Рабочая программа по русскому языку 7 класс




Скачать 224.04 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку 7 класс
Дата26.08.2012
Размер224.04 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пушновская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кольский район

Мурманской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Л.А. Садкова

« » 20

Рабочая программа

по русскому языку

7 класс

Срок освоения 1 год

Разработчик: Т.В. Шобылева, учитель русского язы и литературы первой квалификационной категории

Обсуждена и согласована на методическом объединении

Протокол №

от« » 20 г.

Принята на методическом совете

Протокол №

от« » 20 г.

2010 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон рф «об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку (Приказ Министерства образования от 09.03. 2004 №1312);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ министерства образования от 05.03 .2004 №1089);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений мурманской ОБЛАСТИ,РЕАЛИЗУЮЩИХПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2006 №811)


Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:



  • познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями
    речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения,
    нормами употребления в речи;




  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;




  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;




  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как
    явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Учащиеся должны:

знать/понимать

определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои отве­ты, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания
    одноклассника;

ЧТЕНИЕ: - дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

  • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

  • составлять тезисный план исходного текста;

  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;




  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного
    языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического
    содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;


ПИСЬМО:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

  • писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского
    литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в
    связном тексте;

  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

  • редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словооб­разовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

  • анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста,
    способы и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

  • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических
    норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на
    словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

  • определять способы образования слов различных частей речи;




  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

  • с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим
    значением, с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • пользоваться различными видами лексических словарей;

  • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство уст­
    ранения неоправданного повтора;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и
проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения
    синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов
    при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на
    письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Направленность программы - общеобразовательная.


Уровень – базовый.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графиче­ский, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный),

сочинение (по картине, по вооб­ражению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта),

изложение (выборочное, подробное, сжатое)

тест, комплексный анализ текста

Технологии:

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, дифференцированное, тестовый контроль знаний в зависимости от склонностей, потребностей и способностей класса., методики интенсивного обучения правописанию.


Организация учебного процесса: классно-урочная.


Реализация регионального компонента осуществляется по программе «Русский язык» Л.А. Кореневой, Н.Г. Благовой, О.Д. Родченко. В рабочей программе реализуется национально-региональный компонент через отдельные уроки, содержащие соответствующие темы, которые связаны с основным содержанием программы.


Межпредметные связи с уроками литературы, истории, ИЗО осуществляются посредством использования упражнений и заданий с текстами из произведений писателей, поэтов и текстами публицистического характера по истории и культуре.


Материально-техническое обеспечение:

- таблицы по основным темам русского языка,

-Интернет ресурсы,

-Цифровые образовательные ресурс,

- Тесты

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане:


В год – 136 часов, из них на развитии речи -26часов. В неделю – 4часа

Преемственность:


В связи с введением нового базисного учебного плана и перераспределением часов между 6 и 7 классами тема «Наречие» перенесена в 6 класс.


Литература


Для учителя

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -
    М.: Просвещение, 2001.

  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М. Бройде.
    - М.: Айрис-Пресс, 2001.

  4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина,
    Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.




  1. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку:
    7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская,
    Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.

  1. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л. Г. Ларионова. -
    М.: Просвещение, 2006.

  2. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс/С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и
    дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 1996.

Для учащихся


  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. -
    М.: Просвещение, 2005.

  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс/А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. - М.: Сфера, 2006.

  4. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. - М.: Экзамен, 2006.

  5. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение, 2004.

  6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык.
    7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс/
Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2008



Разделы

Тематика разделов

Общее

Количество

Количество часов







количество

уроков развития

контроля (из







часов

речи (из общего

общего










количества)

количества)

1. РАЗДЕЛ

Общие сведения о

1







языке










2.РАЗДЕЛ

Повторение пройденного в 5 и 6

14

2

1

классах










3. РАЗДЕЛ

Морфология:

45







причастие

32

8

2

деепричастие

13

4

1

4.РАЗДЕЛ

Служебные части речи: 1


Предлог

Союз

Частица

55


14

16

24



4

2

2



1

1

1

5. РАЗДЕЛ

Повторение



21

4















Учебно-тематический план по русскому языку , 7 класс


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;


аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



Основное содержание уроков в 7 классе

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.


Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении, Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Культура речи

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Описание внешности человека, его структура, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности.

Описание внешности знакомого пот личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений, их структура.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Рассказ по картине.

Описание действий как вид текста: структура текста, языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

Рассказ на основе увиденного на картине.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Рассказ по данному сюжету.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



Похожие:

Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку и литературному чтению (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» Класс 1
Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе. Учитель: Якимова О. А
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой, Примерной программы по русскому языку Министерства образования,...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
М. М. Разумовской 5-9 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса на 2010-2011 учебный год
...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку 4 класс на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа разработана к учебной программе С. В. Иванова. «Русский язык» умк «Начальная школа XXI века». 3-е изд., дораб и...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа педагога
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по русскому языку 1 класс Учитель: Авдеева Елена Михайловна
Русский язык. Авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Руководитель проекта А. А. Плешаков. М: Просвещение, 2008 г
Рабочая программа по русскому языку 7 класс iconРабочая программа по английскому языку 4 класс
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница