уметь выбирать зубную щетку, зубную пасту, менять щетку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца, пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силанты и др.) Посещать стоматолога не реже одного раза в год с целью профилактического осмотра.

4. Здоровье и здоровый образ жизни(9 часов)

Понятие «здоровье», понятие «болезнь», образ жизни, здоровый образа жизни, его влияние на организм человека, его долголетие. Понятие о гигиене. Гигиена тела, одежды, рабочего места. Гигиена дыхания. Опасность употребления незнакомых веществ. Закаливание-способ предупреждения простуд. Вредные привычки.

Задача этого раздела - показать ученикам, что от выбора их образа жизни зависит дальнейшее здоровье и достижение цели.

Ученики должны знать правила личной гигиены, что такое пассивное курение. Они должны понимать, что алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов - это трудноизлечимые болезни. Знать комплексы физминуток, методы закаливания

Освоение практических навыков:

Комплексы утренней гимнастики. Чистка одежды, обуви.

5. Нравственно-этические основы здоровья (2 часа).

Чувства и культура их выражения: доброта, любовь, милосердие, обида. Причины распространенных конфликтов и их анализ, меры предупреждения. Поведение в общественных местах, в гостях, за столом.

Задача этого раздела - помочь ребенку разобраться в своих чувствах к другим, научить сопереживать чужой беде и радоваться вместе с товарищами, получать от этого эмоциональное удовлетворение.

Освоение практических навыков:

Приветствуем друг друга. Как входить и выходить из помещения.

6. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний(4 часа).

Причины простудных заболеваний. Инфекции. Малоподвижный образ жизни. Понятие «иммунитет». Укрепление иммунитета. Точечный массаж- профилактика простудных заболеваний. Понятие «стресс», меры его профилактики. Почему мы болеем. Причины простуды: переохлаждение, слабый иммунитет, несоблюдение норм гигиены. Профилактика простудных заболеваний

Задача раздела - дать ученикам знания о том, что простудные заболевания, инфекционные можно предотвратить, путем укрепления иммунитета различными методами закаливания.

Освоение практических навыков:

Как правильно принимать контрастный душ. Гигиена рук. Комплексы физминуток для снятия стрессовой ситуации. Разучивание физических упражнений для снятия напряжения и усталости. Точечный массаж.

  1. Основы семейной жизни(2 часа).

Моя семья. Члены семьи и их роли. Состав семьи. Любовь и уважение - основа отношений в семье. Роль родителей, бабушек, дедушек, детей, родственников. Связь поколений.

Задача раздела - показать значение семьи в жизни человека.

  1. Рациональная организация жизнедеятельности(2 часа).

Понятие «режим дня». Для чего он нужен. Как влияет учебная деятельность на организм первоклассника. Признаки утомления. Для чего нужны перемены в учебных занятиях. Как чередовать учебную нагрузку и отдых. Каким должен быть отдых. Сон. Его влияние на здоровье и психическое состояние.

Задача раздела - показать значение режима дня для здоровья. Научить учеников ценить свое время и использовать его с пользой для здоровья.

Освоение практических навыков:

Построение режима на неделю.

  1. Поведение в чрезвычайных ситуациях (2 часа).

Основы безопасного поведения на улице. Как обратиться за помощью в экстренных случаях. Поведение с незнакомыми людьми. Как вызвать полицию. Правила поведения на улице. Правила пользования городским и личным транспортом. Общение с незнакомыми людьми. Поведение в подъезде. Если один дома. Поведение при пожаре, при порыве труб водоснабжения, утечке газа и др. Оказание первой помощи при травмах.

Задача раздела - научить ребят быть осмотрительными, внимательными при переходе улицы, общении с незнакомцами, при чрезвычайных ситуациях. Уметь правильно оказать первую помощь себе и своим близким.

Освоение практических навыков:

Как переходить дорогу. Вызываем полицию, скорую помощь, пожарную службу. Остановим кровотечение. Первая помощь при ожоге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983 г.

  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1986 г.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 2001г.

  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., Педагогика, 2000г.

  5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России, 2000г.

  6. Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. М. 1985 г.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1998 г.

  8. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 2004г.

  9. Заготова С.Н. Справочник школьника. Ростов, «БАРОПРЕСС», 1999 г.

  10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1999г.

  11. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников. – Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2001г.

  12. Леви В. Нестандартный ребенок. СПб, Питер, \2001 г.

  13. Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1993 г.

  14. Обухова Н.Н. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Триола,2002 г.

  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.М., Новая школа 1995 г.

  16. Стрелкова А.М. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-яй.

  17. И.И. Соковня –Семенова Основы здорового образа жизни . М.,2001г.

  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., Просвещение,2002 г.

  19. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. – Рязань, 1997 г.

  20. Мир детства: подросток //под ред. А.Г. Хрипковой.- М., 2001.

  21. Педагогика здоровья. – М., 1990

Похожие:

Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconПрограмма внеурочной деятельности «Школа олимпиоников»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconПрограмма внеурочной деятельности
Реализация программы внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Целью программы внеурочной...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности (фгос) учащихся 1 класса на 2011 2012 учебный год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconПрограмма внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Сборник программ внеурочной деятельности, реализуемые в мбоу «Большегондырская сош», с. Б-гондыр, 2012г
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности «Риторика» Учитель начальных классов Кузина Людмила Сергеева
Т. а ладыженкой и обеспечена умк (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской....
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconПрограмма внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 4 года
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва» для 1 класса
Программа интегрированного историко-экологического курса внеурочной деятельности «Моя Москва» соответствует федеральному компоненту...
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconИнструкция Единые требования к рабочей программе по внеурочной деятельности Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны самостоятельно или на основе переработки примерных программ
Программа внеурочной деятельности оздоровительного практикума «здоровячок» iconПрограмма внеурочной деятельности «Школа докторов Природы»
Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница