Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"




Скачать 254.1 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"
Дата26.08.2012
Размер254.1 Kb.
ТипПрограмма

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"

Оберная Наталья Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка



Объявление

Программа рассчитана на 34 часадля учащихся 9-х классов общеобразовательных школ

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

Тематический план курса (34 часа)

урока

Название тем курса

Форма занятий

1

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

Лекция с составлением таблиц-памяток




Орфограммы в корнях

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 2 - 3

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

 4 -5

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 




Правописание приставок

Лекция. Практическое применение правил

 6 - 7

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 




Орфограммы в суффиксах

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 8 - 9

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

 10-11

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

 12-13

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 




Орфограммы в окончаниях

Семинары - практикумы

 14-15

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

 16-17

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

18-19

Контрольный диктант №1







Правописание сложных слов

Лекция учителя. Тренировочные задания

 20-21

Соединительная гласная в сложных словах

 

 22-23

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 




Правописание предлогов

Семинары-практикумы

 24-25

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 




Правописание союзов

Компьютерное тестирование

 26-27

Слитное и раздельное написание союзов

 




Правописание частиц

Семинары -практикумы

 28-29

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 




Правописание числительных

Семинары -практикумы

 30-31

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

32

Принципы и правила переносов

Тренировочные задания

33-34

Итоговый контрольный диктант2

 

35

Итоги




Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.

  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.

  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.

  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.

  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.

  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.

  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

  10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

  11. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

  12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.




© 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: festival@1september.ru

Авторский элективный курс по русскому языку "Речевой этикет". 8-9 -й классы


Вострякова Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка



Объявление

Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.

Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н.И. Формановская) К речевому этикету, в частности, относятся сова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он в очень малой степени подвержен изменениям, но за последние 5-10 лет с изменениями в обществе в этой области произошли некоторые модификации. Цель этого курса – усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

Основные задачи курса:

  • познакомиться с историей русского речевого этикета;

  • уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.;

  • научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми;

  • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);

  • на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера;

  • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;

  • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;

  • использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Ожидаемые результаты обучения:

  • учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;

  • иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;

  • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

  • уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;

  • владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

  • иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

  • уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;

  • уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие речевой ситуации. Вежливость и этикет. (1 час)

2.Из истории русского этикета. “Домострой” (16 век). “Юности честное зерцало” (1717г.) Дореволюционные этикетные формулы. Речевой этикет в советское время. (1 час)

3.Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться к собеседнику. Ты и вы. Беседа. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. (3часа)

4.Формулы сочувствия, утешения. Отказ просьба, извинения. Поздравление, пожелание, приглашение. (1 час)

5.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми. (2 часа)

6.Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. (1 час)

7.Роль интонации в речевом общении. (1 час)

8.Речевой этикет других народов. (1 час)

9.Использование речевых ситуаций в художественных произведениях. (2 часа)

10.Новое в русском речевом этикете. Формулы начала и конца общения. Тенденция употребления усечённых конструкций. Общение в Интернете. Сетикет. (2 часа)

11.Речевой этикеткультура общениявоспитанность. Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать? (2 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


(Рассчитан на 17 часов)



тема

Формы работы

Самостоятельная работа, виды контроля

1.

Правила речевого этикета. Этикетные слова.

Беседа. Лингвистический анализ текста.

Сочинение “вредных” советов.

2.

Из истории русского этикета.

Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.

Письменный аргументированный ответ на проблемный вопрос.

3.

Ситуация знакомства. Обращения. Уместность использования местоимениё ТЫ и ВЫ.

Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. Работа в группах.

Составление диалога.

4.

Беседа, телефонные разговоры, письма.

Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.

Написание писем.

5.

Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе.

Ролевая игра.

Сочинение-миниатюра по результатам наблюдений.

6.

Формулы сочувствия, утешения, отказа, просьбы и т.п.

Беседа.

Приглашение на день рождения от лица людей различного происхождения и времени или дружеские поздравления в форме акростиха.

7.

Умение спорить.

Беседа, словарная работа, решение проблемных ситуаций.

Составить текст примирения.

8.

Спор со взрослыми.

Риторическая (коммуникативная) игра.

Памятка “Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми”.

9.

Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений.

Беседа, работа со словарями. Работа с фразеологизмами.

Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.

10.

Роль интонации в речевом общении.

Наблюдение над интонационными особенностями речи, анализ текста, интонационные тренинги.

Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.

11.

Речевой этикет других народов.

Заочное путешествие.

Сформулировать практические рекомендации туристам, выезжающим в Японию и США.

12-13.

Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях.

Анализ художественных текстов.

Самостоятельно: анализ невербальных средств общения во фрагменте художественного произведения.

14-15.

Новое в русском речевом этикете.

Лекция, конспектирование, работа в Интернете.

Написать заметку “Новое в русском речевом этикете”

16-17.

Речевой этикет – культура общения – воспитанность.

Семинар по итогам изучения речевого этикета.

Индивидуальные сообщения, эссе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… – М., 1982.

  2. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. – М., 1980.

  3. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.

  4. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., 1975.

  5. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1988.

  6. Львов С.Л. Быть или казаться? – М., 1982.

  7. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.

  8. Русский язык и культура речи: Практикум //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.

  9. Мы живём среди людей: Кодекс поведения // Авт.-сост. И.В.Дубровина. – М., 1989.

  10. Словарь по этике // Под ред. И.С.Кона. – М., 1981.

  11. Федосеева Т.А. Давайте поспорим! // Русская словесность. – 2003. – №6.

  12. Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!” – М., 1982.

  13. Ходаков М.С. Как не надо себя вести. – М., 1975.

  14. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981.

  15. Чернышева М.А. Культура общения. – Л., 1983.




© 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: festival@1september.ru

Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса «От слова к тексту»
Преподавание русского языка в средней школе ориентировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconПояснительная записка к программе по русскому языку для 10 класса
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе программы по русскому языку Нины Григорьевны Гольцовой из...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «секреты русской орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса на 2010-2011 учебный год
...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconПрограмма элективного курса для учащихся 8-9 классов
Современная школа предъявляет новые требования к знаниям учащихся по русскому языку. Образовательные стандарты содержат не только...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconРабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой, Примерной программы по русскому языку Министерства образования,...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса \"Абсолютная грамотность\" iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница