Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова»




Скачать 54.28 Kb.
НазваниеУрок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова»
Дата26.08.2012
Размер54.28 Kb.
ТипУрок
АНО СОЧШ «Наследник»

г. Москва.


УРОК В 5 КЛАССЕ

по теме:

«Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова»


УМК под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова


Учитель русского языка и литературы Славенко Т.Н.


Тема: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова».


Цели урока:


Образовательная:

познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие:

способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;

развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;

расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;

совершенствовать коммуникативные умения учащихся.


Оборудование урока:

  1. таблица с этикетными словами

  2. фотоколлаж- презентация с разными ситуациями поведения людей

  3. инновационный учебный материал «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»


ХОД УРОКА

  1. Повторение пройденного

- Что такое культура речи? (культура речи – это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка).

- С какими нормами языка вы знакомитесь в школе? (орфографическими, орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами)

- Что значит овладеть нормами языка? (надо хорошо знать правила, уметь работать со словарем, следить за речью)

  1. Усвоение нового материала

Сообщение учителя.

- Но, ребята, есть люди, которые знают правила, правильно говорят, соблюдают все нормы, но при этом остаются невежественными, некультурными людьми. С ними не хочется общаться, а тем более дружить.

«Человек может обойтись без многого – но не без человека», - утверждал французский врач Ален Бомбар. А у поэта Александра Межирова есть строки:

Нелегок труд заводов и полей

Но есть работа много тяжелей

Работа эта – быть среди людей.

Эта работа нелегкая и приносит радость только тем, кто занимается ею с душой. Как, по-вашему, какие качества нужны, чтобы нравиться людям? (любовь, уважение, доверие, умение ставить себя на место другого человека). Т.е. то, что делает человека вежливым.

В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», «этикетка» - правила поведения. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения. (http://www.rusedu.ru/detail_7207.html)

Чем чаще, к месту, искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.

- Обратимся к фотографиям на стр.116 (фотографии дублируются на слайдах презентации). Какие этикетные слова можно употребить? (ответы записываются на доске и в тетради).

Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках (упр.309). прочитайте пословицы и разъясните правила речевого этикета.

Запишите 3 понравившиеся пословицы и раскройте смысл первой пословицы.

«Слово не воробей, - вылетит – не поймаешь»

Но чтобы возникла речь, должен быть говорящий и слушающий.

- Прочитайте упр.310.

Что означает выражение речевая ситуация? Из каких элементов она складывается?


Зачем? Кому? О чем?







Кто? Где?




Почему? Когда?


В разной ситуации мы используем разные волшебные слова.


Упр.314. Разыгрывается сценка «На приеме у врача» Какие слова совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Подберите синонимы.


Чао – здравствуйте

Прихворнул – заболел

Башка – голова

Кокнул – разбил

Дрыхнул – лежал


- Давайте вылечим Васю и разыграем сценку, построенную по правилам речевого этикета. Но иногда мы нечаянно доставляем неприятности окружающим людям. И от растерянности не знаем, как вести себя.

Давайте рассмотрим рисунки упр.316. и поможем героям выйти из затруднительного положения. Что поможет смягчить неприятную ситуацию.

Все вместе разбираем один из рисунков и составляем связный рассказ. «Петя и Сережа играли в мяч. Сережа нечаянно попал мячом в проходящего мимо мальчика. «Что делать?» - испуганно подумал он. И тут он вспомнил о правилах этикета, подошел к пострадавшему и сказал: «Извини, пожалуйста, я нечаянно».

1 гр. описывает 2 рисунок

2 гр. описывает 3 рисунок

3 гр. описывает 4 рисунок.

А можете ли вы в вежливой форме задавать вопросы? Используйте этикетные выражения в следующих фразах (упр.317)

1) …почему ты не принес то, что обещал вчера?

2) …когда отправляется электричка до Рязани?


Самостоятельная работа (3,4 предложения).

Анимированные озвученные ситуации, рассматривающие вопросы вежливого поведения в кругу друзей и взрослых. Каждая ситуация реализована в двух вариантах: «правильном» - «Что такое хорошо?» и «неправильном» - «Что такое плохо?» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498b5c9c-2719-4eeb-9e6b-177792a50d24/Demo_files/[IS-RE_05-06]_[MA_001R].swf).


Домашнее задание: упр.319. Проведите наблюдение, какие этикетные слова вы используете, обращаясь ко взрослым, а какие в разговоре со своими товарищами?


Подведение итогов.


- В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо.

Например, у некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизиться и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимали обувь.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз. Нам не нужно делать разные реверансы, снимать обувь или высовывать язык. У нас есть известные с детства волшебные слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте», помогающие жить в мире и согласии. Главное, надо уметь ими пользоваться. В разной форме, разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, добра и благополучия.

И это приветствие окажет удивительное действие.


Что особенного мы друг другу сказали?

Простое «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В.Солоухин.

Итоговый тест.

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498b5c9c-2719-4eeb-9e6b-177792a50d24/Demo_files/[IS-RE_05-06]_[QS_014-S]/[IS-RE_05-06]_[QS_014-S].html)


- Приносите же радость людям, радуйтесь сами. До свидания! Успехов вам на следующих уроках!

Похожие:

Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок русского языка в 6 «а» классе по теме: «Корень слова»
Цель урока: обучающиеся научатся или получат возможность научиться выделять корень слова, подбирая однокоренные слова и определяя...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconФабрициус Ольга Николаевна. Урок русского языка в 5 классе
Повторить правописание предлогов; однозначные и многозначные слова; слова с переносным значением
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок обж в 5-6 классе (класс-комплект) на тему обобщение по теме «Опасные ситуации социального характера»
Обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок биологии в 8 классе по теме «Энерготраты человека и пищевой рацион»
Урок биологии в 8 классе по теме «Энерготраты человека и пищевой рацион». Учитель мбоу сош №13 Сарапулова С. Г
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» icon«обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе составитель Браверманн С. А
Рабочие материалы по теме «обращение, вводные слова и вставные конструкции» в 8 «А» классе
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconПо урочное планирование в 7 классе. Урок Чрезвычайные ситуации природного характера
Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок путешествия по теме: Умножение десятичных дробей
Ценность разработки заключается в ее универсальности. Этот урок можно проводить как в обычном классе, не имея доступа к техническим...
Урок в 5 классе по теме: «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова» iconУрок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница