Опыта




Скачать 487.71 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/4
Дата26.08.2012
Размер487.71 Kb.
ТипКлассный час
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Борисовский агромеханический техникум»


Тема опыта:


«Классный час как средство повышения эффективности воспитательного процесса»


Марченко Алла Михайловна,

классный руководитель,

ГОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум»


2011

«КЛАССНЫЙ ЧАС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»


Автор: классный руководитель

ГОУ СПО «Борисовский агромеханический техникум»

Марченко Алла Михайловна


Государственная политика в области образования, подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе, не ущемляя права и достоинства других его членов. Направленность личности определяется направленностью процесса воспитания.

Большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит классному руководителю.

Цель воспитательной работы классного руководителя формирование правильной жизненной позиции обучающихся, прививать любовь, воспитывать духовно-развитую, творческую, нравственную и физически здоровую личность.

Одной из важнейших форм воспитательной работы является классный час.

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя со студентами с целью содействия формированию коллектива группы и развитию ее членов.

Классный час, как форма воспитательной работы обладает большим педагогическим потенциалом. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач: обогащение сознания студентов знаниями об обществе, человеке, природе; усвоение воспитанниками навыков и умений познавательной деятельности; формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка; формирование коллектива группы.

Классные часы выполняют воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы классного руководителя: определение содержания классного часа, оформление классного часа, планирование серий классных часов как целенаправленного процесса.

Марченко А.М. использует при проведении классных часов с закрепленной группой следующие методы: рассказ, беседа, анализ ситуации, решение педагогических и психологических задач, игра, инсценирование, тестирование, анкетирование, опрос, диспуты на темы морали. Но чаще главной организационной формой у нее в группе являются классные часы, часы общения, информации.

Чтобы повысить эффективность этой работы и обеспечить плановость и системность, с этой целью Аллой Михайловной Марченко разработана этическая программа классных часов, из расчета 15-16 часов в год на каждом курсе.

Во время классных часов по теме «Кто я? Каков я? Знаю ли я себя?», Марченко А.М. применяются различные психодиагностические методики, которые позволяют студентам выяснить свои индивидуальные особенности, а затем, опираясь на них, развивать нужные качества, которые помогают приобретать им необходимые знания и умения. А уже с их помощью реализовать собственные потребности. То есть от самоанализа - к самовоспитанию.

Во время классных часов по данной тематике студенты определяют свой тип мышления, темперамент, психологический тип, соотношение воли и гибкости в характере, степень развития чувства ответственности, творческий возраст и другие особенности своей психологии. В итоге каждый получает психологический портрет своей личности.

Практическая польза заключается в том, что если у студента сегодня есть возможность узнать о себе что-то новое, то завтра он будет чуточку другим. А самое главное – каждый убеждается в том, что никакой человек не бывает бесталанным. И ничто не помешает ему добиться успеха, если только он здоров, и не лишен желаний и воли.

А добиться успеха может только подготовленный к этому человек. Поэтому еще одна задача, которую решает Алла Михайловна, начиная с 1-го курса, - воспитание практической личности, которую характеризуют трудолюбие, хозяйственность, инициативность, организованность, способность обеспечить себя и свою семью, и другие качества делового человека, старается помочь студентам подготовиться к взрослой самостоятельной жизни. Именно с этой целью ею проведены классные часы: «Деловой этикет», «Телефонный этикет», «Жизнь как деяние», «Поговорим о вежливости», «Как беречь свое время», «Самоорганизация, самодисциплина, ответственность – как воспитать эти качества?», «Я в механики пошел… и т.д.».

С самого начала классный руководитель Марченко А.М. настраивает студентов на будущую профессиональную деятельность, обращает их внимание на то, какие знания и навыки помогут им найти свое место в выбранной профессии техника-механика.

Привитие этического иммунитета и воспитание у студентов таких качеств как вежливость, тактичность, отрицательное отношение к безнравственным поступкам, доброжелательность, доброта, культура, общение, аккуратность, любовь к ближнему. Марченко А.М. осуществляет на таких классных часах: «Будьте добрыми и человеческими», «Добру откроется сердце», «Доброта в нас и вокруг нас», «Внешняя и внутренняя культура человека», «Правила поведения в общественных местах», «Этикет. Правила поведения за столом», «Любовь высшее человеческое чувство» и др. (Приложение № 1).

И самое главное – это привитие студентам негативного отношения к таким вредным привычкам как: алкоголизм, курение, наркомания. Алла Михайловна проводит классные часы: «Скажи «Нет!» наркотикам», «О пьянстве и алкоголизме», «Суд над папиросой», «За здоровый образ жизни», «Поговорим о СПИДе» (Приложение № 2).

Особое внимание Марченко А.М. уделяет классным часам, на которых прививаются студентам любовь к своей большой и малой Родине, техникуму. Они обычно проходят в рамках программы: «Мира не узнаешь – не зная края своего».

Неизгладимый след оставляет в жизни студентов такие классные часы: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина», «Береза – символ России», «Мой край родная Белгородчина, - железорудный хлебный край», «Люди Белогорья», «Символика России», «Конституция РФ» и др. (Приложение № 3).

На этих классных часах Марченко А.М. формирует у студентов высокое патриотическое сознание, чувство верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

В своей работе с группой Марченко А.М. использует такие формы проведения классных часов на экскурсии, посиделки, праздники, викторины, игры, устные журналы, проекты, материалы исследовательской работы студентов (доклады, рефераты, творческие работы, исследовательские работы, проекты), музыкально-поэтические, литературно-поэтические композиции и другие.

В экскурсии, так же как и в лекции, тематическом вечере, беседе формируется тот стержень, который определяет не только отдельные поступки, но и все поведение студентов. Тематика экскурсий разнообразна. Экскурсии по местам боевой славы Белгородчины, ее культурным и заповедным местам Марченко А.М. проводит ежегодно, прививая тем самым любовь к родным местам, к своему Отечеству, вызывая чувство гордости за свой народ, за подвиги старшего поколения.

Наблюдение за студентами Марченко А.М., анкеты, опросы, психологические тесты и практикумы показали, что в работе с закрепленными группами ей многое удалось:

• у студентов появилось желание учиться;

• самостоятельно добывать знания путем самообразования;

• сплотился дружный, слаженный коллектив единомышленников, где каждый заинтересован судьбой другого, где установились дружеские взаимоотношения друг с другом и взаимопонимания.


Список используемой литературы


  1. Габелко Т.Д. Воспитательная работа в условиях модернизации Российского образования. Журнал «СПО» № 7, 2006 г. стр.10-11.

  2. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профессионального обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, стр.74-77.

  3. Сергеева В.В. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.

  4. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  5. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Воспитываем личность. Методическое пособие по активизации внеклассной учебной деятельности со старшеклассниками и студентами. – Азов: Изд. «Мирт», 2003.



Приложение № 1

Классный час

Тема: « Любовь как высшее человеческое чувство…»

(О любви. Ко дню Святого Валентина)


Цель: показать студентам личностную и социальную значимость любви, раскрыть на примерах произведений классической литературы истинно прекрасные человеческие отношения.


Форма проведения: лекция-беседа.


Оформление кабинета: уютно оформленный кабинет, при свечах; музыка Бетховена и Чайковского. Эпиграф рядом с темой на доске:

В этой теме

и личной и мелкой.

Перепетой не раз

и не пять,

Я кружил поэтической белкой

И хочу кружиться опять.

Владимир Маяковский

На доске: репродукции живописных женских портретов кисти известных художников.


Плакаты: два больших «сердца», скрепленных огромной английской булавкой, одно сердечко с улыбкой, а другое - страдает.


Кл. рук.: Ребята! 14 февраля - День Святого Валентина Издавна этот день считается праздником влюбленных. В этот день принято дарить друг другу открытки в форме сердечка - Валентинки; это также могут быть и изделия из теста: печенье, пряники, булочки в форме сердечка и т.д.

Ребята! Прочитайте внимательно тему и послушайте эпиграф к ней:

В этой теме

и личной и мелкой.

Перепетой не раз

и не пять,

Я кружил поэтической белкой

И хочу кружиться опять.

Так написал в стихотворении «Про это» Владимир Маяковский. О чем можно «петь» «искренне и нежно»? Ну конечно, о любви. И о ней мы будем сегодня говорить. (Задаю вопросы, внимательно выслушиваю их ответы).

• Вы знаете, что такое любовь?

• Легко ли вам говорить о любви?

• Всегда ли можно понять и объяснить свои чувства? (Ребята обычно отвечают односложно: «да» или «нет»).

Кл. рук.: Видите, как не просто говорить о любви. А ведь любовь - еще и труднейшая душевная работа, ее не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет ее. Что же мы все ищем в любви? Ухода от одиночества. Душевной опоры: любимому человеку важно и дорого все, что происходит со мной, все, что касается меня. С другой стороны - этот человек нуждается во мне, в моей заботе, помощи, в моем понимании. Мне тоже трудно говорить о любви. Но есть замечательная сказка о чуде любви и нежности, о далеких планетах и о том, что взрослые слишком серьезны, что лучшие из них немного похожи на детей, потому что верят в необычайное. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», волшебная сказка для взрослых. Она объясняет, что «самого главного глазами не увидишь», «зорко одно лишь сердце». В ней есть слова, которые для меня стали символом ответственности, а ведь она - основа истинно прекрасных человеческих отношений: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Я хочу, чтобы вы еще раз вслушались в эти фразы и почувствовали их глубокий смысл: «самого главного глазами не увидишь», «зорко одно лишь сердце», «ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Кто читал эту книгу? Хотите, я вам немного расскажу? (Рассказываю на фоне музыки).

« Маленький принц жил один на своей маленькой планете, где можно было целые сутки смотреть на заход солнца - для этого достаточно было понемногу передвигать свой стул вслед за солнцем. Он аккуратно выпалывал зловредные ростки баобабов и прочищал свои три вулкана — два действующих и один потухший. Однажды на его планете расцвела роза — он не ждал ее, он даже думал, что росток розы нужно выполоть. А когда роза расцвела, он ее полюбил, потому что она была красивая - другой такой никогда не было на планете принца.

Роза была капризная. Она требовала, чтобы ее покрывали стеклянным колпаком и ограждали ширмой, она нарочно кашляла, чтобы напугать Маленького принца, и очень хвасталась своими четырьмя шипами. Это огорчало и обижало принца, а потом начало сердить — и он покинул розу, отправился путешествовать по другим планетам, многое увидел и узнал, но главное он узнал на планете Земля»...

«Добрый день, - сказали розы. И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

...Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветков в одном только саду!»

Маленький принц очень огорчился. Но тут он встретил Лиса, и Лис открыл ему глаза: «... ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза... наверное, она меня приручила».

Вернувшись к цветам, Маленький принц сказал им:

«Вы ничуть не похожи на мою розу. Мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас закрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра...» (Небольшая пауза).

Пожалуй, это самая неясная из всех человеческих проблем: по какому признаку двое выбирают друг друга из десятков и сотен людей? Случайно? Закономерно? По зову разума, души или тела? Хорошо было маленькому принцу: на его планете выросла всего одна роза. Ее он укрывал от ветра, на нее обижался, за нее беспокоился, ее полюбил. А когда целый сад роз, - какую выбирать?

Это необъяснимо. Тот первый толчок сердца, который затем может оказаться началом любви, каждый человек испытывает сотни раз. А ведь настоящая любовь не повторяется многократно, это слишком большая душевная работа, чтобы повторяться бесконечно. Правда, есть люди, испытавшие ее несколько раз.

Говорят, можно найти свою «половинку», и девушки верят, что где-то ходит, где-то ищет и ждет ее единственный, предназначенный судьбой... Но часто он не «где-то», а рядом, он может быть даже мальчишкой, знакомым с детства, с детского сада, потому что любовь не то, что падает с неба, а то, что люди выстраивают сами.

Но когда любовь рождается — как пеленать и убаюкивать ее, как растить и лелеять, чтобы она выжила? Какими Вигами поддерживать ее цветение?

Давным-давно, много лет назад, когда я была подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно. Трудно ее удержать. Тогда, девчонкой, я не могла понять простой житейской мудрости этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать», я перечитывала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь!». И Блока: « О да, любовь вольна, как птица». «Удержать» представлялось мне насилием над любящим сердцем.

А на самом - то деле есть, существуют и тайны, и законы любви: мы открываем их в книгах. Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знал их.

Когда Маленький принц только начал свое путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. «Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания». Например, увидев, что Маленький принц устал и потому зевает, король не обиделся — что за безобразие: зевать в присутствии короля! - а приказал принцу зевать. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной», - говорил король. И еще он говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой... и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

В молодости мы не задумываемся о пределах своей власти над любимым — и любящим! — человеком, и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «Власть должна быть разумной» В душевной глубине того, кого мы любим, незаметно зреют ростки бунта, но мы этого не видим и властвуем расточительно: ты должен быть всегда возле меня и никуда не отлучаться; ты должен делать то, что хочу я; ты должен всегда думать обо мне...

А в любви никто никому ничего не должен! Главный и неоспоримый закон любви — добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. Я забочусь о тебе, делаю то, что ты хочешь, потому что мне приятно выполнять твои желания.

«Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - сказал Лис.

А что для этого надо сделать? — спросил Маленький принц.

Надо запастись терпением, - ответил Лис».

Может быть, с этого и начинается любовь: с терпения. Когда знаешь, что все перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь; все, даже его нелегкий характер. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться «морской чайкой» и не станешь указывать, как ему любить тебя. Ты будешь терпеливо приручать его, а он - тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете...

Маленький принц улетел со своей планеты, потому что рассердился на розу: слишком уж она была капризна. Кто был виноват в их ссорах? Конечно, оба: за все, что происходит в любви, несут ответственность два человека, не один. Роза властвовала неразумно, а Маленький принц еще не умел любить, как не умеем в молодости почти все мы; его оскорбляла требовательность любимой; он не умел еще осознавать то, что она украшала его жизнь.

Вот, что поведал нам Сент-Экзюпери. А теперь послушайте выдержку из письма одной девушки: «Понимаю, что это не моя заслуга, природа одарила меня необычайной внешней привлекательностью. Я многим нравлюсь, и это неудивительно. Мне нередко признаются в любви. Но, как правило, после 4-5 встреч все обрывается. Чувства моих поклонников гаснут также быстро, как и возникают. И снова я остаюсь одна в ожидании новой любви».

(Обсуждаем прочитанное .) Далее я говорю ребятам, что к встрече с любовью надо готовиться, у них есть для этого время, что любовь не только прекрасное, возвышенное чувство, но и высочайшая ответственность. Внешность человека важна на первом этапе знакомства. Но позже ее роль не столь существенна, как многим кажется. Нередко человек, обладающий привлекательной внешностью, имеет плохой характер. И с ним никто не хочет общаться, дружить.

На этом заканчивается первая часть классного часа. (Затем проводятся конкурсы. Все участники получают половинки открыток. По совпадению половинок создаются пары.) Желающие принять участие в конкурсном соревновании.

Конкурс 1. Приглашаем девушек на танец.

Конкурс2. (для девушек). Как вы поступите, если юноша, пригласивший вас на танец плохо танцует?

Конкурс №3. (для юношей). Может ли юноша отказаться от сделанного девушкой приглашения на так называемый белый танец?

Конкурс4. Продолжите фразу: «Любовь - это...»

В конце классного часа подводим итоги конкурсов. Называем победителей. Зачитываю листочки с фразами:

Любовь — ответственность за близкого человека.

Любовь - взаимопонимание.

Любовь - необъяснимое, но прекрасное чувство.

Любовь - счастье.

Итог классного часа - не словесные выводы, а оценка ребят. Каждому предлагается определить значимость для него всего услышанного. Сделать это можно, выбрав жетон определенного цвета: красный — услышанное актуально и значимо для меня; желтый - услышанное впервые заставило задуматься; зеленый - я еще молод и меня эти проблемы пока не касаются.


(Меня особенно волнуют ребята, выбравшие зеленые жетоны, их обычно 15-20%: чаще все эти дети уже имели опыт неправильного полового воспитания.)

На этом наш классный час окончен. Спасибо!


Использованная литература:


1. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. С 26 Классные часы в 10 - 11 классах, (Серия «Сердце отдаю детям») - Ростов н/д: «Феникс», 2003, стр. 162, стр. 167-168.

2. Н.Н. Рыхлова. Говорите детям о любви... Журнал. Биология в школе, *V-2,1998 г., стр. 59.

3. Махмутова Е.Н., Батина MX. Праздник День Святого Валентина на английском языке. Журнал. ИЯШ №1,2001 г., стр. 56.

4. Шин СА. Ш 62, сценарии школьных праздников, вечеров, дискотек для выпускных классов. (Серия «Школа радости») — Ростов н/д: издательство «Феникс», 2003г., стр. 205-220.

Приложение2

Классный час

  1   2   3   4

Похожие:

Опыта iconТеория и практика обобщение опыта работы свердловского областного центра планирования семьи
В результате, совместно с моими российскими коллегами, был разработан спецкурс для обучения медицинского персонала, ведущего работу...
Опыта iconНа уроках русского языка
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование»
Опыта iconРекомендации по работе методических объединений
Кроме того, имеются основные положения методики по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Опыта iconДокладчик
Из опыта работы председателя профкома мбдоу №373 "Создание странички первичной профсоюзной организации на сайте образовательного...
Опыта iconИз опыта работы учителя начальных классов моу долгодеревенская сош, Сосновский муниципальный район, Челябинская область, Корниенко Оксана Юрьевна, высшая
Из опыта работы учителя начальных классов моу долгодеревенская сош, Сосновский муниципальный район, Челябинская область, Корниенко...
Опыта iconУчительница информатики Ишмаева З. А. Внеклассное мероприятие по информатике «Сто к одному»
«Компьютер. Устройство компьютера», с помощью использования жизненного опыта в учебной ситуации
Опыта iconОжидаемый результат
Из опыта работы учителя математики по теме «Совершенствование структуры урока для формирования общеучебных умений школьников на основе...
Опыта icon98. 03-9150279. 9 Инструкция по эксплуатации
Мы благодарим Вас за выбор, сделанный в пользу техники "Канди". Надеемся, Вы останетесь довольны качеством изделия, результатом нашего...
Опыта iconИз опыта работы воспитателей пришкольного интерната моу «Гимназия №1» г. Ядрина
Главным результатом воспитания всегда является личность, способная строить жизнь, достойную человека
Опыта iconВ развитии в дошкольных образовательных учреждениях
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница