Междисциплинарная академия наук украины




Скачать 386.05 Kb.
НазваниеМеждисциплинарная академия наук украины
страница1/3
Дата26.08.2012
Размер386.05 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3




____________________________________________________________________________________

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВИТИ НТУУ “КПИ”

Научно-исследовательская лаборатория МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кафедра “Применения средств радиосвязи” ВИТИ НТУУ “КПИ”

Кафедра “Применения средств специальных телекоммуникационных систем”

ИССЗИ НТУУ “КПИ”

_____________________________________________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА») Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы» (НОУ ВПО БФ МосАП) Кафедра мировой и региональной экономики.

Кафедра Менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства


СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Первого Международного научно-практического симпозиума

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ





посвящен

7 мая День Радио


Секция:

Культурология


Киев, 7 мая 2012


Уважаемые коллеги!

Оргкомитет благодарит всех студентов, бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, научных, педагогических и научно-педагогических работников, которые активно приняли участие в организованном Первом Международном научно-практическом симпозиуме «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ», посвящен 7 мая День Радио, организованный авторским коллективом учебных и научных заведений НТУУ «КПИ», г. Киев, Украина.


Голова оргкомитету

Козубцов Игорь Николаевич, к.т.н., профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образовании РАЕ, ведущий научный сотрудник НИЛ №43 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», Украина, г. Киев

Заместители головы оргкомитету

Ильинов Михаил Дмитриевич, к.т.н., доцент, Преподаватель кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Мазор Сергей Юрьевич, к.т.н., Доцент кафедры «Применения средств специальных телекоммуникационных систем» ИССЗИ НТУУ “КПИ”, (Украина, г. Киев).

Мараховский Леонид Федорович, д.т.н., профессор, Профессор кафедры Государственного экономико-технологического университета транспорта, (Украина, г. Киев).

Масесов Николай Александрович, к.т.н., Слушатель Национального университета обороны Украины, (Украина, г. Киев).

Раевский Вячеслав Николаевич, к.т.н., с.н.с., Доцент кафедры «Применения средств радиосвязи» ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Президиум организационного комитета:

Ананьин Валерий Афанасьевич, д.ф.н., профессор, Профессор кафедры ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Беззубко Лариса Владимировна, доктор наук по государственному управлению, профессор, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, (Украина, г. Макеевка).

Бершадский Александр Моисеевич, д.т.н., профессор, Профессор кафедры, Пензенский государственный университет (Российская Федерация)

Васильев Константин Александрович,  к.т.н., Старший преподаватель кафедры №33 ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Полтава).

Гиенко Любовь Николаевна, к.п.н., доцент, Доцент кафедры социальной педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).

Длугопольский Александр Владимирович, к.е.н., доцент, Доцент кафедры Экономической теории, Тернопольский Национальный экономический университет, (Украина, г. Тернополь).

Кайдаш Иван Никифорович, к.т.н., с.н.с., Ведущий научный сотрудник НИО №13 НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Кочетова Жанна Юрьевна, к.х.н., Старший преподаватель, Военный авиационный инженерный университет (Российская Федерация г. Воронеж);

Латышева Инна Валентиновна к.геогр.н., доцент, Доцент ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, (Российская Федерация)

Макухин Владимир Леонидович, к.т.н., Старший научный сотрудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Мельников Александр Григорович, к.гос.упр-я, Директор Международно-правового департамента Администрации Государственной пограничной службы Украины, (Украина, г. Киев).

Москалева Людмила Юрьевна, д.п.н., доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогичного университету им. Богдана Хмельницкого, (Украина, г. Мелитополь).

Новикова Ирина Викторовна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, (Российская Федерация)

Потемкин Владимир Львович, к.геогр.н., доцент, Старший научный сот рудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Стахов Алексей Петрович, д.т.н., профессор, академик Академии инженерных наук Украины, (Канада).

Стеценко Ирина Александровна, д.п.н., доцент, Декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», (Российская Федерация).

Сухорукова Людмила Николаевна д.п.н., профессор (Российская Федерация).

Таршилова Людмила Сергеевна, к.э.н, доцент, Руководитель отдела системы менеджмента качества и инноваций. Западно-Казахстанский аграрно-технический университета имени Жангир хана (Казахстан).

Тен Евгения Петровна, к.п.н., Доцент кафедры профессиональной педагогики и инженерной графики Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет», (Украина, г. Симферополь).

Черномаз Павел Алексеевич, к.геогр.н, доц, Доцент кафедры международных экономических отношений, ХНУ имени В.Н. Каразина, (Украина, г. Харьков).

Чупров Леонид Федорович, к.псих.н, профессор РАЕ, Главный редактор Электронного научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», (Российская Федерация, Хакасия, г. Черногорск).

Шептенко Полина Андреевна – к. пед. н., профессор кафедры социальной педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).


Міждисциплінарні дослідження в науці та освіті: Культурологія [Текст] / Збірник праць Першого Міжнародного науково-практичного симпозіума (7 травня 2012 р.): під ред. Е.Д. Соболевої. [Електронний ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата звернення: 7.05.2012).


Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Культурология [Текст] / Сборник трудов Первого Международного научно-практического симпозиума (7 мая 2012 г.): под ред. Е.Д. Соболевой. [Электронный ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 Sp. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/157 (дата обращения: 7.05.2012).


В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 20 Июня 2011 г. N 475 к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, ПРИРАВНИВАЮТСЯ работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов, в электронных научных изданиях  http://правительство.рф/gov/results/15694/ См. п.10 Постановления 


© НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ»

© МАН

© РАЕ

© Авторский коллектив


Содержание

К
9
ультурология



СПЕЦИФИКА ВОКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ


Заслуженная артистка Украины, и.о. доцента Соболева Е.Д.

Коммунальное учреждение «Харьковская гуманитарно-педагогическая академия»


Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества стратегия музыкального образования требует дальнейшего становления процесса профессиональной подготовки квалифицированных кадров. В связи с этим, образование в высших учебных заведениях направлено ​​на полное раскрытие перед студентами возможностей усовершенствования будущей профессии.

Украинские народные песни содержат множество исполнительских удобств, которые являются бесценными для вокальной педагогики начального этапа обучения. Прежде всего, это – красивые мелодические обороты, рассчитанные на диапазон необработанных голосов. Секрет удобства фольклорных мелодий для постановки голоса, возможно, кроется в том, что они прошли исторический путь естественного профессионального отбора: выполняемые многими поколениями певцов устной традиции, они оставили в себе именно те вокальные обороты, которые являются естественными для голосового аппарата певца. Удобство, простота, необычайная выразительность, красота и совершенство украинских народных песен – комплекс признаков, присущих этим настоящим шедеврам мировой культуры.

Целесообразность изучения народно-песенного творчества в процессе образования (в частности вокального обучения) отмечали А. Потебня, А. Иваницкий и другие отечественные фольклористы. О пользе воспитания голосов на народно-песенной основе писал в сороковых годах XX века Золтан Кодай, автор национальной системы музыкального воспитания в Венгрии, который настоял на введении вокальной народной музыки во все структуры образования. Благодаря его системе, которая стала основой венгерского музыкального воспитания от дошкольных учреждений до музыкальной академии, самые прогрессивные принципы и методы музыкального воспитания были приспособлены к особенностям древней венгерской крестьянской песни.

На наш взгляд, актуальной задачей является выявление соприкосновения связей вокальной педагогики и украинской фольклористики. Украинская народная песня, взятая за основу вокального становления в качестве первичного дидактического материала, позволяет максимально развить вокально-технические (интенсивность звучания, точность интонирования, тембр и выносливость голоса) и художественные возможности будущего специалиста. Этот фактор создает дополнительные возможности вокально-педагогического воздействия на воспитание разнопрофильных художественных индивидуальностей, а также способствует формированию наиболее ярких исполнительских индивидуальностей в разных манерах профессионального вокального искусства: академической, народной и эстрадной. Целью данного исследования является раскрытие специфики вокальной выразительности в украинских народных песнях.

Задачи исследования:

- Выявить основные задачи певца на начальном этапе обучения;

- Проанализировать музыкально-выразительные средства в украинских народных песнях в соответствии с вокально-педагогическими задачами начального этапа.

Объект исследования – украинские народные песни в контексте камерно-вокального исполнительства.

Предмет исследования – выявление имманентных жанрово-стилевых свойств украинских народных песен, отвечающих педагогическим задачам начального этапа вокально-исполнительского образования.

Анализ исследований и публикаций. Автор опирается на исследования в области музыковедения и фольклористики, которые посвящены жанровым особенностям украинских народных песен, а также на вокально-методические работы в области формирования профессиональной базы вокалиста.

Воодушевленные строки величайших поэтов мира, ученых, художников воспевают музыкально-поэтическую гармонию и совершенство украинской песни. Песенное наследие является основой духовной культуры каждой нации. Только незначительная часть украинских песен сохранилась в виде обработок, но и она является настоящим сокровищем, которое вызывает восхищение и уважение.

Музыкально-поэтическая стилистика украинских народных песен отмечена простотой и лаконичностью применения выразительных средств, что способствует органичности, естественности их звучания и восприятия.

Акценты музыкальной мысли в большинстве случаев соответствуют ударениям и смысловым кульминациям поэтического пласта. Приведем несколько примеров. Подобные мотивы, как правило, оформляют повторы поэтического текста. Это может быть перечнем действий, направленных на раскрытие характера персонажа песни, как в песне «Подоляночка» («тут вона сіла, тут вона впала, до землі припала» и др.). Мелодические повторы также являются средствами образного параллелизма, присущего украинскому фольклору. Так, в песне «Тече річка невеличка» одинаковыми мелодическими фразами определяются: судьба девушки – судьба «пшениченьки на камені», судьба казака – судьба «сухого дуба при дорозі». Заключительный повтор основного мотива песни в конце каждого куплета является своеобразным обобщением, что помогает слушателю лучше осмыслить сюжетно-эмоциональную канву песни.

В вокально-педагогическом аспекте украинские народные песни целесообразно рассмотреть сквозь призму сочетания двух основных методов – сонорно-дыхательного и фонетического. Кантилена и дикция представляют собой неразрывную целостность. Хорошо отработанное дыхание предоставит вокалисту возможность петь широкие музыкальные фразы, а легкая четкая дикция не будет прерывать мелодию тяжестью слов, другими словами, пение – это музыка, обогащенная словом, и оба этих фактора в равной степени влияют на слушателя.

С понятием правильного певческого дыхания связано понятие опоры дыхания. Под этим определением, как объясняет А. Вербов, «следует понимать поддержку сжатого состояния воздуха в легких (несмотря на его вытеснение во время фонации): это состояние достигается непрерывным восходящим давлением брюшного пресса, регулируемое диафрагмой, которая постепенно подчиняется этому давлению» [1, с. 41].

Отработка навыка пропорционального взаимодействия между работой брюшного пресса и степени «подчинения» диафрагмы является фундаментом на пути овладения искусством вокального дыхания. Более образно о «сопротивлении дыхания» говорит М. Щетинин, ученик А. Стрельниковой – автора оригинальной дыхательной гимнастики. «Что такое опертый вдох? Это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», т.е. попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться натиску воздуха, и если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь! ... Направление гортани диагональный относительно легких, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются не в грудь, а в спину. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик» [10, с. 90].

Какие произведения нужно выбирать педагогу, чтобы студент мог легче отработать навык правильного вокального дыхания? На наш взгляд, следует отдать предпочтение произведениям, в которых система музыкально-выразительных средств соответствует физиологическим нормам природного вокального звукоизвлечения. То есть, для вокального исполнительства естественным является процесс, при котором восходящее мелодическое движение сопровождается усилением давления воздушного столба на связь и увеличение амплитуды их колебаний. Таким образом, наиболее устойчивой и органичной для вокальной музыки является исполнительская традиция, согласно которой звуковысотная и динамическая волны в музыкальной фразе совпадают. При этом динамика звуковой волны зависит от объема воздуха, подаваемого на связки. В вокальной фразе этот объем распределяется согласно кульминационной зоне, где его расходы являются наибольшими. Учитывая физиологические особенности вокального исполнительства можно сделать вывод, что легче распределить вокальное дыхание в двух случаях:

1. Если фраза начинается с мелодической вершины (которая чаще всего соответствует главному слову фразы) и нисходящего движения. В этом случае певец может все внимание сосредоточить на выполнении наиболее сложного – высокого – звука, пока у него на это хватает воздуха.

2. Если мелодия песни состоит из небольших волнообразных фраз. Волнообразная музыкальная фраза совпадает с энергетическим контуром речевого высказывания с присущими ему признаками: направлением к смысловому ударению (мелодической вершины), которое сопровождается повышением тона и ускорением темпа речи. Заключительная фаза музыкального высказывания сопровождается нисходящими мотивами, замедлением темпа и динамическим затуханием. Это строение фразы является физиологически естественным. Если при этом фразы равны темпу исполнительского дыхания, подобные музыкальные примеры являются наиболее удачными для начинающего певца с методической точки зрения.

Если теперь мы обратимся к украинским народным песням, то можем убедиться, что их подавляющее большинство построено по описанным выше принципам.

С вершины-истока начинаются такие песни, как «Ніч яка місячна», «В кінці греблі шумлять верби», «Ой ти, дівчино зарученая», «Садок вишневий» и другие.

Немало песен построено по принципу сочетания коротких фраз: часть из них имеет волнообразную мелодическую линию, а другая демонстрирует нисходящее движение от вершины-истока.

Так, первый раздел песни «Їхав козак за Дунай» построен по кругообразному принципу мелодического движения. Второй раздел – это нисходящая секвенция, каждое звено которого занимает два такта.

Волнообразные фразы, которые с каждым разом «поднимаются» на новую высоту, характеризуют первый раздел песни «Ой чий той кінь стоїть». Третья мелодическая вершина становится началом нисходящей секвенции во втором разделе песни.

Подобным строением отмечены песни: «Тече річка невеличка», «Ой за гаєм, гаєм», «Ой співаночки мої» и другие.

Одной из ведущих проблем при работе над вокальной артикуляцией является тот факт, что в большинстве языков фонетика разговорной речи частично отличается от вокальной речи. В процессе речи часто происходит редуцирование гласных. В пении этот фактор является недопустимым, потому что каждой гласной соответствует одна или даже несколько нот определенной длительности и высоты. Украинский язык является приятным исключением из этого правила. Гласные звуки в процессе разговорной речи не редуцируются. Более того, гласным звукам присуще естественное округление, что является бесценным положительным моментом для вокального обучения.

Опыт практически всех вокальных педагогов свидетельствует о том, что правильный вокальный звук и ясная речь неразрывно связаны друг с другом. Так, А. Мишуга считал, что сильный полетный звук целиком зависит от правильной позиции. Этот выдающийся вокальный педагог признавал только «итальянское звучание», он осмысливал пение как продление речи, где звук является сконцентрированным, прикрытым, округленным при обязательно яркой, близкой к произношению гласной. Поэтому студент должен работать над каждой составляющей: произнести «светлую» гласную, затем – соединить ее с согласной, далее – перейти к образованию слова, предложению, и к пению как к продленной речи.

Правильная артикуляционная позиция, по А. Мишуги, заключалась в посыле голоса в область нёба, над которым расположены ноздри. При таком способе звучания включаются резонаторы, голос приобретает звонкость и чистоту, и даже самая небольшая подача воздуха увеличивает его силу. Горловое звучание, часто присуще речевой позиции, быстро утомляет голосовой аппарат. Певцы же, наученные правильному формированию звука, могут долго петь свежим, звучным голосом, не утомляя его.

А. Нежданова предлагала ученикам разнообразные специальные упражнения для выравнивания гласных, например, повторение одной и той же ноты на разные гласные. «Очень важно, чтобы гласная принимала определенную форму, «свой рост». А, но не а<А, потому что так наблюдается вроде «выжимание звука», что нарушает ровность вокальной линии, неточность звукообразования», – подчеркивала известная певица [8, с. 59]. Причиной плохой дикции у вокалистов часто бывает неточное произношение согласных. Большинство согласных пропевается так же, как и гласные, а некоторые (звонкие) имеют даже ясно выраженную высоту основного тона.

Согласные получают полное звучание лишь в сочетании с гласными. В. Подольская отмечает, что «... энергичное произношение согласных приближает звук, вызывает его близкое и яркое звучание, позволяет формировать звук в «высокой позиции», которую всегда ищут певцы» [8, с. 58].

Согласные разделяются на несколько групп: шипящие, губные, зубные, сонорные (согласные, в которых звук преобладает над шумом). В самих названиях кроется способ произношения: губами (б, п), зубами (з, с), кончиком языка (д, т) или пропусканием воздуха между кончиком языка и зубами (ж, ч, ш, щ).

А. Нежданова особое внимание уделяла отработке ясного произношения согласных. Она подсказывала ученику с дефектами речи, куда надо упереть язык, какую он принимает форму. Как вспоминает В. Подольская, «... в большинстве случаев у учеников не было явных дефектов речи, а просто констатировалась вялость губ, небрежное отношение к значению слова. Антонина Васильевна, как и во всем, считала, что внимание и систематический, ежедневный контроль со стороны ученика, а также строгость со стороны педагога помогает отработке хорошей дикции» [8, с. 59]. Подобная работа над дикцией укрепляла артикуляционный аппарат ученика: губы становились упругими, а четкое произношение согласных – привычным и естественным.

Значение артикуляции для вокального исполнения трудно переоценить. Слово несет основную информационную нагрузку в передаче нюансов содержания вокального произведения. В образном аспекте безупречная дикция освещает внутреннюю красоту самого слова, его выразительный и драматургический смысл.

Украинский язык отличается большим количественно гласных, перемежающихся с мягкими и звонкими согласными. Поэтому исполнение на украинском языке приближается к итальянскому.

Выводы. Использование украинских народных песен в качестве дидактического материала для начинающего певца обусловлено их специфическими свойствами.

Украинские народные песни отмечены чрезвычайно органичным сочетанием музыкального и поэтического пластов. Акценты музыкального выражения соответствуют вербальным ударениям и смысловым кульминациям, что способствует более детальному и точному раскрытию характера, состояния, освещению образного параллелизма, осознанию смысловой и сюжетной канвы произведения.

В вокально-педагогическом аспекте украинские народные песни являются подходящим материалом для освоения основных вокальных навыков: пения на опоре и четкой артикуляции. Музыкально-выразительные средства полностью соответствуют физиологическим нормам природного вокального звукоизвлечения, что даёт возможность отрабатывать навыки вокального дыхания. Этому же способствует небольшой диапазон песен (преимущественно октава), который не выходит за пределы рабочего регистра певца.

Для работы над артикуляцией наиболее важным фактором являются гласные звуки, которые редуцируются при произношении и имеют естественное округление. Это значительно облегчает работу над ясностью полётных, «чистых гласных», то есть – над правильной вокальной позицией. Преимущество в украинском языке мягких, звонких согласных, которые являются артикуляционной опорой певца и является еще одним преимуществом в формировании у учащихся четкой вокальной речи.

Перспективы исследования. Результаты исследования могут применяться в педагогической и вокально-исполнительской практике, служить материалом для дальнейших исследований в области музыковедения. Перспективным для дальнейших разработок является развитие историко-стилевых аспектов вокального исполнения украинских народных песен.

  1   2   3

Похожие:

Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Междисциплинарная академия наук украины iconМеждисциплинарная академия наук украины
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...
Междисциплинарная академия наук украины iconНациональная сибирское отделение академия наук российской академии украины наук
Национальная академия наук Украины (нан украины) и Сибирское отделение Российской академии наук (со ран) в соответствии с заключенным...
Междисциплинарная академия наук украины iconОбращение Украинской зерновой ассоциации к Верховной Раде Украины
Украины отклонить законопроект №8053 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»...
Междисциплинарная академия наук украины iconУкраины
В. Соколов (руководитель разработки), Г. Стрижельчик, канд геол мин наук (ответственный исполнитель), Н. Джваршеишвили, А. Дроздов,...
Междисциплинарная академия наук украины iconПравила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины дбн д 1-7-2000
Приказом Госстроя Украины от 17. 06. 2003 №85; Приказом Госстроя Украины от 10. 11. 2005 №189; Приказом Минстроя Украины от 28. 12....
Междисциплинарная академия наук украины iconРоссия в обсе: что дальше?
Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации фс рф;Аляев Андрей Викторович, кандидат политических наук, старший научный...
Междисциплинарная академия наук украины iconПарадигма
Редакционная коллегия: д–р филос наук Н. В. Голик; д–р филос наук П. М. Колычев; д–р филос наук Н. Х. Орлова (зам отв редактора);...
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница