Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке




НазваниеТематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке
страница1/5
Дата26.08.2012
Размер1.03 Mb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4   5
Оглавление

1.

Введение

2

2.

Глава 1. Теоретические основы организации внеклассных занятий по чувашской вышивке.

3




1.1 Анализ учебно-методической литературы

3




1.2 Особенности организации внеклассных занятий по чувашской вышивке

6




    1. Субэтнические группы чувашей

8




1.4 Чувашская национальная вышивка

10




1.5 Искусство орнамента

17

3.

Глава 2. Методика проведения внеклассных занятий по чувашской вышивке

22




2.1 Организация рабочего места

22




2.2 Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке



24




2.3 Планы-конспекты внеклассных занятий по чувашской вышивке

29

4.

Библиографический список использованной литературы


40

5.

Выполнение творческого проекта

41

6.

Приложения






Введение


В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства, сделав их всенародным достоянием.

М.С.Спиридонов

Ознакомившись с видами народных художественных промыслов Чувашии, можно с уверенностью признать, что одним из наиболее любимых и процветавших на все времена было искусство вышивания. Об этом говорят предметы старины, прекрасные творения чувашских мастериц, дошедшие до нас из глубины веков, поражающие взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, ювелирностью их исполнения.

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте при свете лучины шерстяными и шелковыми нитями создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурпаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховые платки, пояса и халаты – все украшалось вышивкой. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без нее не обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Знаменитый этнограф Н.И.Гаген-Торн в своей книге «Женская одежда народов Поволжья», идя путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений, приходит к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды.

На современной чувашской свадьбе сохранилась очень красивая традиция: молодая невеста, ступая в дом жениха, обвешивает образа вышитыми полотенцами. Вот что можно здесь заметить: все полотенца выполнены в технике глади или крестом, а старинную чувашскую вышивку практически не увидишь. Даже, казалось бы, вышивка одной из самых древних частей одежды, как сурпан, выполняется в последнее время счетной гладью, потому что этот узор выполнить намного проще, чем старинный «çыруллă тĕрĕ».

У нас в 2005 году начал свою работу школьный музей. Был собран богатейший материал материальной и духовной культуры Сятракасинского сельского поселения. Конечно же, большой интерес вызывают в музее экспонаты декоративно-прикладного искусства. Только вот очень жаль, что мы уже никогда не узнаем некоторых авторов уникальных вышивок, выполненных местными мастерицами. Вышивка, являющаяся одним из основных видов чувашского прикладного искусства, по своим художественным достоинствам стоит наравне с великими достижениями мировой культуры. И в наши дни старинная вышивка выглядит прекрасно, поражает своей красотой, вместе с тем вызывая тревогу, что мы ее очень мало знаем.

Главными целями методической разработки организации кружка чувашской вышивки являются:

  • научить кружковцев правильно вышивать, умело разбираться в народном орнаменте, цветовых отношениях;

  • познавать прекрасное в произведениях декоративно-прикладного искусства, развивать творческое мышление;

  • воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.



Глава 1. Теоретические основы организации внеклассных занятий по чувашской вышивке.

    1. Анализ учебно-методической литературы

  1. Книга Евгении Жачевой «Чувашская вышивка. Техника и приемы»

Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества. Наши бабушки и матери вышивали, словно сочиняли песню - излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Данная книга одновременно является и исследованием, и методическим руководством для начинающих вышивальщиц, и художественным альбомом.

Многие любители национального прикладного искусства хотят овладеть секретами чувашской вышивки. Книга призвана помочь педагогам, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков, а также всем, кто желает самостоятельно научиться вышивать, освоить этот массовый вид художественного творчества. Читатель может ознакомиться с названиями некоторых реконструированных швов и их разновидностей, с техническими приёмами их выполнения, впервые они классифицированы по назначению, способу исполнения, степени трудности, направлению. Материал книги изложен доступным языком, в определенной последовательности, что облегчает его усвоение.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе (4-е изд., стер.) учеб. пособие

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально.

Учебник раскрывает теоретические и практические основы рисунка, живописи, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, так как педагог должен сам уметь рисовать, расписывать декоративные изделия, выполнять дизайнерские проекты. Особенно для моей работы по организации внеклассных занятий по чувашской вышивке стала полезна глава III – «Теоретические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству». В этой главе очень понятно и доступно рассматриваются вопросы народного и декоративно-прикладного искусства в системе ценностей культуры, композиции в народном и декоративно-прикладном искусстве, видов и структуры орнамента. Можно многое узнать о народных художественных промыслах.

К сожалению, объем книги позволяет разобрать лишь главные положения теории и практики обучения изобразительному искусству и рассмотреть только основные подходы к методике его преподавания. Конечно, для того, чтобы освоить секреты педагогического мастерства, необходимы постоянное совершенствование графических, живописных, декоративных и дизайнерских умений и навыков.

  1. Под редакцией М.Я.Сироткина и В.Л.Кузьмина. Чуваши. Этнографические исследования // Чувашгосиздат, Чебоксары1956

Настоящее исследование является результатом многолетней работы авторского коллектива над изучением культуры и быта чуваш. Основой исследования явились, главным образом, материалы этнографических экспедиций 1949 – 53 гг. Обработка экспедиционных материалов сопровождалась изучением коллекций музеев, привлечением данных архивов.

Цель настоящей работы заключается в описании и анализе особенностей быта чуваш в прошлом и настоящем. Считая культуру и быт чуваш прочно сложившимся и созданными самим народом в процессе его исторической жизни, авторы в то же время считают необходимым изучать их не изолированно от быта соседних народов, с которыми чуваши имели вековые экономические и культурные связи. Этим и продиктовано стремление использовать в работе сравнтиельно-этнографические данные, нередко помогающие выявить истоки тех или иных бытовых форм и культурных явлений. 15 лет назад, когда в школьную учебную программу ввели предмет культуры родного края, эта книга стала для меня единственным учебником. До сих пор я возвращаюсь к этой дорогой для меня книге. Этнографически экспедиции, организованные в середине прошлого века, наиболее точно отображают культуру и быт чуваш в наиболее старинный период.

А плохо то, что эта книга еще ни разу не переиздавалась. Многие фотографии не четкие. Качество книжного листа и переплета оставляет желать лучшего.


1.2 Особенности организации внеклассных занятий по чувашской вышивке





В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе, особенно - в сельской. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве уменьшается объем и сложность выполнения практических работ на уроках технологии. Объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствующих операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому.

Работа кружков технического и художественного творчества должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках технологии и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и призвана решать единые с ней педагогические задачи. Занятия должны обеспечивать эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий характер. С первых практических занятий руководитель кружка должен не только установить положительный психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности.

Одним из главных принципов организации занятий кружка является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но и теоретические сведения также необходимы. Нужно иметь в виду, что учащиеся приходят на занятия в кружок с большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнения какого-либо изделия для себя. Поэтому необходимо как можно раньше начинать практические занятия , чередуя их с теоретическими. Для лучшего восприятия учащимися учебного материала руководитель должен подготовить наглядные пособия. Важное значение имеют хорошо организованные экскурсии в музеи народного творчества, прикладного искусства, на выставки.

Выбирая форму ведения занятий, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их потенциальные возможности. Так, например, учеными-психологами были отмечены характерные возрастные особенности детей разных возрастов:

  • «… до 11 лет они обладают ярко выраженным стремлением к самостоятельности, увлечением при выполнении задания. В то же время – некритическим отношением к результатам своей работы,

  • дети в возрасте 12 – 13 лет более самокритичны, пытаются анализировать свою работу, но часто бывают нерешительны и проявляют склонность к подражательству,

  • для детей старшего возраста – характерно развитие абстрактного мышления, а главное – формирование мировоззрения индивидуальной манеры самовыражения, яркое проявление в творчестве национальных особенностей».

В плане работы следует определить объем домашнего задания учащимся, например, предложить самостоятельно выполнить простейший шов и разработать различные варианты их выполнения. Такая самостоятельная работа будет не только закреплять практические умения и навыки, но и развивать творческую активность учащихся.

Лучшие работы учащихся могут демонстрироваться на выставках, которые являются средством информации о деятельности кружка. Такие выставки поддерживают постоянный интерес к работе кружка, способствуют активному приобщению учащихся к творческой деятельности.



    1. Субэтнические группы чувашей



Еще в начале XV века чуваши по своим некоторым различиям в языке и культуре начали разделяться на 3 группы: верховые (вирьял), низовые (анатри), средненизовые (анат енчи).

Так, по языку верховые чуваши отличаются «оканьем», а остальные группы «укают», например, верховые говорят «Çомăр полать», а низовые — «Çумăр пулать». Есть еще небольшие различия, но это не мешает группам прекрасно понимать друг друга. Литературным языком считается диалект низовых чувашей.

В древности группы отличались и по одежде, особенно женской. К тому же, живя рядом с другими народами, в течение нескольких столетий чуваши воздействовали на их культуру и сами что-то заимствовали у них. Так, у марийцев в национальной одежде есть вещи, заимствованные у чувашей. А чувашки (вирьял) подпоясывают свое платье так, как это делают марийки. Низовые чуваши (анатри) испытывают некоторое влияние татарской культуры. И ближе к XX веку во все группы чувашей стали сильно проникать элементы русской культуры.

Орнаметация тоже различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканном белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монумемтальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Неприменной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры , розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба.


Выделяется три субэтнические группы чувашей: верховые (вирьял, тури - влияние финно-угорского компонента) на севере и северо-западе Чувашии, средненизовые (анатенчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые (анатри — влияние булгарского компонента) на юге республики и за ее пределами



Традиционный марийский костюм





Татарский национальный костюм


1.4 Чувашская национальная вышивка

Надела я рубашку белую,

Рукава, подол в письменах.

Я узор рукавов читала —

Надо идти вечером.

Узор подола прочитала —

Придти надо рано утром.

Старинная народная песня, записана Н.И. Ашмариным


В этой народной песне поется о знаках, очевидно рунах, используемых в вышивках чувашских костюмов. Руническое письмо, применяемое в вышивке, это всего лишь один из уровней символики, заложенный в народной вышивке. Основной же пласт символических значений лежит в самом расположении орнаментов и их сакральных значениях.

Чувашская культура имеет в своем распоряжении развитую знаковую письменную культуру. Наряду с арабским письмом и кириллицей чуваши пользовались руническим письмом (табл.33/8) (вполне вероятно, существовало две самостоятельные системы рунического письма — буквенная и слоговая). Руны чисел шут палли, систему родовых знаков ана палли (табл.33/11—13), систему магических и космогонических знаков, самобытную числовую систему, напоминающую римские цифры, также распространенную и у народов, населявших Волжскую Булгарию.

Самым массовым видом творчества была вышивка (тĕрĕ): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п.

Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П. С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах в датируются серединой и концом 18 в.




На плечах и рукавах этого типа рубахи расположена вышивка геометрического, стилизованного растительного, а иногда животного орнамента. Плечевая вышивка по своему характеру отличается от нарукавной, но последняя нередко сливается с ней составляя как бы естественное продолжение. На одной из старинных рубах вышивка вместе с нашивками тесьмы, спускаясь с плеч, идет вниз и заканчивается на груди острым углом. Нашивки располагаются в виде ромбов, треугольников, квадратов. Внутри этих геометрических фигур - вышивка мелкая, сетчатая, а по наружному краю вышиты крупные крючкообразные и звездообразные фигуры. Этот наиболее архаичный из дошедших до нас образцов чувашской орнаментации весьма интересен тем, что некоторые исследователи, на основании тщательного анализа орнамента нагрудной, плечевой и наспинной вышивки, находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Такое предположение ставит данный экземпляр женской плечевой вышивки в число уникальных памятников, воссоздающих былые исторические и культурные связи предков чуваш с их соседями.


Едва ли не самый большой интерес в орнаментации чувашской женской рубахи представляет нагрудная вышивка. Она типична для старинных белых вышитых рубах, бытовавших в середине и конце 19 в. у группы низовых чуваш. Форма вышивки многообразна. В основном это - розетки: ромбовидные, звездообразные, в виде креста и др. По характеру орнамента вышивка также неоднородна. Встречается вышивка с геометрическим, животным и растительным орнаментом. Преобладающими цветами являются: красный (разной тональности), синий, желтый, зеленый, черный. Чаще вышивка многоцветна.

Вышивка в виде розеток является отличительным признаком рубахи замужней женщины. Розетки как бы подчеркивали зрелость женщины. Это предположение подтверждается образцами нагрудных вышивок с двумя или тремя парами розеток, в которых можно усмотреть стремление усилить плодовитость женщины.

Нагрудная вышивка женской рубахи носит также название отрезная. Этот термин связан с тем, что вышивка зачастую заготовлялась отдельно, на прямоугольном куске белого холста и только потом вшивалась в нагрудную часть рубахи..



У чуваш (верховых), живущих в северо-западных районах республики, к северу и западу от реки Цивиль, вышивка на женских рубахах всегда отсутствовала. Местной особенностью одежды этой группы была чрезвычайно мелкая вышивка геометрического характера, которая шла узенькой полоской по разрезу на груди, заканчиваясь внизу острым углом. Исполнялась она обычно красной, черной, желтой, зеленой шерстью или красной и желтой шелковой, черной и зеленой гарусной нитью. Характер этой вышивки и ее расположение имеет аналогию с вышивкой соседящих с чувашами с севера горных марийцев. Сходство может объясниться взаимовлиянием, происходившим с весьма давнего времени, связанным с расселением обоих народов по территории. Однако это сходство мало отразилось на таком существенном явлении, как, терминология отдельных частей одежды и вышивки. У чуваш она носит самостоятельный характер.




В прошлом считали, что хорошая вышивальщица является и хорошей работницей. Потому девочку уже семи - восьмилетнего возраста учили вышивать. Ко времени своего замужества она должна была заготовить приданое, а также подарки жениху и его родне. Основную часть приданого составляли рубахи. В приданом богатой невесты было до ста рубах. Рубахи должны были быть тщательно вышиты, а поэтому предварительно делали заготовки вышивок, отдельных частей рубахи, чтобы из них по мере надобности можно было сшить рубаху в короткий срок.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду.

Осмысление народной мифологии, мировоззрения и символики в вышивке выступает не только декоративность, но и смысловое значение изобретаемого. Древний орнамент используется для передачи мыслей, связанных с сегодняшним днем. В элементах чувашской вышивки сохранены знаки древней рунической письменности, родовые знаки, символы. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари.

Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством священного древа жизни, солнце – в виде круга или розетки и т.д. Таким образом, орнаментальное искусство вышивки воплощало в себе духовное богатство и художественную культуру чувашского народа.

Чувашская вышивка отличается высоким и подлинным чувством цвета. На старинных вышивках наблюдается та предельная точность рисунка, какую можно видеть на картинах великих итальянцев и которая создает особо тонкую величественность целого.

Острое чувство звука и цвета, чутье, не допускающее никакой фальши, является у чуваша чем-то вроде шестого чувства. Звук и цвет, как нечто глубоко органичное и слитное, входят в работу любого чуваша, тем более чувашки, мастера любой отрасли искусства.

Богатое наследие оставили нам предки. Во все времена народных промыслов в Чувашии, одним из наиболее любимых и процветающих, было искусство вышивания.


Основные отличительные черты чувашской вышивки от русской.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в разделе русская народная вышивка среди типичных русских вышивок присутствуют и чувашские. Выделить их из общей массы вышивок на первый взгляд довольно сложно. Здесь необходимо хорошо знать особенности чувашской вышивки. Укажем на некоторые специфические черты отличия русской вышивки от чувашской.

При построении композиции этих двух народов присутствуют:

1) различные космогонические сюжеты;

2) различные элементы знаковой системы;

3) различная степень стилизации;

4) различные способы отображения сюжета;

5) принцип введения дополнительных цветов;

6) основные сочетания цветов.

1. Основные сюжеты вышивки у русских и чувашей отличаются по следующим позициям:

у русских — предстоящие всадники, роженицы — мировое древо, свастики усложненной геометрической формы;

у чувашей — горы земные — горы небесные, пирамидальные строения, ковчег у священной горы с мировым древом на горе, солнце небесное — два подземных.

2. Наблюдается различие в следующих знаках:

у русских — роженицы, всадники, собаки, церковь: у чувашей — ковчег, лев, горы, руны, родовые знаки.

3. Для определения степени стилизации предлагается следующая шкала:

1) реальное изображение;

2) стилизованное реальное изображение;

3) декоративный абстрагированный знак (петроглиф);

4) предельно абстрагированный знак (крест, круг, черта, буква, иероглиф);

5) чистая абстракция (так называемые «макароны», изображенные первобытными людьми);

6) знак — отпечаток, слепок (отпечаток ладони).

У русских — основная масса знаков перегружена настолько, что переходит грань от знака к реальному изображению. Степень абстрагизации собственных русских знаков низкая. Степень стилизации по предлагаемой шкале 1—2.

У чувашей — уровень степени стилизации 3—4.

4. Отображение сюжета вышивки можно разделить на следующие уровни:

— повествовательно-игровой (например, сюжет изразца или лубка);

— космогонический, мифологический;

— повествовательный (надписи).

У русских сюжеты вышивок варьируются от повествовательно-игрового до космогоническо-мифологического.

У чувашей — от космогоническо-мифологического до повествовательного.

5. Различны способы раскрашивания элементов вышивки:

у русских — каждая деталь знака расцвечивается по-своему; у чувашей — мелкие вкрапления желтого, зеленого, синего; обводка черным, желтым, салатовым на красном фоне.

6. Существуют различия в применении общего цветового сочетания костюма:

у русских часто преобладают сочетания красного и зеленого цветов, у чувашей — красного и светло-охристого.

Халат чувашей обшивается красной тесьмой по местам швов, это и конструктивный прием, и прекрасное оформление одежды, приобретшей семантическое звучание «четыре столба, держащих небо».

Наблюдается различный подход к упорядочиванию пространства декорируемого предмета. Оно связано с различным мироощущением человека, жизнь которого зависит от циклов уклада. Пространство кочевника — это оградка с балбалом посреди стихии степи и извилистый путь стада. У охотника-собирателя это дорогая вставка (находка, дичь) посреди таинственной замкнутой лесной стихии. У земледельца это строгая геометрическая упорядоченность земли — вышивки, имеющей точные границы и не терпящей хаоса ни семантического, ни изобразительного.

Одним из основных элементов влияния русской культуры стало вышивание цветов. Повседневный земледельческий труд наложил свой отпечаток на общепринятые нормы поведения в чувашской среде. Так, чувашская женщина, всю жизнь работающая в поле и борющаяся с сорняками, почитала за оскорбление, когда ей дарили цветы (в ее понимании, те самые сорные растения). Потому и в старой чувашской вышивке не было принято вышивать цветы.


1.5 Искусство орнамента


«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский — какой угодно, национальный или варварский, — он всегда говорящ, видящ, деятелен»

О. Мандельштам.


Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.), оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.п.), циновки или выковать из металла (светильник, поставец, ограда, ворота и др.). Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

Виды и структуры орнаментов

Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломанных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.



Сложные орнаменты типа меандр, встречающийся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к к геометрическому орнаменту. Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. Вначале это были простые знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.

Гирих

Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. Например, орнамент «гирих» в мусульманском искусстве представляет многообразные сложные переплетения.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. п. Наиболее часто встречается у всех народов



мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображение аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими» - спирально извивающийся вьюнок.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративное изображение птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.



Антропоморфный орнамент в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.



Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента:

  • ленточный



  • сетчатый





  • замкнутый


  1   2   3   4   5

Похожие:

Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование занятий по правилам дорожного движения для начальной школы 1 класс
Примерное тематическое планирование занятий по правилам дорожного движения для начальной школы
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения на 2011-2012 учебный год
Правила перехода на регулируемом переходе. Соблюдение правил дорожного движения в период весенних каникул (ролевая игра)
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconПрограмма по предмету правила дорожного движения 1 8 классы Тематическое планирование занятий по предмету Правила дорожного движения для учащихся 1 Х классов
Тематическое планирование занятий по предмету Правила дорожного движения для учащихся 1 – Х классов
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconКалендарно-тематическое планирование занятий по правилам дорожного движения 5 класс
Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconКалендарно-тематическое планирование занятий по правилам дорожного движения 1 класс
Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. (Октябрь)
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч. В таблице представлено тематическое планирование профильного курса информатики в 10-11 класс
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование Ниже приводится тематическое планирование по учебникам «Технология» (авт. Роговцева Н. И. и др.) 1 класс
Ниже приводится тематическое планирование по учебникам «Технология» (авт. Роговцева Н. И. и др.)
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconКалендарно-тематическое планирование по физической культуре для обучающихся 5-8 классов, отнесённых по состоянию зд
Ведущий принцип занятий физической культурой в смг это дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учётом патологии и индивидуальных...
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование по русскому языку для 2 класс
Календарно тематическое планирование по русскому языку для 2 класса (1-4) на 1 полугодие
Тематическое планирование внеклассных занятий по чувашской вышивке iconТематическое планирование внеурочной деятельности учащихся 5-ого класс
Тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся 5-ого класса «Приобщение к мини-футболу»
Разместите кнопку на своём сайте:
Руководства



База данных защищена авторским правом ©do.znate.ru 2012
При копировании укажите ссылку
обратиться к администрации
Руководства
Главная страница