Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения




Скачать 189.63 Kb.
НазваниеУрок №15 Тема урока Радости и сложности общения
Дата26.08.2012
Размер189.63 Kb.
ТипУрок

Подробный конспект урока.



Организационная информация


Урок № 15 Тема урока



Радости и сложности общения

(Урок второй, главы III - «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем).

Проблема урока

Как преодолеть сложности общения?

Предмет

Обществознание

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Быкова Светлана Геннадьевна, учитель истории и обществознания.

Образовательное учреждение

ГОУ г. Москвы специальная общеобразовательная школа № 4

Республика/край, город/поселение

Г. Москва


Методическая информация


Тип урока


Изучение нового материала

Цели урока


Сформировать представление о культуре общения, как одному из условий преодоления конфликтных ситуаций.


Задачи урока


Образовательная:

-Усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о необходимости общения, культуре общения и преодоления конфликтных ситуаций.


Развивающая:

-Продолжить развитие личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке способов действия с позиций эмоциональных, эстетических, нравственных, мировоззренческих; умение четко организовывать групповую и самостоятельную работу


Воспитательная:

- Ответственный осознанный (не только эмоциональный, но и аргументированный) выбор личностной позиции. Такая позиция включает в себя признание достоинств противника, а также критику «своей» стороны. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Кроме того, личностная позиция предполагает сочувственную и нравственную оценку деяний людей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать, что:

1. Общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности;

2. Человек, с момента рождения нуждается в общении;

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;

4. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми, важное значение имеет культура общения;

5. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.


Учащиеся должны понимать, что такое:

1. Общение;

2. Межличностное общение;

3. Культура общения;

4. Межличностные конфликты;

5. Фазы в развитии конфликтной ситуации;


Учащиеся должны уметь:

1. Объяснять смысл основных понятий;

2. Доказывать, почему общение необходимо человеку;

3. Показать причины конфликтов и выход из него.


Основные понятия урока

1. Общение;

2. Культура общения;

3. Межличностный конфликт.



Формирование компетенций учащихся

Учебно – познавательные компетенции формируются через самостоятельную познавательную деятельность.

Через информационные компетенции формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Компетенции личностного самосовершенствования направляются на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Ценностно – смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика.


Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений

Образовательная технология

Технология проблемного обучения - А. Осборн.

Межпредметная связь


Литература – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Английский язык – Verbal – словесный – слово. История – древние законы общения.

Методы и приемы



- индивидуальная работа, групповая, фронтальная; - диалог; - работа с таблицей; - эвристическая беседа; - создание образа культурного человека; - решение проблемной ситуации;

План урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Общение. Необходимость общения для человека.

2. Культура общения.

3. Как избежать конфликта?

III. Рефлексия.

IV. Итоги урока.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание». М., 2008;

компьютер, проектор и экран; магнитофон, аудиозапись Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», презентация по теме урока, дополнительная литература, дидактические материалы, маркеры, магниты.

http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения.

http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения.

Предварительная подготовка

Определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку; составление конспекта учителем и создание на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем; подбор заданий и вопросов к уроку, иллюстраций, аудио, презентации, созданной самим учителем.



Ожидаемый результат

Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения, совершенствования социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству.



Подробный конспект урока


Подготовительный этап.

Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint.

Учитель приглашает уч-ся в класс. С помощью опорных сигналов (карточки разного цвета) распределяются по группам. (4 группы)


Ход и содержание урока.

Мотивация учащихся.


I. Организационный момент.

Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками, где важно пожелать успеха уч-ся, а самому учителю «показать» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.


Здравствуйте, меня зовут Светлана Геннадьевна, я рада присутствовать сегодня у Вас в гостях.

В течение этого урока, Вы работаете в группах, оцениваться работа групп будет смайликами, и в конце урока, подсчитав эти награды, выявится победитель. (2 мин)


Создание проблемной ситуации (1-2 мин)


1. Постановка проблемы.

Учитель обращает внимание детей на то, что тема урока не объявлена.


Учитель. Сейчас мы с вами подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Послушайте, пожалуйста, эпиграфы к уроку.


2. Работа с эпиграфами.

Учитель произносит эпиграф и предлагает ответить на вопрос:

- Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Эпиграф 1.

« Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»

Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт.

СЛАЙД № 1

( 2 мин)


II. Объяснение нового материала.

Определение темы. СЛАЙД № 2

Сообщение целей урока.

Учитель и уч-ся формируют и записывают проблему:


Как преодолеть сложности

общения?

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы сформируем представление о культуре общения, как одному из условий преодоление конфликтных ситуаций.


Представляется план урока. СЛАЙД №3

Представляются основные понятия:

1. Общение;

2. Культура общения;

3. Межличностный конфликт.

( 2 мин)

Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний.

1. Выступление учителя.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.


Опрос.

Но прежде, я хочу у вас спросить:


1. Что такое межличностное отношение?

2. В межличностных отношениях важно понять другого человека?


Учитель предлагает записать тему урока и открыть учебник на стр. 68

Что же такое общение?

Общение – это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу (У учителя книга «Маленький принц» в руках), происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им.

Смотрит человек спектакль, выступает лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение. Существует и выражение «общение с природой».

Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек, СЛАЙД № 4 которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

Общение – это главное условие и способ существования людей. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения.

Без общения человек не может стать личностью.


Запись.

Общение – это установление и развитие контактов между людьми.

Запись в карту уч-ся.


Общение включает в себя, как минимум 3 различных процесса: СЛАЙД № 5

1. Обмен информацией.

2. Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия.

3. Восприятие и понимание партнера, его особенностей и особенностей его поведения.

Запись в карту.


Общение бывает различным.


Виды общения: СЛАЙД № 6

- вербальное, невербальное;

Вербальное – (с англ. Словесный) слово

Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов.

Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?

(отвечают дети)


Чему способствует общение? СЛАЙД № 7

- развитию личности (недостаток общения приводит к отклонениям в развитии);

- приобретение знаний о мире (наука, культура, искусство…);

- знания о самом себе;

- оценка поведения людей, усвоение нравственных ценностей и норм поведения.

Особо высока роль общения в юношеском возрасте человека в период развития и становления личности.


И главное, надо помнить, что результат общения зависит от двоих – от самого себя и от того с кем и как общаешься.


А теперь, я попрошу каждую группу ответить на мои вопросы по видам общения . Впоследствии мы оценим каждый проект.


Работа в группах:

Первичное закрепление нового материала, через использование предоставленных учителем каждой группе таблицы « Виды общения». (Учитель проговаривает примеры общения. Уч-ся ставят знак в ту колонку таблицы, к которой, как они считают, этот пример относится.)


4 группы заполняют таблицы – затем отдают учителю.

Учитель прикрепляет их на доску и, отмечает, все ли способы общения соответствуют примерам.

Смайлик.

.

Молодцы. Я вижу, что вы умеете общаться.


( 6 мин)

Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщить их людям.

Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.


С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

Ответы уч-ся.


2. Мы переходим к следующему этапу нашего урока, который называется культура общения.

Что же такое культура общения? СЛАЙД № 8

Давайте попробуем описать культурного человека.

Дети предлагают варианты.

Учитель.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

-доверять тому, с кем общаешься;

-уважать того с кем общаешься.

Запись в карту уч-ся.


Вы все большое количество времени проводите в школе. И создание благоприятного климата в классе зависит от каждого из вас. Человек должен управлять собой, даже если ему не нравится что-то в другом человеке.

Попробуйте вписать в текст пропущенные слова, подобрав к ним антонимы.

(Работа в группах).


Попробуйте в общении не наступать, а уступать, не захватить, а отдать,

не кулак показать, а руку протянуть, не орать, а внимательно выслушать.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось. СЛАЙД № 9

Озвучиваются результаты. Смайлик.

( 5 мин)


3. Если у человека не хватает культуры общения, то возникает конфликт.

СЛАЙД № 10

Конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Уч-ся записывают в карту.


Выделяют 3 стадии развития конфликта.

Обратимся к тексту учебника (парагр.12. С. 71. )

Работа с параграфом. Кто скажет мне^ какая стадия развития первая?...

1 стадия - Определение стадии как конфликта.

2 стадия – Стратегия поведения.

Уход. Переговоры. Борьба. 3 стадия – Способ действия. Запись в карту.

Учитель отмечает, что именно на этой стадии важна культура общения, которая оказывает решающее влияние на поведение людей.

Далее просит еще раз перечислить способы решения конфликтов.


Предлагается работа в группах.


Учитель.

Читает стихотворение:

Вот, что случилось в одном дворе:

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я при чем?


Далее варианты развития событий предлагаются детям. (Работа в группах)

СЛАЙД № 12

Но досчитав до 30, сказал: - Ну, дедушка, прости!


Смайлик.

Одним из условий выхода из конфликта, является овладение умением спорить. Представляю вашему вниманию правила спора. СЛАЙД № 13

В учебнике представлены на странице 71


( 7 мин)



Новая тема

Рефлексия деятельности на уроке


Наш урок подходит к завершению. СЛАЙД № 14

Решили мы с вами проблему, которую поставили в начале урока?

Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что включает в себя общение?

Почему общение необходимо человеку?

Что такое культура общения?

Какой способ выхода из конфликта наиболее приемлемый?

Сегодня на уроке я научился…

Было интересно…

Теперь я могу…


( 2 мин)



Итог урока

Учитель.

Молодцы. Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Вы узнали о том, что такое общение, что помогает общению, как находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Надеюсь, каждый из вас в дальнейшем будет применять полученные сегодня знания в своей каждодневной жизни.


А теперь давайте подсчитаем наши смайлики. Представляю победителей. Давайте поаплодируем. Молодец. Спасибо всем, вы все хорошо поработали.


( 2 мин)



Домашнее задание


Параграф 12. СЛАЙД № 15

http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме…

http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения.

http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме.

Предлагаю вам шесть правил доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, с друзьями. Ваша задача не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности. (Раздаются уч-ся)

Учитель предлагает под музыку Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» всем вместе сфотографироваться на память.

Фото со всеми участниками процесса.


Понравился ли вам проведенный урок?

Ответьте невербальным общением.

Прощание с уч-ся невербальным общением.


Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!!!

СЛАЙД № 16


( 2 мин)

Дополнительная необходимая информация

Предлагаемый материал тридцатиминутного урока

включает в себя разнообразные виды работ:

- обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий;

- организацию групповой работы по первичному закреплению материала;

- просмотр и работа по мультимедийной презентации;

- выполнение учеников практических заданий;

- выступление учеников с индивидуальными сообщениями.




В помощь учителю


Использованные источники и литература

Учебник Л. Н. Боголюбов «Введение в обществознание»;

А. А. Бодалев «Личность и общение». М., 1984

А.В. Мудрик «Общение школьников». М., 1987

В.А. Мелихов, Н.А. Рыбаков «Искусство общения» Псков. 1999

Н.И. Дорожкина «Современный урок истории» использование мультимедийных презентаций. Практические советы.

http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме…

http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения.

http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме.



Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Мультимедийные презентации – современный и удобный способ приобщить детей к разумному, доброму, вечному, составляющая часть урока, одна из методических единиц.

Для того, чтобы осуществить урок с использованием мультимедиа нужно:

-оборудование: (1 компьютер – автоматизированное место учителя) и проектор, присоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран;

- учитель, владеющий навыками работы на компьютере;

- разработка уроков (презентация)



Советы по логическому переходу от данного урока к последующим



Рекомендую следующий урок начать с опроса домашнего задания, выяснить, как учащиеся усвоили новый материал и как справились с рекомендацией учителя использовать предложенные правила доктора Карнеги на практике. Все ли у них получилось, и в чем возникли трудности общения.



Другое

Цели развития образовательного процесса:

I. Основная познавательная цель – определение эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.

- Насколько эффективно применение приема проигрывания ситуаций решения конфликта для формирования умения восходить от частного к общему, приходить к выводу?

II. Основная исследовательская цель образовательного процесса на данном уроке – определение возможностей вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.





Технологическая карта. В помощь ученику _________________________

Дата 15.12.2011

Тема урока




Цели урока


Сформировать представление учащихся о культуре общения, как одному из условий преодоления конфликтных ситуаций.

Проблема урока




План урока

1. Общение. Необходимость общения для человека.

2. Культура общения.

3. Как избежать конфликта?

Общение.

Необходимость общения для человека.



Общение – это_________________________________________________________________


Процессы общения: Виды общения: Общение способствует:

1.________________________ 1. _____________________ 1.______________________________

2.________________________ 2._____________________ 2.______________________________

3.________________________ 3.______________________________

4.______________________________


Вывод – Общение с другими людьми, является _____________________________________________________

Культура общения.



Древние заповеди общения:


-________________________________________________________________________________________


-________________________________________________________________________________________



Как избежать конфликта?



Конфликт – это ________________________________________________________________


3 стадии развития конфликта:

I.


II. Способы решения конфликтов:

1.

2.

III. 3.


Подчеркните наиболее приемлемый для Вас.

Рефлексия. Радости и сложности общения.

Решена ли проблема, поставленная в начале урока? – Как преодолеть сложности общения?

Что включает в себя общение? Почему общение необходимо человеку? Что такое культура общения? Какой способ выхода из конфликта наиболее приемлемый?

Теперь я могу… Было интересно…

Домашнее задание

(рекомендовано)


Параграф 12. Интернет- библиотека сайтов вам в помощь!

http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме…

http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения.

http://www.koob.ru/contact/ рекомендуемые книги по теме.

Правила доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь. Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, с друзьями. Ваша задача не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности.

  • Искренне интересуйтесь другими людьми;

  • Улыбайтесь;

  • Будьте хорошими слушателями;

  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

  • Внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.


Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!

Похожие:

Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconПлан-конспект урока умеем ли мы общаться с друг другом. (Тема урока)
Цель урока: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрока: Интегрированный урок математики и экономики. Временные рамки: 1 время проведения нетрадиционного урока- 2 часа. 2 время
Тема урока: Применение производной при решении вопроса эффективности производства
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок тема урока цель урока
Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок по математике в 6 классе Тема урока: «Знакомство с комбинаторикой»
Тема конкурса: «Элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей (ксв) в средней общеобразовательной школе»
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок- игра «Учитель- класс» Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
Эти баллы заносятся в заранее заготовленную таблицу результатов, которая расположена на доске
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconТема урока: "Выделение целой части из неправильной дроби"
Раздаточный материал: образовательные маршруты (приложение 1), карточки с заданиями повышенной сложности (приложение 2)
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрока. Класс : Тема урока: Блюда из вареных овощей
Здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет интересный и «вкусный» урок. Что мы будем сегодня готовить? (Салат, винегрет)
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 1 «А» классе. Тема урока: «Почему мы часто слышим слово «экология»»
Урок открытия нового знания с использованием игровых, коммуникативных, исследовательских технологий (ведущий принцип – психологическая...
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»
Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые...
Урок №15 Тема урока Радости и сложности общения iconУрок тема урока цель урока
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница