По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины




НазваниеПо урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины
страница1/5
Дата26.08.2012
Размер0.55 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5

ОБЖ - 6 класс

По урочное планирование в 6 классе.

Урок 1. Экстремальные ситуации в природе и их причины.

Учебные вопросы.

1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

2. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе и их причинах.

Основное содержание урока.

Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их воздействие на человека. Понятия: стихийное бедствие и чрезвычайная ситуация природного характера.

Ситуации, характеризующиеся внезапностью или неожиданностью, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. Понятие экстремальной ситуации.

Для закрепления понятия — экстремальная ситуация, предложите учащимся ситуационную задачу.

Задание. Выберите и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия?

а) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно, дует сильный ветер. Ваша группа находится в дали от жилья, к тому же все очень устали.

б) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно. Однако в дали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

Основные виды и причины экстремальных ситуаций в природе целесообразно излагать, пользуясь схемой 1.

Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе



Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и основные причины таких ситуаций: потеря ориентировки на местности; потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы; авария транспортных средств (самолета, автомашины, речного и морского транспорта).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какая ситуация называется экстремальной? Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? Какое существование называется автономным? Назовите основные причины попадания человека в условия автономного существования в природных условиях. Приведите примеры автономного существования человека в природных условиях из книг, газет.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, тема 1.1.


Урок 2. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.

Учебные вопросы.

1. Факторы выживания в природных условиях.

2. Стрессоры выживания и их влияние на организм человека.

Цель. По окнчании изучения темы учащиеся должны иметь представление о факторах и стрессорах выживания, влияющих на человека в условиях природной среды.

Основное содержание урока.

Выживание - активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования:

Четыре основные группы, составляющие факторы выживания: личностные факторы природные факторы, материальные факторы; постприродные факторы.

Стрессоры выживания, «как постприродные факторы выживания и их причины: одиночество; уныние;

голод и жажда; жара; холод; физическая боль; переутомление.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какие из природных факторов могут быть полезными? На какие факторы человек может повлиять, на какие нет? Приведите примеры влияния факторов выживания на человека из прочитанных вами произведений? Перечислите по степени значимости агрессоры выживания для человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Приведите примеры из прочитанных вами произведений о преодолении людьми, попавшими в экстремальные ситуации, стрессоров выживания?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, темы 1.2 и 1.3.


Уроки 3—5. Психологические основы выживания в природных условиях.

Учебные вопросы.

1. Психические состояния человека при выживании в природных условиях.

2. Элемент выживания в условиях автономного существования.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.

Основное содержание урока.

Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей - главный фактор выживания в сложных условиях автономного существования.

Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.

Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении человека. Попросите учащихся привести примеры панического поведения.

Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.

Что такое наше внимание? Предложите ученикам выполнить несколько упражнений для развития внимания, приведенных в приложении 1 учебника.

Обратите внимание учеников, что тренируясь постоянно при помощи этих упражнений можно выработать такую черту характера, как наблюдательность.

Предложите ученикам выполнить упражнения 1 и 2 для развития наблюдательности (прилож. 1 в учебнике).

Поясните понятие — объем внимания на примере.

Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик и т.д. Пригласите к столу ученика и попросите разложить эти предметы. Накройте все это скатертью или газетой. Отвлеките ученика на какое-нибудь другое дело. Через 10 минут попросите его вернуться к столу. Снимите скатерть на полминуты и снова накройте предметы. Попросите ученика записать на бумаге все, что он успел увидеть. Потом снимите скатерть и сравните, все ли предметы он смог заметить и записать. Чем больше предметов записано, тем больше объем внимания.

Тренировка объема внимания в повседневной жизни. Понятия: устойчивость и переключение внимания. Ощущения и восприятие, как важный фактор выживания в экстремальной ситуации на природе. Приведите пример из учебника о психологическом эксперименте на ощущение.

Возможные последствия нарушения ощущения и восприятия в условиях автономного существования. Приведите пример из учебника о психологическом опыте на крысах.

Важность зрительных объективных законов восприятия в различных ситуациях. Понятие «иллюзия восприятия».

Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений на развитие ощущения и восприятия (приложение 1 в учебнике).

Значение памяти и мышления для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Понятие памяти. Непроизвольная и произвольная память.

Мышление и интеллектуальное поведение. Этапы интеллектуального поведения на примере, когда человек заблудился в лесу.

Предложите учащимся выполнить по вашему усмотрению несколько упражнений для развития памяти и мышления (приложение 1 в учебнике).

Воображение и инстинкт самосохранения в условиях автономного существования. Чрезмерное увлечение размышлениями и воображением картин.

Установка на выживание и ее элементы: осознание;

оценка; поведение.

Воля человека. Умение управлять своим поведением. Преодоление трудностей в достижении поставленной цели. Воспитание воли. Важность выполнения конкретных решений.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования? Какие психические познавательные процессы вы знаете? Каковы причины страха в чрезвычайных ситуациях? Приведите примеры панического поведения? Что такое внимание? Как тренировать объем внимания? Что называется ощущением и восприятием? В чем отличие ощущений от восприятия? Как можно развивать ощущения и восприятия? Как память и мышление помогают выходить из затруднительных ситуаций в условиях автономного существования? Какое влияние на человека оказывает воображение? К чему может привести воображение картин опасных ситуаций? Расскажите об элементах, способствующих развитию установки на выживание? Что называется волей? Какие волевые черты характера ты знаешь? Как сильная воля помогает выжить в чрезвычайных ситуациях? Как достигается развитие сильной воли?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 2.

Рекомендации. Учитывая, что глава 2 является наиболее сложной для восприятия учащихся, целесообразно построить урок и с таким расчетом, чтобы ученики выполнили как можно больше практических упражнений для развития психических процессов, приведенных в приложении 1 учебника. По усмотрению преподавателя выполнению этих упражнений может быть посвящен один из уроков целиком.


Урок 6. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

Учебные вопросы.

1. Подготовка к походу.

2. Правила безопасного поведения на природе.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах поведения в природных условиях.

Основное содержание урока.

Как избежать попадания в экстремальные ситуации в природных условиях? Этот вопрос целесообразно рассмотреть на примере туристического похода школьников (класса).

Подготовка к походу — важный этап обеспечения безопасности. Подготовительные мероприятия: определение целей и задач похода, разработка маршрута, приобретение продуктов, общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Предложите ученикам разгадать слово, зашифрованное в ребусе (раздел 1, глава 3, задание 7).

Представление маршрута похода в маршрутно-квалификационную комиссию, регистрация группы и маршрута в поисково-спасательной службе (ПСС). Цель регистрации.

Соблюдение правил безопасного поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий - основной этап обеспечения безопасности.

Правила движения группы на маршруте. Правила безопасности при движении по сложным участкам местности. Основные правила безопасного отношения к природе на маршруте и на привале.

Предложите ученикам отгадать загадку:

Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой -Скинет с плеч ее долой? (Лес)

Правило для тех, кто отправляется в разведку. Понятие «Границы полигона» и линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи). Для чего они определяются?

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Объясните, какая основная цель тщательной подготовки к походу? Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода? Зачем руководитель группы сообщает маршрут похода и сроки его проведения в местную ПСС? Расскажите о правилах движения группы на маршруте. Почему последние километры дневного перехода считаются сложными? Как надо относиться к окружающей природе при движении на маршруте и на привале? Что такое «Границы полигона» и зачем они определяются?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, темы 3.1 и 3.2.

Практические задания.

1. Отгадайте и правильно впишите в клеточки слова (задание 5 в конце темы 3.1.). Из букв, стоящих в серых клеточках, составьте слово, которое очень необходимо в походе.

2. Нарисуйте по памяти схему своего маршрута от дома до школы, от платформы электрички до дачи или еще какой-либо маршрут.

3. Во время поездки на дачу, прогулки в парке постарайтесь зарисовать с помощью топографических знаков небольшой участок пути. Попросите родителей проверить правильность выполнения задания.

4. Изобразите на схеме район ближайшего леса, куда вы ходите за грибами, ягодами. Определите сами, или расспросите местных жителей о том, какими линейными ориентирами ограничен этот участок. Определите примерное их направление. Отправляясь в лес с родителями, попробуйте выйти на эти ориентиры. Перед этим определите направление на север, затем направление на линейный ориентир.


Урок 7. Надежная одежда и обувь необходимы для безопасности.

Учебные вопросы.

1. Надежная, удобная обувь и уход за ней.

2. Надежная одежда и требования к ней.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать требования, предъявляемые к одежде и обуви при нахождении на природе.

Основное содержание урока.

Выбор и подготовка обуви. Требования к обуви и правила ее подбора.

Тесная, жесткая или очень просторная обувь. Удобная обувь - легкие туристические ботинки или обувь на низком каблуке, кроссовки, кеды.

Обувь для различных дорог, горной местности и на период дождей. Правила пользования обувью. Способы проветривания и просушивания обуви (ботинок, резиновых сапог).

Выбор, подготовка и пользование одеждой. Требования, предъявляемые к верхней и нижней одежде. Почему не рекомендуется пользоваться одеждой из синтетических материалов, камуфлированными куртками, брюками и комбинезонами. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.

Попросите учеников разгадать загадку: Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам. (Сапоги)

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какие требования предъявляются к одежде и обуви путешественника? Расскажите, как вы оденетесь на прогулку, в поход летом? Зимой? Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов? Как высушить промокшую обувь дома? В походе?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 3, тема 3.3.

Практические задания.

1. После прогулки в дождливую, сырую погоду высушите в домашних условиях обувь и сапоги способом, который рекомендуется в учебнике.

2. Разгадайте слова, зашифрованные в ребусах (задание 7 в конце темы 3.3). Составьте с родителями список одежды, которую вы будете одевать на прогулку в жаркую, ненастную, ветреную погоду и в морозные дни.


Урок 8. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.

Учебные вопросы.

1. Выживание в природных условиях.

2. Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях на природе.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах безопасного поведения при выживании в экстремальных ситуациях на природе.

Основное содержание урока.

Неожиданность наступления экстремальных ситуаций и первоочередные правила поведения в них:

• Умей предвидеть опасность;

• Умей контролировать свое поведение;

• Будь самостоятельным;

• Умей думать и придумывать;

• Принимай быстрые решения;

• Будь настойчивым и упорным, когда это потребуется;

• Умей подчиниться, если это нужно;

• Не отчаивайся, если нет больше сил бороться за свою жизнь;

• Ищи другие пути, прежде чем сдаться окончательно;

• И даже тогда не сдавайся.

Действия в случае аварии транспортных средств и при стихийных бедствиях.

Правила поведения и принятие решений после выхода в безопасную зону (оценка обстановки, решение выходить к населенному пункту, или оставаться на месте и т.п.).

Правила поведения, если принято решение остаться на месте (оборудование аварийного лагеря и необходимость устройства временного жилища). Условия оборудования аварийного лагеря.

Распределение обязанностей и виды работ между членами группы. Роль командира группы в экстремальных ситуациях. Недопустимость конфликтных ситуаций в группе.

Что нужно знать, если вы попали в экстремальную ситуацию.

При рассмотрении этого вопроса целесообразно использовать схему 1 в учебнике.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Расскажите последовательность действий при возникновении экстремальной ситуации. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населенным пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте? Какие способы успокоиться вы знаете? Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.1.

Практическое задание. Летом на даче вместе с родителями запланируйте прогулку в лес на целый день. К этому мероприятию привлеките друзей. Дайте поручение каждому члену вашей группы. Выберете командира. Проведите соответствующую подготовку. После прогулки подведите итоги. Как выполняли полученные задания члены группы? Были ли конфликты, или предпосылки к ним? Как они устранялись?

  1   2   3   4   5

Похожие:

По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconПо урочное планирование в 7 классе. Урок Чрезвычайные ситуации природного характера
Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconПо урочное планирование в 8 классе. Урок Производственные аварии и катастрофы Учебные вопросы
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова»
Что такое культура речи? (культура речи – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок математики в 1 классе
Ребята, сегодня очень важный урок у нас. Посмотрите в окно. На улице зима, холодно, а в классе у нас солнышко, тепло. Давайте улыбнемся...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок обж в 5-6 классе (класс-комплект) на тему обобщение по теме «Опасные ситуации социального характера»
Обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconТематическое планирование по физике в 10 физико- математическом классе
Рабочая программа и поурочно-тематическое планирование по физике в 10 физико- математическом классе
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconРайонный конкурс «Формула успеха» Номинация: «Математика» Урок игра по алгебре в 11 классе «Производная. Применение производной к исследованию функций»
Урок «Производная. Применение производной к исследованию функций» проводится в 11 классе при повторении материла и является подготовительным...
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок напечатан в газете «История»
Цели урока: а выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок по технологии в 3 «а» классе Лиманской средней школы №1
Урок труда у нас сегодня необычный. И в этом вы сами убедитесь. Сегодня мы с вами
По урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины iconУрок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница