Выпускная работа Работа допущена к защите




Скачать 454.01 Kb.
НазваниеВыпускная работа Работа допущена к защите
страница1/3
Дата26.08.2012
Размер454.01 Kb.
ТипВыпускная работа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Факультет профессиональной переподготовки


Развитие творческих способностей обучающихся через внеклассную деятельность на примере кружка «Лоскутная мозаика»


Выпускная работа








Работа допущена к защите

«__»___________2011г

Работа защищена

«__»___________2011г

с оценкой «_________»

председатель ГАК

___________________

Члены комиссии

1.__________________

2.__________________

3.__________________

4.__________________


Исполнитель:

Литт Елена Федоровна,

слушатель группы

«Педагогика, психология и

методика преподавания

школьных дисциплин:

технология»


Научный руководитель:

Жураковская Вера

Михайловна



Кемерово 2011

Оглавление


Введение……………………………………………………………….……3

Глава1.Теоретические основы развития творческих способностей

учащихся ……………………………………………...……………………5

    1. Условия формирования творческих способностей………………………………………………………….………..5

    2. Понятие внеурочной деятельности…….……………………7

    3. Концепция кружковой деятельности…………………..……9



  1. Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы………………………………………………………………………....15



2.1. Организация кружковой работы…………………………………………………...………………………..15

2.2. Разработка программы кружка «Лоскутная мозаика»…………………………………………………………………….……34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………..38


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..………….41


Приложение 1…………………………………………..…………………42

Приложение 2……………….…………………….………………………44

Приложение3…………………………………...…………………………44

Приложение4…………………………………………………………...…45



Введение


В основу педагогической деятельности общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Для раскрытия потенциальных способностей детей кроме классно – урочной системы обучения, основным компонентом обучения является внеурочная деятельность. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится занятиям в кружках.

Практика показывает, что для руководителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно по этому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают руководителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Проблема: каковы педагогические условия для развития творческих способностей учащихся во внеурочное время.

Целью является выявление педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся во внеурочное время.

Объектом являются творческие способности учащихся во внеурочное время.

Предметом является процесс развития творческих способностей во внеурочной деятельности.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей учащихся будет эффективным при наличии у обучающихся необходимых теоретических знаний и практических умений технологического характера конкретной деятельности.

Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи:

1 Выявить педагогические условия, стимулирующие творческий потенциал обучающихся по формированию опыта художественно-прикладного творчества во внеурочной деятельности.

2 Разработать содержание, определить формы и методы во внеурочной деятельности обучающихся направленные на развитие творческого потенциала ребенка и научить его работать самостоятельно.


Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся


1.1 Условия формирования творческих способностей


Образовательная область «технология» ориентирована на подготовку школьника к жизни и труду, на приобретение практического опыта и готовности к профессиональному выбору. Жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление решения нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.

Развивать творческие способности необходимо с малых лет, прививать учащимся любовь и привычку к труду, понимания его необходимости как для общества, так и для полноправной жизни самого человека.

Творчество- это один из факторов, который доставляет детям большую радость и способствует их всестороннему развитию. Поэтому всюду, где представляется возможность мы включаем в деятельность школьников творческое начало. В труде- это техническое творчество, декоративно-прикладное искусство, изобретательская деятельность. В деятельности по овладению эстетической культурой- художественное творчество во всех его видах.

Для развития творческих способностей детей важным моментом являются условия, при которых задаётся общее направление, согласованность действий учителей и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и классе, уважительное отношение к творческим проявлениям ребёнка. Как бы просты они не были. Необходимо осуществить индивидуальный подход к ребёнку, который стремится утвердиться в своей художественной практике, поэтому важна практическая помощь взрослого, учителя в изобретательской деятельности детей.

Беседы учителей с родителями показывают. Что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий путём вязания на спицах не только для украшения жилища, но и для переодического пользования. Например, различные прихватки для горячего разной формы, подставки под горячее, салфетки. Настенные панно, выполненные на спицах и крючком. Этим родителям педагог может предложить участвовать в тематической творческой выставке, организуемой в школе, в классе. Такие совместные работы активизируют творческую деятельность школьников. Учитель на уроке создаёт ситуацию успеха для детей. Каждый ребёнок вносит свой вклад в общюю работу и ощущает свою значимость, что побуждает его быть более активным, проявлять фантазию и воображение. При изготовлении сложных и объёмных работ детям предлагается выполнить задания из нескольких этапов, тем самым создавая условия. Чтобы последовательно прийти к конечному результату. Такой способ изготовления изделия позволяет ему осмысливать планомерность и сущность задания, учит прогнозировать свою деятельность, творчески подходить к решению задач.

Важно при этом создать такие условия, чтобы ребёнок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя свободной личностью.

В основу тематического планирования необходимо заложить дифференцированный подход к работе с учащимися, поощрять продвижение каждого ребёнка, не допускать заниженной самооценки учеником своих возможностей на начальном этапе работы над изделием, вовремя подсказать или помочь школьнику найти пути преодоления трудностей, подвести к анализу собственных действий.

Д ля развития творческих способностей детей важным моментом являются условия, при которых задаётся общее направление, согласованность действий учителей и родителей.

Работу творческим изделием можно разделить на три этапа, в каждом из которых ставятся определённые цели.

Во-первых, идёт ознакомление с произведениями искусства, историей возникновения какого-либо ремесла, даются теоретические сведения и последовательность выполнения данных работ с применением обозначений и изготовление наглядных пособий. Школьники стараются подражать народным умельцам. Кто не испытывает затруднений-предлагает свои варианты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народов, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

На втором этапе духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практически физическим трудом по воплощению изделия в конкретном материале. На этом этапе школьники продолжают овладевать трудовыми умениями по обработке пряжи, закрепляют и развивают навыки культуры труда, умение планировать и организовывать свою работу, содержать в порядке и чистоте рабочее место, экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, правильно ими пользоваться, соблюдая правила техники безопасности.

Третий этап-практически духовный, когда дети украшают изготовленный предмет. Это творческий мыслительный процесс.


1.2. Понятие внеурочной деятельности


Термином « внеурочная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, которая проводится классным руководителем и учителями- предметниками с учениками своей школы после уроков. Существует также понятие « внешкольная работа», под которой понимается воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.

Внеурочная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. На данный момент существует несколько наиболее общих принципов внеклассной работы. Один из них-добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается ученик, имел общественную направленность. Дело, которым занимается учащийся, должно быть нужно и полезно либо обществу, либо родителям и т.д. Очень важна опора на инициативу и самостоятельность учеников, особенно в условиях школы, где учителя, стараясь помочь ученикам, практически всю работу берут на себя. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанну. С розыском необходимых материалов, источников их получения для внеклассных мероприятий. Желательно, чтобы во внеурочных мероприятиях были элементы романтики и игры, чтобы им сопутствовала красочность и эмоциональность. Один из важных моментов – это чёткая организация внеклассных мероприятий

Необходимо отметить, что важным принципом такой работы ярляется принцип охвата всех учащихся, чтобы участниками внеклассных мероприятий были не только лидеры и активисты класса, но и другие ученики. Важно, чтобы каждый ребёнок сумел проявить себя вне класса.

Во внеурочной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим образом:

- общие формы;

- специальные формы.

Есть форма работы, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность:

- слушание;

- восприятие;

- размышление;

- осмысление.

К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:

- лекции;

- доклады;

- встречи;

Экскурсии;

- посещение театров, концертов, выставок.

Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения. К таким формам относятся:

- кружки;

- олимпиады;

- вечера отдыха;

- выставки и музеи;

- диспуты и дискуссии;

- журналы.


1.3. Концепция кружковой деятельности


Кружковая работа организуется учителем по своему определённому предмету. Она создаёт возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей. Внеурочная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда. Во многих школах и внешкольных учреждениях страны – домах творчества, загородных лагерях отдыха – созданы кружки, в которых дети знакомятся с лучшими традициями народного искусства. Ткачество, искусство керамики – всё это приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны. Особой популярностью среди школьников младшего и среднего возраста пользуются кружки изготовления игрушек – сувениров.

Основная задача этих кружков заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек – сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несёт многовековые представления о красоте и гармонии.

Концепция кружковой работы

Основное значение – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Кружковая работа – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего и развивающегося образования.

Кружковая работа – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе. Кружковая работа – форма реализации педагогического принципа природосообразности. Кружковая работа – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

Функции кружковой работы

Вместе с базовым образованием обеспечить общее развитие личности, приобщить её к мировой культуре;

Расширить, углубить и дополнить базовые знания учащихся;

Дать возможность удовлетворить интерес к какой-либо области культуры, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал в максимально комфортной обстановке.

Система кружковой работы в школе складывается из:

Урочного дополнительного образования в школе в рамках школьного компонента учебного плана (факультативы, индивидуальные занятия и др.);

Неурочного дополнительного образования в школе;

Досугового дополнительного образования в школе;

Внешкольного дополнительного образования;

Учебного внешкольного дополнительного образования;

Семейного дополнительного образования.

Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии детей и взрослых.

Часто, украшая интерьер, игрушки, помимо декоративной, выполняют и декоративно – утилитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманом для хранения щёток, расчёсок и других бытовых мелочей; игрушки – сумки; напольные игрушки – коврики, игрушки – подушки и др.

Особую выразительность приобретают игрушки, выполненные из яркой ткани в сочетании с синтетическим мехом. В их декоративной разработке часто используется тесьма, различные шнуры, аппликация и вышивка толстыми и шерстяными нитками.

Разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралистического решения образа, нарушение привычных пропорций, условная трактовка формы, с одной стороны, помогают выявить характер игрушки, сделать её более забавной, живой, с другой – придают ей сходство с лучшими образцами народной игрушки.

Научить детей всему этому, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материале.

Работа кружков по изготовлению игрушек представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, например для ознакомления их с рабочими профессиями швейного производства. Обществу нужны люди таких профессий, как художники по тканям, художники – дизайнеры, модельеры, художники и мастера по ковроткачеству, вышивке, кружевоплетению, художественной обработке дерева, камня, металла, кости. Многие специалисты, мастера своего дела, начинали свой путь в кружках декоративно – прикладного направления, где они получили не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истиной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости народа.

Руководителю кружка следует помнить, что занятия тем или иным видом декоративно – прикладного творчества дают хорошие результаты только в том случае, если они проводятся систематически, по специально разработанной программе, которая составлена с учётом возрастных особенностей детей, их знаний и навыков.

В кружках начального периода обучения первые навыки дети получают в процессе выполнения определённого задания, где трудовая деятельность органически связывается с художественной. Сам процесс изготовления изделий имен большое значение для общего эстетического развития школьников, воспитания уважения к труду.

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста совершенствуют свои знания и мастерство в кружках второго и третьего года обучения. Такие кружки способствуют развитию творческой активности учащихся, изучению народного творчества и декоративно – прикладного искусства. Обучающиеся получают большую самостоятельность в выборе и решении темы, учатся систематизировать и использовать материал по народному искусству для творческой работы. Предоставляя им как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность учащихся, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах выполнения изделия из того или иного материала, помогать в выполнении поставленной задачи.

Комплектование кружков начинается с начала сентября. Группа должна быть более 15 человек. Занятия должны начинаться в начале сентября, заканчиваться в конце мая. Занятия рекомендуется проводить по 1 – 2 ч в неделю с группами первого года обучения. Четырёхчасовые занятия целесообразно проводить со старшими школьниками второго и третьего года занятий в кружках, которые по своей специфики требуют большей продолжительности занятия (например, кружки «Конструирование и моделирование одежды», «Кулинария», «Вязание»).

В зависимости от особенностей и содержания работы кружка руководитель может проводить занятия, как со всем составом группы, так и по звеньям или бригадам.

Особое внимание в кружках должно уделяться общественно полезной деятельности учеников: проведение лекций и бесед о народном и декоративно – прикладном искусстве среди одноклассников и в младших классах, организация периодических выставок в школах и на производстве родителей, выполнение изделий для выставочного и методического фонда, выполнение сувениров и организация ярмарок солидарности, работа в качестве инструкторов в лагере отдыха, организация кружков – спутников в школе.

Развитию творческой и познавательной активности старших ребят способствует привлечение их к исследовательской работе. Работа над рефератами по темам народного и декоративно – прикладного искусства, выполнение творческих заданий на основе изучения народного материала даст детям не только определённые знания и практические навыки, но и позволит полнее и глубже понять искусство народов нашей Родины.

В школе во внеурочное время я веду кружок «Лоскуток и фантазия», в котором занимаются группы с 5 по 9 классов. Занимаются все желающие дети, вне зависимости от их способностей.

Что же дает работа этого кружка?

Во-первых, развитие творческой увлеченности каждого ребёнка в ходе вязания или пошива игрушки, развитие его индивидуальных способностей.

Во-вторых, во внеурочное время дети расширяют и углубляют знания и умения, полученные на уроках технологии.

В-третьих, работа в кружке позволяет учить и выполнять с детьми те работы,которые не входят в программу по технологии.

В каждом классе есть ученики, которым вследствие их одарённости и увлечённости недостаточно школьных занятий для развития своих творческих способностей.

А, самое главное – это то, что занятия в кружке «Лоскуток и фантазия» повышают духовность и культуру детей, не дают им попасть в плохие компании, спасают их от плохого влияния улицы и телевидения, конкурсы; - викторины; - тематические вечера.


  1   2   3

Похожие:

Выпускная работа Работа допущена к защите iconВыпускная работа Современные технологии ведения секретарской деятельности Вы пускная работа студентки III курса заочного отделения по специальности: «Документоведение и информационная деятельность»
Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с
Выпускная работа Работа допущена к защите iconУрок в 7 «г» классе (30 мин.) Тема: «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим во время наводнения»
Формы, применяемые на уроке: самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа
Выпускная работа Работа допущена к защите iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование поисковой системы при сравнительном анализе белорусско-китайского фольклора 17
Выпускная работа Работа допущена к защите iconЛитература введение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена последнему десятилетию истории ссср, а также рассматривает причины распада данного...
Выпускная работа Работа допущена к защите iconУчебного кабинета
Кабинет – это учебное подразделение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями, в...
Выпускная работа Работа допущена к защите iconПравила оформления заявки участника Первого Всероссийского молодежного конкурса наукоемких инновационных идей и проектов "Энергетика будущего"
...
Выпускная работа Работа допущена к защите iconСреднего профессионального образования татарское педагогическое училище выпускная квалификационная работа
Метод проектов как одна из современных технологий личностно-ориентированного подхода к обучению
Выпускная работа Работа допущена к защите iconВыпускная квалификационная работа на тему pr как инструмент воздействия музыкального продюсера в рамках современного российского шоу-бизнеса
Информационно-психологическое воздействие продюсирования и pr на массовое сознание. 19
Выпускная работа Работа допущена к защите iconУчебного кабинета №12 Ответственная Анисимова Л. П. г. Казань
Кабинет – это учебное подразделение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями, в...
Выпускная работа Работа допущена к защите iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Классификация информационных технологий, используемых при подготовке проектов нормативных правовых актов 6
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница