Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности




Скачать 346.4 Kb.
НазваниеФормирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности
страница1/3
Дата26.08.2012
Размер346.4 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


УСАЧЁВА Анна Николаевна


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук


Волгоград — 2011


Работа выполнена в Государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет».


Научный руководитель – чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук,
профессор Сериков Владислав Владиславович

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-
ный педагогический университет»).


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Николаева Марина Владимировна

(ГОУ ВПО «Волгоградский государствен-
ный педагогический университет»);


кандидат педагогических наук, доцент

Ершов Дмитрий Александрович

(ГОУ СПО «Михайловский профессио-
нально-педагогический колледж»).


Ведущая организация – Педагогический институт Южного феде-
рального университета.


Защита диссертации состоится 24 июня 2011 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.


Текст автореферата размещён на официальном сайте Волгоградского государственного педагогического университета: http://www. vspu.ru 16 мая 2011 г.


Автореферат разослан 16 мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А.А. Глебов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Кризисная социально-экономическая ситуация в конце ХХ в. наглядно показала, что в сложных социальных условиях именно человек становится целью и движущей силой социального прогресса. Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества. Ответственность как категория социальная, подконтрольная, связанная с коллективом, общест­венным классом, стала уступать подходу, в котором рассматривается внутренняя личная ответственность человека за свои действия и поступки как специфическая личностная функция индивида (В.В. Сериков). Это объясняется возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, расширением его свободы и в то же время зависимости от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций в производственных, социально-экологических, информационных средах, в которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных целей обучения определено разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», общеобразовательная школа должна формировать целост­ную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (от 6 октября 2009 г.) одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования вы­ступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед общест­вом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

По данным диагностического эксперимента, проведенного нами в ряде школ г. Волгограда и Волгоградской области, лишь у 17,4% учащихся начальной школы ответственность характеризуется высоким (инициативным) уровнем сформированности данного качества. Для 34,1% учащихся характерен средний (исполнительский) уровень сформированности ответственности, обусловленный внешним контролем учителя. У значительной части учащихся начальной школы (48,5%) ответственность характеризуется низким (импульсивным) уровнем – невладение понятием ответственности; внешний локус контроля ответственности; ответственные действия часто находятся в зависимости от позиции, которую занимает учитель; рефлексия собственной роли в событии дается трудно и нуждается в помощи педагога.

Такая статистика свидетельствует о том, что формирование ответственности не стало одной из ведущих целей деятельности педагогов и приоритетом для учащихся младших классов. Исследователи (З.Н. Борисова, Т.Ф. Иванова, К.А. Климова, Л.С. Славина и др.) указывают, что данное обстоятельство является следствием недостаточного владения учителями начальных классов знаниями и умениями проектирования и реализации процесса формирования ответственности качества личности, отсутствия методических разработок, помогающих его реализовать.

Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Когана, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, З.И. Васильевой, А.А. Гусева, О.А. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения в учении при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.

Особое внимание исследователями уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Т.В. Морозкина, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина, С.Г. Ярикова); у студентов (Е.И. Сахарчук, Т.А. Манцурова, О.А. Шу­шерина и др.). Сущность ответственности рассмотрена в связи с развитием познавательного интереса и мотивов учения (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Л.С. Славина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); духовных и познавательных потребностей (А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский и др.); в связи с внеклассной деятельностью учащихся (Ж.Е. Завадская, Л.Б. Ительсон, Ю.П. Сокольников, М.И. Шилова). Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Актуальным стало изучение ответственности как личного качества современного делового человека, специалиста в профессиональной деятельности (Л.А. Барановская, Н.Ф. Талызина, С.Л. Чернер и др.).

Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности ребенка. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амона­швили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации ребенка, его общего и любого специального образования.

Среди педагогических средств, имеющих широкий спектр возможностей, но недостаточно реализованных в плане формирования ответственности у детей, должна быть выделена игра. Меняя в сравнении с дошкольным возрастом свои формы и содержание, игра не уходит из жизни ребенка, продолжая занимать в ней достаточно сильные позиции развивающего вида деятельности (В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин).

Личностно-развивающая функция образования, как показано в работах В.В. Зайцева, Л.А. Миловановой, Г.В. Самусевой и др., может быть наиболее эффективно реализована в учебных ситуациях, обладающих креативно-игровым потенциалом, что позволило нам предположить, что игровая деятельность может являться эффективным средством формирования ответственности как качества лично­сти младшего школьника.

Игра выступает в качестве одного из средств актуализации личностно-развивающей ситуации, что исследователи (Ю.П. Азаров, П.М. Ершова, Д.Н. Кавтарадзе, Е.А. Крюкова, С.Л. Новоселова, В.В. Сериков и др.) связывают с такими ее особенностями, как творческий характер, отсутствие прямого принуждения, толерантность, предоставление права на собственную точку зрения и на ошибку, свободу выбора, сотрудничество и т.д.

Таким образом, теоретический анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования ответственности и роли игровой деятельности в личностном развитии младшего школьника. Однако в имеющихся теоретических исследованиях пока не нашли полного научного осмысления целостное представление о сущности ответственности как качества личности, обоснование возможностей игровой деятельно­сти в формировании ответственности младших школьников. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены в должной степени научные основы разработки модели процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника средст­вами игровой деятельности.

Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий между:

– социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качест­ва личности на этапе ее социализации в начальной школе;

– накопленным опытом применения игровых средств в образовательном процессе начальной школы и слабой исследованностью возможностей игры в формировании ответственности как качества личности в младшем школьном возрасте;

– спонтанным применением игровой деятельности для обогащения познавательного и коммуникативного опыта ребенка и отсутст­вием научно обоснованной модели педагогического процесса, обеспечивающего целенаправленное использование игры для формирования ответственности младших школьников.

Данные противоречия и актуальность определяют проблему, которая заключается в недостаточной разработанности научных основ процесса формирования ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности.

Наличие проблемы в науке, ее актуальность для педагогической практики, а также предположение о том, что игровая деятельность обеспечивает возможность моделирования ситуации формирования ответственности как качества личности в младшем школьном воз­расте, определили тему исследования: «Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности».

Объект исследования — воспитание учащихся в начальной школе.

Предмет исследования — процесс формирования ответственности младших школьников средствами игровой деятельности.

Цель исследования — научно обосновать и практически проверить эффективность модели процесса формирования ответственности младших школьников средствами игровой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование ответственности как качества личности младших школьников будет более эффективным по сравнению с массовым опытом, если:

– ответственность как качество личности будет рассматриваться как одна из приоритетных целей воспитательной деятельности учителя начальной школы и пониматься как способность личности вы­ступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за его последствия; в качестве критериев сформированности ответственности будут выступать: полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка; степень осознанного контроля области своей ответственности; рефлексия собственного поведения и саморегуляция, прео­долевающая его импульсивность; личная активность и инициатива в проявлении ответственности как привычная линия поведения;

– возможности игры в формировании ответственности у младших школьников основаны на высоком уровне мотивации этой деятельности, необходимости следовать правилам, проявлять инициативу и ориентироваться на коллективный успех; наиболее успешно ответственность формируется при условии преднамеренного создания игровых ситуаций, включенных в содержание ведущей деятельности – учения и востребующих ответственное поведение учащихся;

– процесс формирования ответственности будет построен в соответствии с его моделью, которая описывает этапы, обеспечивающие последовательное овладение смыслом ответственности, основанным на осознании содержания и значимости ответственного поведения как условия успешной самореализации личности во всех сферах жизнедея­тельности; привычкой ответственного отношения к правилам (на примере игры), учебным обязанностям; опытом ответственности и самоконтроля как упражнением нравственных сил формирующегося человека, когда ответственное отношение к своим обязанностям становится непременным атрибутом всех сфер жизнедеятельности ребенка, любых его поступков.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1) определить сущность ответственности как качества личности в младшем школьном возрасте;

2) обосновать условия формирования ответственности младших школьников в игровой деятельности;

3) разработать и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы модель процесса формирования ответственности младших школьников средствами игровой деятельности.

Методологическую основу исследования составили: 1) философ­ские и психологические исследования ответственности (М.М. Бахтин, Л.А. Коган, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, В.П. Тугаринов и др.), давшие возможность рассмотреть ответст­венность как нравственное качество личности; 2) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леон­тьев, С.Л. Рубинштейн), требующего перевода ребенка в позицию активности, деятельности и общения; 3) идеи концепции личностно ориен­тированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Сло­бодчиков, И.С. Якиманская), позволившие построить модель процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника; 4) идеи системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Ильин, Н.К.Сергеев), задающего методологические ориентиры исследования ответственности как качества личности; 5) идеи об особенностях процесса становления личности в младшем школьном возрасте (В.С. Му­хина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.), позволившие выявить особенности формирования ответственности в данной возрастной категории; 6) положения об игре как ведущем виде деятельности на ранних этапах онтогенеза личности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), обозначившие специфику процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника средствами игровой деятельности.

Исследование проводилось с 2003-го по 2011 г. и включало три этапа:

Поисково-теоретический (2003–2005 гг.) – теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, изучено состояние проблемы; определена методология исследования; уточнены сущностные характеристики ответственности как качества личности младшего школьника.

Опытно-экспериментальный (2005–2009 гг.) – проведение констатирующего эксперимента, проектирование и апробация модели процесса формирования ответственности младших школьников средствами игровой деятельности.

Теоретико-обобщающий (2009–2011 гг.) – анализ данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, их обобщение и систематизация, обработка исследовательских материалов и оформление диссертационной работы.

В процессе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

 на поисково-теоретическом этапе – теоретический анализ литературы по данной проблеме; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; научное наблюдение с целью получения эмпирических данных о состоянии исследуемого качества;

 на опытно-экспериментальном этапе – педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая и качественная обработка результатов исследования;

 на теоретико-обобщающем этапе исследования – методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов.

Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа в муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 2 г. Волго­града», Приволжской средней школе Светлоярского района, средних школах № 1, 2 г. Жирновска Волгоградской области. Всего на разных этапах исследования в эксперименте участвовали 86 учителей и 354 учащихся начальной школы из городских и сельских школ Волгограда и Волгоградской области.

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1. Ответственность является нравственно-деловым качеством, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за его последствия. Ответственность проявляется в готовно­сти индивида к деловой зависимости в человеческой общности, основанной на сознательно реализуемых нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространст­ве социокультурных норм. Структура ответственности представлена такими компонентами, как когнитивно-оценочный (знание о себе, своих возможностях в выполнении личностью правил и норм поведения, осознанность гуманистической ценности ответственности как нравственно-делового качества личности), эмоционально-волевой (наличие положительной мотивации, порождающей положительное отношение к социально значимой деятельности; стремление к организованности) и поведенческий (проявление системы признаков ответственного поведения в деятельности учащихся; ответственное выполнение любого дела, в том числе выходящего за рамки непосредственных обязанностей ребенка).

2. Критериями и адекватными им показателями сформированности ответственности как качества личности младшего школьника выступают: полнота представленности ценностных оснований ответст­венного поведения в сознании ребенка (полнота знаний об ответственности; наличие и уровень знаний о себе, своих возможностях в проявлении ответственного поведения; критичность оценки своего поведения); степень осознанного контроля области своей ответственности (способность к проявлению внутреннего волевого усилия для достижения намеченной цели; локус контроля (внешний или внутренний) области своей ответственности); наличие эмоционального отношения к окружающей действительности (эмоциональное переживание ответственных и безответственных поступков); личная активность в проявлении ответственности (степень самостоятельности в проявлении ответственного поведения, степень автоматизма (привычность) осуществления ответственных поступков); рефлексия собственного поведения (умение адекватно оценивать свои поступки и отвечать за них). Переход с низкого (импульсивного) уровня ответственности на средний (исполнительский) и высокий (инициативный) уровни выражается в повышении устойчивости, привычности, обязательности, внутренней детерминированности и осмысленности ответственного поведения, готовности оказаться в позиции другого человека.

3. Условия формирования ответственности у детей младшего школьного возраста могут актуализироваться в игре. Условиями в данном случае выступают те события в жизни ребенка, которые ведут к становлению его субъектности, проявлениям обязательности в ходе совместной работы и одновременно автономности, т.е. способности выполнять свои обязанности без внешних побуждений. Формирование ответственности как качества личности младшего школьника обеспечивается созданием следующих ситуаций: ситуация «открытия» смысла ответственностиобеспечивает осознание содержания и значимости ответственного поведения как условие нравственности и деловой активности личности во всех сферах жизнедеятельности (информационные и ролевые игры); ситуация самостоятельного проявления ответственности (в усложняющихся видах взаимодействия) – формирует привычки ответственного отношения к игровым правилам, учебным обязанностям (командные, имитационно-процессуальные и частично-поисковые игры); ситуация обретения действенного опыта ответственности и самоконтроляупражняет нравственные силы формирующегося человека, когда ответственное отношение к своим обязанностям становится непременным атрибутом всех проявлений ребенка в сферах жизнедеятельности, любых его поступков (творческие и организационно-деятельностные игры).

4. Модель формирования ответственности как качества личности младших школьников отражает этапы данного процесса – информационно-стимулирующий, практический и преобразующий, на протяжении которых осуществляется последовательное восхождение от осознания содержания и значимости норм ответственного поведения к становлению привычки ответственного отношения к основным обязанностям и далее – к генерализации этого качества на все сферы жизнедеятельности ребенка.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнены сущностные характеристики ответственности как качества личности младшего школьника, выявлены не изучавшиеся ранее условия актуализации ответственности учащихся в личностно-развива­ющих ситуациях, конкретизированы содержательный и процессуальный аспекты формирования ответственности в младшем школьном возрасте средствами игровой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обоснованная структура ответственности, уточненные критерии, показатели и уровни исследуемого качества личности открывают пути для решения вопросов оптимизации процесса формирования ответственности в младшем школьном возрасте. Разработанные теоретические основы способствуют развитию и уточнению одного из важных аспектов теории личностно-развивающего образования – педагогических условий формирования ответственности как одной из важнейших личностных функций, проявляющейся на данном этапе социализации ребенка в игровой, учебной и др. видах деятельности. Обоснованная модель формирования ответственности как качества личности младших школьников позволяет решать проблему отбора и проектирования игровых средств в развитии качеств личности ребенка на примере формирования ответственности в младшем школьном возрасте. Полученные результаты могут служить теоретической базой исследования проблемы формирования ответственно­сти в подростковом возрасте.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, восхождением от теоретического моделирования к реальному педагогическому процессу.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью использовать разработанные личностно-развивающие ситуации, а также дидактические игры учителями начальной школы при организации воспитательного процесса, обеспечивающего формирование ответственности как качества личности учащихся младшего школьного возраста; апробированные методики диагностики ответственности младших школьников позволяют осуществлять мониторинг данного процесса; обоснованные условия формирования ответственности на различных этапах становления данного качества личности реализуют возможность усовершенствовать процесс воспитания младших школьников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях Научно-исследовательского института проблем личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете (2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.), годичных собраниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (2003, 2005, 2006 гг.); участия в студенческой научной конференции Волгоград­ского государственного педагогического университета (2003 г.), региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2004, 2005, 2006 гг.), научно-практических конференциях города Волгограда (2007, 2009 гг.), всероссийских научно-практиче­ских конференциях (Волгоград, 2006, 2007 гг.; Михайловка, 2008 г.; Красноярск, 2010 г.), международных научно-практических конференциях (Ульяновск, 2009 г.; Волгоград, 2009 г.) и др.; через публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях (всего опубликовано 16 работ общим объемом 3,4 п.л., в том числе одно – в периодическом издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации).

Внедрение результатов исследования в практику начального общего образования проводилось посредством деятельности самого исследователя, а также через систему консультирования учителей начальных классов (МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия №2 г. Волгограда», МОУ «Приволж­ская СОШ» Светлоярского района, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Жирновска» Волгоградской области).

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 174 с. состоит из введения (15 с.), двух глав (1-я гл. – 64 с. и 2-я гл. – 63 с.), заключения (5 с.), списка литературы (297 наименований); включает три приложения с материалом опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 14 таблиц, 4 рисунка, систематизирующих теоретический и эмпирический материал. В первой главе «Ответственность как качество личности младшего школьника и условия ее развития» уточнена сущность ответственности как качества личности; выявлены особенности, критерии и уровни ответственности у младших школьников; обоснованы педагогический потенциал игры в формировании ответственности и условия применения игровых средств в образовательном процессе начальной школы. Во второй главе исследования «Процесс формирования ответственности младших школьников средствами игровой деятельности» представлены результаты диагностики и типологиче­ские группы учащихся, выявленные в условиях констатирующего эксперимента. Описаны этапы и ситуации организованной в формирующем эксперименте модели процесса формирования ответственности младших школьников с учетом логики развития данного нравст­венно-делового качества. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

  1   2   3

Похожие:

Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconФормирование внутреннего плана действий младших школьников в условиях проектной деятельности Предметная область: педагогика (дополнительное образование)
Тема: Формирование внутреннего плана действий младших школьников в условиях проектной деятельности
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconКонсультация
В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconПрограмма факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconРекомендации к психологическому профконсультированию школьников
Профориентацию следует понимать как «комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconПояснительная записка 3 Учебно тематический план 6
Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconПрограмма "формирование толерантного отношения младших школьников к медицинским процедурам"
Основной целью предлагаемой программы является формирование у детей навыков адекватного эмоционального реагирования на медицинские...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconПоложение о районной предметной олимпиаде младших школьников
Районная предметная олимпиада младших школьников проводится ежегодно Муниципальным учреждением "Управление образования"
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Шахматная школа
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая...
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconФормирование синтаксического строя речи младших школьников
Дидактико-методические основы изучения синтаксиса в начальной школе. Словосочетание и предложение
Формирование ответственности как качества личности младших школьников средствами игровой деятельности iconТема: «Кто и зачем должен соблюдать правила?»
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница