«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»




Скачать 246.76 Kb.
Название«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»
Дата26.08.2012
Размер246.76 Kb.
ТипЗадача


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф.Атякшева»


«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»


с использованием информационно-коммуникационных технологий


Швецова Н. А.,

учитель начальных классов

Лицея имени Г.Ф. Атякшева


г. Югорск

2010 год


Введение

Чем “сегодня” не похоже на “вчера”?

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

Проектная деятельность – особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются самостоятельный поиск учениками необходимой информации, ее творческое преобразование в материализованный продукт. Результатами (продуктами) учебных проектов могут быть тематические стенгазеты, видеофильмы, устные презентации, а также мультимедийные работы (слайд-шоу, веб-страницы, буклеты и т. п.)

Эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, умения, компетенции, которые не достигались бы при традиционных методах обучения.

Задача учителя - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. А что является ведущей деятельностью в творчестве? Вершиной познания? Интерес, любопытство, любознательность, поиск.


Тема. Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы


Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Эпиграфом своей работы я взяла слова выдающегося психолога и педагога Льва Семеновича Выготского:

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно»


Цель.

С учётом вышеперечисленного были определены педагогические цели: формирование первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников; самореализация личности ребенка на основе полученных исследовательских навыков.


Объект исследования.

Объектом исследования выступает совместная проектно-исследовательская деятельность учителя и учащихся, обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

Предмет исследования.

Предметом исследования является процесс формирования и развития творческих способностей младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.


Гипотеза.

Если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся, так я сформирую первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности младших школьников.


Задачи.

В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • изучение возможностей проектно-исследовательской деятельности;

  • выявление методов и приемов, определяющих эффективность обучения учащихся исследовательской деятельностью (работа с дополнительной литературой, опрос, анкетирование, собеседование, обработка результатов, компьютерная верстка);

  • способствование самоопределению младших школьников, выявлению их интересов, способностей, склонностей;

  • предъявление результатов проектно-исследовательской деятельности.


Использованные методы.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения.

На исследовательском (подготовительном) этапе, когда я ставлю перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки, метод наблюдения. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе (основополагающем) я, используя метод информационной поддержки, предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники.

На технологическом этапе (прагматическом) широко использую метод упражненийосновной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Я с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирую у учащихся умения и навыки деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты использую методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.


Приемы работы

Приемы работы. Для достижения поставленных целей я использую различные приемы обучения. Создание проблемной ситуации; социологический опрос и анкетирование; формирование вывода;

компьютерная верстка и обращение к сети Интернет. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации


Факторы успешности работы

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

  • интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

  • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

  • помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

4. Оценка деятельности, рефлексия

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь я не просто передаю определенный объем новой информации, а формирую развивающую среду

Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов. Одни могут изготовить более простые детали, другие – более сложные, одни могут начертить выкройку, другие – использовать ее как шаблон. Кто-то будет раскрашивать детали, а кто-то собирать их в узлы.

Объединение детей над одним проектом дает им опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями и критическими замечаниями, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда.

Умения и навыки логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач.

Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, умения выдвигать гипотезы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.


Результат работы

Защита проекта. Лесенка творчества Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Те мероприятия, которые проходили в течение начальной школы.

План по выбранной теме я отразила в таблице.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление - сочинение

Тема: Моя мама

2

2 четверть

Тема: Мои увлечения

3

3 четверть

Тема: Мы и наши младшие братья

4

4 четверть

Тема: Сочини сказку

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит реферат, первые шаги проектно-исследовательской деятельности

Тема: Охрана природы.

2

2 четверть

Тема: Мастерская Деда Мороза

3

3 четверть

Тема: Птицы зимой

4

4 четверть

Тема: Я и мое здоровье


Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть


Подготовка проектов коллективно, группой, индивидуально с помощью учителя и родителей

Тема: Правила поведения в природе

2

2 четверть

Тема: Рациональное питание

3

3 четверть

Тема: Аквариумные рыбки

4

4 четверть

Тема: Ты и твое имя

Летние каникулы

Выбор темы исследования и работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Самостоятельная подготовка проектов

Проверка работ и индивидуальные консультации

2

2 четверть

Проверка работ и дополнительная доработка

3

3 четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

Метод проектов требует очень большой оформительской работы и самостоятельной работы с литературой. То и другое недопустимо требовать от маленького ребенка – он еще не может долго читать и писать. Все проекты оформляются в устной форме и в виде рисунков и аппликаций, небольших сочинений. Выбор проекта, несомненно, является первым творческим шагом.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Например: один из приемов, который развивает умение видеть проблему. Сочинение «Посмотрите на мир чужими глазами»

«Елочка»

Я жила в лесу. Место у меня было хорошее, воздуха и света вдоволь. Кругом росли подруги ели и сосны. Мне очень хотелось вырасти.

Прошел год, и у меня прибавилось коленце, прошел еще год и еще одно коленце, так я росла. Стояла зима, Земля была устлана снежным покровом. По снегу нет-нет да пробегал заяц. Иногда он перепрыгивал через меня. Вот обида! Но прошло еще две зимы, к третьей зиме я выросла на столько, что зайцу приходилось оббегать меня.

«Да расти, расти и поскорей стань большим, старым деревом, что может быть лучше этого!» - говорили подруги. Каждую зиму в лесу появлялись дровосеки и рубили самые большие деревья. Я каждый раз дрожала при виде падающих деревьев. Потом их укладывали в дровни и увозили из леса.

Елочке очень хотелось жить и радоваться своей юности, своему здоровому росту и жизненным силам.

Поливаева Таня


Сочинения

Моя мама.

Мою маму зовут Галя. Она очень красивая, умная и добрая. Мама любит рисовать. Она художник и работает в художественной школе.

Мне нравиться, когда мама дома, и мы с ней мастерим поделки. А недавно сделали из бумаги ангелочка. У мамы целая коллекция ангелов. Я горжусь своей мамой.

Драгунов Вова


Дружба

В лесу, около березки, рос грибок Подберезовичек. Грибок рос, радовался солнышку и был крепким с красивой красной шляпкой.

Как-то раз приполз к нему маленький червячок и попросил, чтобы грибок спрятал его от птички, которая хочет его съесть. Подберезовичек пожалел червячка и разрешил спрятаться ему в шляпке.

А червячок залез в шляпку и начал есть грибок изнутри. Грибок стал болеть, плохо выглядеть.

Заметила это птичка. И спрашивает у грибочка: «Почему ты стал такой вялый и некрасивый?» Грибок рассказал птичке про червяка. Птичка решила помочь грибку. Она постучала клювом по шляпке, а любопытный червяк выглянул из дырочки. Птичка схватила червяка и съела.

С тех пор птичка и Подберезовичек стали лучшими друзьями. Подберезовичек больше не пускал червяков под шляпку.

Гайнуллина Даша


Моя бабушка.

Мою бабушку зовут Нина Григорьевна. Ей 70 лет. Она вяжет мне теплые носки и красивые варежки. Моя бабуля очень трудолюбивая, добрая и красивая. А еще она любит ездить на рыбалку и ловить рыбу для нашего кота. Бабушка ездит в лес за грибами и ягодами. Она варит вкусное варенье. Я люблю ее.

Новоселова Даша


Мои увлечения

Я занимаюсь в художественной студии «Норд». Моего руководителя зовут Ярмиева Римма Рашитовна. Она преподает нам живопись, графику, лепку и оригами. Каждый раз мы делаем что-то новое, интересное. Мне там очень нравится, и я с удовольствием туда хожу, участвую в разных выставках. А на окружном конкурсе рисунка я занял второе место. Я считаю, что это благодаря моим занятиям в «Норде».

А также вместе с папой я увлекаюсь рыбалкой. В августе папа подарил мне новый спиннинг, научил забрасывать воблер, и в ближайшие выходные мы всей семьей поехали на рыбалку в поселок Каменный на Ендырскую протоку, которая впадает в реку Обь. Когда мы приехали на место, начало вечереть, но я настоял, чтобы мне разрешили опробовать новый спиннинг. Первый же заброс оказался удачным, и после недолгой борьбы, я вытащил настоящую щуку! Пусть она была и небольших размеров, но это был мой первый улов. Потом были еще и еще поклевки, но эту первую щучку я запомню навсегда. Вечером мы варили уху из пойманной рыбы. Я тоже внес свою лепту.

Коцуба Ваня

Карандаш и ластик

Поспорил как-то раз карандаш и ластик: «Кто из них дружнее?»

- Я, - сказал ластик.

- Я, - сказал карандаш, - я очень нужен, с помощью меня рисуют, пишут.

- Нет, я, – заявил ластик,- я стираю написанное.

- А я могу делать тонкие и толстые линии, – объявил карандаш.

- Зато я дольше служу, а ты часто ломаешься, – возразил ластик.

- А у меня толстый грифель.

- А я незаменим, если ты написал неправильно.

- Подумаешь, он незаменим.

-Ах, так. Вот тебе, сказал ластик и стер все, что нарисовал карандаш.

Сам себя губит, кто других не любит.

Козочкина Марина

Цель: выслушивание каждого выступающего и высказывание своих мыслей, взглядов на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов, умение давать определения понятиям (прием описания). Я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Результаты работы оформляются в виде плакатов, рисунков, макетов, небольших сообщений и т.д. Например: творческая работа «Пингвины». К теме прилагается комплект книг.

№ п/п

Список литературы

Страницы

 

Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.

 

 

Чарушин Е. Моя первая зоология.

 

 

Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН

 

 

 

 


План

  1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?

  2. Чем отличается жизнь королевских пингвинов от императорских?

  3. Как пингвин разучился летать.

  4. Заключение.

Порядок работы. Внимательно прочитай план реферата.

  1. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.

  2. Каждый пункт плана – это абзац текста.

  3. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)

  4. Подробно ответь на вопросы основной части плана.

  5. Сделай короткое заключение.

Проводится защита рефератов.

Цель: овладение умением аргументировать собственное суждение, обучение рецензированию творческой работы одноклассника.

В 3 классе чередую коллективную, групповую и индивидуальную проектно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобрел разносторонний опыт, как в проведении исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

№ п/п

Тема проекта

Результат работы. Защита проекта

1

Правила поведения в природе

Создание книжки-малышки.

1. I городской конкурс книжек-малышек «Охраняемые территории, животные и растения ХМАО-Югры» Номинация «Самая интеллектуальная книжка-малышка»

2. Экологический конкурс «Мы - за чистоту окружающей природы!», в рамках международной акции «Марш парков – 2009» г. Советский «Кондинский заповедник».

2

Рациональное питание

1. Городской конкурс учебно-исследовательских работ «Природная мастерская»

2.Городская научно-практическая

конференция «Наука. Природа.

Человек. Общество» 2 место

Работа отправлена на Всероссийский детский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

3

Содержание и уход за аквариумными рыбками

4

Ты и твое имя

Классный час с приглашением администрации и родителей учащихся

Цель: формирование умения решать проблему исследования под руководством учителя и родителей.

В 4 классе – каждый ученик готовит свой проект, начинается индивидуальное научное исследование.

Цель: формирование умения самостоятельного решения проблемы исследования.

Творческий отчет в 4 «Б» классе


Этапы

Сроки

Направление

Перед

кем сдаем

1.

Летние каникулы

Выбор темы и

некоторые разработки темы

учитель

2.

1, 2 четверть

Проверка работ и

дополнительная доработка

учитель

3.

3четверть

январь-февраль

1 предзащита

(уроки первоклассников

и классные часы)

учитель, учителя начальных классов

4.

3четверть

март

2 предзащита

(проектная неделя)

учитель, учителя начальных классов

5.

апрель

в конце апреля


Защита проектов

по разным инстанциям

учитель,

городская комиссия


Результаты анкетирования учащихся, работающих над проектом.

  1. Доля самостоятельности: помог учитель- 3 человека, помогли родители-7 человек, сам выполнил работу-11 человек.




  1. При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотеками, жителями города, родителями, работниками предприятий. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы. Учащиеся воспользовались следующими источниками информации: Интернет-11 человек, компакт дисками «Энциклопедия»-4 человека, услугами детской, школьной и домашней библиотеками.


Что это дает мне в работе? Что это дает учащимся в работе?

Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников.

Выросла моя активность и учащихся в проектно-исследовательской деятельности

Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями.

Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была коллективной, групповой, парной, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Сейчас я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!”


Новизна.

В чем новизна этой работы? Индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей в процессе проектно-исследовательской деятельности.


Практическая значимость

Организовав проектно-исследовательскую работу, я приобрела опыт.


Защитавенец исследования.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.


Классификация выполненных проектов и исследований во 2-4 классах

Мир растений

1.Лук от семи недуг

2.Плесень – опасная болезнь хлеба

3.Легенды и цветы

4.Нет дерева сердцу милей

5.Аукуба (золотое дерево)

Мир животных

1.Содержание и уход за далматинцем

2.Великая загадка динозавров

3.Откуда берутся бездомные собаки?

4.Аквариумные рыбки

5.Птицы зимой.

6.Правила поведения в природе

Человек. Развитие организма

1.Плавание – жизненный навык и прекрасный вид спорта

2.Темперамент человека

3.Я и мое здоровье.

4.Рациональное питание.

5.Ты и твое имя

Краеведение

1.Улица на карте города Югорска

Искусство

1.Семейное рукоделие. Вышивание крестом

2.Русский сувенир и русская игрушка

Техника

1.На чем полетим? Вертолеты

История

1.История Московского Кремля

2.Тайны Аркаима

3.Старинный замок

4.История современных суеверий


Место реализации работы

  1. Неделя проектов (Лицей имени Атякшева Г.Ф.)

  2. Городской конкурс учебно-исследовательских работ «Природная мастерская»

  3. Городская научно-практическая конференция «Наука. Природа. Человек. Общество»


Время работы

1 ЭТАП 2006/2007 уч.год - стартовый

2 ЭТАП 2007/2008 уч.год - апробационный

3 ЭТАП 2008/2010 уч.год - внедренческий


Как я себя чувствую, выполняя эту работу?

Формула трех «У» - уверенность, успех, удовольствие.


Спасибо за внимание.


Литература:

  1. Сухаревская Е.В. Работа над проектом. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №5 от марта,2008г.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, 2006

  3. Романовская М.Б.“Метод проектов в образовательном процессе”. М., 2007

  4. Управление современной школой. Школьная проектная лаборатория. Кашлева Н.В. Волгоград, 2008г.


Похожие:

«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconСогласовано
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей имени героя россии веры волошиной
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconМоу «Моргаушский лицей» Протокол №3 от 20 августа 2007 года
Директор муниципального образовательного учреждения «Моргаушский лицей» Смирнов Николай Евгеньевич, именуемый далее «работодатель»...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconДоклад моу «Артинский лицей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Артинский лицей» основано на базе средней общеобразовательной школы №2, открытой в...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconПубличный доклад по итогам работы гу нпо профессиональный лицей №101 г. Челябинска за 2010 год
Деятельность гу нпо профессиональный лицей №101 в 2009-2010 учебном году проводилась в соответствии с Программой развития на 2009-2013...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconДокументация об аукционе на право заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания для муниципальных нужд моу видновский художественно-технический лицей Торги №02. 02. 087 Видное 2009 г
Форма торгов. Открытый аукцион на поставку продуктов питания для муниципальных нужд моу видновский лицей
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» icon"Повторение имени числительного"
Цель урока: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи; формирование ууд...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconИнструкция по подготовке компьютера к работе с закрытой частью портала
Для удобства рекомендуем использовать возможность запуска программ от имени другого пользователя, щелкнув файл правой кнопкой мыши...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconПубличный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 имени Г. С. Титова
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Г. С. Титова Щелковского муниципального...
«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconД окументы, которые подаются при поступлении в лицей

«Лицей имени Г. Ф. Атякшева» iconО внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка моу «Кугесьский лицей»

Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница