Образовательная программа «кладовая знаний»




Скачать 133.66 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «кладовая знаний»
Дата27.08.2012
Размер133.66 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «ЭГО»


Одобрено: Утверждено:

Методическим советом Директор МОУ ДОД ДЮЦ «ЭГО»

МОУ ДОД ДЮЦ «ЭГО»

Кравцов А.А.

___________________ ____________________


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КЛАДОВАЯ ЗНАНИЙ»

(культурологическая направленность)

Возраст детей: 6-7 лет

Срок обучения: 1 год


Разработана:

педагогом дополнительного

образования первой кв. категории

Имбряковой Светланой Васильевной


г. Магнитогорск, 2007

Пояснительная записка



Образовательная программа "Кладовая знаний" призвана помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу. Поступление в школу - один из самых серьёзных моментов в жизни ребёнка. К этому моменту он уже имеет богатый опыт постижения и изучения окружающего мира, опыт общения с окружающими, определённый словарный запас.

В последнее время в различных нормативных документах, относящихся к области образования, в научной и методической литературе, а также в практике педагогов постоянно высказываются мысли о том, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе и т.д. Всему этому в процессе обучения в школе уделяется большое внимание, но выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями. Эту работу надо начинать с дошкольного возраста.

Если работа в дошкольных учреждениях по развитию речи еще ведется, то остальные умения в основном рассматриваются педагогами как самоформирующиеся, т.е. педагоги убеждены, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, они смогут вывести детей на уровень «самопроизвольного» общения в диалоге, который и подразумевает умение выслушать, поспорить, привести аргументы и т.д. На деле это все не так.

Особенность данной образовательной программы в том, что ее содержание способствует развитию речевой деятельности – формы коммуникативно - общественной деятельности, представляющей собой взаимодействие людей при помощи речи, т.е. развитие диалогической речи. Диалогу надо учить. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей своего возраста. Ребенок обладает инициативой – он хочет говорить и общаться с окружающими. Самое главное в этом возрасте – не останавливать его, постоянно общаться с ним.

Цель программы: Создание условий для интеллектуальной и психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  1. Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

  2. Развитие речевой деятельности: расширение словарного запаса, развитие логического мышления, формирование навыков ведения беседы.

  3. Воспитание нравственно-волевых качеств личности детей (уверенности, настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

  4. Формирование опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам.

  5. Развитие мелкой моторики рук.

Данная образовательная программа нацелена на работу с детьми 6-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год (2 занятия в неделю по 2 часа). Исходя из физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, занятие строится следующим образом: 30 минут – учебно-познавательная деятельность, 30 минут игровая деятельность, 30 минут - учебно-познавательная деятельность, 30 минут – художественно - творческая деятельность.

Образовательная программа состоит из 3 основных блоков:

  1. «Занимательная грамматика»

  2. «АБВГДейка»

  3. «Раз задачка, два задачка …»

Педагогические технологии,

используемые в ходе реализации данной программы

В основе любой педагогической деятельности лежат психофизиологические особенности детей определенной возрастной категории.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому, преимущественно, в основе учебных занятий лежит использование игровых технологий.

Игра - первая ступень деятельности ребенка, школа становления его поведения, приобретения знаний и опыта. Игра - потребность растущего ребенка, практика его развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Опора на игру - дидактическую, сюжетно-ролевую, театрализованную, подвижную - это эффективный путь включения детей в учебно-воспитательный процесс. В игре, используя положительный эмоциональный настрой воспитанников, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушание, формировать положительные привычки и навыки.

В игровой деятельности происходит становление мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка, складываются благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления, игра создает «зону ближайшего развития».

Помимо игровой деятельности, обуславливающей изменения в психике ребенка, необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их творческой деятельности. В силу этого учебный материал преподносится педагогами не в виде готовых знаний, а в виде проблемных ситуаций, творческих заданий, побуждающих ребят к самостоятельному поиску, «открытию», что способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Однако, постоянный «поиск», даже облаченный в игру, утомителен и нецелесообразен для детей данной возрастной категории; следовательно, оптимальной структурой подачи материала является сочетание традиционного изложения с включением творческих (проблемных) заданий.

Следует отметить, что дошкольный - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, т.к. без этого состояния «успешности» невозможно формирование уверенности в своих силах, адекватной самооценки и положительной «Я-концепции» личности в будущем. Необходимо постоянно поощрять все усилия детей, а также сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.


Психические особенности дошкольников - конкретность мышления, непроизвольность внимания и памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы - предполагают построение образовательного процесса на основе познавательного интереса. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Поэтому, занятия должны проходить на высоком эмоционально-познавательном уровне, каждый раз по новой схеме. Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности.


Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Активизации познавательной деятельности воспитанников способствует использование нестандартных форм организации занятий.

Это могут быть занятие – путешествие, занятие-сказка, занятие-соревнование, занятие - телеигра. Нестандартные формы отличаются новизной и оригинальностью, делают детей полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, повышает эффективность работы педагога.


Методы, используемые в процессе реализации данной программы

Среди методов, используемых в процессе обучения, основное место занимают методы репродуктивной группы, направленные на усвоение готовых знаний и воспроизведение их:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация);

  • побуждающие репродуктивные - для формирование определённых умений и навыков (решение сходных задач, упражнение, практическая работа, инструктаж).

Но не следует забывать и методы продуктивной группы:

  • проблемное изложение – предполагает усвоение детьми способа и логики решения задачи, но без умения применять их самостоятельно.

  • частично-поисковый – участие воспитанников в выполнении отдельных шагов в поиске решения.


Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной программе дети


  • Должны знатьсвой домашний адрес

  • имя, отчество родителей

  • профессии и место работы родителей

  • название родного города, главных улиц

  • название страны, столицу, имя президента

  • алфавит

  • цифры

  • пословицы и поговорки

  • явления природы

  • Должны уметьправильно сидеть за учебным столом

  • правильно держать ручку и карандаш

  • рассуждать на определенную тему

  • сравнивать и анализировать предметы и явления

  • устанавливать взаимосвязи между явлениями и предметами

копировать с образца текст и рисунки

Контроль за уровнем реализации программы

Наиболее распространённым видом контроля является текущий контроль, осуществляемый в ходе повседневной работы. Он заключается в наблюдении за всей группой в целом и за каждым учеником в отдельности. Организация обучения в группах по 12-15 человек позволяет увидеть каждого ребёнка, сделать выводы о качестве усвоения знаний, степени сформированности умений и навыков, а также внести необходимые коррективы в процесс обучения. В то же время, программой предусмотрен периодический контроль, проводимый после изучения раздела программы, а по окончании курса обучения - контроль итоговый.


Формы контроля

  • дидактическая игра «Моя семья»,

  • игра – путешествие «Что на улице моей»

  • дидактическое лото «Кто как поет»

  • устные сочинения «Мои друзья», «Мы в театре»

  • контрольные упражнения на решение задач



Критерии эффективности реализации программы

  • уровень сформированности знаний, умений и навыков учебной деятельности

  • личные достижения воспитанников

  • уровень сформированности общей культуры поведения

  • уровень усвоения системы обобщенных знаний, причинно- следственных связей, простейших понятий, зависимостей, закономерностей.


Учебно - дидактическое обеспечение образовательного процесса

  • образовательная программа

  • конспекты занятий

  • иллюстрации, предметные картинки

  • карточки, схемы

  • игрушки

  • дидактические игры «Моя семья», «Что на улице моей», игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город», «Путешествие во времени», «Угадай-ка»,

  • детская литература



Тематическое планирование


Название темКоличество часовТеорияПрактикаВсегоI.«Занимательная грамматика»2424481.«Моя семья»1-12.«Наша улица»1-13.«Мой город»1-14.«Моя страна»1-15.«Времена года»1-16.«Мои любимые книжки»1-17.«Мы хорошие друзья»1-18.«Культура общения»1-19.«Мы в театре»1-110.«Путешествие по цветочному городу»1-111.«Слушаем звуки речи»1-112.Слова и предложения1-113.«Путешествие в страну Вообразилию»122436II.«АБВГДейка»2424481.«Из чего состоит буква»88162.«Какие они - буквы» (классификация букв по разным основаниям)88163.«Конструкторы» (составление букв из элементов)8816III.«Раз задачка, два задачка …»2024441.«Учимся анализировать»46102.«Учимся комбинировать»46103.«Учимся рассуждать»66124.«Учимся планировать»6612IV.Воспитательная работа4-4Всего:7272144


Содержание программы

СодержаниеВиды деятельностиI.«Занимательная грамматика»1.«Моя семья»

- Состав семьи, ее члены, родословная.

- Семейные традиции, обычаи.Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, дидактическая игра «Моя семья».2.«Наша улица»

- Название улицы, на которой живу. Почему она так называется?

- Достопримечательности: школы, магазины, библиотеки и т.д.Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование на тему «Моя улица родная», дидактическая игра «Что на улице моей».3.«Мой город»

- День рождения города.

- Известные люди Магнитки.

- Значение города в судьбе страны.

- Главные достопримечательности города.Беседа, рассказ педагога, работа с иллюстрациями, с литературой. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город».4.«Моя страна»

- Государственные символы.

- Яркие страницы истории моей страны.

- Настоящее моей страны.

- Будущее моей страны.

- «Наши соседи»Беседа, рассказ педагога, работа с иллюстрациями, с литературой, дидактическая игра «Путешествие во времени».5.«Времена года»

- «Золотая пора»

- «Зимняя сказка»

- «Зеленый наряд природы»

- «Лето, ах, лето»Беседа, экскурсии, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угадай-ка».6.«Мои любимые книжки»

- Детские писатели

- «О чем расскажет книга»Беседа, рассказ педагога, просмотр иллюстраций, работа с литературой. 7.«Мы - хорошие друзья»

- «Скажи мне, кто твой друг»

- Игры для друзей

Беседа, рассказ педагога, дидактическая игра «Угадай, кто мой друг», разучивание пословиц о друзьях и дружбе.8.«Культура общения»

- Какие разные слова … (слово радует, успокаивает, огорчает, удивляет)

- Похвала и комплименты

- Интонация

- Жесты и мимикаБеседа, рассказ педагога, упражнения, инсценировка отрывков стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».9.«Мы в театре»

- Театры в моем городе

- «Театральные постановки, которые я посещал»

- Правила поведения в театреБеседа, рассказ педагога, чтение стихотворений детьми, дидактическая игра «Актеры и зрители».10.«Путешествие по цветочному городу»

- «Цветы вокруг нас»

- «Мой сад»

- «Лесные красавицы»Беседа, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, игра – путешествие «Цветочный город», рисование на тему «Мой сад», отгадывание загадок.11.«Мир звуков вокруг нас»

- звуки, шумы, музыка

- звуки речиБеседа, рассказ педагога, прослушивание аудиоматериалов «Звуки леса», дидактическая игра «Кто как поет».12.Слова и предложения

- «Что такое слово»

- «Составляем предложение»

- Интонационная выразительность предложения.Беседа, рассказ педагога, упражнения. 13.«Путешествие в страну Вообразилию»

- «Поезд отправляется …»

- «Узелки на память»

- «Поиграем в слова»

- «Веселые ошибки»

- «Угадай сказку»

- «Про все на свете»

- «Большие и маленькие секреты»

- «Час потехи»

- «Фантазеры»

- «Самое удивительное чудо на свете»

- «Слова похожие, но разные»Беседа, викторина «Что это такое», разучивание пословиц и поговорок, рисование на тему «Моя любимая сказка», дидактические игры «Кто лишний?», «Составь слово», «Гласные и согласные», пересказ отрывков из детских произведений, устные сочинения.II.«АБВГДейка»1.«Из чего состоит буква»

- копирование букв с образца по клеткам

- моделирование элементов букв

- скорость движений

- классификация букв алфавита по количеству элементовБеседа, упражнения, дидактические игры «Фотоаппарат», «Самолетик», «Сортировщик», лепка из пластилина букв, анализ и сравнение.2.«Какие они - буквы» (классификация букв по разным основаниям)

- буквы из двух палочек

- буквы из трех палочек

- буквы из четырех палочек

- буквы, которые имеют овал

- буквы, которые имеют большой полуовал

- буквы, которые имеют малый полуовал

- буквы, которые смотрят прямо

- буквы, которые смотрят влево

- буквы, которые смотрят вправо

- открытые буквы

- закрытые буквы

- сходные буквы

- непохожие буквыБеседа, работа с карточками, упражнения, дидактическая игра «Печатная машинка», лепка букв из пластилина, обсуждение, анализ, сравнение.3.«Конструкторы» (составление букв из элементов)

- элементы букв

- способы соединения

- размеры элементов

- общий вид буквы

- чтение слогов

- чтение целых слов

- чтение предложенийБеседа, рассказ педагога, обсуждения, упражнения, дидактические игры «Конструктор», «Найди гласную», анализ и сравнение.III.«Раз задачка, два задачка …»1.«Учимся анализировать»

- множество

- количество и счет

- количество, размер и форма предметов

- группировка предметов по разным признакам

Беседа, рассказ педагога, работа по карточкам, обсуждение, решение задач «Сходство», «Отличие», «Пересечение», дидактическая игра «Найди пару».2.«Учимся комбинировать»

- деление целого на части

- взаимообратные отношения между числами

- состав числа

- виды задач (драматизации, иллюстрации, устные)

- приемы зарисовки задачБеседа, рассказ и показ педагога, работа с иллюстрациями, упражнения, решение задач «Одна клетка», «Две клетки», «Все клетки».3.«Учимся рассуждать»

- измерение

- форма

- совокупности предметов

- ориентировка в пространстве

- отношения «больше», «меньше», «поровну».Беседа, рассказ и показ педагога, работа по карточкам, с иллюстрациями, упражнения.4.«Учимся планировать»

- «Мы считаем»

- составление задачБеседа, рассказ и показ педагога, упражнения, решение задач «Петух», «Волк», «Лиса».IV.Воспитательная работа1.Экскурсия «Мой город»2.Беседа «Я и мои родители»


Литература:


  1. А.Е. Падалка Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М.: «Просвещение», 1999.

  2. С.Н. Гончарова Развитие мышления. – М.: «АСТ», 2004

  3. М.М. Безруких О том, чему и как учить до школы. – М.: «АСТ», 2003.

  4. Г.Г. Петроченко Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – М.: «АСТ», 2003.

  5. В.В. Лайло Изучение алфавита и развитие восприятия. – М.: «Дрофа», 2000.

  6. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова Готовимся к школе. – М.: «АСТ», 2000.

Н.Н. Гусарова Беседы по картинке. – Санкт- Петербург «Детство – пресс», 2005.







Похожие:

Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа районной школы «Юных лидеров»
Программа «Лидер» социально-образовательная развивающая программа для школьников подросткового и раннего юношеского возраста
Образовательная программа «кладовая знаний» iconРабочая программа дисциплины Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема 1Семестр 2Текущий контроль знаний в 2 семестреТема 2Семестр 3Текущий контроль знаний в 3 семестреТема 3Семестр 4Текущий контроль...
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа моу сош №30 строится на основе правовых актов: Международная «Конвенция о правах ребенка»
...
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
Образовательная программа начальной школы «Микэби» (Мировая культура. Экология. Бизнес. Инициатива.)
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа библиотеки «Основы информационной культуры»
Инновационная образовательная программа 2007-2008 учебный год / Под ред. Н. С. Доценко. – Асино: асош №2, 2007
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа Государственного
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Образовательная программа «кладовая знаний» iconОбразовательная программа надомной школы с дистанционной моделью обучения по информатике класс: 10 класс
Требования к уровню подготовки определяют необходимый уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть учащиеся элективных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница