Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь




Скачать 113.93 Kb.
НазваниеЗнаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь
Дата26.08.2012
Размер113.93 Kb.
ТипИнструкция
Оформление должностных инструкций


Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь юридической силы в случае ошибок, допущенных при ее оформлении? Избежать подобной ситуации поможет использование соответствующей технологии и правил составления долж­ностной инструкции.

Рекомендации по разработке должностных инструкций


Основным документом, определяющим трудовые права и обязанности любого работника, является трудовой договор.

Часть вторая ст. 57 ТК РФ относит к числу существенных условий трудового договора наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или кон­кретную трудовую функцию, а также права и обязанности работника. Для того чтобы должностные обязанности, обусловленные наименованием замещаемой должности или непосредственно трудовой функцией, стали обязательными для исполнения, необходимо закрепить их в трудовом договоре. При их описании в договоре чаще всего используются общие формулировки, которые конкретизи­руются в должностной инструкции.

Должностная инструкция является организационно-распорядительным документом, который определяет (конкретизирует) трудовую функцию - совокупность долж­ностных обязанностей каждого работника, его права и ответственность за выполнение работы. Инструкция служит нормативной основой для правильного применения мер дисциплинарного и материального воздействия к работнику в связи с неисполнением должностных обязанностей. Наличие в учреждениях и организациях должностных инструкций способствует объективной оценке деятельности работников, установлению соответствия их занимаемым должностям при проведении аттестации.

Должностные инструкции разрабатываются также в целях обеспечения наиболее рационального разделения труда между руководителями, педагогами и учебно-вспомогательным персоналом. Они дают возможность на основе опреде­ления конкретного круга обязанностей каждого исполнителя четко распределить между ними выполнение функций, исключить неоправданное дублирование, обеспечить взаимосвязь работающих в образовательном учреждении, а также обязательность и своевременность осуществления закрепленных за ними функ­циональных обязанностей.

Исходя из особенностей содержания и характера работ, выполняемых работниками образовательного учреждения, относящимися к различным должностным группам, инструкции разрабатываются с различной степенью их конкретизации. Могут разрабатываться типовые или примерные должностные инструкции. Допускается также составление индивидуальных (персональных) инструкций для конкретных исполнителей (т. е. с указанием фамилии работника),учитывающих специфический характер возлагаемых на данного работника обязанностей, связанный с этим особый уровень ответственности, а также его возможности и способности к выполнению определенного вида работ.

В случае, когда в образовательном учреждении действуют индивидуальные (персональные) инструкции для конкретных исполнителей, при их составлении можно использовать типовую должностную инструкцию в качестве образца, включая при необходимости дополнительные функции и обязанности.

Следует помнить, что даже грамотно составленная должностная инструкция с подробно прописанными критериями оценки, перечнем требований не будет иметь юридической силы и, следовательно, выполнять назначение, если не будут соблюдены все формальные правила написания этого документа.

В первую очередь, должностная инструкция должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документов Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Унифицированная структуру текста должностной инструкции включает следующие обязательные разделы:

Общие положения: устанавливается сфера деятельности работника, порядок приема на работу (назначение и т. п.) и освобождение от занимаемой должности, замещение по должности во время отсутствия, определяются квалификационные требования, подчиненные и должностные лица, которыми он руководит. В разделе перечисляются нормативные правовые акты и иные нормативные документы которыми должен руководствоваться указанный работник в деятельности.

Должностные обязанности: перечисляются конкретные задачи и обязанности, возложенные на работника, указывается форма его участия в процессе управления и деятельности учреждения (с использованием слов: "руководит", "утверждает", "обеспечивает", "исполняет", "контролирует", "согласовывает", "представляет", "курирует" и др.).

Права: определяются права, предоставляемые работнику образова- тельного учреждения для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

Ответственность: устанавливаются виды ответственности за несво временное и некачественное выполнение работником должностных обязанностей, а также неприменение предоставленных ему прав.

На бланке должностной инструкции должны быть указаны реквизиты согласования и ознакомления (см. образец).

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем образовательного учреждения и прекращает свое действие в случае сокращения должности после проведения соответствующих мероприятий по сокращению численности или штата работников учреждения, а также замены новой должностной инструкцией. Требования должностной инструкции являются обязательными для любого штатного работника образовательного учреждения, находящегося на соответствующей должности, с момента его ознакомления с инструкцией и до перемещения на другую должность или увольнения.

При поступлении на работу работник обязан поставить дату и подпись об ознакомлении с должностной инструкцией.

Должностная инструкция разрабатывается лицом, уполномоченным руководителем учреждения. Она должна быть согласована с юрисконсультом учреждения (при необходимости она согласовывается также с вышестоящими организациями).

Согласованную и утвержденную должностную инструкцию нумеруют, заверяют печатью отдела кадров и хранят в соответствии с установленным порядком.

Для текущей работы с подлинника должностной инструкции снимают заверенную копию, которую выдают должностному лицу, работающему на должности, и начальнику соответствующего отдела или подразделения

Если/инструкция составлена как типовая, то она может действовать в течение долгого времени без изменения. Изменения требуются лишь в отдельных случаях, например:

• при изменении наименования учреждения (организации) или отдельного подразделения;

• * при изменении наименования должности;

• при изменении фамилии работника, замещающего данную должность (если инструкция была индивидуальной).

При внесений в должностные инструкции изменений и дополнений соответствующий приказ руководителя учреждения (организации) доводится до сведения работника под расписку.

Должностные инструкции в соответствии с решением Федеральной службы РФ от 27.10.03 "Об изменении сроков хранения должностных (положений, инструкций о правах и обязанностях должностных лиц храниться в образовательном учреждении (по месту разработки и утверждения постоянно, а индивидуальные (персональные) для конкретных исполнителей 75 лет в составе личных дел.

Основой для разработки должностных инструкций по должностям является Квалификационный справочник должностей руководителей и других служащих, утвержденный. постановлением Минтруда России от 21.08.98, сборники общеотраслевых и отраслевых тарифно-квалификационных требований по должностям служащих.. В них содержатся типовые должностные обязанности и квалификационные требования по должностям служащих различных отраслей экономики.

В соответствии с принятой классификацией служащие делятся на три ка­тегории: руководители, специалисты и другие служащие.

Отнесение работников образования к той или иной категории осуществляется в зависимости от характера выполняемой работы: организационно-администра­тивной, педагогической или учебно-вспомогательной.

Следует обратить внимание, что должностные инструкции разрабатываются только на должности работников из числа служащих, предусмотренных штатным расписанием, в т. ч. по вакантным должностям, поскольку в этом случае они - могут использоваться для возложения на работников, с их согласия, дополнительных обязанностей по вакантной должности полностью или частично в порядке совмещения должностей (расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемой работы), а также для регулирования размера доплаты.







На работы по профессиям рабочих должностные инструкции не разра­батываются и не утверждаются, т. к. конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.

Следует обратить внимание на то, что неправомерно утверждать должност­ную инструкцию "классного руководителя", "ответственного за организацию питания", "заведующего учебным кабинетом", "заведующего учебно-опытным участком", "заведующего учебной ;мастерской" и др., если должность работника с таким наименованием в штатном расписании отсутствует, а работа выполня­ется учителем как дополнительная, с его согласия, за дополнительную оплату. Перечень видов такой работы и порядок установления доплат за их выполнение предусматривается в соответствующих положениях. Возложение на работников дополнительных обязанностей, с их согласия, осуществляется путем внесения в их трудовой договор соответствующих дополнений с указанием размера доплаты.

Неправомерно также утверждать в образовательном учреждении долж­ностные инструкции "дежурного учителя", "дежурного воспитателя", "дежурного администратора-руководителя", "дежурного классного руководителя" и других "дежурных", поскольку работников с такими наименованиями должностей в об­разовательных учреждениях не предусматривается. В то же время в должностные обязанности педагогических и руководящих работников образовательных учреж­дений входит обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. В связи с этим могут организовываться дежурства работников в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в т. ч. до начала и после окончания занятий, во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обу­чающихся, воспитанников различной степени активности, приема пищи, а также в период проведения воспитательных, оздоровительных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а в должностных обязанностях руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда.

Следует предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а в должностных обязанностях руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда. Порядок организации дежурств и перечень обязанностей дежурных определяются правилами внутреннего трудового распорядка. Дежурства работников регулируются графиками.

Перечень обязанностей, указываемых в должностной инструкции, должен содержать только те из них, которые непосредственно связаны с трудовыми отношениями требований нормативных правовых актов по охране труда.

В должностных обязанностях работников наряду с выполнением конкретных функций, предусмотренных соответствующей квалификационной xарактеристикой по должности, может быть предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а в должностных обязанностях руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда.

Следует заметить, что от функциональных обязанностей, выполняемых, например, заместителями руководителей образовательных учреждений, руководителями структурных подразделений, могут зависеть их права, связанные с продолжительностью отпуска, получением компенсации на книгоиздательскую продукцию, а в ряде случаев - с правом на трудовую пенсию, назначаемую до общеустановленного возраста.

Поэтому, указывая в наименовании должности заместителя и в его должностной инструкции направление его функциональных обязанностей, необходимо помнить, чtq в ряде случаев преимущества в трудовых правах у указанных работников возникают только при осуществлении руководства учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-производственной, методической работой. В связи с чем, например, заместители руководителя по экономике, финансам, безопасности таких преимуществ в трудовых правах не имеют.

Ставя свою подпись под трудовым договором, работник тем самым принимает на себя перечисленные в договоре обязанности и получает определенные права. Поскольку должностная инструкция оформлена как приложение к трудовому договору, является неотъемлемой его частью, работник подписывает и должностную инструкцию

Только с этого момента у работодателя есть юридические, официально аргументированные основания требовать от работника исполнения возложенных должностных обязанностей. Такое право ему предоставлено частью первой ст. Работнику же часть вторая ст. 21ТК РФ предписывает добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей по занимаемой (замещаемой) им должности

С того момента, когда все формальности соблюдены и работнику вручены экземпляры трудового договора и должностной инструкции, работодатель (руководитель образовательного учреждения) также обязан выполнить определенные требования законодательства.

Но самое главное - это обязанность работодателя предоставить работнику ту работу, которая обусловлена трудовым договором.

Если же трудовой договор не заключен в письменной форме, перечень должностных обязанностей не согласован (при этом не имеет значения прописаны, в договоре или приложении к нему - должностной инструкции. При необходимости одним фактическим допущением работника к работе работодатель не сможет обосновать в суде свои требования по исполнению обязанностей возложенных на этого работника.


Нормативные документы

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ (с изм. и доп.)

  • Постановление Госстандарта России от 03.03.03 № 65-ст "0 принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с "Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" ГОСТ Р 6.30 - 2003)

  • Постановление Госстандарта России от 26.12.94 № 367 "Общероссийский классификатор про­фессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" ОК 016-94 (с изм. и доп.)

  • Постановление Минтруда России от09.02.04 №9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"

• Постановление Минтруда России от 28.07.03 № 59 "0 внесении дополнений в классификаци­онный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"

  • Постановление Минтруда России от 21.08.98 № 37 "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (с изм. и доп.)

  • Постановление Минтруда России от 06.06.96 № 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" (с изм. и доп.) ,

<

  • Постановление Минтруда России от 10.11.92 № 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" (с изм. и доп.)

  • Постановление Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17.07.85 № 226/125/15-88 «Об утверждении Единого тарифно-квалификацибнного справочника работ и профессий рабо­чих. Выпуск 3, раздел: "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"» (с изм. и доп.)

  • Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01-.85 № 31/3-30 «Об утвержде­нии "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 1» (с изм. и доп.)

  • Приказ Минобразования России от 15.04.93 № 138 "Об утверждении Перечня профессий вы­сококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9-10 разрядов Единой тарифной сетки"

  • Письмо Минобразования России от 20.12.00 № 03-51/64 "0 методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях"

  • Инструктивное письмо Минпросвещения РСФСР от 12.02.87 № 13-М "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнитель­ных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем"

Похожие:

Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconПамятка по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий
Никогда не ленитесь лишний раз прочитать инструкцию на изделие. Помните, что даже знакомое и обычное на вид пиротехническое изделие...
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconДолжностная инструкция
Учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconЧто такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?
Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать, если это уже
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconСодержание задания третьего тура олимпиады третий тур олимпиады будет проводиться по c
Дачу исследования по заданной проблеме. Проблема будет носить общий характер, например «проблема идентификации качества образования»....
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconРоссии, подчеркните различие между ними. Поясните причины охраны этих птиц. Что вы знаете об охоте с ловчими птицами?
Вопрос: Кратко охарактеризуйте хищных птиц, обитающих в России, подчеркните различие между ними. Поясните причины охраны этих птиц....
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь icon1. Настройка среды Microsoft Word
Если Вы без затруднений работаете с приложением ms word, дома или на работе имеете возможность выходить в Internet, хотите иметь...
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconДолжностная инструкция
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики, утверждённой постановлением Министерства...
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconПисать грамотно – не легко!
«Мы с тобой учим все правила, словарные слова. Почему ты пишешь так, как слышишь?» Обычно чувства вины ребенок не испытывает. Он...
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconДолжностная инструкция кухонного работника
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по общеотраслевой профессии рабочего...
Знаете ли вы, что даже грамотно разработанная должностная инструкция не будет иметь iconДолжностная инструкция гардеробщика
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по общеотраслевой профессии рабочего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница