Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология»




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология»
страница1/22
Дата26.08.2012
Размер2.71 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет


Утверждаю Ректор

___________Е.А. Ваганов

«___»_________2012 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации


Основная образовательная программа

высшего профессионального образования


Специальность 130101.65   «Прикладная геология»


Специализация 130101.65.03   «Геология нефти и газа»


Квалификация

Специалист


Фома обучения

Очная, заочная


Красноярск   2012

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1.Основная образовательная программа подготовки специалиста (описание структуры, целей и задач образовательной программы).

В институте нефти и газа ФГАОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет» реализуется основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 130101.65 – «Прикладная геология» и специализации 130101.65.03 – «Геология нефти и газа», освоение которых позволяет лицу успешно прошедшему итоговую аттестацию получить классификацию (степень) «специалист».

1.1.1.Основная образовательная программа подготовки специалиста разработана на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя характеристику профессиональной деятельности, компетенции выпускника, учебный план, программу учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

1.1.2.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

1.1.3.Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из базовой (обязательной) части, вариативной (профильной) части и дисциплин по выбору студента.

1.1.4.Основная образовательная программа подготовки специалиста предусматривает изучение следующих циклов дисциплин:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;

  • математический и естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики;

  • итоговая государственная аттестация.

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки специалиста

  • Нормативно-правовая база

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности подготовки 130101.65 – «Прикладная геология» и специализации 130101.65.03 – «Геология нефти и газа» высшего профессионального образования (ВПО) (специалист), разработанный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Нормативно-методические документы Минобрнауки России

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 130101-«Прикладная геология» и специализации 130101.65.03   «Геология нефти и газа», утвержденная _____________ (носит рекомендательный характер);

Устав СФУ.

Другие внешние и внутренние документы, касающиеся ООП.

1.3. В Российской Федерации, в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «специалист».

1.3.1. Цель (миссия) ООП – целенаправленная, систематизированная и организационная деятельность, направленная на профессиональную подготовку и всестороннее нравственное, патриотическое, интернациональное, эстетическое и физическое воспитание личности.

1.3.2. Основной задачей ООП является формирование личности будущего специалиста, обеспечивающей развитие и становление профессионала, гражданина, обладающего современным научным мировоззрением, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

1.3.3. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной и заочной форм обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблицах 1, 2.


Таблица 1

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоем-кость

(в зачетных

единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименова-

ние


ООП специалиста (очное)

65

специалист

5 лет

300 **)


**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Таблица 2

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоем-кость

(в зачетных

единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименова-

ние


ООП специалиста (заочное)

65

специалист

6 лет

300


1.4. Основные образовательные программы специалитета предусматривают изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре и аспирантуре.

1.5. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности специалистов включает: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с развитием минерально-сырьевой базы. Профессиональная дея­тельность основана на изучении Земли и ее недр с целью прогнозирования, поисков, разведки, эксплуатации жидких и газообразных полезных ископаемых, инженерно-геологических изысканий для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, нужд сельского хозяйства, строительства, оценки экологического состояния территорий.

Выпускники по специальности 130101.65 «Прикладная геология» преимущественно осуществляют свою профессиональную деятельность на предприятиях геологоразведочной, нефтегазопромысловой отраслей промышленности и НИИ.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Областью профессиональной деятельности специалистов являются различные сферы науки, технические и технологические исследования, связанные с расширением минерально-сырьевой базы страны. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются минеральные природные ресурсы (твердые металлические, неметаллические, жидкие и газообразные), методы их поиска и разведки, технологии изучения металлогении, минерально-сырьевых комплексов, месторождений полезных ископаемых и химических элементов, кристаллов, минералов, горных пород, геологических формаций.

К объектам профессиональной деятельности специалистов специальности 130101.65 «Прикладная геология» также относятся:

– техника и технологии геологического, минералогического, геохими­ческого, гидрогеологического, инженерно-геологического картирования и картографирования;

– технологии прогнозирования, геолого-экономической оценки и экс­плуатации месторождений полезных ископаемых; техника и технологии про­изводства работ по открытым и подземным шахтам, карьерам, рудникам, по­исковым, разведочным и эксплуатационным скважинам;

– геоинформационная система (ГИС) – технологии исследования недр;

– экологические функции литосферы и экологическое состояние горно-промышленных районов недропользования.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Специалист по специальности 130301.65 «Прикладная геология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая деятельность (ПТД);

– проектная деятельность (ПД);

– научно-исследовательская деятельность (НИД);

– организационно-управленческая деятельность (ОУД).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в ос­новном готовится специалист, находят отражение в данной образовательной программе, разработанной высшим учебным заведением с учетом интересов заинтересованных работодателей.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Специалист по специальности 130301.65 «Прикладная геология» приобретает навыки решать следующие профес­сиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

– проектировать технологические процессы по изучению природных объектов на стадиях регионального геологического изучения, поисков, раз­ведки и разработки месторождений полезных ископаемых;

– решать производственные, научно-производственные задачи в ходе полевых геологических, геофизических, геохимических, эколого-геологических работ, камеральных, лабораторных и аналитических исследований;

– эксплуатировать современное полевое и лабораторное оборудование и приборы;

– осуществлять первичную геологическую, геолого-геохимическую, геолого-геофизическую и геолого-экологическую документацию полевых наблюдений, опробования почвенно-растительного слоя, горных пород и по­лезных ископаемых на поверхности, в открытых и подземных горных выра­ботках и скважинах, в поверхностных и подземных водах и подпочвенном воздухе;

– вести учет выполняемых работ и оценку их экономической эффек­тивности;

– обрабатывать, анализировать и систематизировать полевую и про­мысловую геологическую, геофизическую, геохимическую, эколого-геологическую информацию с использованием современных методов ее ав­томатизированного сбора, хранения и обработки;

– разрабатывать методические документы в области проведения геоло­го-съемочных, поисковых, разведочных, эксплуатационных работ, геолого-экономической оценки объектов недропользования в составе творческих коллективов;

– осуществлять мероприятия по безопасному проведению геологораз­ведочных работ и защите персонала и окружающей среды на всех стадиях производства;

проектная деятельность:

– осуществлять научно-технические проекты в области геологического, геохимического и экологического картирования территорий, прогнозирова­ния, поисков, разведки, разработки, геолого-экономической и экологической оценки объектов полезных ископаемых, а также объектов, связанных с под­земными сооружениями;

– проводить научно-исследовательские работы в области рационально­го недропользования объектов полезных ископаемых, мониторинга загрязне­ния территорий минерально-сырьевых комплексов и защиты геологической среды в составе творческих коллективов;

– проводить экспертизы научно-исследовательских и проектных работ в области геологии, геохимии, геолого-промышленной экологии объектов по­лезных ископаемых в составе творческих коллективов и самостоятельно;

– производить разработку комплексных геолого-генетических, прогноз­но-поисковых и геолого-промышленных моделей месторождений нефти и газа, разработка и экспертиза инновационных проектов;

– составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделе­ний в составе производственных коллективов и самостоятельно;

– разрабатывать технологии проведения геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ на объектах полезных ископаемых и составлению гео­логического задания на их проведение;

научно-исследовательская деятельность:

– ставить задачи и проводить научно-исследовательские полевые, про­мысловые, лабораторные и интерпретационные работы в области геологии, геофизики, геохимии и геолого-промышленной экологии в составе творче­ских коллективов и самостоятельно;

– анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских ра­бот с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геофизики, геохи­мии и геолого-промышленной экологии;

– изучать современные достижение науки и техники, передового отече­ственного и зарубежного опыта в области геологии, геофизики,

– геохимии, геолого-промышленной экологии, методологии поисков, разведки и геолого-экономической оценки месторождений полезных иско­паемых;

– обрабатывать результаты научных исследований с использованием современных компьютерных технологий;

– осуществлять экспериментальное моделирование природных процес­сов и явлений с использованием современных средств сбора и анализа ин­формации;

– составлять разделы отчетов, обзоров и публикаций по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов и самостоятель­но;

– оценивать экономическую эффективность научно-исследовательских и научно-производственных работ в области геологии, геохимии, геолого-промышленной экологии, методике поисков и разведки месторождений по­лезных ископаемых;

– осуществлять подготовку и проведение лекций, мастер-классов, се­минаров, научно-технических конференций, презентаций, подготовке и ре­дактированию научных и учебно-методических публикаций.

организационно-управленческая деятельность:

– планировать и организовывать свой труд и трудовые отношения в коллективе с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

– планировать и организовывать научно-исследовательские, научно-производственные полевые, промысловые, камеральные, лабораторные, ана­литические работы в области геологии, геохимии и геолого-промышленной экологии;

– осуществлять контроль за соблюдением установленных требований техники безопасности и охраны труда, действующих норм и правил при про­ведении геологоразведочных работ;

– выполнять технико-экономический анализ результатов геолого­съемочных, поисковых и разведочных работ и вырабатывать управленческие решения;

– осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку ра­ботников государственных горно-геологической служб и органов Федераль­ной налоговой инспекции России.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ООП, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


В результате освоения ООП специалиста по специальности 130101.65 «Прикладная геология» выпускник должен овладеть рядом компетенций общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессиональных компетенций специализации (ПСК).

С целью системного подхода при формировании компетенций ООП разработана матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП (Приложение 1).

Выпускник по направлению подготовки «Прикладная геология» с квалификацией (степенью) «специалист» должен обладать следующими компетенциями:

3.1. Общекультурные компетенции (ОК)

– обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

– быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);

– логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

– быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4); – вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты (ОК-5);

– проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6);

– использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

– осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

– уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

– осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

– критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);

– использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК-14);

– понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

– понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);

– осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);

– быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);

– быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению (ОК-19);

– адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);

– владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов (ОК-21);

– владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-22).

3.2. Профессиональные компетенции (ПК)

– ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владеть методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1);

– самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);

– работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);

– организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

– демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремиться к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

– проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

– понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасно­сти, в том числе защиты государственной тайны (ПК-7);

– применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);

– владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

в производственно-технологической деятельности:

– использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

– выбирать технические средства для решения общих профессиональных задач и осуществлять контроль за их применением (ПК-11);

– проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

– осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

– осуществлять геолого-экономическую оценку объектов изучения (ПК-14);

– осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15);

– применять правила обеспечения безопасности технологических процессов, а также персонала при проведении работ в полевых условиях, на горных предприятиях, промыслах и в лабораториях (ПК16);

– применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

в проектной деятельности:

– подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений (ПК-18);

– использовать знания методов проектирования полевых и камеральных геологоразведочных работ, выполнять инженерные расчеты для выбора технических средств при их проведении (ПК-19);

– проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов (ПК-20).

в научно-исследовательской деятельности:

– устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулирует научные задачи по их обобщению (ПК-21);

– изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления (ПК-22);

– планировать и выполнять аналитические, имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивать результаты исследований и делать выводы (ПК-23);

– проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-24);

– подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

в организационно-управленческой деятельности:

– определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-26);

– организовывать работу исполнителей, находит и принимает управленческие решения в области организации и нормировании труда, готов быть лидером (ПК-27);

– составлять техническую документацию реализации технологического процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-28);

– проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, оценивать и изыскивать для профессиональной деятельности необходимое ресурсное обеспечение (ПК-29);

– управлять проектами (ПК-30).

3.3. Профессиональные компетенции специализации (ПСК)

- осуществлять поиск и разведку месторождений нефти, газа, газового конденсата (ПСК-3.1);

- уметь обрабатывать и интерпретировать вскрытые глубокими скважинами геологические разрезы (ПСК-3.2);

- уметь интерпретировать гидродинамические исследования скважин и пластов для оценки комплексных характеристик пластов и призабойных зон скважин (ПСК-3.3);

- уметь выделять породы-коллекторы и флюидоупоры во вскрытых скважинами разрезах, на сейсмопрофилях, картировать природные резервуары и ловушки нефти и газа (ПСК-3.4);

- производить оценку ресурсов и подсчет запасов нефти, горючих газов, газового конденсата (ПСК-3.5);

- осуществлять геологическое сопровождение разработки месторождений нефти и газа (ПСК-3.6);

- уметь применять знания физико-химической механики для осуществления технологических процессов сбора и подготовки продукции скважин нефтяных и газовых месторождений (ПСК-3.7);

- осуществлять экологическую экспертизу проектов, составлять экологический паспорт, оценивать, предотвращать экологический ущерб на производственных объектах и ликвидировать его последствия (ПСК-3.8);

- уметь ориентироваться в современном состоянии мировой экономики, оценивать роль нефти и газа в ее развитии (ПСК-3.9).


4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


В соответствии с п.39 Типового положения о вузе ФГОС ВПО специалитета по специальности 130101.65 «Прикладная геология» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом специалиста с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график подготовки специалиста составлен в программе GosInsp 10.54, предусмотренной для работы с ООП третьего по­коления. В графике Приложения 2 указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, учебные и производственные практики, каникулы, сессию и итоговую аттестации.

4.2. Учебный план подготовки специалиста

Учебный план так же разработан в программе GosInsp 10.54, с учетом требований ФГОС ВПО, внешней экспертизы, примерной ООП, внутренними требованиями СФУ, не противоречащими ФГОС ВПО по специальности 130101.65 «Прикладная геология».

Учебный план подготовки специалиста предусматривает изучение сле­дующих учебных циклов:

С1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл;

С2 Математический и естественнонаучный цикл;

С3 Профессиональный цикл;

С4 Физическая культура;

С5 Учебные и производственные практики;


Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариа­тивную (профильную), установленную СФУ. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, на­выков и компетенций, определяемых содержанием базовых обязательных дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолже­ния профессионального образования в аспирантуре.

Учебные планы, утвержденные Ученым советом СФУ и подписанные ректором, приведены в Приложении 3 для специализации 130101.65-03 «Геология нефти и газа», специальности 130101.65 «Прикладная геология».


4.3. Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)


Аннотации рабочих программ дисциплин всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента даны в Приложении 4.

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ФГОС ВПО по специальности 130101.65 «Прикладная геология» раздел основной образовательной программы специалитета «Рабочая и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Рабочие и программы учебных и производственных практик приведены в Приложении 5.


5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки специалиста


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Реализация основных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки в вузе, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет).

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований отечественных и не менее 5 наименований зарубежных журналов.


Библиотечный фонд содержит следующие журналы:

Геология и геофизика;

Геология нефти и газа;

Геология рудных месторождений;

Геотектоника;

Геофизика;

Геохимия;

Геоэкология;

Доклады Академии Наук;

Записки Всероссийского минералогического общества;

Известия ВУЗов. Геология и разведка;

Известия Академии Наук;

Литология и полезные ископаемые;

Минеральные ресурсы России. Экономика и управление;

Нефтяное хозяйство;

Отечественная геология;

Петрология;

Разведка и охрана недр;

Реферативный журнал. Геология;

Экология;

Oil and gas.


Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам Internet.


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников


Устав Сибирского федерального университета определяет, что воспитательные задачи университета, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников (п. 1.9, п/п. 7 и 8; п. 10, п/п. 8).

Воспитательная деятельность в СФУ осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов и систему внеучебной работы по всем направлениям.

В настоящее время молодёжная политика в СФУ реализуется по всем ключевым направлениям.

Направления воспитательной и другие работы во внеучебной деятельности в СФУ следующие:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Духовно-нравственное воспитание;

  • Студенческое самоуправление;

  • Профессионально-трудовое воспитание;

  • Физическое воспитание;

  • Культурно-эстетическое воспитание;

  • Научную деятельность студентов СФУ;

  • Правовое воспитание;

  • Развитие проектной деятельности.


Гражданско-патриотическое воспитание реализуют:

Отдел патриотического воспитания Управления корпоративной политики.

Основной задачей отдела является реализация проектов и программ, направленных на укрепление гражданского и патриотического сознания студентов.

 Направления работы:

  • пропаганда гражданских и патриотических ценностей в студенческой среде,

  • организация мероприятий и реализация проектов гражданско-патриотической направленности,

  • содействие развитию в университете студенческих гражданских институтов (студенческое самоуправление, общественные организации студентов и др.).

Институт военного обучения осуществляет обучение граждан по программам военной подготовки в Учебном военном центре и Военной кафедре.

Духовно-нравственное воспитание:

Реализуют все структуры Университета; общеуниверситетские мероприятия координируют Управление корпоративной политики, Учебный департамент и Департамент международных отношений.


Студенческое самоуправление реализуют:

Первичная профсоюзная организация студентов (ППОС) - это главный центр студенческого самоуправления вуза. Основной функцией организации является защита социально – экономических прав студентов, а также их представительство перед администрацией университета. Сейчас она объединяет более 20000 студентов нашего вуза. Практически все решения, касающиеся интересов студентов, принимаются при участии и по согласованию с профсоюзной организацией студентов, будь то приказы на отчисление, по начислению стипендии, принятие учебных планов на год. В ППОС СФУ каждый сможет проявить себя, реализовать амбиции, развить свои творческие, организаторские способности, научиться сотрудничать, добиваться результатов, получить информационную, моральную и материальную поддержку.

Отдел по воспитательной работе в общежитиях.

Основными целями и задачами Отдела являются:

  • организация воспитательной работы со студентами проживающими в общежитиях университета;

  • создание оптимальной культурной среды, направленной на развитие нравственных и духовных ценностей в условиях современной жизни в общежитиях;

  • обеспечение успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям студенческой жизни в общежитиях;

  • удовлетворение потребностей студентов, проживающих в общежитиях, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.

Главное значение в работе отдела уделяется развитию студенческого самоуправления в общежитиях, для чего проводится комплекс мероприятий: проведение встреч с активом каждого общежития, выявление основных проблем, определение основных направлений ближайшего развития, формирование представительских органов студенческого актива общежитий при Отделе (совет старост общежитий, совет культоргов и спорторгов общежитий).

Важным направлением в работе является активное вовлечение студентов в творческие коллективы университета, пропаганда спорта и здорового образа жизни, знакомство студентов с организациями, существующими в Красноярске и предоставляющие ресурсы для реализации молодёжных проектов, показ перспективы движения по пути образования и карьеры через систему специализированных психологических семинаров.

Студенческие советы в общежитиях функционируют с целью:

  • представления интересов студентов перед администрацией университета, общежития, управлением общежитиями СФУ;

  • улучшения условий проживания и быта студентов в общежитиях;

  • организации досуга студентов, спортивной работы;

  • организации взаимодействия с первичной Профсоюзной организацией студентов СФУ и администрацией университета в части улучшения жилищно-бытовых условий проживания студентов, организации их досуга, спортивных мероприятий.


Совет студентов и аспирантов СФУ (Студенческий совет).

Особенность деятельности Студенческого совета заключается в параллельной работе по нескольким направлениям, которые взаимодополняют друг друга. Такой подход позволяет работать как с отдельным студентом, так и с группой в целом, создавать более благоприятные условия для формирования, как личности студента, так и эффективных студенческих команд.

Студенческий совет дает возможность студенту развивать лидерские качества будущего управленца, способного принимать обдуманные решения и быть смелым и ответственным.

Участие в студенческом самоуправлении дает широкие возможности для реализации личностного потенциала студентов. Студенческое самоуправление - это осознание тех возможностей, которые позволяют нам двигаться вперед, ставить перед собой цели и находить пути их достижения.

Студенческое самоуправление в СФУ координируют Управление корпоративной политики и Управление общежитиями.


Профессионально-трудовое воспитание реализуют:

Центр карьеры СФУ – структура, призванная оказывать информационно - консультационную поддержку студентам и выпускникам для построения успешной карьеры, профессионального роста и развития. Центр занимается трудоустройством студентов, сообщением им навыков, посредством которых выпускник мог бы трудоустроиться самостоятельно.

Основная цель деятельности Центра – формирование среды, которая позволит выпускнику вуза увидеть себя на рынке труда, сформулировать для себя конкретные задачи, выбрать стратегию по достижению поставленных целей и на протяжении всего профессионального пути успешно претворять в жизнь план своего карьерного роста, постоянно переосмысливая его. Данная среда должна формироваться в рамках работы Центра и быть системной.

Студенческие отряды

С 1 октября 2008 г. в Центр занятости СФУ переданы Студенческие отряды Университета.

На данный момент под кураторством Центра Карьеры:

  • 8 студенческих отрядов,

  • программа развития студенческих строительных отрядов СФУ до 2012г.,

  • нормативная база, регламентирующая деятельность и оплату работы студенческих отрядов СФУ.


Управление дополнительного образования (переподготовка специалистов).

В системе дополнительного профессионального образования (ДПО) СФУ реализуются следующие виды дополнительных профессиональных программ:

  • повышение квалификации;

  • получение дополнительной квалификации;

  • стажировка;

  • профессиональная переподготовка;

  • получение рабочей профессии.

Дополнительные образовательные программы реализуются по следующим отраслям: энергетика, экономика, машиностроение, новые технологии, связь, информатика и информационные технологии, транспорт, управление, социальная психология, нефтегазовый комплекс, юриспруденция и др.


Физическое воспитание реализуют:

Физкультурно-оздоровительный центр.

Предоставляет студентам возможности для занятий спортом и физкультурой предоставляет Физкультурно-оздоровительный центр СФУ, где студенты имеют возможность бесплатно заниматься в 71 спортивной секции по 30 видам спорта. Материальная база для занятий физкультурой и спортом в СФУ состоит из 5 спортивных комплексов, в которых имеется 17 залов, 2 плавательных бассейна, 3 скальных тренажёра. Кроме того, есть 8 спортивных залов в учебных корпусах. В СФУ есть 3 лыжные базы, 4 футбольных поля, хоккейная коробка и каток.

Проводятся крупномасштабные спортивные праздники с хорошим призовым фондом (в некоторых участие принимает до 2 тысяч человек). Администрация университета оказывает мощнейшую поддержку всем спортивным командам, представляющих университет на соревнованиях различного уровня.

Факультет физической культуры и спорта.

Институты СФУ (в каждом есть куратор по спорту).

Культурно-эстетическое воспитание реализуют:

Центр студенческой культуры.

Центр студенческой культуры - структурное подразделение, объединяющее всех творческих студентов нашего университета. На всех площадках занимается более 100 коллективов по таким направлениям как танцы, от народных до современных, бардовская песня, вокал эстрадный и народный. В ЦСК - функционирует Рок-клуб СФУ, насчитывающий около 30 музыкальных групп. Есть также своя университетская Лига КВН, в которой принимает участие порядка 20 команд. Работают три студенческих театра. Творческие коллективы СФУ регулярно представляют университет на конкурсах и фестивалях всех уровней: от регионального до международного, и стабильно занимают на них высокие места. Двери ЦСК всегда открыты для инициатив студентов по созданию новых событий в жизни университета.

ТВ-СФУ

Сегодня на проекте Телевидения Сибирского федерального университета трудится около 30 человек: они проводят социологические исследования, разрабатывают план реконструкции площадей СФУ для работы «ТВ-СФУ», занимаются составлением сетки вещания и т.д.

Множество
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconПрограмма высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «прикладная геология»
Специализация: 130101. 65. 00. 01 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 230700. 68 Прикладная информатика 230700. 68. 03 Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук Квалификация (степень) выпускника «Магистр»
Общая характеристика магистерской программы Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук 4
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 271101. 65 Строительство уникальных зданий и сооружений Специализация 271101. 65. 01 «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений»
Основная образовательная программа подготовки инженера (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования укрупненная группа 160000 «Авиационная и ракетно-космическая техника»
Специальность 162107. 65 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 «строительство»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая университетом по направлению...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 менеджмент утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337 Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 «строительство»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность 130101. 65 «Прикладная геология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 120100. 62 «Геодезия и дистанционное зондирование»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница