«Этикет»




Название«Этикет»
Дата26.08.2012
Размер54.6 Kb.
ТипУрок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 9»


Курс: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики


Тема «Этикет»

Разработка урока


Гонебная Валентина Александровна, учитель начальных классов


г. Ачинск, 2011

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком).

Теме «Этикет» отводится урок № 11. Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.


Модуль «Основы светской этики»


Учитель: Гонебная Валентина Александровна.

Тема: Этикет

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

  • познакомить с некоторыми правилами этикета;

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

  • воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.


Ход урока.

  1. Орг. момент.




  1. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд

(Разгадывание кроссворда).

  1. Как называется наш модуль? (основы светской этики)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

  4. Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)

  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)


III. Целеполагание.


Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

  • А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

  • Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.


III. Изучение нового материала.

1) Работа в группах (5 минут).

1 группа - ищет ответ в толковых словарях.

2 группа – проводит опрос взрослых.

3 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ.

(Выступление групп – 5 минут)


Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).


Вывод:

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)


2) Беседа по теме.

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

- От кого вы узнали о правилах этикета?


3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»


4) Обсуждение просмотренного отрывка.

  • Что в речи мальчика было необычного?

  • Все ли вам было понятно в его речи?

  • Почему вы смеялись?

  • Что вам показалось смешным?

  • Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).


5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»


6) Обсуждение просмотренного отрывка в парах.

  • Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

  • Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.


IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке (этикет).

Мы с вами посмотрели два отрывка, проанализировали ситуации, в которых оказались герои. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета:

  1. Этикет в школе.

  2. Этикет в театре.

  3. Этикет за столом.

  4. Этикет в автобусе.

  5. Этикет в гостях.

Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих.

Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).

V. Подведение итогов.

  • Что такое этикет?

  • Какие правила этикета запомнили?

  • Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.


VI. Рефлексия.

  • Я научилась…

  • Мне стало ясно…

  • Я поняла…

  • Теперь я знаю…

  • Я буду стараться…

  • Я узнала…


VII. Домашнее задание.

Читать с. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Похожие:

«Этикет» iconРечевой этикет и культура общения
Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т д. Это связано с потребностью людей познать, как...
«Этикет» icon«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком...
«Этикет» iconКультура речевого общения
Речевой этикет отражает народный опыт, условия быта, обычаев народа. Этикет – это свод правил, который регулирует поведение людей...
«Этикет» iconПрезентация проекта «Речевой этикет»
Мы работали над проектом «Речевой этикет» в рамках общелицейского проекта «Культура и культурный человек»
«Этикет» iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
«Этикет» iconУроку русского языка по теме «Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление различных этикетных форм»
Тельные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закреплённые в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые....
«Этикет» iconЭтикет в профессиональной культуре педагога
Педагогическая техника. Педагогические приемы в структуре педагогической техники
«Этикет» iconСтавропольский институт экономики и управления имени О. В. Казначеева (филиал)
Дисциплина «Профессиональная этика и этикет» относится к профессиональному циклу дисциплин
«Этикет» iconПрограмма «Этическая грамматика или веселый этикет»
Освоение ребёнком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения
«Этикет» iconТема: Удивительный этикет
Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах, навыках культурного общения и обычаях различных народов и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница