Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология»




НазваниеЛекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология»
страница1/10
Дата26.08.2012
Размер1.19 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Лекция 1.

I. Предмет экологии, методы и задачи экологии

План

1. Расширенное понимание предмета экологии

2. Разделы экологии

3. Различие между понятиями «экология», «природопользование» и «охрана природы»

4. Основные методы экологии

5.Глобальные проблемы и задачи экологии


1.1. Предмет экологии

В современном мире мы сталкивается со множеством проблем. Однако существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех. Перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, глобальные пандемии, опустынивание, деградация почв и нехватка продовольствия, кислотные дожди и разрушение озонового слоя, утрата навсегда тысяч видов растений и животных, массовое размножение патогенных вредителей, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, гибель природных систем в зоне военных действий… Это проблемы экологии.

Несколько десятилетий назад термин «экология» стал широко использоваться при обсуждении проблем химии, медицины, философии, экономики, литературы, политики. Произошла экологизация общественно- производственной, научной сферы.

Экология из биологической науки превратилась в системный блок наук, объединяющих гуманитарные, естественные и точные науки, так же как философия в Древней Греции. По словам академика А.В. Яблокова: «Экологический подход стал всеобщим, и сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке; это, скорее, особое видение любого предмета исследования – от человеческой культуры до внутриклеточных процессов». В настоящее время экология разделилась на ряд научных дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки, но в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биологии. Поэтому экологию понимают как дисциплину, изучающую общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня.

В современном широком понимании экология – это область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокупности. Это определение лежит в основе классификации основных подразделений экологии (Н.Ф. Реймерс словарь– справочник «Природопользование» [1].

Существует два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. Первый – эгоцентрический: взаимоотношения человека и природы строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Второй – биоцентрический: человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем экологических законов, во взаимоотношениях с природой обязан принимать эти законы и действовать сообразно с ними. Они формулируются:

– Развитие человеческого общества – часть эволюции природы, где действуют законы экологических пределов, необратимости и отбора.

– Проблемы экологического кризиса – результат нарушения природного равновесия

– Нарушение природных равновесий и регуляторных функций биосферы не могут быть восстановлены технологическим путем.

– Прогресс человечества ограничивается экологическим императивом.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Объект изучения в экологии – экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. В компетенцию экологии входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), популяций (популяционный и биосферы в целом (биосферный уровень)


    1. Основные разделы экологии


Экология как наука сформировалась в рамках биологии. Ее предметом стали взаимоотношения живых организмов между собой (особей, популяций, биоценозов) и окружающей средой; ее составляющими являются историческая, эволюционная экология и археоэкология.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов и среды их обитания. Основной традиционной частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды (включая человека). В составе общей экологии выделяют основные разделы:

аутэкология, исследует связи отдельного организма (вида, особи) с окружающей его средой;

популяционная экология (демэкология), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;

синэкология (биоценология) изучает взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.

Географическая экология (геоэкология) – раздел экологии, изучающий экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

Задача – изучать закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость систем и биосферы. Общую экологию называют биоэкологией.

На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие новых направлений: социальная, инженерная, математическая, сельскохозяйственная, космическая, геоэкология.

Промышленная (инженерная) экология изучает воздействие промышленности, транспорта, энергетики, сельскохозяйственной сферы производства (техносферы) на природу, исследует возможности формирования и закономерности функционирования упрощенных биоценозов, применяемых в технологических процессах.

Социальная экология тесно взаимодействует с экологией человека, при этом рассматриваются взаимоотношения в системе «общество – природа». Широкая трактовка обозначает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами.

Социальная экология – сплав социологии, социальной психологии, экологии человека, включает как социально-психологические и этологические отношения людей между собой, так и отношение людей к природе, т.е. является эколого-социально-экономической отраслью знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составные сферы жизни человека. Экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы – основополагающий.

С научно-теоретической точки зрения обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную. Теоретическая вскрывает общие закономерности организации жизни. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил, принципов.

Задачи теоретической экологии:

– разработка общей теории устойчивости экологических систем;

– изучение экологических механизмов адаптации к среде;

– исследование регуляции численности популяций;

– изучение биоразнообразия и механизмов его поддержания;

– исследование продукционных процессов;

– исследования процессов в биосфере для поддержания ее устойчивости;

– моделирование состояния экосистем и биосферных процессов.

Задачи прикладной экологии:

– прогноз и оценка отрицательных последствий деятельности человека для окружающей среды;

– улучшение качества окружающей среды;

– сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

– оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития

Стратегической задачей экологии – развитие теории взаимодействия природы и общества.

Современное определение: экология – система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы.

По формулировке Ю. Одума – экология это междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Д.С. Лихачев экология – не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры. Причины гибели биологических, экологических систем и человеческих культурных ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности, в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными.

…И если человек осознал, что совершил много грехов по отношению к природе, то ему надо идти не в церковь, а сажать и выращивать деревья, возвращая потомству хотя бы частичку разрушенного им мира.


1.3. Экология, природопользование и охрана окружающей среды


Практическая значимость экологии заключается в том, что она может и должна осуществлять научный контроль природопользования. Природопользование составляет ресурсную базу экономики. Имеются в виду территории, акватории, почва, вода, воздух солнечный свет, недра лес и сообщества дикорастущих растений, промысловых животных.

В настоящее время противоречия между экономическими интересами и экологическими требованиями, между экономикой общества и экономикой природы. В основе природопользования должны лежать законы экологии.

Экология не нужна при уборке улиц, аккуратной эксплуатации свалки, хлорирования водопроводной воды, установке фильтра на дымовой трубе; это чисто организационные и технические проблемы. Экология нужна раньше – при обосновании технических условий и сан-гигиенических требований к этим устройствам и процессам.

Основания охраны окружающей среды формируются со стороны безопасности и потребностей человека. Охранять среду – означает не допускать появления в среде обитания людей вредных и опасных для здоровья агентов.

Сохранить качество окружающей человека среды невозможно без участия природных экологических механизмов. С экологической точки зрения деятельность надо грамотно выстраивать, чтобы потом не пришлось охранять. В нашей цивилизации к сожалению практически все формы инженерной деятельности и все технические достижения имеют антиприродную, природопокорительную направленность.

Огромный арсенал орудий, механизмов, машин, оружия, веществ, материалов, источников и преобразователей энергии направлены на распашку степей, уничтожение лесов, осушение болот, возведение плотин, прокладку магистральных дорог, каналов, трубопроводов, бурение скважин, вскрытие карьеров, выброс в среду отходов производства, взрывы, военные действия – любая человеческая деятельность не согласована с законами природы.

Необходимо отказаться от природопокорительной идеологии и практики, соизмерять техногенное воздействие с возможностью природных систем восстановиться. Инженерная деятельность должна иметь экологическую ориентацию. Здесь для будущих инженеров широкое поле для поиска принципиально новых решений, технологий, производственных процессов, создания нового экологически адекватного мира вещей. Необходима высокая образованность инженера.


1.4. Методы экологии


Методическая основа современной экологии составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования. Количественные методы – измерения, расчеты, математический анализ.

Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. Метеорологические наблюдения, определения показателей качества природной воды, определение состояния почв, измерения освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериологической загрязненности среды. К этой группе методов относятся мониторинг – периодическое или непрерывное слежение за качеством окружающей среды. При этом используются современные методы физико-химического анализа, биоиндикация (использование для контроля состояния среды организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей), дистанционного зондирования, телеметрии и компьютерной обработки данных.

Методы количественного учета организмов и методы оценки биомассы и продуктивности. Для этого применяются подсчеты особей на контрольных площадках, в объемах воды или почвы, маршрутные учеты, отлов и мечение животных, наблюдения за их перемещениями с помощью телеметрии, аэрокосмическая регистрация численности стад, скопления рыбы, густоты древостоя, состояния посевов и урожайности полей. Для изучения динамики численности популяций требуется введение методов демографии.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность организмов – наиболее разнообразная группа методов экологии. В лабораторных условиях регистрируется воздействие контролируемого фактора, функции растений и животных. Этим путем устанавливаются оптимальные или граничные условия существования. Так определяются критические или летальны дозы химических и других агентов, по которым рассчитывают предельно допустимые концентрации и воздействия, лежащие в основе экологического нормирования. Экология смыкается с физиологией, биохимией, токсикологией.

Эта экспериментальная техника и методы используются при определении устойчивости экосистем и изучении адаптаций – приспособлений растений, животных и человека к различным условиям среды.

Методы изучения взаимоотношений между организмами в сообществах – часть системной экологии. Натурные наблюдения и лабораторные исследования пищевых отношений, пищевого поведения с применением метода «меток» радиоактивными изотопами. Можно определить, какое количество органического вещества переходит от одного звена пищевой цепи к другому: от растений – к травоядным, от них – к хищникам. Экспериментальная методика создания и исследования искусственных сообществ и экосистем, т.е. лабораторное натурное моделирование взаимодействий организмов друг с другом и с окружающей средой. Создают искусственные, частично замкнутые самоподдерживающиеся многовидовые системы.

Кибернетические исследования и методы математического моделирования используют для управления и прогнозирования. Существуют близкие к реальным процессам математические модели техногенных эмиссий, распространения загрязнителей в атмосфере, самоочищения реки; экологических процессов.

Реальные объекты экологии настолько сложны, что с трудом поддаются строгому математическому описанию даже при упрощении задач. Природные процессы представляют собой многоуровневые нелинейные задачи с большим числом переменных, аналитические решения которых практически невозможны, поэтому применяют методы имитационного моделирования, основанные на применении вычислительной техники. Новые компьютерные методы – технологии нейронных сетей и аппарат теории нечетких множеств. Совершенствуются приемы глобального моделирования, основанных на проблемно-прогнозном подходе.

Средства методов прикладной экологии:

– создание геоинформационных систем (ГИС-технологии) и банков экологической информации регионов, территорий, ландшафтов, агросистем, промышленных центров, городов;

– комплексный эколого-экономический анализ состояния территорий для целей экологической диагностики и оздоровления экологической обстановки;

– методы инженерно-экологических изысканий для оптимального размещения, проектирования, строительства и реконструкции гражданских и хозяйственных объектов;

– методы экологически ориентированного проектирования хозяйственных и гражданских объектов, основанные на принципах и расчетах экологического соответствия;

– технологические методы снижения отходности, побочных эмиссий и коэффициентов вредного действия производственных комплексов, процессов, устройств и изделий;

– методы оценки влияния техногенных загрязнителей и деградации среды на здоровье людей и состояние природных систем; – методы контроля экологической регламентации хозяйственной деятельности: экологический мониторинг, аттестация и паспортизация промобъектов, территориальных природно-производственных комплексов; экологическая экспертиза; оценки воздействия проектируемых объектов на окружающую среду.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconЗакон А. Митчерлиха-А. Тинемана-Б. Бауле. Закон «снижения энергетической эффективности природопользования»
...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconПетрова зоя викторовна
...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconЭкосистема и ее свойства
Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология это наука об изучении взаимоотношений живых организмов...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconИнститут Проблем Экологии и Эволюции им. А. Н. Северцова ран кафедра Биологической Эволюции мгу государственный Дарвиновский музей
Павлов Дмитрий Сергеевич академик, директор Института проблем экологии и эволюции ран
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconПаразитологии и экологии
Вопросы паразитологии и экологии гидробионтов: Библиографический указатель научных трудов Н. М. Пронина / ран. Сиб отд-ние. Ин-т...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconЗаконом Оренбургской области от 29. 08. 2005г. №2531/452-iii-оз «Об охране окружающей среды»
Орска (далее – административный регламент) устанавливает общие правила внутренней организации деятельности отдела экологии администрации...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconТесты по экологии общая экология
Организмы, которые могут синтезировать из неорганических компонентов органические вещества и питаться готовыми органическими соединениями,...
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconО законах Республики Саха (Якутия) в сфере земельных отношений, природопользования и экологии
Перечень действующих базовых законов Республики Саха (Якутия), в сфере земельных отношений, природопользования и экологии…
Лекция I. Предмет экологии, методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии > Разделы экологии Различие между понятиями «экология» iconЛ. Г. Наумова Б. М. Миркин Основы общей экологии
Если с самого начала признать неправомочность использования этого клише для обозначения состояния окружающей среды («плохая экология»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница