Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012»




НазваниеVi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012»
страница1/20
Дата26.08.2012
Размер2.52 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Министерство образования Республики Беларусь

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

студенческая социологическая лаборатория


Национальная академия наук Беларуси

Институт социологии




МАТЕРИАЛЫ

VI РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Социологические чтения – 2012»


16-17 апреля 2012 г.

г.Гродно


Рецензенты: И.К. Комарова, кандидат философских наук, заведующая кафедрой политологии, философии и психологии ЧУО «БИП – Институт правоведения»;

С.А. Ситкевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных наук Гродненского государственного медицинского университета


Редакционная коллегия: В.Н. Глина, кандидат философских наук, доцент (председатель);

В.Л. Абушенко, кандидат философских наук, доцент;

Н.Л. Мысливец, кандидат социологических наук, доцент;

Н.Н.Беспамятных, кандидат философских наук, доцент


Социологические чтения – 2012: Материалы респ.науч.-практ.конф., 16–17 апреля 2012 г., под общ. ред. В.Н. Глины [Электронный ресурс]. – Гродно, ГрГУ, 2012. – 157 с.


Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции посвящены изложению вопросов социального развития современного общества, изученных студентами и магистрантами с различных научных позиций.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Сульжицкий И.С. Виртуальная реальность как феномен киберпространства ..6

Атрашкевич Р.В. Православно-католический диалог в семье …………………7

Киселев Д. А. Влияние интеграционных процессов на внешнюю трудовую

миграцию Республики Беларусь …………………………………………………9

Онищик Ю.И. Удовлетворенность студентов Гродненского государственного

университета имени Я.Купалы качеством образовательных услуг ………….. 14

Мисаревич С.А. Социально-психологические особенности личности,

переживающей кризис занятости ………………………………………………. 17


Социально-исторические и социально-управленческие аспекты

общественной жизни

Дорошкевич Е.К. Власть и государство в социологических воззрениях

народников ………………………………………………………………………. 21

Скробко Е.П. Церковная историография Беларуси с 1918 г. по начало XXI в. 22

Миканович Т.В.Социальная мобильность по П.А.Сорокину ………………… 24

Мискевич Д.В. Влияние постмодерна на современную социальную мысль …26

Баклага Ю.Д. Социально-экономическое положение белорусских земель

в конце XVII–XVIII веках ………………………………………………………. 28

Стукалов Ю.М., Меркулова О.Н. К вопросу об интерпретации понятия

«профессиональная карьера» в социологии управления ………………………30

Лойко Т.И. Лидерский потенциал современного руководителя ………………32

Урбанович Е.В. Гендерный аспект лидерства ………………………………… 35

Шимановская Ю.Ю. Гендерные теории лидерства …………………………… 39

Жилко В.А. Социальный капитал Республики Беларусь …………………….. 42

Мисюкевич А.В. Правовое регулирование благотворительной

деятельности в Республике Беларусь ……………………………………………44


Социокультурные и духовно-нравственные проблемы

общественной жизни

Солодкая О.В. Культура информационной открытости: понятие

и компоненты ……………………………………………………………………. 47

Кизер Л.И. Национальное и региональное телевидение как фактор

формирования культурных предпочтений современной студенческой

молодежи ……………………………………………………………………..……48

Богданович О.Т. Зрелище – зрительский аспект ……………………………… 50

Селивончик Е.Н., Соловьёва А.В. Особенности эмоционального восприятия

музыки детьми …………………………………………………………………… 52

Кухаревич А.В. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя ..54

Дубровка Ю.Г. Особенности проявления дресс-кода в современной

бизнес-культуре ………………………………………………………………… 55

Глина В.В. Цветовое оформление интерьера гостиницы как способ

реализации фирменного стиля гостеприимства ……………………………….. 56

Орехво С.С. Место и значение музыкального образования в жизненном

ориентировании учащихся музыкальных образовательных заведений ……… 59

Рогачевская Т.О. Аутентичность других стран ………………………………... 60

Боканёва А.В. К вопросу о формировании арт-рынка в современных

условиях …………………………………………………………………………...61

Шевко Р.В. Особенность внутренних и внешних связей в

субкультуре металлистов ………………………………………………………. 65

Романчук О.Р. Субкультура как современное явление развития личности … 67

Одиноченко М.А. Тематические приоритеты газеты «Вечерний Гродно» … 68

Серко В.М. Социокультурные предпосылки возникновения

феминистического движения в аспекте политического дискурса ……..…….. 70

Гришина А.С. Досуг студентов факультета истории и социологии. Формы

и способы проведения ……………………………..……………………………..74


Социально-экономическое развитие общества

Халько А.С. Потребительство как образ жизни современной молодежи …….79

Мельниченко Е.Н. Методы мотивации персонала на современном

белорусском предприятии ………………………………………………………. 81

Лисица А.Г., Смирнова А.А. Бюджетная политика как источник

экономического роста …………………………………………………………… 83

Янович В.Ю. Роль налогов в социально-экономической системе

общества ………………………………………………………………………….. 84

Рассоха В.А. Социальный портрет современного менеджера по оценкам

студентов специальности «Менеджмент» (ГрГУ имени Я. Купалы) …………86

Сковорода О.В. Изучение социально-психологического состояния коллектива

ОАО «Гродненский механический завод» …………………………………….. 88

Коробач Е.В. Социальная реклама в г. Гродно …………………………………89

Гаврилик О.Н. Престиж рабочих профессий среди выпускников школ

г. Гродно …………………………………………………………………………..91

Замковец К.В. Современные тенденции рынка труда Беларуси и

зарубежных странах ……………………………………………………………... 93

Остапенко В.Ю. Социальные проблемы молодежной безработицы в рефлексии

студентов выпускников: опыт социологического исследования …………….. 94

Шершенева Е.О. Инновационность и традиционность в трудовом поведении 96

Корожан О.Л. Социологический анализ профессиональной деятельности

преподавателей вузов г. Гродно …………………………………………………98

Чечко Ю.Р. Адаптация психически больных людей в Беларуси ……………..101


Специальные социологические теории в изучении общества

Орлова Е.И. Социальные проблемы современного белорусского

агрогородка ………………………………………………………………………104

Курс М.В. Конфликт и его восприятие ……………………………………….. 108

Глинда В.В. Возникновение конфликтов в трудовых коллективах: причины и

особенности протекания ………………………………………………………..110

Санюкевич Д.Н. Безопасность ядерной энергетики и ее альтернативы:

социальные аспекты …………………………………………………………….111

Баклага А.Д. Жилищно-материальные проблемы студенческой семьи ……..113

Шершень А.Г. Экологическая культура жителей г.Гродно:

социологический аспект ………………………………………………………..115

Пашковец О.Н. Социологический портрет учащегося колледжа (на

примере Технологического колледжа ГрГУ имени Я.Купалы) ……………..119

Илларионова В.Б. Карьерные ожидания на примере студенческой молодежи

ГрГУ им.Я.Купалы ………………………………………………………………123

Вильбик И.С. Проблемы внедрения информационных технологий в вузе

(на примере ГрГУ им. Я.Купалы) ………………………………………………125

Миканович Т.В. Личность в системе социальных координат

по П.А.Сорокину ………………………………………………………………..126


Социально-демографические и этно-конфессиональные аспекты

социального развития

Махнач П.В. Социально-демографические характеристики современной семьи

в малом белорусском городе (на материале г.Скидель) ………………………129

Гросс А.Л. Актуальные аспекты социологического изучения демографической

ситуации в Республике Беларусь ……………………………………………….131

Улейчик И.С. Решение проблемы вынужденной миграции в Республике Беларусь в 1990 – 2000-е годы ………………………………………………… 133

Капба Е. А. Этносоциальная ситуация в Абхазии в начале ХХ века ………..135

Тумилевич Ю.А. Трансформация европейской религиозности:

феномен постсекулярного ………………………………………………………137

Волкова И.В. Социальные факторы, влияющие на продолжительность

жизни в странах СНГ ……………………………………………………………139

Зарецкая Е.С. Изменение стереотипов поведения мужчин в

современном обществе ………………………………………………………….142

Климович Н.М. Особенности женского коллектива: социологический

анализ …………………………………………………………………………….144

Корчевская В.С. Элитарные кланы Туркменистана …………………………. 145

Шипица Н.М. Процесс этнонациональной самоидентификации детей

в условиях пограничья …………………………….…………………………….147

Крикунова О.И., Поляк А.В. Cиротство как социальная проблема глазами

студентов ……………………………………………………………….………..149

Велютич О. Студенчество как объект исследования и его место в социальной

структуре общества и в группе молодежи …………………………………….150

Скробко Е.П. Становление церковной историографии Беларуси в 60-е гг.

XIX– начале XX в. ………………………………………………………………153

Ступчик Е.Е. Влияние средств массовой информации на развитие детей ….155

Пленарные доклады


УДК 004.946 + 316.324.8

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН КИБЕРПРОСТРАНСТВА

И.С. Сульжицкий

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно


Конец XX – начало XXI века ознаменовали собой начало нового этапа в жизни современного общества. Прежде всего, это было связано с появлением и распространением глобальной информационной сети в жизни большей части населения планеты. Интернет сам по себе очень сложное и неоднозначное явление. Большинство учёных на сегодняшний день разделяют мнение, что Интернет является технологией, с помощью которой конструируется новая реальность, обычно называемая киберпространством. Одним из основных компонентов в изучении киберпространства является понятие виртуальной реальности. Таким образом, объектом исследования является киберпространство, предметом, в свою очередь, – виртуальная реальность.

Майкл Хайм описывает пространство виртуальной реальности как информационный эквивалент вещей. По его мнению, виртуальная реальность – только один из многих типов явлений внутри электронного пространства. Хайм настаивает на необходимости сохранения различий между виртуальной реальностью и повседневной жизнью [4].

Виртуалистика – одна из новых мировоззренческих систем, основанная российским исследователем Н.А. Носовым. С точки зрения виртуалистики, любая виртуальная реальность, независимо от её природы, обладает следующими ключевыми характеристиками: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Порождающая реальность обозначается как константная. Виртуальная реальность может породить другую виртуальную реальность, став при этом константной [2].

Другие исследователи выделяют три типа виртуальной реальности, относящиеся к древности, индустриальной эпохе и информационному обществу соответственно. К третьему типу они относят электронную реальность. Они выделяют следующие характеристики электронной виртуальной реальности: она онтологически обоснованна стремлением человека создать альтернативный мир; проявляется «тут, непосредственно», преимущественно знаково; её направленность гораздо шире по силе воздействия (в отличие от таковой в искусстве); электронная виртуальная реальность радикально меняет пространственно-временной континуум [1].

Говоря о виртуальной реальности Интернета в антропологическом измерении, можно утверждать о интерсубъективности её конструирования, делая акцент на необязательность, управляемость и избирательность коллективного созидания. Виртуальная реальность киберпространства носит облик вербализированной повседневности, выступая, таким образом, в качестве коллективного текста [3].

Подытожив наработки различных исследователей, можно заявить о своеобразной частичной автономности виртуальной реальности киберпространства. Ключевым в понимании как виртуальной реальности, так и киберпространства, является то, что она является порожденной не Интернетом (который предстаёт перед нами лишь как технология), но человеком. Таким образом, и Интернет как порождающая технология, и виртуальная реальность как элемент киберпространства занимает зависимую онтологическую позицию по отношению к человеку, которые на этапе создания выступают лишь пассивным инструментом человеческой деятельности. С другой стороны, рассмотрение феномена виртуальной реальности в неразрывной связи с глобальной информационной сетью и человеческим фактором поможет нам при изучении таких явлений, как интернет-сообщества, социальные сети и т.д.


Использованные источники и литература:

  1. Багдасарьян, Н. Г. Виртуальная реальность: попытка типологизации / Н. Г. Багдасарьян, В. Л. Силаева // Философские науки. – 2005. – № 6. – С. 39–58.

  2. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики / Н.А. Носов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.virtualistika.ru/vip_15.html. – Дата доступа: 02.03.2012.

  3. Таратута, Е.Е. Философия виртуальной реальности / Е.Е. Таратута – СПб.: СПбГУ, 2007. – 147 с.

  4. Хайм, М. Метафизика виртуальной реальности. От наивного реализма к ирреализму / М. Хайм // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре ХХ века». Исследования по философии современного понимания мира. – Вып.1. / Сост. В.Я. Друк и В.П.Руднев. – М.:1995.


Резюме:

В статье даётся характеристика основных онтологических черт виртуальной реальности как ключевого компонента киберпространства.

Summary:

The article describes the main features of the ontology of virtual reality as a key component of cyberspace.


УДК: 27-45

ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В СЕМЬЕ

Р.В. Атрашкевич

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, г. Витебск


С 1054 года христианство разделилось на два направления – католичество и православие. В Беларуси живут представители православия и католицизма, женятся и создают семьи. Семья – это маленькая церковь, объединяющая её членов общей верой. И в работе мы исследуем ситуацию, когда в семье кто-то из супругов православный, а кто-то католик. Цель статьи: рассмотреть, какие проблемы могут возникнуть в таких семьях.

Путем логических размышлений можно получить несколько возможных комбинаций (ситуацию с браками внутри каждой конфессии не рассматриваем):

1. Оба супруга не практикующие;

2. Кто-то один практикующий, другой пассивный;

3. Оба практикующие.

Первый вариант рассматривать нет смысла, так как он не имеет в себе непосредственной темы для обсуждения в рамках нашей статьи.

Во втором случае в семье решающую роль будет играть практикующий супруг (супруга), а именно, определять направление религиозной жизни семьи в целом. Конечно, в такой ситуации, как нам представляется, не обойтись без психологических проблем как одному, так и другому супругу. Практикующий член семьи будет постоянно испытывать «одиночество в вере», нехватку единства со своим любимым человеком. Позднее это может перейти в уверенность «несовместимости» внутри собственной семьи. Что касается непрактикующего супруга – его может преследовать также ощущение одиночества, к которому может добавиться и ревность. Человеку неверющему бывает тяжело, а порой, невозможно понять и принять, что его партнер проводит так много времени не с ним, а где-то в другом месте, с другими людьми.

Третий вариант является самым сложным. В такой ситуации сразу же возникает множество вопросов, проблем и разногласий. Например: где венчаться (в православной или в католической церкви). Но это еще не является самым сложным вопросом, так как жених или невеста могут пойти на уступки. Более сложным вопросом является культ чтения молитвы. Как супруги будут молиться дома? Ведь каждый имеет свои предпочтения, если так можно сказать «Свой перечень молитв». В такой ситуации кому-то из супругов придется уходить в другую комнату – что противоречит вероучению: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Такая же проблема может возникнуть и с посещением храма в воскресенье и праздники: или вместе идти в один и тот же храм, но чередуя (одно воскресенье – церковь, другое– костёл), или каждый идёт отдельно туда, куда ему удобно. Следующей проблемой является проведение поста и основных праздников в разных конфессиях. Здесь вся суть вопроса лежит в различиях используемых календарей (Юлианский и Григорианский). Семье остается либо праздновать каждый праздник по два раза или же снова выбирать, в какой год по какому календарю они будут жить. С появлением детей возникают новые проблемы. Кто будет заниматься их религиозным воспитаниям? Здесь родители будут сталкиваться с тонкой детской психикой. Взрослым давно уже понятна тайна 25 декабря и 7 января, но как объяснить ребенку, что Иисус, Божий Сын, родился сначала 25 декабря, а потом 7 января? Или же воспитывать его в согласии только с одной конфессией? Тогда с какой? Ведь каждый из родителей хотел бы дать ребенку только лучшее.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: чтобы вести настоящую добрую религиозную жизнь в семье супруги должны сначала сами договориться. Православные и католики веруют в Единого Бога, именно Бог и должен стать центром, нести единство в семьи. И ради блага будущей семьи, ради счастья в ней жених и невеста должны принять одно решение: согласно учению какой конфессии они будут жить, строить свои отношения и воспитывать своих детей. Ведь прочный дом не построишь на песке.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» icon-
Четвертые Ковалевские чтения / Материалы научно- практической конференции 12-13 ноября 2009 года / Отв
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconПрограмма 68-ой научно-практической конференции студентов
Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений бгу....
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconМатериалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 24 октября 2009 г. Казань Казанский государственный университет 2009
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16 18 октября 2008 г. Казань Казанский государственный университет 2008
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconМатериалы студенческой научной конференции
...
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconIi всероссийская с международным участием научно-практическая конференции
Оргкомитет II всероссийской с международным участием научно практической конференции «Современные тенденции и перспективы развития...
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconМеждународной научно-практической конференции «достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины» тезисы лекции
Материалы VIII международной научно-практической конференции достижения фундаментальных наук в решении актуальных
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconА. Б. Бирюкова круг чтения горожанина-провинциала в первой половине XIX века
Мат. Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 23-24 мая 2007 г. / Отв ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил: Нижнетагильская...
Vi республиканской студенческой научно-практической конференции «Социологические чтения – 2012» iconСборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2 декабря 2011 г., г. Пермь) Пермь, 2011
Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2 декабря 2011 г., г. Пермь) /Пермская краевая специальная библиотека для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница