1. общая характеристика специальности




Скачать 426.36 Kb.
Название1. общая характеристика специальности
страница1/5
Дата26.08.2012
Размер426.36 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

__________В.Д.Шадриков

10.03._2000 г.


Номер государственной регистрации

________68гум/сп____________________


 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

 СТАНДАРТ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 020300 - СОЦИОЛОГИЯ


Квалификация - Социолог, преподаватель социологии


Вводится с момента утверждения


 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020300 – СОЦИОЛОГИЯ

 

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. 

1.2. Квалификация выпускника – Социолог, преподаватель социологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социолога по специальности 020300 – Социология при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен:

- знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

- владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;

- уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации;

- иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии;

- уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;

- владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;

- уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

- владеть инновативными технологиями в практике социологической работы.

Специалист - социолог должен быть подготовлен:

- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;

- к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых кампаниях;

- в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования;

- к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий;

- к деятельности в сфере Public Relations;

- к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности;

- к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом.

1.4. Возможности продолжения образования социолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020300 Социология.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020300 – Социология

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки социолога разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки социолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки cоциолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД Общепрофессиональные дисциплины;

ДС Дисциплины специализации;

ФТД – Факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки социолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020300 – СОЦИОЛОГИЯ


Индекс

Наименование дисциплин и их

основные разделы

Всего часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1 800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1 300

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

340




 

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие

коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

 

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Ее социально-биологические основы.

Физическая культура и спорт как социаль-ные феномены общества.

Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента.

Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.


408




 

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

 

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

50

ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.


50
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. общая характеристика специальности iconСогласовано
Общая характеристика специальности 311200 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
1. общая характеристика специальности iconЗаместитель Министра
Общая характеристика специальности 030500. 17 Профессиональное обучение (электроника, радиотехника и связь)
1. общая характеристика специальности iconОбщая характеристика специальности
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
1. общая характеристика специальности iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Общая характеристика специальности 030500. 08 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)
1. общая характеристика специальности iconBo просы вступительного экзамена в аспиратуру по специальности
Формы организации педагогического процесса. Общая -характеристика классно-урочной системы. Типология и структура уроков
1. общая характеристика специальности iconГоу впо «кемеровский государственный университет» Филиал гоу впо «Кемеровский государственный университет» в г. Юрге
Общая характеристика среднего профессионального образования по специальности 230103 Автоматизированные системы обработки информации...
1. общая характеристика специальности iconДоклад 30. 04. 2011 I общая характеристика учреждения

1. общая характеристика специальности iconОбщая характеристика муниципального бюджетного образовательного учреждения Ярцевской средней общеобразовательной школы №6

1. общая характеристика специальности icon1. общая характеристика фильтра
Н = 5,5 – 9 в фильтре осуществляется бактериостатическая обработка воды и возможно удаление жесткости
1. общая характеристика специальности iconУчебно-тематический план Раздел программы
Издательская деятельность в образовательном учреждении. Общая характеристика школьных изданий
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница