Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида




Скачать 114.55 Kb.
НазваниеРекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида
Дата26.08.2012
Размер114.55 Kb.
ТипПрограмма
Домоводство

для классов с умеренной степенью умственной отсталости

5-9 классы


Пояснительная записка


Программа составлена на основе программы для детей с глубокой умственной отсталостью под ред А.Р. Маллера.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с умеренной степенью умственной недостаточности занимает обучение их бытовому труду. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Уроки домоводства являются средствами активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, - это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культурного поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

Обучение детей домоводству строится на базе их подготовки, полученной в начальных классах, главным образом на уроках привития санитарно-гигиенических навыков и ручного труда. В ходе занятий воспитанники учатся дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Большое внимание уделяется уходу за жилищем.

Методологической основой программы является стандарт общего образования для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида; экспериментальная программа для детей с умеренной степенью умственной отсталости под ред А.Р.Маллера.

Изучение модулей построено по концентрическому принципу: от класса к классу в течение 5 лет изучаются 3 темы: «Уход за одеждой и обувью», « Уход за жилищем», « Приготовление пищи». В ходе изучения тем отводится на изучение теоретического материала, где обучающиеся знакомятся с основными понятиями , и практические работы, которые направлены на формирование навыков самообслуживания, ухода за жилищем, правил поведения в обществе. Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.


Рекомендуемая последовательность

изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида


п/п

Название темы

Часы/ в. т.ч практические




класс

5

6

7

8

9




Вводные урок

1

1

1

1

1



Уход за одеждой и обувью

22/12

22/12

22/12

22/12

22/12

2.

Уход за жилищем.

22/14

22/14

22/14

22/14

22/14

3.

Приготовление пищи.

22/12

22/12

22/12

22/12

22/12




Итоговый урок

1

1

1

1

1




Итого:

68

68

68

68

68



Программа

(2 часа в неделю)

5 класс

1. Уход за одеждой и обувью.

Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней.

Одежда. Виды одежды.

Обувь. Виды обуви.

Смена одежды и обуви по сезонам.

Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья. Приёмы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки.

Навыки владения иглой и напёрстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитьё по проколам.

Практическая работа. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытьё резиновой обуви; сушка мокрой обуви.

Ежедневное вытряхивание и чистка щёткой своей одежды.

Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.

2. Уход за жилищем.

Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения. Гигиенические правила уборки классного помещения.

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника.

Название мебели и её назначение. Правила ухода за мебелью.

Правила поведения в квартире.

Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.

Практическая работа. Дежурство по классу (подготовка для доски мела, влажной тряпки, удаление пыли со столов, стульев, подоконников). Участие в подготовке жилого помещения к зиме (оклейка окон). Участие в уборке двора зимой. Участие в генеральной уборке жилого помещения. Чистка мебели. Уход за комнатными растениями.

3. Приготовление пищи.

Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Место приготовления пищи и оборудование его. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами. Сервировка стола.

Практическая работа. Экскурсия в хлебный и овощной магазины. Сервировка стола к чаю. Правила накрывания стола к чаю, размещение каждого предмета на столе. Уборка, мытьё чайной посуды горячей водой. Просушивание чайной посуды, складывание и хранение её.


6 класс

1. Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного.

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Значение опрятного вида человека.

Поддержание одежды в порядке:

- правила пришивания пуговиц, вешалок, зашивание распоровшегося шва.

Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок. Правила пользования моющими средствами и их хранение.

Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

Практическая работа. Пришивание пуговиц, вешалок к домашней и школьной одежде, зашивание распоровшегося шва. Стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную. Экскурсия в прачечную.

2. Уход за жилищем.

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Предметы для подметания пола (веник, щётка, совок). Повседневная сухая уборка жилого помещения. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).

Виды освещения и отопления жилых помещений.

Практическая работа. Чистка мебели, мытьё рабочих столов и подоконников. Участие в уборке двора.

3. Приготовление пищи.

Повторение норм и режимов питания. Значение витаминов в питании.

Виды мясных и рыбных продуктов. Виды круп.

Холодильник. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

Правила накрытия стола к обеду, размещение каждого продукта на столе. Назначение и правила пользования каждым предметом во время приёма пищи.

Практическая работа. Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов. Мытьё столовой посуды в горячей воде и споласкивание её в чистой горячей воде. Приёмы сушки посуды. Уборка со стола после еды.


7 класс

1. Уход за одеждой и обувью.

Приёмы стирки мелких носильных вещей (носки, трусы, фартук, косынка).

Правила пользования утюгом. Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани.

Чистка кожаной обуви. Хранение принадлежностей для чистки одежды и обуви.

Практическая работа. Стирка мелких изделий из хлопчатобумажной ткани.

Глажение фартуков. Косынок, носовых платков, салфеток и др.

Складывание ткани по разрыву, стачивание ручным швом. Пришивание пуговиц.

2. Уход за жилищем.

Закрепление ранее приобретённых навыков. Ежедневная уборка класса. Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения. Правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытий. Уход за растениями в классе.

Практическая работа. Ежедневный уход за комнатными растениями, протирка пыли с цветов, мебели, подоконников, мытьё полов.

3. Приготовление пищи.

Помещение кухни, соблюдение чистоты и порядка. Оборудование кухни.

Кухонная посуда. Мытьё кухонной посуды: кастрюль, чайников, сковородок.

Нагревательные приборы и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи.

Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов.

Практическая работа. Помощь взрослым в приготовлении овощных блюд из сырых овощей (салат). Чистка картофеля, овощей (сырых), отваривание картофеля.


8 класс

1.Уход за одеждой и обувью.

Закрепление навыков, полученных в 7 классе.

Пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты. Определение места оторванной пуговицы.

Практическая работа. Приготовление белья и одежды к ремонту. Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву и разорванному месту. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, стачивание ручным швом. Соединение краёв разрыва частыми смёточными стежками. Наложение заплаты. Утюжка.

2. Уход за жилищем.

Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения. Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборках двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленение школьного двора.

Пылесос. Правила пользования.

Практическая работа. Проведение генеральной уборки помещения, чистка зеркал. Сухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов.

3. Приготовление пищи.

Закрепление ранее приобретённых навыков. Правила пользование вилкой и ножом. Правила поведения за столом.

Помощь взрослым в приготовлении пищи.

Практическая работа. Заваривание чая. Приготовление яиц вкрутую. Чистка варёного картофеля. Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей. Чистка ножей и вилок.


9 класс

1. Уход за одеждой и обувью.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

Значение опрятного вида человека.

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.

Правила и приёмы глажения белья, брюк, спортивной одежды.

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Практическая работа. Выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой ситуации. Стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка.

Определение собственных размеров одежды и обуви.

Экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующему ученику. Рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности.

2. Уход за жилищем.

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке пылесоса.

Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету.

Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, масляная краска, линолеум, ковёр), средства ухода за полом.

Уборка кухни, санузла, ванны.

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

Практическая работа. Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытьё зеркал. Сухая и влажная уборка помещения. Пользование пылесосом и уход за ним. Мытьё полов. Мытьё кафельных стен, чистка раковин.

Уход за комнатными растениями.


3. Приготовление пищи.

Закрепление ранее приобретённых навыков.

Правила хранения продуктов в холодильнике. Правила пользования холодильником.

Практическая работа. Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов. Нарезка хлеба, сырых и варёных овощей. Строгое соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами. Приготовление бутербродов, салата, напитка из варенья. Сервировка стола с учётом различных меню. Мытьё посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.


К концу 9 класса учащиеся должны знать:

- жилище: виды жилых помещений; название мебели.

- обувь и одежда: название одежды, обуви, головных уборов. классификация обуви и одежды, головных уборов по сезонам, от назначения, рода деятельности;

- понятие пища: рецепт, блюдо, продукты, сервировка стола, правила поведения, кухонные приборы, посуда, бытовая техника.


Должны иметь умения и навыки:

- самообслуживания;

- ухода за одеждой, обувью;

- уборки жилых помещений, классных комнат;

- приготовления простых блюд пищи;

- мытья посуды, ухода за бытовыми приборами.


Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под ред. В.В.Воронковой. М., «Школа –Пресс», 1994

  2. «Н.Б.Коростелев «Воспитание здорового школьника». М., «Просвещение», 1986

  3. Программа для детей с глубокой степенью умственной отсталостью, под ред А.Р. Маллера. М., 1998

  4. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида под ред. А.М.Щербаковой, М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2001

Похожие:

Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconРабочая программа по математике ( VIII вида)
Составлена в соответствии с учебным планом школы, на основе программы по математике для коррекционных школ 8 вида
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconПримерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconРабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-8 классы для классов с глубокой степенью умственной отсталости, под редакцией А.
А. Р. Малера, программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconРабочая программа по курсу «ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 1-4 классы Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 4 классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы, под редакцией...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconРабочая программа по физике 7-9 класс
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconРабочая программа по физике для 11 общеобразовательного класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для профильной школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на 3 часа в неделю.
И рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconПояснительная записка программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I -iv классы
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний VIII вида плдготовительный, I –iv...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconУчебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий
Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconПояснительная записка в результате изучения данных тем курса математики учащиеся должны уметь
Планирование составлено на основании государственной программы для общеобразовательных школ. Использованы материалы книги для учителя...
Рекомендуемая последовательность изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида iconПояснительная записка Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( 5-9 классы) под ред В. В. Воронковой
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( 5-9 классы) под ред В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница